Читая о Мухаммаде Абдо, сыгравшем видную роль в мыслительном и культурном вторжении в исламский мир, я нашёл два противоречивых мнения об этом человеке. Некоторые хвалят его и прославляют, другие же осуждают и порицают. Ради объективности я решил воздерживаться от любых прежних позиций и суждений в отношении этого человека. Изучая его работы и работы его учеников, а также то, что было написано о нём, мне стало очевидно, что те, кто хвалит, либо не знают его, либо придерживаются той же позиции, что и он. Работы Мухаммада Абдо заряжены враждебностью к Исламу и наполнены восхищением и почтением к западным идеям.
Чтобы мои слова не казались предрассудками, ниже я пролью свет на тёмную сторону личности Мухаммада Абдо и процитирую его слова и работы. Также я процитирую высказывания и работы его учеников, знакомых и биографов.
Мухаммад Абдо и масонство
Несомненно, Мухаммад Абдо был видным масоном, как и его учитель Джамалуддин аль-Афгани. Мухаммад Абдо следовал за аль-Афгани и принадлежал к британской масонской ложе, а затем перешёл во французскую восточную ложу. Последнее подтвердил один из ведущих деятелей масонства в Египте, сказав: «Масонство появилось в Сирии как проявление искренности и любви во время арабских событий 1882 года. Братья египтяне и мигранты, прибывшие в Сирию, были встречены братьями с большим радушием и приглашены на собрания. Мухаммад Абдо, Ибрагим-бек аль-Лакани, Хасан-бек аш-Шамси, группа покойного Джамалуддина аль-Афгани и другие присутствовали с нами на ливанском съезде и читали проповеди. Они радовали сирийцев своими драгоценными речами и славными беседами. Шейх Мухаммад Абдо получил высокий ранг от американского делегата, присутствовавшего на ливанском съезде»[1].
Кроме того, Мухаммад Абдо был одним из влиятельных и движущих лиц Урабийской революции в Египте. При этом известно, что восстание Ураби спровоцировали «младоегиптяне». И можно заметить подозрительное сходство «младоегиптян» с «младотурками», которые, в свою очередь, спровоцировали восстание против султана Абдульхамида II, а затем под руководством Мустафы Кемаля после Первой мировой войны разрушили Халифат. Таким образом, сходство в названиях движений и революционных целях, а также их одновременное появление в исламских землях, поскольку основателем «младотурков» является Медхат, современник восстания Ураби, указывают на связь между движениями. Также эта связь подтверждается тем фактом, что «многие младотурки и младоегиптяне были масонами и находились под влиянием идей Французской революции, некоторые лидеры и мыслители которой так же были масонами»[2].
Важно указать, что защитники Мухаммада Абдо не отрицали его принадлежности к масонской ложе и даже подтверждали это, хотя и говорили, что он раскаялся и покинул масонскую ложу в последние дни своей жизни. В этом они ссылались на рассказ шейха Мухаммада Бахита, Великого муфтия Египта, о том, что «однажды в последние дни своей жизни Мухаммад Абдо спросил о масонстве, и в ответ на это муфтий резко упрекнул его и предупредил, после чего он стал сожалеть и раскаиваться в своих связях с масонством»[3].
На мой взгляд, рассказ муфтия Бахита не опровергает обвинения в адрес Мухаммада Абдо в том, что он состоял в масонстве, и не доказывает его отказ от масонства. Кто имел такую долгую историю связи с масонством, не мог так легко и без веских причин оставить это дело. Возможно, слова Мухаммада Абдо, сказанные шейху Бахиту, были манёвром и обманом. Даже если мы поверим в то, что Мухаммад Абдо раскаялся в последние дни своей жизни, тогда почему многие университеты, в частности — аль-Азхар, продолжают преподавать его слова, идеи и книги, зная, что раскаяние произошло лишь в последние дни его жизни и что большинство своих книг, а возможно, и все, он написал до раскаяния, то есть когда был масоном?
Выше мы говорили о связях Мухаммада Абдо с масонством, однако это не вся история его противостояния Исламу. Приведя следующие отрывки из его истории, мы дадим объективный ответ: является ли он великим исламским реформатором, или он лишь искажал религию, будучи ослеплённым западной культурой и цивилизацией человеком.
Связь Мухаммада Абдо с англичанами
Мухаммад Абдо присоединился к англичанам и поддерживал их. Со своей стороны, англичане тоже поддерживали его во все времена до такой степени, что считали его «красной линией» в полном смысле этого слова. Англичане в значительной степени полагались на него в распространении своих идей среди мусульман и в выполнении работы, которую они сами не могли выполнить. Таким образом, Мухаммад Абдо выполнил свою миссию в полной мере.
Находясь под английской оккупацией, мусульмане Индии совершили попытку восстания, чтобы изгнать оккупанта и вернуться в состав Халифата. Со своей стороны, Мухаммад Абдо издал фетву, позволяющую просить помощи у иностранцев, и отправил её письмом в Индию. Его фетва гласит: «<…> Коран, Сунна, а также работы наших предшественников допускали обращение за помощью к неверующим и неправедным людям, если в этом есть польза для мусульман. Если кто-то желает получить помощь от неверующих, чтобы объединить мусульман, проявить заботу о сиротах и совершить другие благодеяния, тогда он следует доброму примеру Пророка ﷺ и его сподвижников. А кто обвиняет таких мусульман в неверии или пороке, тот сам оказался в неверии и пороке. Призывающие к добру должны усердно трудиться в своём призвании и продолжать свой путь. Они не должны огорчаться из-за оскорблений со стороны клеветников и не должны гневаться из-за некоторых обвинений <…>»[4].
Таким образом, индийские мусульмане-революционеры были сбиты с толку, стали колебаться и пытались вступить в перемирие с англичанами. Затем англичане начали в Индии кампанию террора. Мы должны задаться вопросом: в чьих интересах была издана фетва Мухаммада Абдо? Неужели англичане хотели «объединить мусульман», заботились об их положении и «опекали мусульманских сирот»? Разве забота о делах мусульман проявляется в массовых убийствах?
«Когда Мухаммад Абдо хотел посетить столицу Османского Государства в 1901 году, он посоветовался со своим другом лордом Кромером, британским чиновником в Египте, который рекомендовал английскому посольству в Турции позаботиться о нём и защищать его на протяжении всего его пребывания там»[5]. Разве это не вызывает удивление?! У кого Мухаммад Абдо ищет защиты в столице Халифата? Разве он не должен был искать защиты у султана? Разве нормально то, что Мухаммад Абдо искал у неверных защиты от султана мусульман? Он поступил так, как поступают искренние учёные, или так поступают предатели?
Дружба между Кромером и Мухаммадом Абдо, должно быть, достигла высокой степени, потому что, когда хедив Египта хотел сместить Мухаммада Абдо с поста главного муфтия, лорд Кромер заявил, что он «никогда не согласится с отстранением Мухаммада Абдо, какими бы ни были обстоятельства»[6]. Разве не странно, почему британский колониальный чиновник Кромер настаивал на том, чтобы Мухаммад Абдо оставался на посту главного муфтия?! Неужели он так сильно переживал за Ислам?! Я не думаю…
В 1903 году Мухаммад Абдо посетил Тунис и Алжир только для того, чтобы посоветовать находящимся там мусульманам согласится с французской оккупацией и не вмешиваться в политику. Он сказал: «Ничто не сохранит свою чистоту, войдя в политику». Доктор Абдульмаджид аль-Мухтасиб в своей книге «Таха Хусейн — мыслитель?» (араб. «Таха Хусейн муфаккир?», стр.26) пишет: «Доказательством злых намерений Мухаммада Абдо и его деятельности в интересах Британии является то, что соглашение между Британией и Францией было заключено через год после этого визита, то есть в 1904 году. Согласно этому соглашению, Британия отказалась от своих амбиций в Тунисе и уступила в пользу Франции в обмен на отказ Франции от колонизации Египта. Следовательно, поездка Мухаммада Абдо в Алжир и Тунис была организована Британией и Францией, иначе Франция не дала бы ему разрешение на въезд в страну, которую она колонизирует». Здесь рождается вопрос: разве участие в политике испортило Посланника Аллаха ﷺ? По словам Мухаммада Абдо, участие в политике портит человека, так кому же мы верим: Мухаммаду Абдо или Посланнику Аллаха ﷺ?
Стоит помнить, что Мухаммад Абдо симпатизировал партии «Умма», главной целью которой был интерес англичан, и поддерживал её. Мухаммад Абдо был изгнан из Египта в Бейрут, и помиловали его только после британского давления. И это признали все близкие Мухаммада Абдо, и даже он сам. Его ученики тоже признают и даже гордятся тем, что всю оставшуюся жизнь, после возвращения из Бейрута, он сотрудничал с англичанами. Он снова вернулся к англичанам? Но зачем?
Смерть Мухаммада Абдо англичане сочли большой потерей для себя, поэтому лорд Кромер оплакивал его, говоря: «Он был просвещённым человеком, дальновидным, немного мечтательным, но верным патриотом».
Назли Фазиль
Один из писателей-мыслителей так описал Мухаммада Абдо и его частые посещения литературного салона Назли Фазили, подруги лорда Кромера: «Мухаммад Абдо входил в салон Назли Фазили в джуббе, чалме и с религией, а выходил в джуббе и чалме, но без религии».
Кто же такая Назли Фазиль? Что за салон содержала она? Принцесса Назли Фазиль — наследница знатного дома, конкурирующего с домом Исмаила. При этом оба дома представляли собой ветви одной семьи египетских хедивов. Она — дочь Мустафы-паши по прозвищу Абу аль-Ахрар (отец свободных). Она была подругой лорда Кромера, представителя британской оккупационной власти в Египте. Что касается её салона, то он считается старейшим мыслительно-литературным собранием, где вынашивались заговоры против Исламского Государства. Среди постоянных посетителей этого салона были: Мухаммад Абдо, Саад Заглул, Касим Амин, Ибрагим аль-Лакани, а также все противники Османского Государства, такие как Валиюддин Якан, Салим Саркис и другие. Назли Фазиль умерла в тюрьме в 1913 году.
В этом салоне разрабатывались британские колониальные проекты и план противостояния османскому хедиву Египта Аббасу. В этом салоне на свет появились книги Касима Амина «Освобождение женщин» и «Новая женщина», которые считаются одними из первых книг, опубликованных с целью обвинить Ислам в плохом отношении к женщинам. Несомненно, за всем этим стоял лорд Кромер, друг Назли. Истина в отношении этих двух книг Касима Амина заключается в том, что автор не хотел противостоять Исламу, но большая часть содержимого этих книг была написана Мухаммадом Абдо, учителем Касима Амина, что мы докажем позже. В этом салоне «Кромер вдохновил своего друга Мухаммада Абдо на попытку согласовать Ислам и западную культуру, чтобы Британия могла навсегда колонизировать Египет»[7]. Я не нашёл ни одного ученика Мухаммада Абдо, отрицавшего его отношения с этим салоном и постоянные посещения этого салона.
Продвижение западной культуры и попытки скрестить её с Исламом
По возвращении из изгнания Мухаммад Абдо стал работать над сближением западной культуры с Исламом и пытаться представить западную жизнь как прогресс. Это стало результатом его погружения в западную культуру после нескольких лет проживания в Европе и частых визитов в европейские страны. Он стал почитать и уважать европейских философов и мыслителей, а некоторые его книги полны упоминаний западных деятелей и их цивилизации.
Попытки Мухаммада Абдо сблизить Ислам и западную культуру проявлялись в разных формах. Эти попытки были наиболее очевидны в его «интерпретации текстов Корана или хадисов, которая явно противоречила интерпретациям мусульманских предшественников. Он давал текстам значения, которых там нет на самом деле, желая сблизить Ислам с западными ценностями и мышлением. Конечным результатом его деятельности должна была стать идея о том, что Ислам полностью соответствует западному образу жизни и образу мышления»[8]. Шейх аль-Мараги, ученик Мухаммада Абдо, записал слова своего учителя: «Придумайте статьи, которые, как вам кажется, соответствуют времени и месту, и мне не составит труда привести вам исламские тексты, которые соответствуют тому, что вы придумали»[9]. Такие мысли были в головах Мухаммада Абдо и его учеников. Они интерпретировали шариатские доказательства в рамках тех мнений, которые они хотели распространить, желая оправдать свои подлые действия. В своих прозападных фетвах Мухаммад Абдо разрешил владеть статуями, разрешил мусульманкам ходить без хиджаба, разрешил сотрудничать с англичанами, разрешил ростовщичество, отрицал полигамию и многое другое из Ислама.
Многочисленные визиты Мухаммада Абдо в Европу оказали наибольшее влияние на европизацию его идей. Изучающий биографию Мухаммада Абдо может заметить его частые визиты в Европу. Сам Абдо говорил, что этими визитами он хочет «обновить себя». Из-за глубокого погружения в западный мир — постороннюю культуру — он часто хвалил западных мыслителей и востоковедов. Он написал письмо Толстому и отправился в Брайтон на юге Англии, чтобы встретиться с английским философом Гербертом Спенсером 10 августа 1903 года. Затем он отправился к французскому социологу и философу Гюставу Лебону, чтобы познакомиться с ним и поблагодарить за книгу «История арабской цивилизации», в которой француз восхваляет арабов и впервые транслирует идеи арабского национализма. Во время каждого визита в Европу Мухаммад Абдо стремился попасть в Швейцарию и посетить уроки летних каникул в Женевском университете. «Особенно его интересовали лекции западных учёных по европейской литературе и философии истории»[10]. Мухаммад Абдо перевёл на арабский язык книгу Герберта Спенсера «Воспитание: умственное, нравственное и физическое».
Европизация учебной программы аль-Азхара
Самым большим желанием Мухаммада Абдо было попасть в администрацию университета аль-Азхар, и он упорно трудился, чтобы достичь своей цели. Англичане осознавали важность аль-Азхара в формировании исламских учёных, поэтому они усердно работали через Мухаммада Абдо, чтобы европейские предметы стали преподаваться в исламском университете и влияли на формирование будущих учёных.
Когда Мухаммад Абдо достиг того, чего хотел, он не занялся преподаванием арабской грамматики и фикха, а занялся другим. «Он стал преподавать логику, философию и монотеизм (таухид). Некоторым ученикам он стал преподавать у себя дома книгу Ибн Мискавейха «Воспитание морали» (араб. «Тазхиб аль-ахляк») и книгу Франсуа Гизо «История цивилизации в Европе» (араб. «Тарих аль-мадания фи уруба ва франса»)»[11].
Такова биография Мухаммада Абдо. Он очень хотел преподавать в аль-Азхаре европейскую цивилизацию и историю вместо фикха и арабского языка, который является языком Корана. Этому «реформатору» удалось внести множество заблуждений в предметы, преподаваемые в исламском университете.
Самир аз-Зейн
Четвертый выпуск - первый год, Мухаррам 1408 г. хиджры, соответствующий сентябрю 1987 г. н.э.
1 — Книга Шахина Макариоса «Добродетели масонства» (араб. «Фадаль аль-масунийя», стр.124), книга Мухаммада Рашида Риды «История имама Мухаммада Абдо» (араб. «Тарих аль-имам Мухаммад Абдо», стр.40–48,869–873).
2 — Книга Мухаммада Мухаммада Хусейна «Национальные тенденции в современной литературе» (араб. «Аль-Иттиджахат аль-ватания филь-адаб аль-муасир», стр.69).
3 — Книга Хусейна Умара Хамады «Сертификаты масонов» (араб. «Шахадат Масунийя», стр.83).
4 — Книга Ахмада Амина «Лидеры реформ в современную эпоху» (араб. «Зуама аль-ислях фи аль-аср аль-хадис»).
5 — Книга Мухаммада Рашида Риды «История имама Мухаммада Абдо» (араб. «Тарих аль-имам Мухаммад Абдо», стр.847).
6 — Книга Ахмада Амина «Лидеры реформ в современную эпоху» (араб. «Зуама аль-ислях фи аль-аср аль-хадис», стр.320).
7 — Книга Абдульмаджида аль-Мухтасиба «Интерпретация тенденций современной эпохи» (араб. «Иттиджахат ат-тафсир фи аль-аср аль-хадис», стр.168, 176).
8 — Книга Мухаммада Мухаммада Хусейна «Национальные тенденции в современной литературе» (араб. «Аль-Иттиджахат аль-ватания филь-адаб аль-муасир», стр.337).
9 — Книга «Имам аль-Мараги» (араб. «Аль-Имам аль-Мараги», стр.30–31).
10 — Книга Мухаммада Рашида Риды «История имама Мухаммада Абдо» (араб. «Тарих аль-имам Мухаммад Абдо», стр.867).
11 — Книга Ахмада Амина «Лидеры реформ в современную эпоху» (араб. «Зуама аль-ислях фи аль-аср аль-хадис», стр.293).
Фото: Встреча Мухаммада Абдо с членами исполнительного комитета тунисского учебного заведения Халдуния в 1903 г.