بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
В последние годы всё чаще обсуждаются признаки завершения западного ренессансного шествия, начавшегося в Европе около пятисот лет назад. Однако указывают ли эти признаки на медленный или быстрый крах?
Рассмотрим некоторые признаки упадка западной цивилизации:
1. Феномен популистского правого экстремизма на Западе и его ассоциация с именем президента «большой страны» Трампа. И это не говоря о череде деструктивных проигранных войн Буша-младшего и провалах Обамы, который не смог осуществить обещанные «перемены».
2. Поверхностность и оппортунизм в отношении причин международных финансовых кризисов, а также их связь с ростом конкуренции между большими странами и крупными силами в различных областях.
3. Слабость и начало распада Евросоюза после выхода Великобритании.
4. Разрушение традиционных институтов семьи, крах ценностей, распад западных обществ и рост расизма.
5. Обострение глобальных проблем, таких как изменение климата, отсталость, волны перемещений и миграции.
6. Варварское и кровавое обращение с народными революциями, гражданские войны, повсеместные преследования и ослабление действия той системы ценностей и прав человека, которая была первым двигателем зарождения нынешней западной цивилизации.
7. Гнёт, голод, нищета и войны, сопровождающиеся страшным извращением системы ценностей до такой степени, что мир стал похож на джунгли, где правят шакалы.
Тем не менее, капитализму удалось залатать дыры и сделать себе прививку социализмом и в определённой мере — социальной справедливостью. Он всеми силами пытается приспосабливаться к реальности. Да, при капитализме в определённой степени развивались наука, промышленность, технология, оружие и другие элементы цивилизации. Людям показалось, что капитализм подходит для человечества и может решать людские проблемы. Но как долго капиталистическая система сможет приспосабливаться, латать себя и справляться с кризисами?
Признаки упадка появились на горизонте западной цивилизации. Они видны даже внутри самой Америки. Патрик Джозеф Бьюкенен, мыслитель, советник трёх бывших президентов США, политический обозреватель крупнейших американских газет, автор множества известных книг, в своей книге «Смерть Запада» пишет: «Западная цивилизация находится на грани неизбежного краха по двум причинам: первая — моральная смерть из-за разрушения семейных и воспитательных ценностей. Вторая — демографическая или биологическая смерть в результате потери нравственности и упадка религиозных и семейных ценностей, что привело к серьёзному сокращению населения. В настоящее время в большинстве западных стран наблюдается значительное сокращение и старение населения в результате разрушения религиозных и семейных ценностей».
Бьюкенен добавляет: «Смерть Запада — это вопрос времени, потому что болезнь опасна, и внутри западных обществ она прогрессирует. Эта болезнь создана нами же и нашими идеями, а не внешними причинами. Она сильно опустошает молодёжь нации, поскольку уровень заключения браков и рождаемости детей резко упали наряду с появлением сексуальной свободы и распространением гомосексуализма, а также упадком религиозных и семейных ценностей».
В целом гипотезы западных мыслителей о падении западной материальной цивилизации обосновываются культурными, просветительскими и объективно-материальными причинами. Появляться эти гипотезы начали давно, а сейчас они лишь повторяются. В своём исследовании мы ограничимся краткими примерами, не пытаясь всесторонне охватить эти гипотезы, их видоизменения и ответвления.
Возможно, больше всего обсуждение этого вопроса поднимал немецкий философ Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы», первые очерки которой появились в 1912 году, то есть до Первой мировой войны и Великой депрессии. Затем, с изданием полноценной книги в 1918 году, очерки писателя пересекли границы Германии. Свои ожидания он объяснял философскими и культурными предпосылками, а также многолетними историческими сравнениями причин подъёма и падения предшествующих цивилизаций. Шпенглер считал, что современная западная цивилизация не достигнет и пятого века своего возраста.
На самом деле западные мыслители не переставали предупреждать о «крахе», даже если их объяснения различались. Возможно, преобладающая в западном мире логика материализма в целом привела к тому, что большая часть современных рассуждений склонна использовать материалистическое восприятие. То есть западные мыслители склонны ссылаться на осязаемые экономические и финансовые результаты в рамках западной цивилизационной системы, что и наблюдалось в большинстве глобальных финансовых кризисов. За страхами мыслителей последовало то, что известно, например, как «Римский клуб». Он был основан в 1968 году специалистами из тридцати стран мира. Клуб стал известен благодаря докладу «Пределы роста» в 1972 году. В этом докладе содержится критика тех, кто рассматривает чистые «темпы экономического роста» как критерия прогресса и процветания. Доклад предупредил, что подобное рассмотрение достигло такой степени, которая мешает идти по пути реального прогресса в служении человечеству. Римский клуб до сих пор публикует доклады своих членов из новой штаб-квартиры в Швейцарии. И часто в этих докладах повторяются предупреждения.
Прогнозирование падения западной цивилизации и краха капитализма, особенно Америки как лидера капиталистической цивилизации в настоящее время, не исходило лишь от некоторых мусульманских мыслителей. Скорее, оно выдвигалось и продолжает выдвигаться мыслителями и политиками Запада. Изучая историю, они понимают, что общества всегда терпели крах, и каждая цивилизация на протяжении истории, хотя и казалась сильной, имела свои слабые места, которые могут столкнуть общество в пропасть.
Известный американский мыслитель Пол Кеннеди опубликовал в 1987 году книгу под названием «Взлёт и падение великих держав». В этой книге он отмечает, что у США проявилось много «симптомов падения империй». Он предсказал падение Американской империи в историческом смысле этого слова, что означает постепенный спад её могущества из-за подъёма конкурирующих великих держав, таких как Китай, и в результате внутренних структурных факторов. По его словам, если стратегические обязательства сверхдержавы превысят её экономический потенциал, она рухнет. Такова неизбежная судьба любой империи.
Освальд Шпенглер не был согласен с этим; он считал, что всякая цивилизация есть самодостаточное образование и уникальное явление и что её суставы высыхают, окостеневают, а затем разрушаются. В своей книге «Закат Европы» Шпенглер предрёк конец западной цивилизации, написав: «Это необратимая смерть в ближайшие века». Он считал, что есть два основных фактора, ведущих к угасанию цивилизации, а именно: наличие силы, большей, чем сила самой цивилизации, а также приход этой цивилизации к своей конечной стадии.
Согласно теории Освальда Шпенглера, каждая цивилизация проходит три стадии: возникновение и формирование, зрелость и совершенство, старение и смерть. История, по его мнению, повторяется с каждой цивилизацией, как будто цивилизация есть живое существо со своей дорогой, от которой нельзя отклониться и которая неизбежно заканчивается старением, а затем исчезновением.
Свою теорию Шпенглер подтверждает тем фактом, что западная цивилизация со всеми своими успехами, достигнутыми благодаря научно-техническому и промышленному прогрессу, сейчас движется к стагнации, потеряв элементы жизнедеятельности и способность создавать и творить, необходимые для продолжения жизни. Такое положение неизбежно ведёт к угасанию и вымиранию, а также к передаче своей роли Азии, что по всем признакам указывает на то, что место Запада займёт цивилизация «жёлтой расы», как это и произошло при переходе лидирующей роли от Греции к Риму.
Вывод Шпенглера согласуется с его взглядами на смену одних культур и цивилизаций другими. Он считал, что возраст отдельной культуры составляет около тысячи лет и что западная цивилизация, зародившаяся «около 900 лет назад», сейчас переживает стадию угасания, после чего неминуемо наступит падение и исчезновение.
Бенджамин Фридман, политический экономист, однажды сравнил современное западное общество с «удерживающим равновесие на ходу велосипедом, колёса которого вращаются благодаря экономическому росту». Он писал: «Если это поступательное движение «велосипеда» замедлится или прекратится, то те основы, на которых зиждется наше общество — демократия, личные свободы, социальная толерантность и так далее, — зашатаются. Если мы не найдём способ заставить колёса вновь вращаться, наше общество ждёт полный крах».
Джордж Пэкер утверждает, что упадок Америки происходит из-за неравенства. Он пишет: «Неравенство превращает общество в классовую систему, разъедает доверие среди сограждан, подрывает желание находить амбициозные решения серьёзных коллективных проблем и уничтожает демократию».
Нил Фергюсон считает, что «не будет медленного снижения лидерства Америки в мире». Он пишет: «Вместо этого империи, как и все сложные системы, которые самоуравновешиваются, появляются и живут в равновесии неизвестный период времени, а затем внезапно рушатся без предупреждения».
Йорген Рандерс писал: «К 2050 году общество в Соединённых Штатах и Соединённом Королевстве будет разделено на два класса. Горстка богатых будет жить хорошо, а условия жизни большинства ухудшатся, в то время как социальная справедливость рухнет».
Ульрих Шефер в своей книге «Крах капитализма: почему свободная рыночная экономика потерпела неудачу», опубликованной в 2010 году, пришёл к выводу: «Будущее зависит от степени изменения господствующей в обществе морали и от осознания каждым того, что принцип социальной ответственности не менее важен, чем принцип свободного рынка. Если игнорировать эти факты, то капиталистическую систему постигнет та же участь, что постигла и социализм — крах и исчезновение».
Американский историк Уильям Джеймс Дюрант ставил крах морали, религиозности и ценностей во главе гибели цивилизации. Он говорил, что великие цивилизации терпят крушение только тогда, когда разрушаются изнутри.Американский исследователь Брюс Г. Брандер в своей книге «Вглядываясь в хаос: исследования упадка западной цивилизации» излагает взгляды известных историков, философов и социологов Европы, которые говорили об упадке и слабости европейской цивилизации, а также о последующем хаосе и о том, что после неё родится новая цивилизация.
Брандер попытался ответить на сложные и глубокие вопросы, такие как: какое будущее ожидает западную цивилизацию? В чём европейские мыслители видят причины упадка? Каковы признаки слабости западной цивилизации? Является ли этот упадок естественным циклом истории, поскольку у цивилизаций, как и у людей, есть период зарождения, расцвета и слабости? Или одной из причин этого краха является упадок духовности и ценностей? Или есть другие причины?
Брандер пришёл к мнению о том, что западная цивилизация подошла к концу, по крайней мере, в материальном и техническом отношении, которое широко распространилось по миру за пять последних столетий. Своё видение хаоса и распада западной цивилизации автор начал формировать с изучения трудов двадцати четырёх мыслителей-социологов, которые с середины девятнадцатого века громогласно предупреждали о регрессии. Среди них Лев Толстой, Якоб Буркхардт, Генри Брукс Адамс и Альберт Швейцер. Затем он обратился к исследованию трудов трёх наиболее выдающихся теоретиков «падения Запада». Большую часть своей книги он посвятил исследованию трудов Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби и Питирима Сорокина. Эти трое мыслителей представили ясное видение о причинах ослабления и упадка, а также о будущем западной цивилизации.
Многие мыслители, заявившие о скором падении западной цивилизации, различаются в своём подходе к этому вопросу. Некоторые из них приходят к своим выводам через интуицию. Другие исходят из закономерностей, найденных в истории, экономике, психологии или социологии. Ещё одни полагаются на факты, которые они собирают с помощью эмпирических исследований. Они также разногласят относительно периода, за который должен произойти крах западной цивилизации.
Брандер составил свод мнений мыслителей об упадке западной цивилизации. Их мнения о причинах падения, признаках краха, способах борьбы с этим упадком и о будущем западной цивилизации встретились по некоторым пунктам. Видения этих мыслителей можно резюмировать, как указано в этой книге, следующим образом:
1 — Цикличность цивилизаций. Европейские мыслители и историки, такие как Шпенглер в своей книге «Закат Европы», объяснили, что идея краха западной цивилизации основана на исторической цикличности цивилизаций и культур. Каждая цивилизация проходит стадию детства, юности, роста и смерти. Шпенглер рассматривает цивилизации как живые существа, которые проходят вполне естественные циклы. Он считает, что историческая необходимость управляет цивилизациями.
По мнению Тойнби, падение порождается не законами природы, а возникает изнутри самого общества по причине несостоятельности человека. Согласно его мнению, нет никакого исторического порядка. Он утверждает, что регрессия — это вопрос выбора. Тойнби сказал: «Я верю, что по своей свободе и воле человек всем своим сердцем и душой пытается дать ответ, когда жизнь бросает ему вызов». То есть, согласно его видению, упадок начинается тогда, когда человек не в состоянии противостоять вызовам. Таким образом, Арнольд Тойнби стал автором теории «вызова и ответа». Он утверждает, что, когда цивилизация останавливается и катится к распаду, падение вряд ли будет мягким. Эту теорию разъяснил римский историк Луций Анней Флор, упомянув, что цивилизации проходят следующие стадии: зарождения, роста, а затем упадка, рассмотрев их как единую закономерность смены цивилизаций.
Питирим Сорокин говорит, что культура и цивилизация не растут в эволюционном смысле, а переходят от стадии понятийно-духовной к стадии промежуточно-идеальной, а затем — к стадии материально-чувственной. С достижением последней стадии цивилизация и культура двигаются в обратном направлении, то есть переходят от материалистического к духовному. Таким образом, многие западные мыслители считают, что упадок западной цивилизации неизбежен согласно цикличности истории и порядку, а именно: цивилизация должна пройти период становления, силы, слабости и распада.
2 — Примеры из прошлого о закате народов и цивилизаций. Автор собрал примеры падения древних народов и империй. Когда цивилизация достигает периода слабости, мыслители эпохи уже не предотвратят её падение. В качестве примера он рассказывает видение Платона, описанное тем в книге «Республика». Книга была написана в могущественном греческом городе Сиракузы с целью спасения всей Греции, но безрезультатно, потому что Греция уже находилась в стадии падения. Лидер римского политического мнения Марк Туллий Цицерон пытался сохранить в Риме старый республиканский строй, однако ему не удалось остановить упадок, постигший Древний Рим.
3 — Признаки упадка западной цивилизации. Эдвард Гиббон в своей книге «История упадка и разрушения Римской империи» говорит, что катастрофа, постигшая Рим в пятом веке нашей эры, может застать врасплох и западную цивилизацию. Автор видит признак упадка в крупных войнах, свидетелем которых была Европа, таких как Первая и Вторая мировые войны, и говорит о том, что крупные войны ещё не закончились. Все большие войны свидетельствуют об упадке и нецивилизованности, поскольку они стали причиной гибели миллионов людей без вины.
Гиббон так же объясняет, что современный западный мир представляет собой смесь разнообразия, характеризующегося хаосом. Великобритания наблюдает со стороны Уэльса и Шотландии неоднократные настойчивые требования отделения, католики и протестанты заливают улицы Ольстера кровью. Он отмечает, что существует разница между фламандцами и валлонами в Бельгии, басками и каталонцами в Испании, франко- и германошвейцарцами в Швейцарии, сербами, хорватами и боснийцами в бывшей Югославии, франко- и англоканадцами в Канаде. В 1914 году британский писатель Израэл Зангвилл назвал социальную смесь в Соединённых Штатах плавильным котлом, вмещающим латиноамериканцев, афроамериканцев, коренных американцев и белых англосаксонских протестантов. При этом каждый гражданин страны гордится тем, что он ирландец, итальянец, поляк, грек, армянин (и не обязательно американец). После массовых беспорядков в Лос-Анджелесе в 1992 году газета «London Independent» осмелилась сделать важное заявление, в котором говорилось: «Соединённые Штаты разваливаются камень за камнем, как Советский Союз, Югославия или Ирландия».
Американский исследователь Гарольд Роберт Айзекс писал: «То, что мы переживаем, — это не образование новых взаимосвязей, а распад мира на осколки и части, подобные большим и маленьким звёздам, образовавшимся от взрывающихся галактик. Каждая из них стала отдельной частью и изо всех сил пытается поймать свои отдельные части. Перед нами — огромное глобальное сжатое собрание людей со своими разнообразиями (племенными, этническими, языковыми, религиозными и национальными). Расколы так же глубоко укоренились в государственных учреждениях, группах, коммерции и религии, и обычно они проявляются в низких моральных ценностях, снижении доверия, экономической незащищённости, росте преступности, самоубийствах, половой вседозволенности и разводах. И те болезненные расколы, разделяющие людей, о которых говорят социологи, поэты, психологи, романисты, не уменьшают ощущения душевного и эмоционального стеснения при виде ненормальностей, социальных дисфункций, различных форм утрат и упадка. Ещё одним признаком упадка является то, что мегаполисы поедают сельскую местность, а люди в городах проводят жизнь, наполненную стрессом на работе, в играх и человеческих отношениях, что в конечном итоге лишает общество нормального функционирования».
Якоб Буркхардт перечислил факторы упадка современной европейской цивилизации — экономический спад, войны, тирания и доминирование материального взгляда в западной жизни.
4 — Будущее западной цивилизации и как избежать её упадка. Многие западные мыслители осознают, что грядёт упадок и распад западной цивилизации. Они предлагают решения, чтобы избежать этого. Хотя Якоб Буркхардт и видел упадок современной европейской цивилизации в экономическом спаде, войнах, тирании и доминировании материализма, однако он считал, что упадок может остановить ряд людей, живущих истинным христианством. Тойнби же предлагает избежать упадка Запада, вернув ревностное отношение к истинным религиозным убеждениям в просвещении.
То есть Буркхардт видел лекарство для дальнейшего существования западной цивилизации в духовном обновлении. Альберт Швейцер же подчёркивал, что моральная философия — это лекарство от упадка и хаоса на Западе.
Историк Джон Моррис Робертс в своей книге «История Европы» предсказывает, что глобальная роль Европы размывается и что утверждения о том, что Европа является наследницей христианства, бессмысленны. Он верит в постхристианское неоязыческое общество. Американский социолог Сэмюэл Хантингтон считал, что Запад находится в состоянии упадка и ему угрожают восходящие цивилизации, такие как японская и китайская.
Несмотря на это, не все современные наблюдатели Запада видят скорое падение западной цивилизации. Хотя некоторые, такие как Генри Адамс, Бердяев и Сорокин, считали конец скорым, но другие, такие как Шпенглер и Тойнби, считали, что западная цивилизация может веками находиться «на грани». Между тем, большинство аналитиков согласно с тем, что некоторые из основных тенденций свидетельствуют об этапе спада.
О будущих войнах президент Чехии Вацлав Гавел говорил, что они будут не из-за вероисповеданий, а из-за культур, и что народы с похожими культурами встретятся, и облик мира будет в значительной мере формироваться в ходе взаимодействия семи-восьми крупных цивилизаций, включая китайскую, исламскую, западную, славянскую, русскую, православную и индийскую. Хантингтон надеется, что страны Запада объединятся для взаимной поддержки и формирования величайшей державы. Во избежание войны он рекомендует миру сформировать сферы влияния цивилизаций, каждая из которых уважала бы жизнь другой. Как и Тойнби, он настаивает на том, чтобы люди думали обо всех цивилизациях в глобальном масштабе и знакомились с общими ценностями, нормами и обычаями.
В свете хаоса и распада западной цивилизации ряд западных писателей считали, что остановить упадок и спасти цивилизацию можно путём возвращения к человеческой морали. Шпенглер говорил, что религиозное обновление — это последнее дыхание умирающей цивилизации.
У капиталистической светской элиты, возглавляемой западными мыслителями, закончились творческие идеи о том, как решать сложные проблемы общества. После краха соперничающих цивилизаций они полагались лишь на силу своей идеологии. Они наслаждались миром и стабильностью, а потом эта цивилизация понемногу подошла к упадку. В это время социальные, политические и экономические проблемы осложнялись, а экономические кризисы углублялись. Они не нашли иного выхода, кроме как прибегнуть к стеснению других путём колониализма, эксплуатации и жестокости. Но это привело к ещё большим социальным, экономическим и политическим потрясениям внутри западных стран. Тому есть множество подтверждений — движение «Захвати Уолл-Стрит» в Америке, движение «жёлтых жилетов» во Франции, жёсткий раскол в американском обществе во время проигрыша Трампа на очередных президентских выборах, появление того, что Запад пытался скрыть и отрицать в течение десятилетий, как расизм и социальная дезинтеграция. Это может привести к разделению или ослаблению некоторых западных стран, таких как Америка. Войны могут вспыхнуть между самими приверженцами западной цивилизации в результате колониальных амбиций и конкуренции за богатство. С другой стороны, будет возрастать ненависть мира к капитализму, а на периферии человечества возникнут различные формы сопротивления колониализму. Могут вспыхнуть международные или локальные войны, в ожидание цивилизованной альтернативы, которая спасёт человечество от западного господства.
Капиталистическая цивилизация не рухнет сама по себе, даже несмотря на упадок и застой, для этого должна появиться альтернатива, а просто пустоты быть не может. Мы — как мусульмане, — зная установленные Аллахом закономерности и причины падения цивилизаций и наций, понимаем, как и многие западные мыслители, что эта цивилизация порочна, полна агрессии, несправедливости и произвола по отношению к другим людям. Именно западная цивилизация породила рабство, колониализм и кровавые конфликты между людьми. Она также стала причиной страданий своих народов из-за развязанных национальных и пограничных войн. В двадцатом веке произошли две мировые войны, унёсшие жизни десятков миллионов людей, как в Европе, так и во всём мире.
Порядок Аллаха — неизменный. Он действует как в отношении капитализма, так и в отношении других идеологий. Аллах определил срок для каждой нации, в том числе — и для нации капитализма. Но цивилизации не исчезают сами по себе, а только при наличии внешних причин. То есть другие народы должны остановить произвол западной цивилизации. Аллах установил такие закономерности, как: неминуемое заполнение вакуума, гибель живущих в роскоши, смена одного строя другим, благой исход за благочестивыми.
Массовые исчезновения селений и государств происходили до миссии Посланника Аллаха ﷺ. Но после его пророческой миссии больше не происходит полного уничтожения, как это было с предыдущими людьми, отвергавшими своих пророков. Раньше Аллах ниспосылал на селения различные виды наказаний в зависимости от вида преступления, которое они совершают, либо верные рабы Аллаха одолевали тех, кто распространял нечестие и тиранию на земле. Поэтому мы ждём, что Аллах снова отправит верующих, чтобы они сражались с неверующими и уничтожили нечестивцев. Но какой народ сегодня должен взять на себя эту миссию?
Мы верим, что землю после капитализма унаследуют праведные рабы Аллаха. Цивилизация Ислама отличается от остальных. Возрождение Уммы является одной из закономерностей, установленных Аллахом. Она не погибнет, а вернётся вновь, воплотившись в государстве Ислама. Умма исполнит обещание Аллаха, столкнувшись с цивилизацией нечестивцев и полностью одержав победу над ними. Даже если государство исламской цивилизации рухнуло, однако её ценности по-прежнему хранят в своих сердцах сотни миллионов людей. Кроме того, группа мусульман исследовала исламскую цивилизацию идейно и политически с целью восстановления исламского государства и исламского образа жизни, основанного на высоких ценностях и правильных представлениях.
Вскоре мусульмане осознают, что международная обстановка благоприятна для восстановления своей цивилизации. Они найдут поддержку среди притеснённых народов мира, как их праведные предшественники нашли поддержку людей при открытии Ирака, Шама и Египта. Люди станут толпами входить в религию Аллаха, а Исламское Государство охватит все уголки земли.
Юсуф Мусаб — Палестина