Только Халифат утвердит религию, объединит Умму, защитит честь и святыни мусульман, а также положит конец несправедливости 1 ч.

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Установление Халифата и избрание халифа — это обязанность всех мусульман на земле, и она должна быть выполнена, как и другие обязанности. В этом вопросе у мусульман нет выбора.

Невыполнение этой задачи влечёт за собой грех, за который мусульманин понесёт ответ перед Аллахом. Доказательства обязательности установления Халифата встречаются в Коране, Сунне и единодушии сподвижников.

Коран. Аллах решительно приказал Своему Посланнику (с.а.с.) править мусульманами на основе того, что было ему ниспослано. Аллах говорит:

فَٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُۖ وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَهُمۡ عَمَّا جَآءَكَ مِنَ ٱلۡحَقِّ

«Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины» (5:48).

Также Он сказал:

وَأَنِ ٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَهُمۡ وَٱحۡذَرۡهُمۡ أَن يَفۡتِنُوكَ عَنۢ بَعۡضِ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ إِلَيۡكَ

«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (5:49).

Обращение к Посланнику (с.а.с.) — это обращение ко всей Умме, если нет доказательств, указывающих на обратное. В этом случае таких доказательств нет, поэтому обращение Аллаха о необходимости править согласно тому, что было ниспослано, касается всех мусульман. Установление Халифата означает установление власти и правления Ислама. Также Аллах приказывает мусульманам подчиняться вали аль-амру (власть имущему), что указывает на необходимость наличия вали аль-амра. Аллах говорит:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡ

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием (вали аль-амр) среди вас» (4:59).

Аллах не приказывал бы подчиняться тому, кого не существует. Это означает, что установление вали аль-амра является обязательным. Таким образом, приказывая подчиняться вали аль-амру, Аллах приказывает установить его. С наличием вали аль-амра применяется Шариат, а с отсутствием вали аль-амра применение Шариата прекращается. Поэтому запрещено отказываться от деятельности по установлению вали аль-амра, то есть по применению Шариата.

Сунна. Приводит Муслим от Нафиа, который сообщил, что Ибн Умар слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ خَلَعَ يَدًا مِنْ طَاعَةٍ لَقِىَ اللَّهَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ لاَ حُجَّةَ لَهُ وَمَنْ مَاتَ وَلَيْسَ فِى عُنُقِهِ بَيْعَةٌ مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً

«Тот, кто выйдет из повиновения, в День воскрешения встретит Аллаха, не имея никаких оправданий, а тот, кто умрёт, не имея присяги, умрёт подобно тому, как умирали во времена джахилии». Посланник Аллаха (с.а.с.) велел каждому мусульманину иметь присягу, а того, кто умер без присяги, сравнил с теми, кто умирал во времена джахилии. Присяга же даётся только халифу. Когда говорится, что каждый мусульманин должен иметь присягу, то имеется в виду, что должен быть халиф, которому подчиняются все мусульмане. Только с наличием халифа у каждого мусульманина появится возможность дать присягу, и тут нет разницы, произносил он слова присяги фактически или нет.

Следовательно, в хадисе идёт речь о необходимости установления халифа, а не о том, чтобы каждый мусульманин в отдельности произносил слова присяги. Посланник Аллаха (с.а.с.) порицал тех, кто не имел присяги до самой смерти, а не тех, кто не произносил слова присяги. Муслим сообщил от Араджа, а тот — от Абу Хурайры, что Пророк (с.а.с.) сказал:

إِنَّمَا الإِمَامُ جُنَّةٌ يُقَاتَلُ مِنْ وَرَائِهِ وَيُتَّقَى بِهِ

«Имам — это щит, за которым сражаются и которым защищаются».

Муслим передал от Абу Хазима, который сказал: «В течение пяти лет я находился рядом с Абу Хурайрой и слушал от него хадисы. Однажды я услышал от него хадис, в котором Пророк (с.а.с.) сказал:

كَانَتْ بَنُو إِسْرَائِيلَ تَسُوسُهُمُ الأَنْبِيَاءُ، كُلَّمَا هَلَكَ نَبِيٌّ خَلَفَهُ نَبِيٌّ، وَإِنَّهُ لاَ نَبِيَّ بَعْدِي، وَسَتَكُونُ خُلَفَاءُ فَتَكْثُرُ، قَالُوا: فَمَا تَأْمُرُنَا؟ قَالَ: فُوا بِبَيْعَةِ الْأَوَّلِ فَالْأَوَّلِ، وَأَعْطُوهُمْ حَقَّهُمْ، فَإِنَّ اللَّهَ سَائِلُهُمْ عَمَّا اسْتَرْعَاهُمْ

«Израильтянами управляли пророки. Каждый раз, когда погибал пророк, за ним приходил другой, но после меня не будет пророков, а будут халифы, и их будет много». У Пророка спросили: «Как прикажешь нам поступать?», — и он сказал: «Соблюдайте присягу первому. Отдавайте им их права. Аллах спросит их за то, что доверил им». Сообщается от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ كَرِهَ مِنْ أَمِيرِهِ شَيْئًا فَلْيَصْبِرْ عَلَيْهِ، فَإِنَّهُ لَيْسَ أَحَدٌ مِنْ النَّاسِ خَرَجَ مِنْ السُّلْطَانِ شِبْرًا فَمَاتَ عَلَيْهِ إِلَّا مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً

«Кто увидит у своего правителя что-либо ненавистное, то пусть проявляет терпение, ибо человек, вышедший на пядь из повиновения правителю и затем умерший на этом, умер смертью джахилии» (Муслим). В этих хадисах Посланник Аллаха (с.а.с.) сообщает, что мусульманами будут править халифы. Назвав халифа щитом мусульман, Пророк (с.а.с.) сообщил о важности и необходимости наличия халифа. Стоит напомнить, что если обращение Аллаха или Его Посланника (с.а.с.) содержит в себе порицание, значит, это является призывом к оставлению действия, а если содержит похвалу, тогда это является призывом к выполнению действия.

Если выполнение приказа ведёт к появлению власти Шариата, а оставление — к исчезновению, тогда это требование будет категоричным (джазим). Как отмечалось, править мусульманами будут халифы, а значит, требуется их установление. Также отмечалось, что мусульманин будет грешником, если выйдет из подчинения халифу, а это означает, что установление халифа является обязательным. Посланник Аллаха (с.а.с.) приказал подчиняться халифу и сражаться с теми, кто оспаривает его власть, а это означает обязательность установления и защиты халифа. Муслим передал, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

وَمَنْ بَايَعَ إمَاماً فَأعْطَاهُ صَفْقَةَ يَدِهِ، وَثَمَرَةَ قَلْبِهِ، فَلْيُطِعْهُ إن استَطَاعَ، فإنْ جَاءَ آخَرُ يُنَازِعُهُ فَاضْرِبُوا عُنْقَ الآخَرِ

«И пусть тот, кто дал клятву правителю, ударил с ним по рукам и проявил по отношению к нему искренность сердцем, повинуется этому правителю, если сумеет, а если явится кто-то другой и станет бороться с ним за власть, то отрубите этому другому голову». Приказ подчиняться халифу — это приказ установить халифа. А приказ сражаться с теми, кто оспаривает власть халифа — это дополнительное указание (карина), подтверждающее категоричность приказа о том, что халиф всегда должен быть один.

Единодушие сподвижников (иджма ус-сахаба). Сподвижники были единогласны в том, что нужно выбрать халифа после смерти Посланника Аллаха (с.а.с.). Так они выбрали халифом Абу Бакра, после него — Умара, потом Усмана и так далее. Более того, сподвижники отложили похороны Посланника Аллаха (с.а.с.), пока занимались выбором халифа, хотя похоронить усопшего считается обязательным, а кто занимается похоронами, не может отвлекаться до окончания похорон. Часть сподвижников вместо того, чтобы заняться похоронами Посланника Аллаха (с.а.с.), занялись выбором халифа, а другая часть молчала по этому поводу. И все они согласились с тем, что похороны нужно отложить на две ночи, хотя могли возразить и заняться похоронами. То есть сподвижники единогласно отложили похороны Пророка (с.а.с.) и занялись выборами халифа.

Это говорит о том, что установление халифа важнее, чем похороны умершего. Кроме того, на протяжении всей своей жизни сподвижники были единодушны относительно обязательности установления халифа. Хотя и были разногласия по поводу кандидатуры на пост халифа, но они не разногласили по поводу обязательности самого процесса назначения халифа ни после смерти Пророка (с.а.с.), ни после смерти каждого из праведных халифов. Таким образом, единодушие сподвижников служит сильным доказательством того, что установление халифа является обязательным.

Установление религии и применение законов Шариата во всех жизненных делах является обязательным для мусульман, на что указывают категоричные по происхождению (катыят ус-субут) и категоричные по указанию (катыят уд-даляля) доказательства. Шариатское правило гласит: «То, без чего невозможно выполнение обязательного, само становится обязательным». С этой точки зрения тоже выясняется обязательность установления Халифата.

Вышеприведённые доказательства ясно показывают, что установление власти Ислама и назначение халифа является обязанностью мусульман. Халифат ведёт к применению законов Шариата, а не только принятию власти. Приводит Муслим от Ауфа ибн Малика, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

خِيَارُ أَئِمَّتِكُمْ الَّذينَ تُحِبُّونهُمْ ويُحِبُّونكُمْ، وتُصَلُّونَ علَيْهِمْ ويُصَلُّونَ علَيْكُمْ، وشِرَارُ أَئمَّتِكُمْ الَّذينَ تُبْغِضُونَهُمْ ويُبْغِضُونَكُمْ، وتَلْعَنُونَهُمْ وَيَلْعَنُونَكُمْ، قِيلَ: يَا رسُولَ اللَّهِ، أَفَلَا نُنَابِذُهُمْ؟ قالَ: لَا، مَا أَقَامُوا فِيكُمُ الصَّلَاةَ، وَإِذَا رَأَيْتُمْ مِنْ وُلَاتِكُمْ شَيْئًا تَكْرَهُونَهُ فَاكْرَهُوا عَمَلَهُ، وَلَا تَنْزِعُوا يَدًا مِنْ طَاعَةٍ

«Лучшие Имамы — те, которых вы любите и которые любят вас. Вы благословляете их, и они благословляют вас. А худшие Имамы — те, которых вы ненавидите и которые ненавидят вас. Вы проклинаете их, а они проклинают вас». Его спросили: «О Посланник Аллаха, не следует ли нам поднять против них оружие?». Он ответил: «Нет, пока они выполняют среди вас намаз. Если же вы увидите в своём правителе нечто, что вам не нравится, то вам надлежит испытывать к этому неприязнь, но не отказываться от повиновения». В этом хадисе говорится о лучших и худших халифах и о том, что запрещено сражаться против них до тех пор, пока они выполняют среди мусульман намаз, то есть применяют религию. Халиф устанавливается, чтобы применялись законы Ислама и продолжался призыв к истине.

Призыв тоже является обязанностью мусульман, как на это указывают достоверные шариатские тексты, помимо правления на основе Ислама и сохранения единства мусульман. Однако всё это входит в категорию фард кифая (обязанность по достаточности), и если кто-то выполнит этот фард, тогда с остальных снимается ответственность. Но если часть мусульман не в силах выполнить его, несмотря на все усилия, тогда ответственность ложится на всех мусульман и остаётся на них до тех пор, пока не появится халиф.

Теперь перейдём к тому, что говорили учёные по поводу обязательности Халифата:

Аль-Джурджани сказал: «Назначение Имама — один из самых важных интересов мусульман и величайшая цель религии».

Ибн Таймия в книге «Маджмуат уль-фатава» пишет: «Управление делами людей является одним из важнейших обязательств в религии. Без управления не будут достигнуты цели мирской жизни и жизни Вечной. Люди не решат своих проблем, пока не объединятся, поскольку они нуждаются друг в друге. При объединении им нужен глава. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Если трое отправятся в путь, пусть назначат одного из их числа амиром». Этот хадис передал Абу Дауд от Абу Саида и Абу Хурайры. Привёл Имам Ахмад в книге «Муснад» от Абдуллаха ибн Умара, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Не дозволено троим находиться в пустынном месте, пока один из них не станет их предводителем». Таким образом, Посланник Аллаха (с.а.с.) объявил обязательным назначение предводителя у небольшой группы людей, отправившихся в поездку, что указывает на обязательность и во всех остальных группах. К тому же, Всевышний Аллах вменил в обязанность мусульманам призыв к одобряемому и удерживание от порицаемого, а исполнение этой обязанности должным образом возможно только при наличии силы и власти.

То же самое можно сказать и о других важных обязанностях: джихаде, соблюдении справедливости, совершении хаджа и праздничных обрядов, помощи притеснённому и применении шариатских наказаний. Всё это может осуществляться только при наличии силы и власти. Поэтому и говорят, что правитель — это тень Аллаха на земле, что шестьдесят лет с несправедливым правителем лучше, чем одна ночь без правителя. Горький опыт многих народов подтверждает это. Поэтому наши праведные предшественники, например, Фудайль ибн Ияд и Ахмад ибн Ханбаль, говорили: «Если бы была у нас возможность обратиться к Аллаху с мольбой, которая не останется без ответа, мы бы обратились с такой мольбой за правителя».

В той же книге Ибн Таймия пишет: «Пророк (с.а.с.) приказал Умме назначать халифа, который управляет её делами, а правителям приказал соблюдать права подданных и править справедливо. Он приказал людям подчиняться правителям, поскольку это ведёт к подчинению Аллаху. Приводит Абу Дауд в книге «Сунан» от Абу Саида, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Если трое отправятся в путь, пусть назначат одного из их числа амиром». В той же книге приводится подобный хадис от Абу Хурайры.

В книге «Муснад» Имама Ахмада приводится от Абдуллаха ибн Умара, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Не дозволено троим находиться в пустынном месте, пока один из них не станет их предводителем». Если наличие главы обязательно даже в маленькой группе, тогда в ещё большей группе оно тем более обязательно. Правление — это то, посредством чего правитель приближается к Аллаху и выполняет по своим возможностям лучшие благодеяния. Приводится в книге «Муснад» Имама Ахмада, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Самым любимым созданием для Аллаха является справедливый Имам, а самым ненавистным созданием для Аллаха — несправедливый Имам».

Абу Бакр в своей речи после смерти Пророка (с.а.с.) сказал: «Мухаммад умер, и нужен человек, который будет применять эту религию».

Ад-Дарими в книге «Сунан» пишет: «Нам рассказывал Язид ибн Харун от Бакыйя, от Сафвана ибн Рустума, от Абдуррахмана ибн Майсара, от Тамима ад-Дари, который сказал: «Множество людей собралось в здании, когда правителем стал Умар, и он сказал: «О жители арабских земель! Нет Ислама без сплочённости, нет сплочённости без власти, нет власти без подчинения. Если люди выбрали кого-то сознательно, то это станет силой жизни для него и для них, а если выбрали кого-то несознательно, то это станет погибелью для него и для них». Приводится в книге Ибн Абдульбарра аль-Куртуби «Джами баян аль-ильм ва фадлих».

Сказал шейх ат-Тахир ибн Ашур в книге «Основы социальной системы в Исламе»: «Установление правления над всеми людьми, и над мусульманами — в частности, относится к основам исламского законодательства, утверждённого множеством доказательств из Корана и Сунны, которые достигают степени мутаватир манави. После смерти Пророка (с.а.с.) сподвижники поспешили собраться и начать совещание по поводу того, кто станет его наместником в заботе о делах мусульман. Мухаджиры и ансары собрались под навесом и выбрали Абу Бакра ас-Сиддика халифом мусульман после Посланника Аллаха (с.а.с.). Затем мусульмане никогда не разногласили по поводу обязательности наличия халифа, кроме некоторых хариджитов и мутализитов, которые нарушили единодушие, а значит, их мнение не имеет значения.

Из-за значимости Халифата в Шариате учёные внесли его в список рассматриваемых вопросов. Имам аль-Харамейн Абу аль-Маали аль-Джувайни в книге «Аль-Иршад» пишет: «Разговор об Имамате — это не разговор об основах вероубеждений. Но опасность отхода от этого вопроса — такая же, как и опасность того, кто игнорирует одну из основ религии». Смысл слов аль-Джувайни заключается в том, что хоть вопрос Имамата и не относится к вопросам вероубеждения, но отстранение от него представляет опасность для акыды из-за важности самого вопроса.

Аль-Хайсами в книге «Ас-Саваик уль-мухрика» пишет: «Знай же, что абсолютно все сподвижники единодушно сошлись на том, что избрание Имама после окончания периода пророчества является ваджибом. Они даже считали это самым важным ваджибом, поскольку занялись избранием Имама, оставив похороны Посланника Аллаха (с.а.с.)».

Абу Бакр аль-Ансари в книге «Гаят уль-вусуль фи шарх любби аль-усуль» пишет: «Люди должны выбрать Имама, который будет стоять на страже их интересов, таких как защита границ, подготовка армий, подавление узурпаторов и мятежников. После смерти Пророка (с.а.с.) сподвижники единодушно сошлись на необходимости выбрать халифа и посчитали это важнейшей обязанностью, даже отложив его похороны из-за этого. Люди продолжали придерживаться этого на протяжении всех эпох».

Мухаммад ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Хашим аль-Махалли аль-Мисри аш-Шафии Джалялуддин, муфассир, факих, знаток усуль-фикха и лингвист, в своей книге «Шарх аль-махалли аля джам аль-джавами» пишет: «Люди должны выбрать Имама, который будет стоять на страже их интересов, таких как защита границ, подготовка армий, подавление узурпаторов, мятежников, грабителей на дорогах и т.д. После смерти Пророка (с.а.с.) сподвижники единодушно сошлись на необходимости выбрать халифа и посчитали это важнейшей обязанностью, даже отложив его похороны из-за этого. Люди продолжали придерживаться этого на протяжении всех эпох».

В книге «Гаят уль-баян фи шарх зубад Ибн Раслян» факиха шафиитского мазхаба Шамсуддина Мухаммада ибн Ахмада ар-Рамли аль-Ансари по прозвищу «младший Шафии» (один из учёных IX века по хиджре) пишется: «Люди обязаны выбрать Имама, который займётся их интересами, такими как применение законов, исполнение системы наказаний, защита границ, подготовка армии, сбор милостыни (закят), подавление узурпаторов, мятежников и грабителей на дорогах, разрешение конфликтов, возникающих между людьми, раздел трофеев и прочее. После смерти Пророка (с.а.с.) сподвижники единодушно сошлись на необходимости выбрать халифа и посчитали это важнейшей обязанностью, даже отложив его похороны из-за этого. Люди продолжали придерживаться этого на протяжении всех эпох».

Дыяуддин ар-Раййис в своей книге «Ислам и Халифат» пишет: «Единодушие (иджма) принято как одну из основ Исламского Шариата. Сильнейшим и высшим видом единодушия считается единодушие сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Именно они являются первым поколением мусульман. Они оказали помощь Посланнику Аллаха (с.а.с.). Они участвовали с ним в джихаде и прочих делах. Они слышали его слова. Они лучше знают законы Ислама. Их количество было ограниченным, а единодушие — известным. Когда Пророк (с.а.с.) ушёл из этой жизни, они единогласно решили, что нужно выбрать того, кто заменит его на посту главы государства. Они собрались, чтобы выбрать халифа.

И никто из них никогда не говорил, что мусульманам не нужен халиф. Так подтвердилось их единодушие относительно обязательности наличия Халифата. И на это единодушие опирается вопрос Халифата». В этой же книге он пишет: «Халифат — это важнейшая должность в религии, и она касается всех мусульман. Исламский Шариат говорит о том, что установление Халифата — это основной фард из числа прочих фардов религии. Более того, это — величайший фард, потому как благодаря ему реализуются все прочие фарды».

Далее он пишет: «Учёные Ислама единодушны, как мы уже сказали ранее, в том, что Халифат или Имамат — это основной фард из числа прочих фардов религии. Это первый и важнейший фард, потому как на него опираются прочие фарды и реализуются интересы всех мусульман, из-за чего эту должность прозвали «великий Имамат», в то время как имам в намазе исполняет «малый имамат». Таково мнение Ахлю Сунна валь-Джама, составляющего большую часть мусульман. Таково мнение великих учёных-муджтахидов, таких как имамы-основатели четырёх мазхабов, а также аль-Маварди, аль-Газали, аль-Джувайни, ар-Рази, ат-Тафтазани, Ибн Хальдун и прочие учёные. Это имамы, от которых мусульмане изучают свою религию. Мы узнали твёрдые доказательства, которые указывают на обязательность Халифата».

Аш-Шахрастани говорил: «У Абу Бакра и других людей не возникала мысль о том, что люди могут жить без Имама. Всё это указывает на то, что сподвижники, представляющие собой первое поколение Уммы, были единогласны в необходимости Имамата».

Шейх Али Бельхадж в своей книге «Возвращение Халифата — важнейшая обязанность в религии» пишет: «Халифат по методу пророчества! А как иначе, если учёные Ислама и самые знающие из мусульман считали Халифат основной обязанностью этой религии, назвав его «великим фардом», от которого зависит исполнение прочих фардов?! Оставление выполнения этого фарда считается «великим грехом». Все беды, блуждания, споры и конфликты, пылающие между мусульманами как на уровне личностей, так и на уровне народов, происходят именно из-за того, что мусульмане оставили исполнение этого великого фарда».

Ибн Хальдун в книге «Мукаддима» пишет: «Установление Имама обязательно. Эта обязательность известна в Шариате из-за единодушия сподвижников и табиинов, потому что после смерти Посланника Аллаха (с.а.с.) сподвижники поспешили дать присягу Абу Бакру (р.а.), поручив ему ведение своих дел. Так продолжалось в последующих эпохах. Никогда люди не погружались в анархию. Это мнение подтверждается единодушием, указывающим на обязательность выбора Имама». Умма передавала это единодушие из поколения в поколение так, что оно стало известным как категоричное (мутаватир).

Аль-Хатиб аль-Багдади, да помилует его Аллах, говорил: «Мухаджиры и ансары единогласно избрали Абу Бакра халифом, сказав ему: «О халиф Посланника Аллаха (с.а.с.)!», — хотя он (с.а.с.) не назначал после себя халифом никого. Тридцать тысяч мусульман сказали Абу Бакру: «О халиф Посланника Аллаха (с.а.с.)». Пусть Аллах будет доволен всеми ими. Но я скажу: вопрос заключается не в том, что все мусульмане присягнули ему, а в том, что они были единодушны в запретности жить без Имама, а также в обязательности выбрать наместника Посланника Аллаха (с.а.с.), который сказал: «Тот, кто умрёт, не имея присяги, умрёт подобно тому, как умирали во времена джахилии». Из этого понимается обязательность наличия халифа, которому мусульмане будут подчиняться. Но речь не идёт об обязательной присяге лично каждого мусульманина, и если мусульман будет миллиард, то не требуется, чтобы количество присягнувших было миллиард. Достаточно того, чтобы был халиф, который возьмёт с Уммы или от её представителей добровольную присягу».

Абу-ль-Хасан аль-Ашари сказал: «Аллах похвалил мухаджиров и ансаров, а также опередивших в Исламе. В Коране множество раз восхваляются мухаджиры и ансары, а также дающие присягу добровольно. Аллах говорит: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худейбии» (48:18). Те, кого похвалил Аллах, единодушно согласились с Имаматом Абу Бакра ас-Сиддика (р.а.), назвали его «халифом Посланника Аллаха (с.а.с.)», присягнули ему, подчинились и признали его достоинства. Это была лучшая община во всех отношениях, заслуживающая Имамата и славившаяся знанием, аскетизмом, силой мнения, политикой Уммы и многим другим».

Абдульмалик аль-Джувайни сказал: «Что же касается Имамата Абу Бакра (р.а.), то он утвердился по единодушию сподвижников. Они сошлись на том, что будут подчиняться ему. Ну а домыслы, которые исходят от рафидитов о том, что якобы Али грубо показал своё несогласие с присягой Абу Бакру, — это откровенная ложь. Да, Али не находился под навесом Сакифа, поскольку его охватила печаль из-за смерти Посланника Аллаха (с.а.с.) и он находился в уединении. Но затем он вышел к людям и на глазах у всех дал присягу Абу Бакру».

Абу Бакр аль-Бакилляни касательно единодушия сподвижников о Халифате Абу Бакра ас-Сиддика пишет: «Мусульмане единогласно сошлись на обязательности слушаться и повиноваться Имамату Абу Бакра. Повелитель правоверных Али ибн Абу Талиб, отвечая на слова Абу Бакра: «Дайте мне уйти с должности, потому что я не лучше вас», — ответил ему: «Не примем мы твою отставку и не потребуем от тебя этого! Посланник Аллаха (с.а.с.) выбрал тебя для выполнения обрядов религии и поставил тебя во главе мусульман, и как мы можем отказаться от тебя после этого?!». Али (р.а.) имел в виду, что Пророк (с.а.с.) выбрал Абу Бакра (р.а.) в качестве имама в намазе и заместителя в хадже. Абу Бакр (р.а.) был самым достойным среди Уммы, он обладал сильнейшей верой, глубоким пониманием и лучшим знанием».

Аш-Шахрастани, описывая положение сподвижников в то время, когда к Абу Бакру подступила смерть и он посоветовал выбрать халифом Умара, пишет: «У Абу Бакра и других людей не возникала мысль о том, что люди могут жить без Имама. Всё это указывает на то, что сподвижники, представляющие собой первое поколение Уммы, были единогласны в необходимости Имамата. Такое единодушие является твёрдым доказательством обязательности Имамата».

Адудуддин аль-Иджи в книге «Аль-мавакиф фи ильм аль-калам» пишет: «Халифат обязателен для нас по двум причинам:

1. Путём категоричной достоверности (таватур) до нас дошло единодушие первых мусульман после смерти Пророка (с.а.с.) о том, что нельзя жить без Имама. Абу Бакр на своей хутбе сказал: «Мухаммад умер, и нужен человек, который будет применять эту религию». Все согласились с ним и оставили важное дело, а именно — похороны Посланника Аллаха (с.а.с.). По сей день люди в каждой эпохе поступают так же и выбирают Имама. Если же кто-то скажет: «Кто-то должен был подтвердить единодушие сподвижников, хотя бы кто-то из них должен был сообщить об этом, и тому есть причины», — мы ответим: «Нет необходимости сообщать о свершившемся единодушии. Или не было возможности описать сложившиеся обстоятельства, и мы понимаем эти обстоятельства по рассказам очевидцев, живших во времена Пророка (с.а.с.)».

2. Избрание халифа — это защита от потенциальных бед и обязанность согласно единодушию. Мы знаем, что, устанавливая законы взаимоотношений, бракосочетания, джихада, наказаний, возмещений, религиозных обрядов, таких как праздники и пятничные молитвы, Законодатель преследовал интересы людей в этом мире и Последующей жизни. Но всё это неосуществимо без Имама, к которому по решению Аллаха будут обращаться люди со своими проблемами. Тут следует отметить, что желания и мнения людей расходятся. И если они сталкиваются друг с другом, то это приводит к конфликтам и даже может привести всё общество к погибели».

Аль-Маварди в книге «Аль-Ахкям ас-султанийя» пишет: «Те, кто занимается избранием халифа, обязаны выполнить это дело согласно единодушию сподвижников, даже если глупцы отвернулись от них».

Ан-Навави в книге «Шарх сахих Муслим» пишет: «Они единодушны в том, что мусульмане обязаны выбрать халифа».

 

Абдульхалик Абдун Али
Член информационного офиса Хизб ут-Тахрир в Судане