بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Вывел Ибн Маджа в книге «Сунан» с хорошим иснадом, что Абу Инаба аль-Хауляни, которому довелось совершать молитвы в направлении двух кыбл вместе с Посланником Аллаха ﷺ, сказал, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:
لاَ يَزَالُ اللَّهُ يَغْرِسُ فِي هَذَا الدِّينِ غَرْسًا يَسْتَعْمِلُهُمْ فِي طَاعَتِهِ
«Не перестанет Аллах сажать в этой религии саженцы, которые Он использует в покорности Себе».
Имеются и другие хадисы с таким же смыслом. Приводит Абу Дауд, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ اللَّهَ يَبْعَثُ لِهَذِهِ الأُمَّةِ عَلَى رَأْسِ كُلِّ مِائَةِ سَنَةٍ مَنْ يُجَدِّدُ لَهَا دِينَهَا
«Поистине, Всевышний Аллах будет посылать для этой Уммы каждые сто лет того, кто будет возрождать для неё её религию!».
Сообщается у Ибн Маджи, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لاَ تَزَالُ طَائِفَةٌ مِنْ أُمَّتِى قَوَّامَةً عَلَى أَمْرِ اللَّهِ لاَ يَضُرُّهَا مَنْ خَالَفَهَا
«Не перестанет группа из моей Уммы всё время придерживаться веления Аллаха, и не повредит ей тот, кто будет ей противиться».
В этих хадисах Посланник Аллаха ﷺ извещает Умму о том, что Аллах не перестанет поддерживать её и защищать её религию до Судного Часа, так как приводится в священном тексте «не перестанет». Также они указывают на то, что Умма будет переживать периоды слабости и разобщённости. Но в каждый такой период Аллах будет посылать из числа мусульман того, кто исправит искажение, улучшит понимание, свяжет вервь Шариата, вернёт религию на своё место и поведёт Умму по прямому пути. К тому же, из хадисов понимается, что религия Аллаха сохранится и продолжит существование в своём первозданном виде. Что же касается внутренних и внешних попыток видоизменить Умму, переделать, трансформировать, испортить, то все они вскоре потерпят неудачу.
Из Уммы Мухаммада всегда будет появляться тот, кого будет направлять Сам Аллах и кто возьмёт на себя задачу обновления и реформы. Благо не покинет Умму до Судного Дня. Слова «не перестанет Аллах сажать саженцы» указывают на обещание, заботу, руководство, поддержку от Самого Аллаха так, что это принесёт свои плоды, и добро охватит всю Умму. Более того, с помощью Аллаха законы Шариата будут восстановлены и вновь станут соблюдаться, пока это благо не охватит всю Умму и даже другие общины. Аллах приведёт в этом мир того, кто исполнит это дело, наделив его крепкой верой, оказав ему помощь, одарив хорошим пониманием, содействуя в управлении и политике. Из хадисов становится ясно, что из положения слабости и разобщённости, как это дело обстоит сегодня, Исламская Умма должна искать выход и решение в своей религии, а не в другом месте. То есть она должна искать тот саженец, который Аллах посадил и взрастил для данной эпохи. Сам же саженец будет искать последователей прямого пути, а Умма должна искать его, чтобы вместе они оживили религию и понимание, каким оно было в начале.
Саженец, несомненно, возьмёт на себя задачу сохранения наследия пророчества в науке, на практике, в применении и в распространении. И нет разницы, идёт ли речь об отдельных личностях или группах. Они будут работать над тем, чтобы вернуть Ислам в первозданный вид. Они очистят религию Аллаха от всего, что успело проникнуть в неё. Когда дело будет нуждаться в личностях, то Аллах непременно приведёт их в этот мир, но когда слабость и бедствие распространятся так, что личности будут не в силах изменить ситуацию, как это наблюдается сегодня, тогда Аллах непременно приведёт в этот мир группу. Приводится у Ибн Маджи следующее сообщение:
قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بَدَأَ الإِسْلاَمُ غَرِيبًا وَسَيَعُودُ كَمَا بَدَأَ غَرِيبًا فَطُوبَى لِلْغُرَبَاءِ قيل: ومن الغُرَباءُ؟ قال: النُزّاعُ من القبائلِ
«Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ислам начался чужим и снова станет чужим. И да будут райские наслаждения чужим!». Тогда его спросили: «А кто такие чужие?». Он ответил: «Отдалённые от своих народов».
В разъяснении к этому хадису говорится: «В первые дни своего существования Ислам сталкивался с трудностями и сложностями. И это непременно ожидает истинную религию. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ислам начался чужим», — поскольку появился посреди невежества и заблудших традиций. Поэтому он был чужд для людей. «И снова станет чужим», поскольку невежество вновь распространится, люди вернутся к своим заблудшим традициям и отдалятся от религии. «И да будут райские наслаждения чужим» — так Посланник Аллаха ﷺ просит прощения для этой малочисленной группы мусульман, которая была вначале, и той группе мусульман, которая вновь станет малочисленной. Таково вознаграждение за то, что они терпели издевательства неверных и нововведенцев. «А кто такие чужие?» — задав этот вопрос, сподвижники хотели узнать о качествах этих людей. И Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Отдалённые от своих народов», — имея в виду мухаджиров, которые покинули свои родные места ради Аллаха, продолжая придерживаться истинной религии и правильной Сунны. Так вот, эта группа продолжит придерживаться всего вышесказанного, даже когда люди испортят Сунну и Шариат. Они станут чужими, поскольку будут оторваны от своих народов и семей. В одной из версий хадиса приводится:
قَالُوا: يَا رَسُولَ اللهِ، وَمَنِ الْغُرَبَاءُ؟ قَالَ: الَّذِينَ يُصْلِحُونَ عِنْدَ فَسَادِ النَّاسِ
«Они спросили: «О Посланник Аллаха! А кто такие чужие?». Он ответил: «Которые исправляют то, что испортили люди». То есть они будут придерживаться истинной религии и правильной Сунны, когда люди исказят Сунну и Шариат. Это то, что пророчил Посланник Аллаха ﷺ. Религия ослабевает в сердцах людей, и они отдаляются от неё с течением времени. Но хадис говорит о том, что лучшей награды заслуживают те, кто терпит невзгоды и испытания в религии. Мусульманин должен готовить себя к правильности, и если распространится испорченность, то она никак не повлияет на него».
Всё же, как применить данный хадис к нынешнему времени? Лучшим ответом будет то, что написал Абу-ль-Аля аль-Маудуди по теме «Обновление религии». В книге «Краткая история обновления и возрождения религии: реальность мусульман и пути их возрождения» он пишет: «Обновление — это восстановление религии такой, какой она была в день ниспослания от Аллаха, без новшеств и причуд». Далее он пишет: «Обновитель (муджаддид) — это тот, кто оживляет символы религии после того, как они были уничтожены, и связывает вервь после того, как она была оборвана». Он упомянул о необходимости обновителей и о том, что недостаточно просто обновить религию в определённый период времени путём возрождения религиозных наук, но для этого необходимо начать всеобъемлющее движение, включающее все науки и отрасли. Аль-Маудуди написал: «Исламская религия во все времена нуждалась и до сих пор нуждается в сильных людях, которые придут и исправят ошибки времени и направят людей к Исламу. Нет разницы, будет ли их деятельность всеобъемлющей или будет ограничиваться некоторыми аспектами. Они и есть настоящие обновители».
Аль-Маудуди, описывая качества, которыми должны обладать обновители, писал: «Обновитель (муджаддид) не является пророком, но своим характером и качествами он должен быть ближе остальных к пророку. К числу качеств, которыми должен обладать обновитель, относятся:
• ясный ум;
• проницательные взгляды;
• прямое мышление без искажений;
• редкая способность различать середину между излишеством и небрежностью;
• способность абстрагироваться в своём мышлении от влияния текущей обстановки и старых предрассудков, укоренявшихся веками;
• мужество и смелость противостоять извращённым течениям времени;
• способность к лидерству и управлению;
• непревзойдённое старание и стремление к возведению;
• спокойствие в сердце благодаря учениям Ислама и благодаря тому, что в его понимании, точке зрения и чувствах известно как истина;
• способность отличать Ислам от невежества даже в деталях;
• стремление разъяснять истину и разбирать груды проблем, набрасывающихся веками.
Каждый обновитель должен обладать всеми перечисленными качествами. И это те качества, которые были больше всего воплощены в пророках и посланниках».
Также аль-Маудуди перечислил то, чем должен заниматься обновитель:
• Выявление искажений и пороков, которые необходимо устранить;
• стремление совершить идейную революцию, то есть изменение мыслей людей и природу их убеждений, чувств и моральных взглядов посредством Ислама;
• возрождение чистого исламского склада ума;
• выявление людей, которые могут быть лидерами исламского течения;
• усердие в религии;
• борьба и защита, что означает противостояние восходящей политической силе, желающей уничтожить Ислам и его книги, а затем стремление сломать ей хребет, подготавливая почву для возрождения Ислама;
• возрождение исламской системы путём вырывания рычагов правления из рук джахилии и фактического восстановления правления в системе, которую Пророк ﷺ назвал Халифатом по методу пророчества;
• стремление вызвать глобальную революцию, это означает, что нельзя довольствоваться установлением исламской системы в одной стране или в странах, населённых мусульманами, а скорее, нужно сильное глобальное движение для обеспечения распространения реформистского и революционного исламского призыва среди всего населения планеты, чтобы культура Ислама стала доминирующей на земле.
Лечение назначено, но где лекарь?! Есть ли сегодня те, кто будет проводить деятельность по обновлению религии? Или же их нет? Ответом будет: да, на земле есть те, в ком воплощены все шариатские условия, необходимые для выполнения самой важной миссии, от выполнения которой зависит существование всей религии в том виде, в котором она была ниспослана с небес. Этим обновителем сегодня является Хизб ут-Тахрир, который появился с целью установить Второй Праведный Халифат по методу пророчества. Государство Ислама — это первый долг мусульман, и в его отсутствие все мусульмане становятся грешниками, поскольку не могут выполнить всю обязанность в отношении религии. Хизб следует методу Посланника Аллаха ﷺ в выполнении этой миссии. Он подготовил для этой миссии людей, как Пророк ﷺ подготовил сподвижников. Он утвердил для себя метод выведения законов, необходимых для его деятельности. Он никогда не попадает под влияние существующей реальности, а наоборот, работает над тем, чтобы повлиять и изменить эту реальность посредством шариатского закона. Он следит за политическими событиями внутри и снаружи исламского мира, чтобы хорошо понимать происходящее и разоблачать планы врагов. В качестве объекта призыва он определил всю Исламскую Умму. Он дистанцировался от всякого рода патриотизма или слепой приверженности чему-либо. Он ведёт деятельность во всём мире. Он восстанавливает то, что принёс Посланник Аллаха ﷺ. Коран постановил, что его деятельность будет охватывать весь мир, и тем более Умму. Он хочет донести свой призыв каждому мусульманину в любой точке мира. И, конечно же, в свои ряды он принимает тех, кто вошёл в религию Ислам благодаря его призыву. Но после достижения цели люди будут толпами входить в религию Аллаха. Хизб ут-Тахрир прошёл через самые трудные времена и самые трудные обстоятельства, подвергался мучениям, его сторонников было мало, но он был терпелив, как терпели прежние члены Уммы, а до них — пророки. Просим Аллаха укрепить его на этом пути. Ничего не может произойти без помощи Аллаха. Просим Аллаха помочь этой группе и сделать её членов наместниками на земле и причиной установления Халифата. Просим Аллаха тем, что написано в Коране:
رَبَّنَا لَا تُؤَاخِذۡنَآ إِن نَّسِينَآ أَوۡ أَخۡطَأۡنَاۚ رَبَّنَا وَلَا تَحۡمِلۡ عَلَيۡنَآ إِصۡرٗا كَمَا حَمَلۡتَهُۥ عَلَى ٱلَّذِينَ مِن قَبۡلِنَاۚ رَبَّنَا وَلَا تُحَمِّلۡنَا مَا لَا طَاقَةَ لَنَا بِهِۦۖ وَٱعۡفُ عَنَّا وَٱغۡفِرۡ لَنَا وَٱرۡحَمۡنَآۚ أَنتَ مَوۡلَىٰنَا فَٱنصُرۡنَا عَلَى ٱلۡقَوۡمِ ٱلۡكَٰفِرِين
«Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты — наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми» (2:286).
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لاَ يَزَالُ اللَّهُ يَغْرِسُ فِي هَذَا الدِّينِ غَرْسًا يَسْتَعْمِلُهُمْ فِي طَاعَتِهِ
«Не перестанет Аллах сажать в этой религии саженцы, которые Он использует в покорности Себе» (Ибн Маджа). Смысл этих слов заключается в том, что каждый мусульманин всеми своими силами должен стремиться стать этим саженцем. Некоторые взяли на себя эту ответственность. Затем Аллах помог им, и теперь они выросли и пустили корни. Призыв распространился по всей Умме и нарушил существующий баланс так, что обновление религии теперь неизбежно. Сообщает Абу Убай ибн Кааб, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
بَشِّرْ هَذِهِ الأُمَّةَ بِالسَّنَاءِ وَالنَّصْرِ وَالتَّمْكِينِ فَمَنْ عَمِلَ مِنْهُمْ عَمَلَ الآخِرَةِ لِلدُّنْيَا لَمْ يَكُنْ لَهُ فِي الآخِرَةِ نَصِيبٌ
«Обрадуй членов этой общины величием, этой религией, высоким положением и обладанием силой на этой земле! И тому из них, кто совершит деяния, предназначенные для будущей жизни, с намерением извлечь пользу в жизни земной, не будет доли в будущей жизни» (Ахмад).
Победа очень близка. Каждый мусульманин ощущает это, как и ощущают носители призыва. Но никто не знает точного времени, поскольку о нём известно лишь одному Аллаху. Хоть они и не знают времени победы, но точно знают, что на пути к ней. Когда Аллах желает победы религии, Он готовит для этого почву. В мире сегодня наблюдаются события, которые могут привести к долгожданной победе.