بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Хвала Аллаху, Который сохраняет для нас учёных, призывающих к прямому пути и проявляющих терпение, несмотря на истязания. Кто оживляет Книгой Аллаха умершие сердца, исцеляет слепоту светом от Аллаха.
Мир и благословение Мухаммаду ибн Абдуллаху, который является Посланником Аллаха, а также мухаджирам, ансарам, остальным сподвижникам и тем учёным, кто последовал за ними.
Учёные Уммы — это наследники пророков, услада глаз правителей, они — те, кого Аллах возвысил из-за знаний. Они наделены благоразумием, они объясняют, как отличить халяль от харама, истину ото лжи, вред от пользы, красивое от безобразного. Они — хранители Шариата, защитники акъыды (мировоззрения). Они очищают религию Аллаха от различного рода искажений, от утверждений лжецов, от толкований заблудших. А скольких людей они обучили?! Скольких блуждающих в поисках истины наставили на прямой путь?!
Скольким сбившимся с пути Аллаха открыли глаза и указали правильный курс?! Скольких тиранов принудили к соблюдению истины?! Скольким надменным и жестоким правителям они высказали правильное слово в лицо, но те, не прислушавшись к их словам, были сломлены?! Сколько раз они были ключами к благу?! Сколько раз они были лекарством против злой болезни, снизошедшей на мусульман! Праведные учёные были теми, о ком Посланник Аллаха ﷺ сказал следующее:
إِنَّ مَثَلَ الْعُلَمَاءِ فِي الْأَرْضِ كَمَثَلِ النُّجُومِ فِي السَّمَاءِ يُهْتَدَى بِهَا فِي ظُلُمَاتِ الْبَرِّ وَالْبَحْرِ فَإِذَا انْطَمَسَتْ النُّجُومُ أَوْشَكَ أَنْ تَضِلَّ الْهُدَاةُ
«Учёные подобны звёздам на небе. По ним люди находят путь в темноте, на суше и в море, а когда звёзды скрываются, то люди близки к заблуждению» (Ахмад).
В хадисе Абу Дарды приходит: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:
مَنْ سَلَكَ طَرِيقًا يَطْلُبُ فِيهِ عِلْمًا سَلَكَ اللهُ بِهِ طَرِيقًا مِنْ طُرُقِ الْجَنَّةِ وَإِنَّ الْمَلَائِكَةَ لَتَضَعُ أَجْنِحَتَهَا رِضًا لِطَالِبِ الْعِلْمِ وَإِنَّ الْعَالِمَ لَيَسْتَغْفِرُ لَهُ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَمَنْ فِي الْأَرْضِ وَالْحِيتَانُ فِي جَوْفِ الْمَاءِ وَإِنَّ فَضْلَ الْعَالِمِ عَلَى الْعَابِدِ كَفَضْلِ الْقَمَرِ لَيْلَةَ الْبَدْرِ عَلَى سَائِرِ الْكَوَاكِبِ وَإِنَّ الْعُلَمَاءَ وَرَثَةُ الْأَنْبِيَاءِ وَإِنَّ الْأَنْبِيَاءَ لَمْ يُوَرِّثُوا دِينَارًا وَلَا دِرْهَمًا إِنَّمَا وَرَّثُوا الْعِلْمَ فَمَنْ أَخَذَهُ أَخَذَ بِحَظٍّ وَافِرٍ
«Тому, кто отправился в путь, желая приобрести знания, Аллах облегчит один из путей, ведущих в Рай. А ангелы непременно будут простирать свои крылья над ищущим знания, выражая своё довольство его действиями. Кто обитает в небесах и на земле, и даже рыбы в толще воды, будут просить прощения за учёного! Превосходство учёного над простым поклоняющимся подобно превосходству полной луны над прочими небесными светилами ночью. Учёные — наследники пророков, а пророки не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхамов. Они оставляют в наследство лишь знание, поэтому тот, кто приобрёл его, приобрёл великий удел» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).
Этих хадисов достаточно, чтобы понять статус и роль учёных, как и ту великую ответственность, которая возложена на них. Ведь когда наступают фитны (смуты), ложь смешивается с истиной, тучи страданий сгущаются, а у людей появляется нужда в исправителях и руководителях, однако они не находят пророков и посланников, то находят их наследников, которые передают им их слова и указывают на их путь. Эта роль отведена только учёным. И если тебя спросят причину такого утверждения, то ответь им словами Всевышнего:
قُلۡ هَلۡ يَسۡتَوِي ٱلَّذِينَ يَعۡلَمُونَ وَٱلَّذِينَ لَا يَعۡلَمُونَ
«Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (39:9).
Также достаточно для почёта и уважения в адрес учёных слов Всевышнего, где Он перечисляет учёных мужей рядом с Собой и ангелами:
شَهِدَ ٱللَّهُ أَنَّهُۥ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ وَٱلۡمَلَٰٓئِكَةُ وَأُوْلُواْ ٱلۡعِلۡمِ قَآئِمَۢا بِٱلۡقِسۡطِۚ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ ٱلۡعَزِيزُ ٱلۡحَكِيمُ ١٨
«Аллах засвидетельствовал, что нет божества кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества кроме Него, Могущественного, Мудрого» (3:18).
Аль-Куртуби сказал: «Этот аят является доказательством превосходства знаний и достоинства учёных. Если бы кто-то ещё был достойней учёных, то Аллах непременно упомянул бы его рядом со Своим именем и ангелами».
Аллах возвысил знания и их обладателей:
يَرۡفَعِ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مِنكُمۡ وَٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡعِلۡمَ دَرَجَٰتٖ
«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (58:11).
Ибн Каййим сказал: «Аллах в Своей Книге сообщил о возвышении по степеням в четырёх местах ... И все возвышенные категории так или иначе возвращаются к знаниям и джихаду, ведь они (знания и джихад) — опора религии».
Также Посланник ﷺ сказал:
فَضْلُ الْعَالِمِ عَلَى الْعَابِدِ كَفَضْلِي عَلَى أَدْنَاكُمْ إِنَّ اللهَ وَمَلَائِكَتَهُ وَأَهْلَ السَّمَوَاتِ وَالْأَرَضِينَ حَتَّى النَّمْلَةَ فِي جُحْرِهَا وَحَتَّى الْحُوتَ لَيُصَلُّونَ عَلَى مُعَلِّمِ النَّاسِ الْخَيْرَ
«Превосходство учёного над поклоняющимся подобно моему превосходству над нижайшим из вас. Аллах, Его ангелы, обитатели небес и земли, и даже муравей в своём жилище и даже кит (в море) призывают благословения на тех, кто обучает людей благому!» (ат-Тирмизи).
К наследникам пророков относятся те учёные, которые унаследовали от пророческих знаний и дел то, чем руководствуются эти учёные (знаниями и делами) в открытой и скрытой форме, следуют по пути пророков в радости и в горе. Праведные учёные не похожи на тех, кто поклоняется Аллаху, находясь на грани между верой и неверием, или на тех, кто приник к земле и стал потакать своим страстям.
Знания являются причиной для почёта и уважения, но может случиться и так, что они станут причиной несчастья в этом мире и Последующем, если эти знания не будут подкреплены деяниями в случае необходимости. Быть может, именно учёный попадёт в Ад первым, и тогда его положение окажется таким, как у тех, кого описал Всевышний:
وَٱتۡلُ عَلَيۡهِمۡ نَبَأَ ٱلَّذِيٓ ءَاتَيۡنَٰهُ ءَايَٰتِنَا فَٱنسَلَخَ مِنۡهَا فَأَتۡبَعَهُ ٱلشَّيۡطَٰنُ فَكَانَ مِنَ ٱلۡغَاوِينَ ١٧٥ وَلَوۡ شِئۡنَالَرَفَعۡنَٰهُ بِهَا وَلَٰكِنَّهُۥٓ أَخۡلَدَ إِلَى ٱلۡأَرۡضِ وَٱتَّبَعَ هَوَىٰهُۚ فَمَثَلُهُۥ كَمَثَلِ ٱلۡكَلۡبِ إِن تَحۡمِلۡ عَلَيۡهِ يَلۡهَثۡ أَوۡ تَتۡرُكۡهُ يَلۡهَثۚ ذَّٰلِكَ مَثَلُ ٱلۡقَوۡمِ ٱلَّذِينَ كَذَّبُواْ بَِٔايَٰتِنَاۚ فَٱقۡصُصِ ٱلۡقَصَصَ لَعَلَّهُمۡ يَتَفَكَّرُونَ ١٧٦
«Прочти им историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их. Дьявол последовал за ним, и он стал заблудшим. Если бы Мы пожелали, то возвысили бы его посредством этого. Однако он приник к земле и стал потакать своим желаниям. Он подобен собаке: если ты прогоняешь её, она высовывает язык, и если ты оставишь её в покое, она тоже высовывает язык. Такова притча о тех, которые считают ложью Наши знамения. Рассказывай эти истории, — быть может, они призадумаются» (7:175–176).
На протяжении всей истории Уммы учёные понимали, какова их роль — быть маяками, указывающими на прямой путь. Ведь они читали слова Всевышнего:
ٱلَّذِينَ يُبَلِّغُونَ رِسَٰلَٰتِ ٱللَّهِ وَيَخۡشَوۡنَهُۥ وَلَا يَخۡشَوۡنَ أَحَدًا إِلَّا ٱللَّهَ
«Они передали послания Аллаха и боялись Его и не боялись никого, кроме Аллаха» (33:39).
Именно учёные показали нам то, какой должна быть позиция при отчёте правителей, показали необходимость говорить истину, несмотря ни на что. К таким учёным относился Ахмад ибн Ханбаль, который показал наилучшие примеры в отчёте правителей. Одной из его знаменитых фраз, которую необходимо вписать золотыми буквами в историю, была следующая: «Если учёный будет отвечать, беря во внимание предосторожность и личную безопасность (т.е. прибегать к такые), а невежда будет отвечать на основе своего невежества, то когда же будет разъяснена истина?». Также к таким учёным относятся Иззуддин ибн Абдуссалам, Саид ибн Джубайр, Абу Хазим и другие.
Возможно, самым важным качеством истинных учёных является страх перед Всевышним:
إِنَّمَا يَخۡشَى ٱللَّهَ مِنۡ عِبَادِهِ ٱلۡعُلَمَٰٓؤُاْۗ
«Поистине, боятся Аллаха среди Его рабов обладающие знанием» (35:28).
Именно поэтому, когда Абдуллах, сын имама Ахмада ибн Ханбаля, спросил отца: «Обладал ли Маруф аль-Кархи знаниями?», — Ахмад ответил: «Сынок, он обладал вершиной знаний: страхом перед Аллахом!». Смысл сказанного заключается в том, что учёные, обладающие страхом перед Всевышним, говорят и совершают то, что было выведено на основе их иджтихада. У них отсутствует заискивание и страх перед кем бы то ни было, они не соблазняются популярностью и роскошью, напротив, ими движет страх перед Аллахом, они не обращают внимания на желания и прихоти людей. Когда позиция учёного основывается на Исламе, то она несёт в себе правдивость и непоколебимость, она успокаивает сердца и души людей.
Однако сегодня количество придворных учёных достигло такого уровня, которого никогда ранее не знала история Ислама. Сегодня одни из них восхваляют никчёмных правителей со своих минбаров, требуют любить этих грешников, которые предали Аллаха, Его Посланника ﷺ и мусульман. Другие узаконивают их преступления, предательство и халатность. В результате убийства, пытки, насилие, разрушения домов, распространение грехов, любовь к тиранам и т.п. преступления стали оправданным делом. Для оправдания этих преступлений были изданы нужные фетвы, которые рассчитаны на недальновидных и необразованных людей. Вот такова их дерзость против Аллаха и Его Посланника ﷺ.
У придворных учёных пока ещё имеется возможность отказаться от своего дружелюбия к законам неверия и его режимам, от злоупотребления шариатскими знаниями. Они пока имеют возможность не быть опорой заблуждения, которое используют никчёмные правители для оправдания своих чёрных деяний. Как минимум, учёные должны сделать следующее:
признать перед всеми, что издавали ложные фетвы,
признать, что поддерживали врагов Уммы,
признать, что связь Ислама является крепчайшей связью.
Ведь когда придёт день победы и помощь от Аллаха, то Умма уже не простит им их ошибки.
Сегодня крайне необходимо наличие праведных учёных. Ведь никто кроме них не выполнит задачу правильно разъяснить Ислам и его законы. Ведь с отсутствием учёных появляется брешь в сознании людей, и эту брешь начинают заполнять невежды. Посланник ﷺ сказал:
حَتَّى إِذَا لَمْ يُبْقِ عَالِمًا اتَّخَذَ النَّاسُ رُءُوسًا جُهَّالًا فَسُئِلُوا فَأَفْتَوْا بِغَيْرِ عِلْمٍ فَضَلُّوا وَأَضَلُّوا
«...когда же не останется ни одного учёного, люди станут избирать невежественных руководителей. Им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других» (Бухари, Муслим).
Не подобает тем, кто заключил завет с Аллахом, скрывать от людей суть Ислама и его законы. Такие не могут находиться в последних рядах, такие не могут поменять противостояние на безопасность. Ведь именно они должны просвещать Умму, наставлять её, побуждать занять своё место на арене жизни. Именно они должны первыми отчитывать правителей и требовать преобразований. Именно они должны повести за собой людей и присоединиться к деятельности по установлению Халифата. Всевышний сказал:
وَإِذۡ أَخَذَ ٱللَّهُ مِيثَٰقَ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ لَتُبَيِّنُنَّهُۥ لِلنَّاسِ وَلَا تَكۡتُمُونَهُۥ فَنَبَذُوهُ وَرَآءَ ظُهُورِهِمۡ وَٱشۡتَرَوۡاْ بِهِۦ ثَمَنٗا قَلِيلٗاۖ فَبِئۡسَ مَا يَشۡتَرُونَ ١٨٧
«Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его». Но они бросили его за спины и продали его за ничтожную цену. Как же скверно то, что они приобретают!» (3:187).
Аллах обещал тем, кто скрывал истину ради мирских услад, наказание:
إِنَّ ٱلَّذِينَ يَكۡتُمُونَ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ مِنَ ٱلۡكِتَٰبِ وَيَشۡتَرُونَ بِهِۦ ثَمَنٗا قَلِيلًا أُوْلَٰٓئِكَ مَا يَأۡكُلُونَ فِي بُطُونِهِمۡ إِلَّا ٱلنَّارَ
«Воистину, те, которые скрывают ниспосланное Аллахом в Писании и покупают за это малую цену, наполняют свои животы огнём» (2:174).
По Шариату учёные обязаны чётко и недвусмысленно заявить, что сегодня от мусульман в первую очередь требуется свергнуть тиранические режимы в мусульманском мире, т.к. они ведут войну против мусульман на стороне врага.
Учёные обязаны разъяснить метод преобразований, которому следовал Посланник Аллаха ﷺ, чтобы ему последовали все без исключения: учёные, лидеры, простые люди и обладатели силы.
Они обязаны разъяснить, что на обладателях силы в мусульманском мире лежат две обязанности:
1. защита мусульман от врагов,
2. оказание помощи своей религии, дабы установился Второй Праведный Халифат, как это сделали ансары во времена Посланника Аллаха ﷺ.
Учёные обязаны осознавать свою ответственность за разъяснение мусульманам опасности, которую несёт в себе идейная атака Запада на Ислам и на проект Халифата. Они должны присоединиться к тем, кто ведёт деятельность по возвращению власти Ислама на земле.
Они обязаны находиться в группе, которая порицает никчёмных правителей словом и делом. Они обязаны сформировать совместно с Уммой ту силу, которая запустит процесс преобразований.
ولَتَأْخُذُنَّ عَلَى يَدِ الظَّالِمِ ولَتَأْطِرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ أَطْراً ولَتَقْصُرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ قَصْراً
«...схватите за руку несправедливого, направьте его к истине, и вы будете удерживать его на истине» (ат-Тирмизи, Абу Дауд).
Учёные обязаны разъяснить, что требование по установлению светского государства является призывом к неверию, т.к. его основой является секуляризм.
Они обязаны разъяснить, что иностранное вмешательство в дела мусульманских стран является харамом. Ведь все государства враждебны к мусульманам и Исламу и ведут деятельность по недопущению Ислама к власти.
Они обязаны разъяснить, что призыв к ООН и к другим организациям Запада, чтобы вмешаться в проблемы мусульман, является харамом. Причина этого заключается в том, что все их резолюции, постановления и преследуемые цели связаны с интересами колониальных супердержав, во главе которых стоит Америка.
Если мусульманские учёные хотят быть праведными, то они должны объявить:
что положение мусульман во всех уголках мусульманского мира одинаково, следовательно, решение для всех будет одно,
что тиранические режимы правят не Исламом,
что именно режимы призвали врагов повсеместно уничтожать мусульман.
Поэтому необходимо упразднить все эти режимы и установить на их руинах Великое государство Ислама.
Праведные учёные — это те, кто говорит в лицо тиранам, что они — тираны, в лицо грешникам, что они — грешники. Кто встаёт на защиту истины, не боясь порицания со стороны людей. Они не боятся угроз со стороны тиранов, т.к. уверовали в слова своего Посланника ﷺ:
مَنْ رَأَى سُلْطَانًا جَائِرًا مُسْتَحِلًا لِحُرَمِ اللهِ نَاكِثًا لِعَهْدِ اللهِ مُخَالِفًا لِسُنَّةِ رَسُولِ اللهِ يَعْمَلُ فِي عِبَادِ اللهِ بِالْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ فَلَمْ يُغَيِّرْ عَلَيْهِ بِفِعْلٍ وَلَا قَوْلٍ كَانَ حَقًّا عَلَى اللهِ أَنْ يُدْخِلَهُ مَدْخَلَهُ
«Кто увидит, что несправедливый правитель разрешает запрещённое Аллахом и правит рабами Аллаха грехом и враждой, и не приложит усилий для изменения этого словом или делом, тому Аллах имеет право воздать той же участью (как у правителя в Судный День)» (ат-Табарани, Ибн аль-Асир).
Учёные не должны молчать об истине, о законах Шариата, ведь они уверовали в слова Всевышнего:
إِنَّ ٱلَّذِينَ يَكۡتُمُونَ مَآ أَنزَلۡنَا مِنَ ٱلۡبَيِّنَٰتِ وَٱلۡهُدَىٰ مِنۢ بَعۡدِ مَا بَيَّنَّٰهُ لِلنَّاسِ فِي ٱلۡكِتَٰبِ أُوْلَٰٓئِكَ يَلۡعَنُهُمُ ٱللَّهُ وَيَلۡعَنُهُمُ ٱللَّٰعِنُونَ ١٥٩
«Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянёт Аллах и проклянут проклинающие» (2:159).
Сегодня Умма переживает трудные времена, неверные и их приспешники плетут заговоры против неё. Сегодня учёные (кроме некоторых) несут на себе огромную долю греха, т.к. не противостоят несправедливости, не направляют Умму по нужному курсу. Они оставили блуждать Умму между несправедливостью и пустыми обещаниями правящих режимов. Учёные обязаны пойти по стопам своих предшественников, чтобы вернулись к Умме её былое величие, почёт, сила и могущество. Чтобы сыны Уммы вновь заняли ту позицию предков, которую они заняли в борьбе с монголами. Так выдающийся учёный Ибн Таймия сыграл важную роль в выдвижении армий мусульман под предводительством Бейбарса I против монголов. Именно Бейбарс I нанёс поражение монголам при Айн Джалуте.
Учёные сыграли важную роль во взятии Константинополя, разъясняя статус того, кто завоюет Константинополь для власти Ислама:
لَنِعْمَ الْأَمِيرُ أَمِيرُهَا وَلَنِعْمَ الْجَيْشُ ذَلِكَ الْجَيْشُ
«...и как прекрасен тот амир, и как прекрасно то войско, что завоюет его» (Ахмад). Поэтому султаны из династии Османов вновь и вновь пытались завоевать Константинополь, чтобы удостоиться этой великой чести. Так султан Мурад II продержал в осаде Константинополь 54 дня, но не смог взять его. Эта великая честь досталась Мехмеду II Завоевателю. В детстве у Мехмеда II был наставник Ак Шамсаддин (Мухамад Хамза), который воспитал в нём любовь к джихаду и героизм, говоря ему, что именно он откроет Константинополь. Его слова не прошли даром, они побудили Мехмеда II приложить все усилия для завоевания Константинополя в 1453 г.
Хвала Аллаху, и сегодня в Умме имеется ряд праведных учёных, которые взвалили на свои плечи деятельность по спасению Уммы, идя путём установления Второго Праведного Халифата. Они идут по этому пути, несмотря на преследования, аресты, пытки, убийства, изгнания из родных мест. Они проявляют терпение, ожидают награды от своего Господа, они уповают на Аллаха и ждут, когда придёт Его помощь, посредством которой возвысится Ислам и мусульмане, а многобожники и лицемеры будут унижены. Поэтому Умма должна различать между настоящими учёными и теми, кто показывает себя таковым, не более этого. Между теми, кто стремится возродить Умму, и теми, кто пытается унизить её, сделав зависимой от Запада.
Уважаемые учёные мусульманского мира, уже давно наступило время, чтобы вы произнесли слово истины и приступили к деятельности по установлению Второго Праведного Халифата. Так удостойте себя чести оказать помощь Умме в этот ответственный момент. Кто же взвалит на свои плечи эту миссию, если не вы? Кто спасёт Умму и протянет ей руку помощи, если не вы? Кто объединит Умму, если не вы? Кто сделает ей наставления и защитит от козней врагов, если не вы? Кто облегчит её ношу и поведёт в нужном направлении, если не вы? Помните, что у Аллаха уготована для вас великая награда и почётное место! Также не забывайте, что Аллах обещал оказать помощь праведным:
وَعَدَ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مِنكُمۡ وَعَمِلُواْ ٱلصَّٰلِحَٰتِ لَيَسۡتَخۡلِفَنَّهُمۡ فِي ٱلۡأَرۡضِ كَمَا ٱسۡتَخۡلَفَ ٱلَّذِينَ مِن قَبۡلِهِمۡ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمۡ دِينَهُمُ ٱلَّذِي ٱرۡتَضَىٰ لَهُمۡ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّنۢ بَعۡدِ خَوۡفِهِمۡ أَمۡنٗاۚ يَعۡبُدُونَنِي لَا يُشۡرِكُونَ بِي شَيۡٔٗاۚ وَمَن كَفَرَ بَعۡدَ ذَٰلِكَ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡفَٰسِقُونَ ٥٥
«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55).
Юсуф Мусъаб