بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Эта тема для размышлений очень деликатна и имеет прямое отношение к политике. Для того, чтобы упростить задачу, надо понять — одни народы стремительно движутся вперёд, другие прячутся в тени, а некоторые находятся и вовсе во тьме. Здесь рождается вопрос: что заставляет одни народы двигаться и расти, другие народы — ожидать в тени, а некоторые — погружаться во тьму без надежды на какой-либо просвет?
Аллах создал людей разными, знающими и невежественными, богатыми и бедными, правителями и подчинёнными. Но в знаниях, богатстве и власти происходят изменения. В некоторых случая человек теряет статус и лидерство, а в некоторых приобретает. Вы можете встретить бедного молодого человека, который с полной уверенностью в себе хочет сделать предложение дочери правителя. Он может быть мотивирован своими знаниями, храбростью или любым другим качеством, которое позволило ему почувствовать себя достойным жениться на дочери правителя. Это касается отдельного человека. Что касается наций, есть мотивы, которые толкают их двигаться вперёд или заставляют пятиться назад. Например, чувство несправедливости побуждает нацию предпринять шаги, чтобы избавиться от самой несправедливости. Одна нация может вытеснить другую, поскольку чувствует себя более достойной занять её место. Это ощущение среди наций имеет разную степень. Чувства могут служить сильным мотивирующим фактором, как и наоборот. Также чувства могут быть подлинными и обманчивыми.
Например, из-за длительного правления Каддафи в Ливии и молчания народа по поводу гнёта считалось, что он — больше чем президент или король. Когда народ выступил против него, то он обратился к массам со словами: «Кто вы такие?». Затем они свергли его, изгнали в город Сирт, где и убили. Чувство силы и безграничной власти у него оказалось ошибочным.
У Америки ощущение права на руководство нациями в вопросах прав человека тоже является ложным, потому что её на самом деле не заботят права человека. Когда мир узнал о том, что происходит в Абу-Грейбе, Баграме и Кала-и Джанги, это чувство у неё уменьшилось. Затем Америка заняла своё место и стала тем злобным демоном, желающим бороться со злом, или развратницей, претендующей на честь, в том смысле, что она была разоблачена и потеряла фактор, который позволял ей навязывать своё управления над народами. В конце концов, она стала походить на падшего человека.
Что касается голоса правителя, работающего на врага и призывающего к патриотизму, то он будет тихим, а его уста будут дрожать. Он будет смотреть на тех из своего окружения, кто знает о его предательстве. Он сам знает свою нечестность и уверен, что другие тоже это понимают. Следовательно, своими призывами к патриотизму он преследует определённую цель, и это — не настоящий патриотизм.
Когда европейские страны стали развиваться после Французской революции, породившей нынешнюю демократическую культуру, и когда жизнь европейцев начала улучшаться через научный прогресс, они почувствовали, что живут лучше, чем мусульмане в Османском Государстве, положение которых ухудшалось из года в год. Они также почувствовали, что нужно огородить себя от вторжения мусульман. В Европе зародилось острое чувство необходимости накопления силы, которая позволила бы ликвидировать Османское Государство и поднять европейцев на передовые позиции в мире. Это чувство было реальным, а не ложным.
Когда Британия почувствовала себя хитрее остальных европейских стран, она поспешила использовать их в своих интересах. Но для этого ей нужно было доказать, что она лучше их в промышленном и военном отношении. Прежде чем начать эксплуатировать остальные европейские страны, Британия укрепила свою промышленность и армию.
Что касается России, то она попала под монгольскую оккупацию, затем пережила вторжение Наполеона. Она была уверена в том, что европейские страны относятся к русским не как к равным и не разделяют с ними колонии и трофеи, как делят их между собой. У русских появилось чувство обиды, которое породило у россиян большой патриотизм и начало толкать Россию двигаться вперёд. Так она заняла и сохраняла своё место среди крупнейших империй Европы. Сначала она занимала четвёртое место среди них. Но когда коммунистическая партия одержала победу в России, считая себя спасителем от ада капитализма, чувство продвижения, подъёма, лидерства и руководства у россиян усилилось. Россия устремилась вперёд и опередила другие европейские страны.
Когда у немцев возникло ложное чувство, что их раса лучше других, это породило сильный национализм. Германия бросилась конкурировать с Великобританией и Францией в европейской и международной политике, что стало причиной двух мировых войн. То есть националистическое чувство немцев было безрассудным и превышало возможности Германии (или оно не было направлено в правильное русло). Независимо от того, правильными или ложными были чувства немцев, они сильно противоречили чувствам других народов. Поэтому Германия не выдержала натиска и потерпела поражение.
Если взглянуть сегодня на Америку, то заметно, что чувство того, что она — самая сильная и самая богатая страна, толкает её двигаться вперёд к гегемонии и международному превосходству, пока она находится на пике своей силы.
Ещё одной страной со стремительно развивающейся экономикой является Китай. Это усиливает чувство того, что он должен занять место получше. На самом деле это чувство толкнуло его выйти за свои границы в регионе и расширять своё влияние на глазах у всего мира.
Из всех этих примеров ясно видно, что именно острое чувство нации подталкивает её к накоплению мощи, включая экономическую, военную, политическую, промышленную и т.д. И когда появляются элементы могущества, такие как сильная армия или сильная экономика, государство начинает конкуренцию и борьбу, чтобы изменить своё положение.
Наблюдая за положением наций, мы обнаруживаем, что причины возникновения этих побудительных чувств могут быть разные. Угнетённая нация движется чувством несправедливости, чтобы избавиться от гнёта, и выбирает для этого нужные способы. Страна, которая показала выдающийся успех в науке, исследованиях и промышленности и показала своё лидерство и сильную позицию, а следовательно, и нужду других стран в ней, обрела те факторы, которые порождают чувство, мотивирующее двигаться вперёд. Нация, победившая в войне великого врага, как победа Советского Союза над Гитлером, движется вперёд из-за чувства, которое возобладало над победителем. Факторы, вызывающие чувства у наций, очень разнообразны. Фактор может быть сильным, и тогда он вызывает сильное чувство. Но он может быть и незначительным, а может быть и особенным. Например, защищённая океанами Америка чувствует себя в безопасности, участвуя в войнах за океаном. То есть война не доходит до её стен, а это — особое чувство и особый мотив войны.
Но многие из этих ощущений временны, даже если длятся десятилетия. Например, чувства, порождённые угнетением, исчезают, если исчезает несправедливость. Но есть то, что мотивирует чувства на постоянной основе, — мысль и акыда (основополагающая доктрина). Чем выше мысль и глубже акыда — и, как следствие, прогресс в жизни, — тем больше возникают чувства, толкающие нацию вперёд. Мысль может быть частичной, касающейся некоторых аспектов жизни, тогда и движущая сила будет частичной. Но так же мысль и акыда могут быть всеобъемлющими и включать все аспекты жизни. И тогда это называется идеологией и приводит к прогрессу во всех аспектах жизни, а также порождает всеобъемлющие чувства, которые толкают нацию вперёд. Но идеология может быть неправильной и противоречить природе человека, например, как социализм противоречит инстинкту собственности или как капитализм породил чрезвычайный эгоизм, что привело к сокращению населения. Сначала эти идеологии вызвали высокие чувства у людей, потому что были новыми, а затем их воздействие начало угасать, как у капитализма, или исчезло полностью, как социализм.
Нации, в которых распространяется всеобъемлющая мысль, то есть идеология, имеющая решения для проблем людей, чувствуют себя комфортно и начинают думать о накоплении силы. Это приводит к ощущению своей возвышенности и усиливает жизненный импульс в том смысле, что чувства, сопровождающие воздействие идеологии на нацию, представляют собой движущую силу. Сила ощущения равна правильности идеологии, потому что противоречие идеологии реальности разрушает и ослабляет чувства носителей этой идеологии, затем эта слабость передаётся к нации, и её жизненный импульс останавливается, после чего нация прячется в тени или вовсе уходит во тьму.
Что касается движущей силы в Исламе, то она чрезвычайна. Достаточно того, что она толкает пожилую мусульманку, которая считает себя одной из обитателей Рая, чувствовать превосходство над президентом Америки, потому что он — один из обитателей Ада. Она подталкивает ученика-мусульманина в Европе к чувству превосходства над своим учителем-профессором, потому что этот учитель — неверный. Это касательно взгляда на других. Что касается взгляда на самого себя, то он полон стабильности и уверенности в том, что мусульманин следует истине, и что его жизнь — это скоротечное испытание перед встречей с Аллахом, и что Аллах является Великим и Могущественным Создателем. Мусульманин знает, что Аллах — всегда с ним, поможет ему и поддержит, и что ему нужно лишь всегда держать крепкую связь со своим Творцом. Кто взял себе в покровители и помощники Аллаха, тот ни в чём и ни в ком больше не будет нуждаться и одолеет любую силу в этом мире.
Акыда Ислама представляет собой единое целое. Мусульманин верит во Всемогущего Аллаха и открывает для веры своё сердце, то есть испытывает большую радость и спокойствие, поминая своего Творца. Чем больше он думает о том, что с ним Аллах, тем больше у него появляется уверенность в этом мире. У него в руках — Книга от Аллаха, в которой говорится только истина и которая не противоречит реальности. Медицина сильно продвинулась, но не нашла лекарств от смерти, которую Аллах предписал каждому человеку. Наука продвинулась, но не дала ответ о том, что такое душа. А ведь Ислам с самого начала утверждал, что людям не дано знать о душе. В то время, когда мир боится болезней, вызванных запретными половыми отношениями, мужчина с четырьмя жёнами не страдает никакими болезнями, что укрепляет его веру в Коран.
Кто осознано принял идеи религии, тому вопрос Знания Аллаха или Хранимой Скрижали не мешает планировать будущее. Скорее, это утешает его относительно случившегося, потому что он понимает, что иначе быть не могло. Мусульманин верит, что он не мог избежать того, что постигло его, а то, что прошло мимо, не могло затронуть его. Мусульманин считает, что пропитание и удел даёт только Аллах, поэтому он не прибегает к самоунижению в работе и торговле. Он считает, что для его жизни нет никакой опасности кроме того, что предписал Аллах, поэтому он преодолевает трудности, не боясь смерти. Когда у Али ибн Абу Талиба спросили о его храбрости в битвах, он ответил: «Наш жизненный срок (аджаль) защищает нас от смерти».
Обращаясь к тем, кто боялся выступать в бой, Халид ибн аль-Валид говорил: «Я участвовал в сотне сражений (или около того), и на моём теле нет места размером с ладонь, которое не было бы покрыто шрамом от удара меча, стрелы или копья. И вот сейчас я умираю на постели как изгнанник. Пусть глаза трусов никогда не найдут отдыха во сне». Вера в жизненный срок (аджаль), вера в удел (ризк), вера в судьбу и предопределение, вера в День Воздаяния и во встречу с Аллахом — всё это является высшими мыслями, влияющими на человека. Это не просто слова, а то, что делает слабого человека сильным, и нерешительного — лидером. Стоит отметить, что неверные не понимают смысла того, что мы говорим, с той глубиной, с которой понимают верующие. Они не могут понять причину силы мусульман, хотя чувствуют её, будь то в битвах с мусульманами или в некоторых действиях отдельных мусульман.
Изучая идеи Ислама, сознательный человек обнаружит, что они способствуют образованию уверенности в себе, создают чувство превосходства над неверующими и устраняют страх настолько, насколько сильна вера. Если вера будет совершенной, тогда страх исчезнет полностью, будь то страх за жизнь или удел, страх перед бедами и трудностями. Путём мыслительного исследования мы обнаруживаем, что тот, кто уверен в своей акыде и в жизненном пути, указанном религией, твёрдо двигается вперёд, ведь вера устраняет все препятствия и страх перед ними. Вспомните хотя бы силу «Арабской весны».
Все аналитики говорили, что арабские народы преодолели барьер страха. А когда преодолевается подобный барьер, возникают постоянные чувства при условии, что вера растёт, а не угасает, что может произойти только по небрежности. Чувства, возникшие из веры, сильны, и они всегда толкают к тому, чтобы двигаться вперёд. Проникнув в общество, вера выявляет сильных людей, которые становятся образцом для подражания. Тогда каждый в обществе начинает двигаться вперёд, создавая сильный поток, способный строить экономику, государство, армию и далёкие планы. В таком случае нация полностью готова достигнуть успеха и занять ведущее место среди остальных народов.
Именно благодаря вере арабские племена победили персов и римлян, завоевали их страны и покорили их народы, став лидерами для всего мира. Когда шли мусульмане, под их ногами дрожала земля, и никакие силы не могли устоять перед ними. По воле Аллаха, всё это снова произойдёт в ближайшее время, потому что движущая сила Ислама никуда не исчезла. Сегодня она может вернуть Исламскую Умму к высокому положению среди наций при условии, что группа, стремящаяся к переменам, всегда будет в состоянии пробуждения и будет далека от беспечности.
Таково положение мусульман. Эта движущая сила, когда наступит час победы, способна пробудить Умму, которая десятилетия казалась мёртвой. Тогда Умма ощутит величие благодаря религии, которая всегда толкает вперёд. Движущая сила Ислама уникальна с двух сторон. Во-первых, она сильно толкает вперёд, и человечество не знало подобной силы. Во-вторых, она охватывает все аспекты жизни. Мусульмане не соглашаются сражаться с оружием, сделанным другими народами, кроме как вначале, — они создают своё оружие собственными руками. Они не соглашаются быть хвостом других наций в промышленности, технологиях и т.д., скорее, они изобретают то, что им нужно, в рекордно короткие сроки.
Просим Аллаха обрадовать Умму победой, чтобы она добилась всего этого, а враги были повержены, лишь увидев мощь мусульман. Аллах говорит:
كُنتُمۡ خَيۡرَ أُمَّةٍ أُخۡرِجَتۡ لِلنَّاسِ تَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَتَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِ وَتُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِۗ وَلَوۡ ءَامَنَ أَهۡلُ ٱلۡكِتَٰبِ لَكَانَ خَيۡرٗا لَّهُمۚ مِّنۡهُمُ ٱلۡمُؤۡمِنُونَ وَأَكۡثَرُهُمُ ٱلۡفَٰسِقُونَ ١١٠
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха. Если бы люди Писания уверовали, то это было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большинство из них — нечестивцы» (3:110).
Исам аш-Шейх Ганим