Иран очень обеспокоен нынешним конфликтом между Арменией и Азербайджаном. Его историческая позиция по этому конфликту основана на скрытой поддержке Армении против Азербайджана, хотя азербайджанцы — как в Азербайджане, так и в Иране — исповедуют шиитский мазхаб и составляют вторую по величине группу в стране после персидского этноса (их количество приближается к 28 миллионам, таким образом, количество азербайджанцев в Иране вдвое больше, чем в самом Азербайджане).
Они обладают огромной экономической силой, контролируют множество рынков и имеют большое влияние на власти и религиозные круги внутри страны. Иранские азербайджанцы солидарны с требованиями Азербайджана и расценивают Армению своим врагом.
Дополнительным фактором, связывающим азербайджанцев Ирана и Азербайджана, являются общие тюркские корни... Причина этой иранской тайной поддержки Армении — опасение роста националистических настроений азербайджанцев в Иране и, как следствие, распространение среди них сепаратистских тенденций, которые могут привести в будущем к требованиям о присоединении к Азербайджану. Что ещё сильнее увеличивает его опасения, так это вероятность вмешательства Турции в конфликт, используя турецкое происхождение азербайджанцев...
Данные факторы заставляют Иран стоять на стороне Армении, и этнический аспект преобладает над мазхабным в этой иранской позиции по отношению к конфликту... Однако такая позиция вызвала у Ирана затруднения перед собственным народом в целом, разоблачив лицемерие его СМИ относительно поддержки шиитских интересов во всём мире, и заставила почувствовать опасность раскола внутри иранского общества, вынудив его к двуличному изменению своей позиции и, впервые за долгое время, открытой критике Армении.
Это доказывает, что опасения режима по поводу азербайджанцев серьёзны, и он отдаёт себе отчёт в том, что это угрожает территориальной целостности Ирана, если он просчитается в реагировании на текущий конфликт. Начало демонстраций гнева в городах, где проживает большинство азербайджанского населения, и в юго-восточных районах Тегерана против иранской политики в отношении конфликта послужило предупреждением иранскому режиму и заставило его спешно изменить свою публичную позицию. Здесь стоит упомянуть, что нынешний лидер Ирана, Али Хаменеи, является азербайджанцем по национальности. Однако его симпатия к персидскому национализму перевешивает симпатию к мазхабной принадлежности.
Журнал «Аль-Ваъй»: Иран представляет собой мозаику различных этнических групп — от персидского этноса до азербайджанского, от курдского до арабского, — и она не защищена от расслоения, если Америка пожелает этого, как оно происходит со странами региона. У Ирана множество беспокойств и больших проблем, но все они — не ради Аллаха. Мы предлагаем ему, прежде всего, пересмотреть свои счета со своим Господом, ведь его сотрудничество с «Величайшим Шайтаном» против мусульман приведёт только к бедам в этом мире и наказанию в Будущем.