بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Хадж является одним из важнейших столпов Ислама, который вменён Аллахом в обязанность мусульманам, имеющим возможность его совершить.
وَلِلَّهِ عَلَى ٱلنَّاسِ حِجُّ ٱلۡبَيۡتِ مَنِ ٱسۡتَطَاعَ إِلَيۡهِ سَبِيلٗاۚ وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ ٱللَّهَ غَنِيٌّ عَنِ ٱلۡعَٰلَمِينَ
«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (3:97).
С тех пор, как Ибрахим (а.с.) поднял основание Каабы и возвестил людей о хадже согласно велению Аллаха, человечество не перестаёт совершать паломничество к этому храму, и так будет длиться, пока на Земле будет оставаться хотя бы один верующий.
Хадж является одним из лучших деяний, приближающих к Аллаху. От Абу Хурайры (р.а.) передаётся, что:
سُئِلَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: أَىُّ الْعَمَلِ أَفْضَلُ؟ فَقَالَ: إِيمَانٌ بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ. قِيلَ: ثُمَّ مَاذَا؟ قَالَ: الْجِهَادُ فِى سَبِيلِ اللَّهِ. قِيلَ: ثُمَّ مَاذَا؟ قَالَ: حَجٌّ مَبْرُورٌ
«У Посланника Аллаха ﷺ спросили: «Какое из деяний является наилучшим?». Он ﷺ ответил: «Вера в Аллаха и Его Посланника». Затем спросили: «А после этого?». Он ﷺ ответил: «Джихад на пути Аллаха». Затем снова спросили: «А после этого?». Он ﷺ ответил: «Хадж мабрур».
Хадж также приравнивается к джихаду на пути Аллаха для тех, кто не в состоянии совершать джихад, а также для тех, кому он не является фардом. От Аиши (р.а.) передаётся, что она спросила:
ألَا نَغْزُو ونُجَاهِدُ معكُمْ؟ فَقالَ: لَكِنَّ أحْسَنَ الجِهَادِ وأَجْمَلَهُ الحَجُّ، حَجٌّ مَبْرُورٌ، فَقالَتْ عَائِشَةُ فلا أدَعُ الحَجَّ بَعْدَ إذْ سَمِعْتُ هذا مِن رَسولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ
«О Посланник Аллаха, не принять бы нам тоже участие в походах и джихаде вместе с вами?». Он ﷺ ответил: «Лучшим джихадом для вас является хадж, безупречный хадж». Тогда Аиша сказала: «После услышанного от Посланника Аллаха ﷺ я никогда не перестану совершать хадж» (Бухари). В риваяте, приведённом ан-Насаи, говорится:
قُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَلاَ نَخْرُجُ فَنُجَاهِدَ مَعَكَ فَإِنِّي لاَ أَرَى عَمَلاً فِي الْقُرْآنِ أَفْضَلَ مِنَ الْجِهَادِ . قَالَ لاَ وَلَكُنَّ أَحْسَنُ الْجِهَادِ وَأَجْمَلُهُ حَجُّ الْبَيْتِ حَجٌّ مَبْرُورٌ
«Я спросила: «О Посланник Аллаха! Разве мы не выступим вместе с тобой на джихад? Ведь я не вижу в Коране деяния лучшего, чем джихад». Он ﷺ ответил: «Нет, но лучшим и самым прекрасным джихадом для вас является совершить хадж к Байту (Байтуллаху), безупречный хадж».
Вознаграждением за хадж мабрур является Рай. От Абу Хурайры (р.а.) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
الْعُمْرَةُ إِلَى الْعُمْرَةِ كَفَّارَةٌ لِمَا بَيْنَهُمَا، وَالْحَجُّ الْمَبْرُورُ لَيْسَ لَهُ جَزَاءٌ إِلَّا الْجَنَّةَ
«(Совершение каждой следующей) умры (после предыдущей) служит искуплением (грехов, совершённых) между ними, что же касается безупречного хаджа, то не будет за него иного воздаяния, кроме Рая» (муттафакун аляйхи).
Также хадж служит поводом для прощения грехов. От Абу Хурайры (р.а.) передаётся:
سَمِعْتُ رسولَ اللهِ صلى الله عليه وسلم يقول مَنْ حَجَّ، فَلَمْ يَرْفُثْ، وَلَمْ يَفْسُقْ، رَجَعَ كَيَوْمِ وَلَدَتْهُ أمُّهُ
«Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто совершил хадж, не сквернословя и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся (домой таким же), каким (был он в тот день), когда родила его мать» (Бухари).
Частое совершение хаджа и умры отдаляют бедность. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
تَابِعُوا بَيْنَ الْحَجِّ وَالْعُمْرَةِ، فَإِنَّ الْمُتَابَعَةَ بَيْنَهُمَا، تَنْفِي الْفَقْرَ وَالذُّنُوبَ، كَمَا يَنْفِي الْكِيرُ، خَبَثَ الْحَدِيدِ
«Совершайте хадж и умру регулярно, потому что постоянство в их совершении удаляет бедность и грехи так же, как кузнечные меха удаляют шлаки железа» (ат-Тирмизи и Ибн Маджа).
Хадж является делегированием к Аллаху. А кто прибыл в гости к Аллаху, того Аллах почтит. От Умара (р.а.) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
الْغَازِي فِي سَبِيلِ اللَّهِ، وَالْحَاجُّ وَالْمُعْتَمِرُ وَفْدُ اللَّهِ، دَعَاهُمْ فَأَجَابُوهُ، وَسَأَلُوهُ فَأَعْطَاهُمْ
«Воин, который сражается на пути Всевышнего, а также совершающий хадж, большой или малый — все они являются гостями Аллаха. Он пригласил их — они ответили, они попросят Его — Он даст им» (Ибн Маджа). В другом риваяте говорится:
إِنْ دَعَوْهُ أَجَابَهُمْ، وَإِنِ اسْتَغْفَرُوهُ غَفَرَ لَهُمْ
«Если обратятся с молитвами — Он ответит им, попросят у Него прощения — Он простит им».
Хадж будет всегда обязателен, даже после появления великой смуты. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَيُحَجَّنَّ البَيْتُ وَلَيُعْتَمَرَنَّ بَعْدَ خُرُوجِ يَأْجُوجَ وَمَأْجُوجَ
«(Люди) непременно будут (продолжать) совершать хадж и умру к Дому и после выхода Йаджудж и Маджудж» («Сахих аль-джамиъ»). Когда Аллах заберёт души верующих ближе к Концу Света, на земле останутся лишь наихудшие творения, при которых прекратится совершение хаджа. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لاَ تَقُومُ السَّاعَةُ حَتَّى لاَ يُحَجَّ الْبَيْتُ
«Конец Света не наступит, пока совершается хадж в Байт» («Сахих аль-Джамиъ»). Вот почему каждый мусульманин, у которого есть возможность, должен совершить хадж, поскольку может наступить день, когда у него не будет такой возможности. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ أَرَادَ الْحَجَّ فَلْيَتَعَجَّلْ؛ فَإِنَّهُ قَدْ يَمْرَضُ الْمَرِيضُ، وَتَضِلُّ الضَّالَّةُ، وَتَعْرِضُ الْحَاجَةُ
«Пусть тот, кто желает совершить хадж, поспешит (с этим), ведь он может заболеть, потерять (имущество или верховое животное), или он может столкнуться с каким-нибудь делом (которое воспрепятствует ему совершить хадж)» («Сахих аль-Джамиъ»).
Для того, кто не в состоянии или не имеет возможности совершить хадж, есть благая весть от Пророка ﷺ о том, как достичь награды, равносильной совершению хаджа:
مَنْ صَلَّى الفَجْرِ في جَماعَةٍ ثُمَّ قَعَدَ يَذْكُرُ اللَّهَ تَعالى حتَّى تَطْلُعَ الشَمْسُ، ثُمَّ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ كانَتْ كأجْرِ حَجَّةٍ وَعُمْرَةٍ تامَّةٍ تامةٍ تامةٍ
«Полностью, полностью, полностью такую же награду, как и за хадж и умру, получит тот, кто совершит утренний намаз в джамаате, потом посидит до восхода солнца, поминая Всевышнего Аллаха, а потом совершит молитву в два ракаата» (ат-Тирмизи).
Что приносит с собой обряд хаджа:
Во-первых, возвеличивание Байт-уль-Харама, который является одним из символов Аллаха, а также возвеличивание Аллаха. Аллах говорит:
إِنَّ أَوَّلَ بَيۡتٖ وُضِعَ لِلنَّاسِ لَلَّذِي بِبَكَّةَ مُبَارَكٗا وَهُدٗى لِّلۡعَٰلَمِينَ ٩٦ فِيهِ ءَايَٰتُۢ بَيِّنَٰتٞ مَّقَامُ إِبۡرَٰهِيمَۖ وَمَن دَخَلَهُۥ كَانَ ءَامِنٗاۗ وَلِلَّهِ عَلَى ٱلنَّاسِ حِجُّ ٱلۡبَيۡتِ مَنِ ٱسۡتَطَاعَ إِلَيۡهِ سَبِيلٗاۚ وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ ٱللَّهَ غَنِيٌّ عَنِ ٱلۡعَٰلَمِينَ ٩٧
«Воистину, первым домом, который воздвигнут для людей, является тот, что находится в Бекке (Мекке). Он воздвигнут как благословение и руководство для миров. В нём есть ясные знамения — место Ибрахима (Авраама). Кто войдёт в него, окажется в безопасности. Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (3:96,97).
Аллах Всевышний сказал:
ذَٰلِكَۖ وَمَن يُعَظِّمۡ شَعَٰٓئِرَ ٱللَّهِ فَإِنَّهَا مِن تَقۡوَى ٱلۡقُلُوبِ ٣٢
«Вот так! И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах» (22:32).
Во-вторых, достижение мусульманами единства при различии языков, цветов кожи и стран, из которых они прибыли. Они взывают к одному Господу, направляются в один Дом с одинаковыми целями и задачами. Они становятся Уммой с единым сердцем. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَثَلُ الْمُؤْمِنِينَ فِي تَوَادِّهِمْ وَتَرَاحُمِهِمْ وَتَعَاطُفِهِمْ مَثَلُ الْجَسَدِ؛ إِذَا اشْتَكَى مِنْهُ عُضْوٌ تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ الْجَسَدِ بِالسَّهَرِ
«В любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны одному телу: когда одну из его частей поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей» (Муслим). Он сказал:
الْمُسْلِمُونَ تَتَكَافَأُ دِمَاؤُهُمْ يَسْعَى بِذِمَّتِهِمْ أَدْنَاهُمْ وَيُجِيرُ عَلَيْهِمْ أَقْصَاهُمْ وَهُمْ يَدٌ عَلَى مَنْ سِوَاهُمْ
«Жизни правоверных равны. От их имени самый жалкий из них может гарантировать безопасность. Они едины в борьбе со своими противниками» (Ибн Маджа).
Хадж является одним из важнейших проявлений мощи мусульман, их единства, военного потенциала и демонстрацией Шариата.
В-третьих, исполнение людьми наследия Имама единобожников — Ибрахима (а.с.) и его сына Исмаила (а.с.), к которому призывал Мухаммад ﷺ. Пророк ﷺ напомнил нам эти ритуалы и святилища. Аллах сказал в Коране:
وَإِذۡ يَرۡفَعُ إِبۡرَٰهِۧمُ ٱلۡقَوَاعِدَ مِنَ ٱلۡبَيۡتِ وَإِسۡمَٰعِيلُ رَبَّنَا تَقَبَّلۡ مِنَّآۖ إِنَّكَ أَنتَ ٱلسَّمِيعُ ٱلۡعَلِيمُ ١٢٧ رَبَّنَا وَٱجۡعَلۡنَا مُسۡلِمَيۡنِ لَكَ وَمِن ذُرِّيَّتِنَآ أُمَّةٗ مُّسۡلِمَةٗ لَّكَ وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا وَتُبۡ عَلَيۡنَآۖ إِنَّكَ أَنتَ ٱلتَّوَّابُ ٱلرَّحِيمُ ١٢٨ رَبَّنَا وَٱبۡعَثۡ فِيهِمۡ رَسُولٗا مِّنۡهُمۡ يَتۡلُواْ عَلَيۡهِمۡ ءَايَٰتِكَ وَيُعَلِّمُهُمُ ٱلۡكِتَٰبَ وَٱلۡحِكۡمَةَ وَيُزَكِّيهِمۡۖ إِنَّكَ أَنتَ ٱلۡعَزِيزُ ٱلۡحَكِيمُ ١٢٩
«Вот Ибрахим и Исмаил подняли основание Дома (Каабы): «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты — Слышащий, Знающий. Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего потомства — общину, покорившуюся Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Воистину, Ты — Принимающий покаяние, Милосердный. Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтёт им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их. Воистину, Ты — Могущественный, Мудрый» (2:127–129).
Пророк Мухаммад ﷺ сказал во время своего прощального хаджа:
قِفُوا عَلَى مَشَاعِرِكُمْ، فَإِنَّكُمْ عَلَى إِرْثٍ مِنْ إِرْثِ أَبِيكُمْ إِبْرَاهِيمَ
«Исполняйте свои обряды должным образом, ибо, поистине, вам досталось наследие Ибрахима» (Абу Давуд). Также Пророк ﷺ сказал:
خُذُوا عَنِّي مَنَاسِكَكُمْ لَعَلِّي لاَ أَلْقَاكُمْ بَعْدَ عَامي هَذَا
«Учитесь у меня своим ритуалам (хаджа). Возможно, я не встречусь с вами уже в следующие годы» (Муслим).
В-четвёртых, скандирование единобожия. Аллах отправлял своих посланцев с миссией единобожия. Вот что произносят паломники во время хаджа:
لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَالنِّعْمَةَ لَكَ وَالملكَ، لا شَرِيكَ لَكَ
«Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой, поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища». Затем мусульманин приступает к исполнению остальных обрядов поклонения, проявляя покорность и подчинение перед Всевышним и послушание перед Посланником Аллаха ﷺ. Каждое его действие, когда он двигается и когда он стоит, соответствует велению Аллаха. Он бреет голову, совершает жертвоприношение — всё в точности так, как велели Аллах и Его Посланник ﷺ.