Культурная идентичность Исламской Уммы — гарантия возрождения 1 ч.

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Один из самых ярких символов стратегического планирования Соединённых Штатов Америки, современный востоковед Бернард Льюис говорил:

«Это было то, к чему мы привыкли в западном мире: чем больше жителей Востока обращается к нам, тем больше мы придерживаемся Запада, чтобы стать примером добродетели и прогресса. Если они уподобляются нам, мы считаем это добром, а если не уподобляются — злом. Прогресс заключается в том, чтобы подражать нам, а если они не следуют за нами, то это означает регресс и погибель. Но это не обязательно так... Когда две цивилизации сталкиваются, одна из них берёт верх, а другая исчезает. Идеалисты и мыслители могут бегло и легко говорить о браке между лучшими элементами двух цивилизаций, но обычным результатом такой встречи является сосуществование их худших элементов»1.

Юджин В. Ростоу2 писал:

«Мы должны понимать, что различия, существующие между нами и арабским миром, являются различиями не между государствами или народами, а между исламской и христианской цивилизациями. Исторические обстоятельства подтверждают, что Америка является неотъемлемой частью западного мира, его философии, веры и системы. Это заставляет её враждебно относиться к восточному исламскому миру с его философией и верованиями, представленными исламской религией. Америка не может занять никакой позиции, кроме антиисламской, будучи на стороне западного мира и сионистского государства, потому что если бы она поступила наоборот, то противоречила бы своему языку, философии, культуре и институтам»3.

Культурная идентичность нации формируется её особым взглядом на жизнь, основанным на наборе ценностей, знаний, верований, искусства, морали, традиций и философии, то есть на убеждениях (акыда), из которых возникает законодательство, упорядочивающее жизнь общества. Таким образом зарождается образ жизни и ценности, приемлемые для общества, а также критерии и убеждения, согласно которым управляется государство. Всё это утверждается в правовой базе, то есть конституции и законодательстве, которые защищают и претворяют в жизнь эти убеждения, критерии и ценности, так что они со временем превращаются в устоявшиеся общественные традиции и нормы. Такой результат придаёт этой нации определённый окрас, а также идейную и поведенческую гармонию, гарантирующую человеческое счастье и спокойствие.

Судить о человеке, является он развитым или отсталым, а также судить о его общественных отношениях, то есть о системе, которая формирует его жизнь как индивидуума и части общества, мы будем по его поведению. Поведение человека зависит от концепций о жизни, основывается на них или исходит из них, формируя жизненный порядок и систему, что мы называем образом жизни. Так появляется идейное руководство, которое проникает в глубины жизни, заставляя человека что-то делать, а от чего-то воздерживаться в зависимости от понимания правильного и неправильного, добра и зла, истины и лжи, которые определяются этим идейным руководством.

Поэтому мы должны осознавать важность наличия правильной доктринальной концепции и вытекающей из неё системы жизни человека, общества и государства. Что касается тех, кто желает жить без каких-либо критериев, концепций или убеждений, или хочет жить по смешанным критериям и убеждениям так, что одно и то же в один день будет для него добром, а в другой день — злом, такие люди нас не интересуют, и мы не хотим делать их примером подражания.

Особенности исламской культуры уникальны! Как мусульмане могут искать им замену?!

Если мы посмотрим на особенности исламской культуры, то обнаружим, что она отличалась от других высокими представлениями о Вселенной, человеке и жизни, а затем воплощением этих представлений в рамках всеобъемлющего доктринального подхода, который объясняет всё, что связано со Вселенной и жизнью, определяет правильную связь человека с великими концепциями4, а также их обратную связь с человеком. Этот подход разъясняет цель его существования и показывает человеку его положение, обязанности и роль в жизни, связывая это с тем, что было до и что будет после жизни.

Ислам излил этот всеобъемлющий доктринальный подход в «автономной и независимой форме, в соответствии с его целостной природой, обращаясь к человечеству в целом, со всеми его составляющими, и это не просто холодное обращение к «человеческому мышлению» в форме ментальной логики»5. Ислам — это яркая доктрина, а не сухая, холодная философия. Жизненно важные идеи Ислама приводят человека в движение, наполняя все сферы жизни спокойствием, а также побуждая мусульман распространять это послание, будучи абсолютно уверенными в своём мировоззрении.

Ислам сочетает в себе концептуальное восприятие и систему, представленную в образе жизни. Ислам определил человеческие обязанности и общественные отношения, а также философию основ и ответвлений, проистекающих из убеждений и связанных с самим человеком, его семьёй, обществом и государством, а также со всем человечеством. Идеи Ислама обеспечивают справедливость, беспристрастность и баланс между индивидуальными правами, общественными интересами и общественными правами. Эти идеи отличаются «точностью в построении суждений. И даже ученик, исследующий вопросы исламского фикха, а также мнения и теории факихов, чувствует, что он находится перед идеально точными весами, на которых взвешиваются бриллианты, и только с помощью таких весов можно заметить разницу между мнениями, какими бы глубокими они ни были»6.

Исламское законодательство затронуло все сферы и разрешило все человеческие проблемы. Исламские решения касаются каждого человека и связаны с его действиями. Законы Ислама определяются для конкретной реальности. Исламское законодательство отличается «богатством юридических теорий в организации прав, обязанностей и интересов общества таким образом, который включает все известные до сих пор отрасли права, начиная с отношений человека с его семьёй, как положения о браке и наследство, и заканчивая положениями международного права, регулирующими отношения Исламского Государства с другими народами и государствами в мирное и военное время. Всё это организовано правовой системой Исламского Шариата самыми справедливыми правилами, самыми мудрыми постановлениями, высшими принципами, самыми долгосрочными законами, заботящимися о высших человеческих идеалах и соединяющими правовой элемент с моральным»7.

Исламское законодательство также отличается набором высоких ценностей, благородной морали и законодательных целей. Это учитывается в случае законодательства и реализации, что приводит к слиянию законов и законодательных актов с их целями. Такой подход проявляется на обществе в виде гармонирующей эффективной системы. При применении этой системы человек и общество находят стимул благочестия, ценностей и морали, что ведёт к счастью и стабильности. Построить такую систему не под силу людскому разуму.

Система и доктринальная концепция Ислама представляется в виде общественных норм. Нарушение ценностей, морали, критериев, концепций и убеждений, установленных Законодателем, расценивается преступлением, за которое полагается наказание соразмерно серьёзности преступления. Некоторые преступления входят в общественную ответственность, и здесь применимо: наставление, призыв к одобряемому и запрет порицаемого, привлечение к отчёту, склонение к истине, запрещение сидеть с виновником и даже применение оружия и использование силы для искоренения зла.

Удержание от других преступлений входит в ответственность государства, где применимы наказания. Есть и другие методы противостояния распространению зла, применение которых ведёт к сохранению ценностей, критериев и убеждений, проистекающих из вероучения, которые образуют основу для Шариата и его положений и которые создают особый образ жизни, систему, в которой человек здоров и счастлив, и нормы, нарушение которых считается преступлением и заслуживает осуждения.

Бывший судья первичных египетских судов Мухаммад Вафик Зейн аль-Абидин сказал:

«Исламское законодательство защищает моральные и человеческие ценности с помощью текстов более эффективных, чем выдуманное законодательство. В Исламе законодательство не отделено от нравственности. Это только одна из особенностей исламского законодательства. Наказания в исламском праве направлены на всё, что противоречит морали, и это не зависит от согласия жертвы или причинения какого-либо вреда, потому что цель защиты нравственности выше, чем цель защиты жертвы. Стоит отметить, что главная цель связана с общими интересами и общим порядком в обществе, и компромисс между преступником и жертвой не делает преступление добром и не разрешает то, что запретил Аллах. Таким образом, Шариат наказывает за употребление алкоголя, вероотступничество, блуд, прелюбодеяние, аморальность и гомосексуализм, независимо от согласия сторон преступления, и правитель не имеет полномочий прощать эти преступления, потому что снисходительность в этом отношении ведёт к деградации морали, развращению общества и нарушению его безопасности и порядка»8.

Самая важная особенность исламского законодательства заключается в том, что система Ислама возникла из убеждений «самостоятельно и не была выдумана»9. Она имеет глубокие корни, соответствует вероучению, на котором и была основана, свободна от противоречий, различий, несовершенства, дисбаланса и абсурда. Политические системы Ислама в их конкретной форме пронизаны заботой, гарантируют справедливость, безопасность, реализацию прав, разрешение споров, достойное здравоохранение и образование, распространение призыва и сохранение принципов, на которых было основано государство, и защиту исламской социально-экономической философии со всеми её основами и компонентами, направленными на построение общества в соответствии с системой, гарантирующей удовлетворение базовых потребностей.

«В системе Ислама сбалансированы права женщин, права мужчин, индивидуальные права, права общины и обществ. Личность не подавляется именем общины, и интересы общины не привязываются к интересам отдельного человека, партии или группы. Система в Исламе основана на взаимопонимании между мужчинами и женщинами, где для каждого из них есть конкретное послание, посредством которого они дополняют друг друга. И жизнь людей в целом основана на взаимодополнении, а не на конфликте. Например, мусульманин должен желать для своего брата того, что желает для себя. Поддерживая и дополняя друг друга, они подобны зданию или организму. Богатые и бедные должны дополнять и поддерживать друг друга, а не завидовать, ненавидеть и порождать классовую борьбу, что можно заметить в современных капиталистических обществах. Многочисленные задачи, виды деятельности и человеческие таланты всегда дополняют друг друга. Индивидуум не может обеспечить для себя все свои потребности, но в исламской общине осуществляются все значения взаимопомощи и взаимодополнения, которые достигают целей этого мира и Будущего»10.

То же самое касается распределения богатства и получения товаров и услуг.

Взаимодополняемость людей — это гарантия эффективности систем. Решения Ислама гармонируют с природой человека и элементами человеческого естества. Системы Ислама взаимодействуют с сущностью человека, удовлетворяя его базовые потребности, исходящие от жизненной энергии — инстинктов и органических потребностей — чтобы установить конечное равновесие. Таким образом, человек превосходит уровень животных в удовлетворении своих инстинктов и потребностей, не вступая в противоречие со своими духовными устремлениями и находясь в гармонии со своей человеческой физической и социальной реальностью. Жизнь человека благодаря системе Ислама не основывается на сиюминутных желаниях и интересах, как это имеет место во всех человеческих законодательствах и системах, преобладающих в современном мире.

Эти божественные законы сохраняют гуманность и разум человека, учитывая при этом, что он живёт в материальном мире, полном проблем и бед. Важной особенностью исламского законодательства является способность проникать в глубины различных проблем, выявляя их причину и последствия и рассматривая их во всеобъемлющем свете, основанном на знании человеческой души, мотивов, устремлений и желаний, а также знании человеческой жизни и разнообразия его потребностей. Затем Ислам вводит в действие законы, гарантирующие создание здоровой личности и общества, а также гарантирующие должное достижение интересов человека для осуществления добра и искоренения зла, распространения справедливости и устранения несправедливости.

Другая особенность исламской системы заключается в увязке законодательства с религиозными и моральными ценностями, служа им и защищая их, а не становясь причиной их разрушения. Ислам построил Шариат на критериях, вытекающих из убеждений, так что они стали силой, которая побуждает человека придерживаться законов из страха перед Аллахом, любви к Нему и надежды на Его милость. Это избавляет от необходимости непосредственной власти над человеком, чтобы заставлять его соблюдать законы, а скорее человек сам подчиняется Аллаху тайно и публично. Мусульманин не считает успехом избегание от наказания в этом мире, поскольку знает, что Аллах наблюдает за ним и что, если наказание не настигло его в этом мире, то настигнет в следующем.

Набор ценностей, сформированных исламской культурой и определяющих убеждения для людей, кристаллизовались и утвердились в основе отношений общества. Сохранение и защита системы этих ценностей, а также предотвращение их нарушения связано с подъёмом Уммы и общества, развитием, гармонией с самим собой и взятием вершины перед другими нациями. Исламская Умма снова должна стать неприступной крепостью, которая защищается и сохраняется. Проникновение изъянов в понимание мусульман и нарушение верховенства этих ценностей в Умме сопровождалось её упадком и разделением. Структура этой неприступной крепости была ослаблена до такой степени, что когда исламское законодательство потеряло силу и перестало применяться, Умма стала мишенью врага-колонизатора.

Тем не менее, сила исламской веры, а также здравость и точность Исламского Шариата стали причиной того, что эта Умма и культура в периоды слабости выстояла перед землетрясениями, бедствиями, крестовыми походами, кампаниями моголов и многократными попытками разрушить её. Умма пережила сложные годы и периоды процветания. Были времена, когда люди применяли исламское законодательство в лучшем виде, а были годы, когда его применение оставляло желать лучшего.

Умма может снова подняться и занять своё высокое место, только если заново оживит свою культуру, тщательно очистит от грязи свои идеи, улучшит понимание своих ценностей и осознает их роль в возрождении, смыв с них всё, что прилипло за годы упадка, затем свяжет все свои концепции с откровением, отделив их от того, что пришло из других культур. Каждый раз, когда Умма осуществляла всё это, она поднималась и снова занимала лидирующее место среди народов и наций.

Культурная идентичность Исламской Уммы

Что касается того, что культурная идентичность Исламской Уммы нарушилась после того, как она стала добычей для каждого претендента, то это неверное утверждение. Мы видим, что Умма верит во что-то, но эта вера не воплощается в образе жизни. Можно заметить растущее расхождение между ценностями, которые формируют общественное поведение, и теми ценностями, которые люди приняли в своих убеждениях. То есть Умма отошла от своих представлений и убеждений о жизни, которые основаны на исламской акыде. Мусульмане стали жить в отчуждении и противоречии.

Ещё хуже то, что мусульманами правят согласно чуждым убеждениям против их воли. И это стало причиной духовных страданий, несчастья, тяжкой жизни, слабости, упадка и отсталости.

Глобальная кампания борьбы с Исламом настолько смертоносна, что многие мусульмане начиная с середины ХХ века стали принимать доктрину, в которой капиталистические, либеральные, светские и социалистические концепции смешались с исламскими взглядами и ценностями. Мусульмане стали перенимать западные законы, которые противоречат их представлениям о божественном законодательстве. Неизбежным следствием этого стали страдания, упадок и отсталость. Самым важным является то, что Умма сможет освободиться и подняться, только вернувшись к своим корням, на которых основана исламская культура, и очистив эти корни от примесей и противоречий.

Очевидно, что нация, утратившая свою культурную идентичность, не может занять своё место среди других наций, и другие нации не станут жалеть её. Напротив, из-за своей слабости она будет подвергаться разграблениям и оккупации, особенно когда ею правят предатели, служащие Западу и продавшие свой народ и свою религию за ничтожные мирские блага и посты.

 

Саир Саляма

 

1. Бернард Льюис, «Ближний Восток и Запад».

2. Юджин В. Ростоу — помощник государственного секретаря по политическим вопросам (1966–1969), директор Агентства по контролю над вооружениями и разоружению.

3. Джаляль аль-Алим, «Западные лидеры говорят: уничтожьте Ислам, уничтожьте его народ». Ияд Салах Шакир, «Феномен страха перед Исламом или исламофобия на Западе: причины, признаки и последствия».

4. Аллах, рубубия, улюхия, малик, сультан, хакимия, связь творения, организация и управление.

5. Саид Кутб, «Характеристики и компоненты исламской концепции».

6. Мустафа аз-Зарка, «Характеристики исламского законодательства».

7. Мустафа аз-Зарка, «Характеристики исламского законодательства».

8. Мухаммад Вафик Зейн аль-Абидин, «Преимущества исламской уголовной политики».

9. Саид Кутб, «Характеристики и компоненты исламской концепции».

10. Абдульмухсин ас-Сувайх, «Характеристики и цели социальной системы в Исламе».