بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Роль Египта в искажении религии
В январе 2015 года президент Египта Сиси призвал к возобновлению религиозного дискурса и обратился к учёным со словами: «Клянусь Аллахом, я буду свидетельствовать против вас в Судный день. Моя совесть чиста перед Аллахом, ведь не может религия находиться в противоречии со всем миром». В ответ на этот призыв египетские чиновники сразу принялись изменять образовательные программы в аль-Азхаре. Пресс-секретарь аль-Азхара Аббас Шуман заявил, что совет шейхов осознаёт опасность возникших сегодня среди мусульман идей и взглядов, противоречащих умеренной учебной программе аль-Азхара, и принял на себя инициативу по реформированию образовательной системы аль-Азхара, в частности, устранил элементы, которые можно неверно истолковать.
Шуман добавил, что аль-Азхар будет вносить изменения в школьную программу каждые три года, чтобы идти в ногу со временем и противостоять так называемой им «экстремистской идеологии». Шуман подтвердил изъятие хадисов, которые могут быть неправильно истолкованы, к примеру:
أُمِرتُ أَنْ أُقاتِل النَّاسَ حتَّى يَقُولُوا لاَ إِلهَ إِلاَّ اللَّه
«Мне было велено сражаться с этими людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога кроме Аллаха». Шуман отметил, что подобные хадисы могут быть истолкованы неправильно некоторыми недоброжелателями, и поэтому они были изъяты из сборников хадисов и учебных программ. Были перефразированы такие выражения, как «сеять нечестие на земле», на «чинить террор», а «бугат (не желающих исламского правления)» было заменено на «вышедших против правителя».
Помимо этого, наблюдательный комитет по делам аль-Азхара пересмотрел программы дошкольного образования и удалил некоторые предложения, такие как: «Учиняемое нынче «израильтянами» — это самый ужасный вид терроризма и экстремизма. Как иначе назвать изгнание и выдворение целого народа из собственной страны, снос их домов и силовое нападение на них?». По словам представителей комитета, «такие фразы своей жестокостью разрушают психику детей, получающих образование в дошкольных учреждениях и начальных классах общеобразовательных школ».
И это происходит, не говоря уже о единой системе проповеди, классификации мольбы против диктаторов как преступления средней тяжести, непризнании словесного развода, определении мечетей, предназначенных для пятничной молитвы, а также назначении имамов для таравиха, установлении тысячи мечетей для итикафа и недопущении в них тех, кто не согласен с новыми правилами.
Открытый призыв к секуляризации религии
В настоявшее время аль-Азхар развернул атаку на исламские движения, призывающие к установлению Халифата и восхождению Ислама к власти, он пытается заменить идеи Ислама на новоиспечённую программу аль-Азхара, которая фокусируется на развитии религиозных и исламских наук вне политики. Несомненно, это призыв к секуляризации религии в соответствии со светскостью государства.
Никто не забыл, как шейх Али Джумаа призывал вооружённые силы Египта убивать участников египетских протестов, говоря: «Не пугайтесь проклятий религии. Религия, Аллах, Его Посланник ﷺ, верующие и весь народ — на вашей стороне». Мы помним, как этот шейх разрешил банковские проценты и депозиты, ссылаясь на то, что запрет ростовщичества касается только золота и серебра, а сегодня мы имеем дело с банкнотами.
Мусульмане по сей день находятся в недоумении от слов Саада ад-Дина аль-Хилали, постоянного гостя на провластных спутниковых телеканалах, который сравнил пророка Мусу (мир ему) с президентом Сиси, заявив: «Аллах и сегодня послал двоих человек, подобно тому, как ранее послал Мусу и Харуна. Никто из египтян не мог даже представить, что эти два человека являются божьими посланниками. Ведь никто не ведает о воинах Господа, кроме Него самого. Так мы стали свидетелями восхождения Сиси и Мухаммада Ибрахима».
Выставление Халифата в образе изжившей себя эпической идеи
Египетская газета «Аль-Масри аль-Яум» (на русском «Египет Сегодня») со ссылкой на официальный портал аль-Азхара опубликовала резолюцию международной конференции аль-Азхара под названием «Обновление исламской мысли», которая проходила 27–28 января 2020 года. Учёные аль-Азхара единогласно поддержали борьбу с «выдвижением ложных халифатских лозунгов, которые провоцируют смуту и раскол среди соотечественников, а также приписывают к Исламу чуждые элементы, находящиеся в противоречии с общечеловеческими ценностями братства, равенства и демократии».
Далее в документе говорится о «необходимости соблюдения этой резолюции при определении природы государства и его составных частей гражданского и конституционного правления на основе демократии, воплощающей суть справедливости, свободы и равенства вдали от эпической идеи Халифата».
Большое внимание подписанты документа отвели концепции «Аль-Хакимия», пытаясь полностью лишить её действенного содержания через нападки на исламские группы и обвинение их в экстремизме и радикализме. Эти псевдоучёные прекрасно понимают, что эти группы заявляют о том, что только Всевышний Аллах имеет право на законотворчество, т.е. имеет право издавать законы, а это означает, что конституция и законы государства должны быть выведены из Священного Корана и Пророческой Сунны посредством усилий муджтахидов, отвечающих требованиям иджтихада. В связи с этим эти псевдоучёные решили обмануть людей и заявили, что «Аль-Хакимия» — это недопущение самосуда со стороны людей и исключительное право государства на полновластное управление народом, с которым последний должен безоговорочно соглашаться.
Складывается такое впечатление, будто исламская модель государства представляется собой теократическую державу, которой управляют божьи помазанники или ангелы. На самом деле, исламское государство — это государство, управляемое людьми, которые должны управлять народом в соответствии с тем, что ниспослал Аллах.
Мы спрашиваем у шейха аль-Азхара: «В своей резолюции Вы заявили о том, что «человеческое умозаключение, подчиняющееся правилам Шариата, не находится в противоречии с принципом того, что только Аллах имеет право издавать законы, т.е. с концепцией «Аль-Хакимия», а скорее, является частью её». Если всё обстоит так, как Вы говорите, скажите нам, какими шариатскими правилами продиктован режим правления, которому Вы служите, со всеми своими структурами и основами? Насколько действующая в Египте система правления отвечает принципу того, что только Аллах имеет право издавать законы, т.е. концепции «Аль-Хакимия?».
Возможно, самым дерзким и роковым обманом людей в вопросах религии Аллаха в данном документе стали следующие слова: «Халифат — это система правления, которую предпочли для себя сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ в силу её соответствия их времени и сочетания в ней вопросов религии и мирских дел. Ни в Коране, ни в Сунне не приводятся тексты, обязывающие определённую систему правления. Напротив, Шариат принимает любую существующую в современном мире систему. Главное, чтобы она обеспечивала справедливость, равенство, свободу, защиту родины и права граждан, независимо от их вероубеждений и национальной принадлежности, и не противоречила ни одному из столпов религии».
Роль египетских массмедиа
Нет сомнений в том, что режимы ОАЭ и Саудовской Аравии в области массмедиа являются детьми по сравнению с египетским режимом, имеющим большой опыт в создании фильмов и мусальсалят (телесериалов), которые транслирует правящий режим с целью распространения порочности и разврата в обществе или искажения сути исламских движений, а порой — и обычного соблюдающего мусульманина или мусульманки. Одним из таких фильмов являются фильм с участием актёра Адиля Имама «Экстремист» и «Террор и кебаб», а также телесериал этого года «Ихтияр», созданный при поддержке властей Египта, в котором целенаправленно ведутся нападки на Ибн Таймию, называя его террористом за фетву о дозволенности убийства мирных жителей.
Одновременно с этим египетские официальные газеты и государственные телерадиокомпании развернули атаку на Имама Бухари и Салахуддина аль-Айюби. Например, публицист Юсеф Зайда в своём выступлении на государственном телеканале назвал Салахуддина аль-Айюби самой презренной исторической личностью, а перед этим сказал, что «пресловутая» мечеть аль-Акса находится недалеко от Мекки, а не в Иерусалиме.
Телеведущий Ислам Бухайри в течение нескольких месяцев лил грязь на Имама Бухари, пока суд не приговорил его к тюремному заключению за оскорбление. Затем он был помилован президентом Сиси, который не может держать в местах лишения свободы человека, который исполняет систематическую политику, проводимую египетским государством в соответствии с рекомендациями доклада американской корпорации «RAND», опубликованного десять лет назад под названием «Создание сетей умеренных мусульман».
В докладе говорится о необходимости взятия под контроль самого Ислама, а не только исламистов, чтобы довести его до соответствия с современной действительностью. Авторы доклада призывают внедриться в структуру самого Ислама, начиная с дискредитации религиозных констант и заканчивая атакой на исламские персоны и символы. Этим занимается египетский режим, который спускает своих псов, чтобы днём и ночью они облаивали Ислам и нападали на него, его символы и исламские движения по всем просторам массмедиа.
Какова цель предполагаемого обновления религиозного дискурса?
Вся эта кампания — не что иное, как очередная атака на правовые постановления Шариата, глубоко сидящие в сердцах людей, чтобы мусульманин лишился всей своей идентичности и желания иметь исламского правителя, чтобы он следовал лишь приказам и запретам, которые принимает светское государство в соответствии с национальными интересами и которые меняются в зависимости от окружающей среды, обстоятельств и прихотей правителей. Вся эта кампания нацелена на подрыв основ и незыблемых постулатов Ислама.
Авторы этой компании хотят вывести хиджаб из списка божественных предписаний, установленных шариатскими текстами, и превратить в некий добрый совет, а намаз — в сугубо личное дело каждого. Они считают, что Коран подстрекает к терроризму, а значит, необходимо упразднить все старые толкования Корана и выработать новую интерпретацию Корана, которая будет идти в ногу со временем. Более того, сторонники этой антиисламской кампании устроили жалкое демонстративное сожжение некоторых исламских книг.
Этими и другими действиями они хотят уничтожить все религиозные ценности в сердцах мусульман. В связи с этим шейх Фахд аль-Аджлан говорит: «Заявление о том, что шариатские приказы и запреты не являются обязательными, несомненно, приведёт человека к светскости, даже если на словах этот человек будет проклинать и ругать её. Ведь светскость, а точнее — секуляризация, означает отделение религии от государства в том смысле, что шариатские предписания должны быть изолированы и не должны оказывать влияние на общественный порядок, который по своей сути является обязательным для людей.
Светскость требует того, чтобы шариатские предписания были сугубо личными делами, за соблюдение которых человека необходимо восхвалить, а за воздержание — не наказывать. Одним словом, согласно светскости, эти предписания не имеют никакого отношения к общественному порядку и власти. Таким образом, как видите, мы находимся в центре процесса секуляризации».
Закулисная роль Запада
1. Поддержка суфизма
Поддержка суфизма, в частности — учения аль-Халладжа, Ибн Араби и им подобных, является сердцевиной рекомендаций западных исследовательских центров, особенно американских. Это явно прослеживается в итоговых резолюциях таких конференций, как «Понимание суфизма и его роль в формировании американской политики», организовываемой исследовательским центром Никсона, а также в отчётах корпорации «RAND», входящей в состав министерства обороны США, как, например, «Создание сетей умеренных мусульман» и «Демократический гражданский Ислама». Данные исследования и отчёты дают конкретные рекомендации, а порой требуют принять соответствующие этому взгляду практические меры для построения общей основы с суфийскими движениями.
Видный американский востоковед, профессор Принстонского университета Бернард Льюис, эксперт по Ближнему Востоку, издатель журнала «Middle East Quarterly» Даниэль Пайпс и политолог Мартин Крамер, приближённые к Белому дому, настоятельно призывают к союзу с суфийскими орденами, чтобы заполнить религиозную и политическую арену в соответствии с правилами отделения религии от жизни.
Американская администрация взяла на вооружение эти рекомендации с момента их опубликования до настоящего времени и провела множество мероприятий по наведению мостов сближения с суфизмом. Больше всего этим рекомендациям последовали ОАЭ, которые открыли свои объятия перед различными суфийскими движениями и организациями, превратив Абу-Даби в один из самых важных генераторов суфийского движения за последнее десятилетие.
Верно, среди исламских течений имеются немало различных мнений относительно таких вопросов, как метод изменения, политическое соучастие в сегодняшних режимах правления, модель и форма государственного устройства в Исламе и тому подобное. Однако при этом приверженцы этих течений единогласны между собой в том, что они должны интересоваться общественными делами, быть активными в политической жизни и не изолировать себя от реальности.
Между тем, суфийское учение исповедует полностью противоположное и зачастую принимает отреченческий подход, который предусматривает сосредоточение всего внимания на ритуалах индивидуального поклонения и моральных качествах с полным отстранением от политической арены в пользу действующих правителей. Такой подход полностью соответствует интересам сверхдержав, в частности — Америки, которая благосклонно относится к такому учению.
Америка поощряет суфийское учение и поддерживает его распространение. И как может быть иначе, ведь оно не предусматривает сопротивление оккупантам! В основе данного учения лежат такие принципы, как «Оставь людей Создателю» и «Если бы Аллах не пожелал этого, оно не произошло бы». Приверженцы этого учения открыто призывают к ожиданию Махди вместо работы над изменением порочной действительности. Разве не этого желает Америка?! Помимо этого, такие известные суфийские лидеры, как Ибн Зайед и его сторонники, неустанно пытаются распространить и подтвердить принцип «единства религий». Ведь об этом писали и к этому призыва основоположники суфизма — Ибн Араби и аль-Халладж. Именно поэтому проводится колоссальная работа по популяризации этих личностей, чтобы мусульмане начали подражать им.
На самом деле, посредством такого сближения или «бракосочетания» между суфийским течением и эмиратовским и египетским режимами авторы этой кампании пытаются создать новый пустой Ислам, лишённый собственного содержания и изолированный от насущных проблем людей во всех сферах жизнедеятельности человека.
2. Исламофобия
Согласно отчёту, опубликованному Центром Американского Прогресса (Center for American Progress, CAP) в 2011 году, исламофобия — это страх, неприязнь или безосновательная враждебность в отношении Ислама и мусульман. В отчёте говорится, что исламофобия строится на негативных стереотипах, что она вызывает предвзятое отношение к мусульманам и становится причиной их дискриминации, отстранённости и изоляции. В этом смысле, по мнению исследователя американской реальности Алаа Баюми, исламофобия не является случайным предубеждением против Ислама и мусульман по причине отсутствия знаний или невежества в вопросах Ислама, а скорее, куда более изощрённым явлением, подстрекающим массы против мусульман и Ислама.
Марокканский писатель и мыслитель Хасан Аурид считает, что «скрытое чувство враждебности к Исламу существовало на Западе с периода европейской колониальной экспансии в ряде исламских земель», поясняя, что «это чувство было вызвано европейскими представлениями о том, что исламская культура является фаталистической культурой, основанной на суевериях».
После терактов 11 сентября 2001 года в США многие западные мыслители принялись продвигать идею «исламской угрозы». Через некоторое время термин исламофобия был внесён во французские толковые словари и был определён как «особая форма ненависти, направленная против мусульман, проявляющаяся во враждебных действиях и чувствах по отношению к иммигрантам магрибского происхождения».
В этом контексте марокканский мыслитель Хасан Аурид считает, что «до событий 11 сентября об исламофобии не было и речи. Мы видим, как сразу после этих событий были изданы публикации, нападающие непосредственно на Ислам и выставляющие его в образе врага, будь то в Европе или в Америке». Наиболее известными среди этих публикаций является книга итальянской журналистки Ориана Фаллачи «Ярость и гордость» (The Rage and the Pride), в которой она предостерегает европейцев от Ислама и призывает их принять меры, прежде чем Ислам распространится в Европе и колонизирует её посредством смешанных браков и иммиграции.
Исламофобия имела негативные последствия для мусульман Европы. 7 мая 2002 года в Брюсселе, Бельгия, произошёл ужасный инцидент: сторонник ультраправых взглядов в Бельгии ворвался в квартиру марокканской семьи и убил её жителей, а затем поджёг её и убежал. Так начала проявлять себя агрессия сторонников ультраправых взглядов под лозунгом «Уничтожь всё мусульманское». А недавний инцидент с мечетью в Новой Зеландии напомнил об исламофобии и одновременно сломал стереотип, связывающий терроризм с Исламом, учитывая то, что человек, совершивший этот террористический акт, унёсший жизни десятки невинных людей, был христианином.
Исследователи и специалисты по исламофобии считают, что последнее является общей тенденцией, существующей в западных обществах. При этом они уверены, что исламофобию специально провоцируют. Огромные средства расходуются на поддержание этой тенденции, которую зачастую используют в политических целях. Возможно, одной из самых важных среди этих политических целей является желание подтолкнуть мусульман к отказу от любых проявлений своей религиозности и полной интеграции в западные сообщества под лозунгом «Интегрируйся или иди прочь». Все призывы к обновлению (тадждид), современности и модернизации ведутся в этом направлении. Этими и другими мерами враги Ислама хотят сделать Ислам ручным и отвечающим западной культуре, чтобы он радовал Запад.
Заключение
После нашего обзора заговора, учиняемого зловещим трио (ОАЭ, Саудовская Аравия и Египет), а именно — попыток исказить религию Аллаха и услужить врагам Исламской Уммы, которые всегда замышляют против неё, необходимо напомнить читателям два важных момента:
1. Учиняемое этими людьми злодеяние не является первой попыткой врагов Уммы, и вряд ли она будет последней, поскольку борьба между верой и неверием — извечная. Она никогда не прекратится. Существует множество аятов, подтверждающих эту истину. Но формат статьи не позволяет упомянуть их все, поэтому мы ограничимся упоминанием некоторых из них:
كَذَٰلِكَ يَضۡرِبُ ٱللَّهُ ٱلۡحَقَّ وَٱلۡبَٰطِلَۚ فَأَمَّا ٱلزَّبَدُ فَيَذۡهَبُ جُفَآءٗۖ وَأَمَّا مَا يَنفَعُ ٱلنَّاسَ فَيَمۡكُثُ فِي ٱلۡأَرۡضِۚ كَذَٰلِكَ يَضۡرِبُ ٱللَّهُ ٱلۡأَمۡثَالَ
«Такими притчами Аллах разъясняет истину и ложь. Пена будет выброшена, а то, что приносит людям пользу, останется в земле. Такие притчи приводит Аллах» (13:17),
وَيُجَٰدِلُ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ بِٱلۡبَٰطِلِ لِيُدۡحِضُواْ بِهِ ٱلۡحَقَّۖ وَٱتَّخَذُوٓاْ ءَايَٰتِي وَمَآ أُنذِرُواْ هُزُوٗا
«Однако неверующие препираются посредством лживых доводов, чтобы опровергнуть ими истину, и насмехаются над Моими знамениями и тем, от чего их предостерегают» (18:56),
ذَٰلِكَ بِأَنَّ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ ٱتَّبَعُواْ ٱلۡبَٰطِلَ وَأَنَّ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱتَّبَعُواْ ٱلۡحَقَّ مِن رَّبِّهِمۡۚ كَذَٰلِكَ يَضۡرِبُ ٱللَّهُ لِلنَّاسِ أَمۡثَٰلَهُمۡ ٣
«Это — за то, что неверующие последовали за ложью, а верующие последовали за истиной от их Господа. Так Аллах приводит людям их притчи» (47:3).
Эти и другие аяты проливают свет на ход истории и показывают, что она — это борьба между истиной и ложью, добром и злом. В связи с этим хотелось бы отметить, что одним из названий Корана является аль-Фуркан — «Различающий» — который различает ложь от истины и верный путь от заблуждений, а также показывает огромную разницу между ниспосланным с небес руководством и ничтожными стилями жизни, придуманными человеком, между божественным сводом законов — Шариатом — и выдуманными людьми законов.
2. Какой бы ни была сила лжи и каким бы ни был масштаб обмана и заговора безбожников, итог и победа будут за богобоязненными. Какие бы победы ни одерживала ложь, они будут мимолётными и хрупкими и никогда не станут подлинными и настоящими. Коран говорит нам об этой истине во многих аятах, указывающих на то, что победа всегда пребудет на стороне защитников истины, а сторонники лжи, в конечном счёте, неотвратимо потерпят поражение. Об этом говорится в следующих словах Всевышнего Аллаха:
فَوَقَعَ ٱلۡحَقُّ وَبَطَلَ مَا كَانُواْ يَعۡمَلُونَ ١١٨
«Истина подтвердилась, и тщетным оказалось то, что они совершали» (7:118),
لِيُحِقَّ ٱلۡحَقَّ وَيُبۡطِلَ ٱلۡبَٰطِلَ وَلَوۡ كَرِهَ ٱلۡمُجۡرِمُونَ ٨
«чтобы восторжествовала истина и исчезла ложь, даже если это ненавистно грешникам» (8:8),
وَقُلۡ جَآءَ ٱلۡحَقُّ وَزَهَقَ ٱلۡبَٰطِلُۚ إِنَّ ٱلۡبَٰطِلَ كَانَ زَهُوقٗا ٨١
«Скажи: «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель» (17:81),
بَلۡ نَقۡذِفُ بِٱلۡحَقِّ عَلَى ٱلۡبَٰطِلِ فَيَدۡمَغُهُۥ فَإِذَا هُوَ زَاهِقٞۚ وَلَكُمُ ٱلۡوَيۡلُ مِمَّا تَصِفُونَ ١٨
«Однако Мы бросаем истину в ложь, и та разбивается и исчезает. Горе вам за то, что вы приписываете!» (21:18),
قُلۡ جَآءَ ٱلۡحَقُّ وَمَا يُبۡدِئُ ٱلۡبَٰطِلُ وَمَا يُعِيدُ ٤٩
«Скажи: «Явилась истина, и ложь ничего больше не породит и не вернётся» (34:49),
وَيَمۡحُ ٱللَّهُ ٱلۡبَٰطِلَ وَيُحِقُّ ٱلۡحَقَّ بِكَلِمَٰتِهِۦٓۚ إِنَّهُۥ عَلِيمُۢ بِذَاتِ ٱلصُّدُورِ
«Своими Словами Аллах стирает ложь и утверждает истину. Воистину, Он знает о том, что в груди» (42:24).
Священный Коран также указывает на другой естественный ход вещей — закон Вселенной, который тесно связан с законом борьбы между истиной и ложью, а именно — закон взаимного отторжения, который гласит о том, что Всевышний не позволит лжи в этой жизни порабощать людей и не даст ей возможности эксплуатировать божьих рабов в интересах обмана. Всевышний Аллах всегда выводит из рядов борцов за правду того, кто выступит против лжи и будет бороться с ней по всем фронтам. Об этом законе Всевышний Аллах говорит следующими словами:
وَلَوۡلَا دَفۡعُ ٱللَّهِ ٱلنَّاسَ بَعۡضَهُم بِبَعۡضٖ لَّفَسَدَتِ ٱلۡأَرۡضُ وَلَٰكِنَّ ٱللَّهَ ذُو فَضۡلٍ عَلَى ٱلۡعَٰلَمِينَ
«Если бы Аллах не сдерживал одних людей посредством других, то земля пришла бы в расстройство. Однако Аллах милостив к мирам» (2:251).
Другими словами, если бы Всемогущий Аллах не сдерживал козни, заговоры, несправедливость и манипуляции неверующих посредством джихада, борьбы и стойкости группы верующих, то жизнь на земле превратилась в дикие джунгли.
Ложь и её сторонники пребывают в гордости, неповиновении, разногласиях и раздорах. Жрецы и старейшины лжи побуждают своих ничтожных последователей продолжать свою войну против истины и её сторонников и проявлять терпение ради своих идолов и кумиров, говоря, что призыв к истине — это уловка, за которой есть некий заговор. Так вели себя в прошлом погрязшие во лжи народы, как народ Ноя, Ад, Самуд и народ фараона, и партии, которые устраивали бесчинство на земле. Такова неотвратимая закономерность во Вселенной — закон взаимного отторжения между правдой и ложью и постоянная борьба между приверженцами истины и сторонниками лжи.
Всевышний Аллах даровал, дарует и будет даровать Исламской Умме на протяжении всей её долгой истории того, кто отразить козни заговорщиков, ложь манипуляторов, искажение мистификаторов и новшества еретиков. Всевышний Аллах удостоил Умму тем, что каждые сто лет она будет получать того, кто будет обновлять её религию и возвращать её в первозданный вид. Ни представители эмира Зейда, ни родные саудовского принца Ибн Сальмана, ни сторонники президента Сиси никогда не смогут реализовать свой план подобно тому, как не удавалось их предшественникам осуществить свой план. Ведь козни их обречены на гибель согласно словам Всевышнего Аллаха:
إِنَّ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ يُنفِقُونَ أَمۡوَٰلَهُمۡ لِيَصُدُّواْ عَن سَبِيلِ ٱللَّهِۚ فَسَيُنفِقُونَهَا ثُمَّ تَكُونُ عَلَيۡهِمۡ حَسۡرَةٗ ثُمَّ يُغۡلَبُونَۗ وَٱلَّذِينَ كَفَرُوٓاْ إِلَىٰ جَهَنَّمَ يُحۡشَرُونَ ٣٦
«Воистину, неверующие расходуют своё имущество для того, чтобы сбить других с пути Аллаха. Они будут расходовать его, а затем будут сожалеть об этом, а вслед за тем они будут повержены. Неверующие будут собраны в Геенне» (8:36).