Нуайм ибн Масъуд. Человек, который знает, что война – это обман

Нуайм ибн Масъуд, человек с бодрым сердцем и с блестящим умом, и выходящий из воды сухим (он всегда имел много решений, что указывает на его ум и смышленость). Его не заставали врасплох проблемы. Он обладал высокой скоростью мышления и хорошим расчетом. Однако он очень любил наслаждения и прелести этой жизни. Он всегда стремился к ним посредством иудеев Ясриба. Всегда, когда его тянуло к певицам, он направлял свое лицо в сторону Медины, где он щедро отдавал иудеям деньги для того, чтобы насладиться. Поэтому Нуайм часто появлялся в Медине и был в тесных отношениях с теми иудеями, которые населяли её, особенно с Бану Къурайза. Когда же Аллах удостоил человечество тем, что отправил к ним своего Пророка с праведным руководством и с истиной, ущелья Мекки озарились лучом Ислама. А Нуайм ибн Масъуд все еще давал своим страстям волю. Он отвернулся от новой религии из-за боязни, что она станет между ним и его любовью к наслаждениям и усладам этой жизни. И ему ничего другого не оставалось, кроме как примкнуть к врагам Ислама и вытащить свой меч против него.

Однако Нуайм ибн Масъуд открыл для себя в день сражения «аль-Ахзаб» новую страницу в истории исламского призыва. И на этой странице он написал прекрасную повесть о кознях войны. Эту повесть до сих пор передает история со всем изумлением, со всеми её подробностями, и с восхищением этим проницательным героем.

Для того, чтобы рассмотреть историю Нуайма ибн Масъуда необходимо вернуться немного назад. Незадолго до сражения «аль-Ахзаб» группа иудеев из племени Бану ан-Надир прибыла в Медину, и их руководители стали готовиться к войне против Посланника Аллаха ﷺ и к уничтожению его религии. Они пришли к къурайшитам Мекки и стали подстрекать их к сражению против мусульман. Они договорились с ними о том, что они присоединятся к къурайшитам, когда те прибудут в Медину. Они определили время для этого и затем отправились к племени Гатафан в Наджд и стали побуждать их к войне против Ислама и его Пророка. Они призвали их к истреблению этой религии в корне, и тайно сообщили им то, о чем они договорились с Къурайшем. Затем они договорились с ними, также как и договорились с Къурайшем прежде.

Къурайшиты вышли из Мекки со своим имуществом, лошадьми и людьми под предводительством Абу Суфъяна ибн Харба, направляясь в сторону Медины. Также вышло племя Гатафан из Наджда под предводительством Уяйна ибн Хысн аль-Гатафаний. Во главе отряда Гатафан был герой нашей истории Нуайм ибн Масъуд. Когда до Посланника Аллаха ﷺ дошла весть об их выступлении, он собрал своих сподвижников и стал советоваться с ними по поводу этого дела. И он согласился с их решением вырыть ров вокруг Медины, дабы удержать это великое наступление, против которого у них нет сил.

А когда обе армии, наступающие из Мекки и Наджда, начали приближаться к Медине, главы иудеев из племени ан-Надир пошли к племени Къурайза проживавшим в Медине. Они стали подстрекать их вступить в сражение против Посланника Аллаха ﷺ и оказать помощь двум наступающим армиям из Мекки и ан-Наджда. Предводители племени Къурайза сказали им: «Вы призываете нас к тому, что мы любим и хотели бы. Однако вы знаете, что между нами и Мухаммадом есть договор относительно того, что мы будем в перемирии взамен на спокойное проживание в Медине. Вы знаете, что этот договор был заключен нами недавно. Мы боимся, что если Мухаммад победит в этой войне, то он уничтожит нас всех и выселит из Медины из-за предательства». Однако предводители племени ан-Надир не переставали их обольщать нарушением договора и приукрашивать им предательство Мухаммада, а также то, что он потерпит на этот раз поражение. Они воодушевляли их прибытием двух больших армий до тех пор, пока иудеи племени Къурайза не нарушили договор с Посланником Аллаха ﷺ. Они разорвали договор, который был между ними и им. Они объявили о своем присоединении к партиям в этой войне. И эта весть для мусульман была подобна грому среди ясного неба.

Армии этих партий осадили Медину и отрезали от них пищу и воду. Посланник Аллаха ﷺ почувствовал, что он попал в когти своего врага. Къурайш и Гатафан расположились своими армиями около мусульман перед Мединой. А племя Бану Къурайза ожидали и готовы были напасть сзади и изнутри Медины. Затем лицемеры стали выявлять то, что утаивают их души и говорить: «Мухаммад обещал нам, что мы завладеем богатствами Хосроя и Ираклия. А сегодня никто из нас не спокоен за себя и не знает, сможет ли он выйти для удовлетворения своей нужды!». Затем они стали покидать Посланника Аллаха ﷺ группа за группой под предлогом, что они опасаются за своих жен, детей и дома, и боятся, что племя Бану Къурайза может совершить нападение на них, если начнется сражение. И вместе с Посланником Аллаха ﷺ осталось только несколько сотен искренних мусульман. Однажды, в одну из ночей осады, которая длилась около двадцати дней, Посланник Аллаха ﷺ прибег к своему Господу и стал взывать к Нему и повторять в своей мольбе слова: «О Аллах, я ищу твоего обета и обещания! О Аллах, я ищу твоего обета и обещания!».

А Нуайм ибн Масъуд в ту ночь переворачивался в своей постели, и он не мог заснуть. Он стал смотреть на звезды, плавающие на чистом небе. И призадумался глубоко. Внезапно он сказал себе: «Горе тебе, о Нуайм! Что привело тебя с тех далеких мест Наджда для войны с этим человеком и с теми, кто с ним?! Ты не воюешь с ним из-за истины или же из-за пыла по причине отнятой вещи. Ты воюешь с ним по непонятной тебе причине! Подобает ли человеку, имеющему такое сознание как у тебя, сражаться и быть убитым из-за непонятной причины?! Горе тебе, о Нуайм! Что заставило тебя вынуть меч против этого благочестивого человека, который побуждает своих последователей к справедливости, добру и поддерживанию родственных отношений?! Что побуждает тебя вонзить копье в тех сподвижников, которые последовали за руководством и истиной?!». Этот разговор Нуайма с самим собой закончился окончательным решением, вследствие чего он поднялся и стал работать для его исполнения.

Нуайм ибн Масъуд выбрался ночью из лагеря своего народа и стал идти к Посланнику Аллаха ﷺ. Когда Посланник Аллаха ﷺ увидел его перед собой, то сказал: «Нуайм ибн Масъуд?».

Тот ответил: «Да, о Посланник Аллаха!».

Он спросил: «Что привело тебя в этот час?».

Нуайм сказал: «Я пришел засвидетельствовать, что нет Бога, кроме Аллаха и что ты раб Аллаха и его Посланник, и то, что ты принес – истина».

Затем он стал говорить: «Я принял Ислам, о Посланник Аллаха, и мой народ не знает об этом. Прикажи мне то, что ты пожелаешь!».

И Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ты один из нас! Иди к своему народу и лиши их сил, если сможешь, ибо война это обман!».

Нуайм сказал: «О Посланник Аллаха! Ты увидишь то, что тебя обрадует, по воле Аллаха!».

Нуайм ибн Масъуд пошел к племени Бану Къурайза (прежде он был их товарищем) и сказал им: «О Бану Къурайза, вы знаете мою любовь к вам и правдивость моих советов!».

Они сказали: «Да, мы тебя не обвиняем ни в чем!».

Он сказал: «Поистине, Къурайш и Гатафан имеют не такое отношение к этой войне как вы!».

Они спросили: «Как это?».

Он сказал: «Этот город ваш, и в нем ваше имущество, ваши дети, жены. И вы не можете переселиться в другой город. А у Къурайша и Гатафана их имущество, дети, жены в другом городе. Они пришли воевать с Мухаммадом, и призвали вас нарушить договор и помочь им, и вы ответили им. Если же они одержат победу, то получат трофеи. А если же проиграют, то вернутся в свой город, будучи в безопасности. Они оставят вас ему, и он отомстит вам. И вы знаете, что у вас нет сил против него!».

Они сказали: «Ты прав! Что ты предлагаешь нам?».

Он сказал: «Я предлагаю вам не сражаться в их рядах, пока не возьмете целую группу благородных людей из их числа в качестве заложников. И этим вы побудите их к сражению против Мухаммада до того, пока не погибнет последний человек из вашего числа и из них».

Они сказали: «Хороший совет!».

Затем он вышел от них и пришел к Абу Суфьяну ибн Харбу, руководителю Къурайша и сказал ему и тем, кто вместе с ним: «О Къурайшиты, вы знаете мою любовь к вам и мою вражду к Мухаммаду! До меня дошла весть, и я посчитал нужным рассказать вам её. Я хочу вам дать совет при условии, что вы скроете его, и не будете разглашать».

Они сказали: «Мы обещаем тебе!».

Он сказал: «Поистине, Бану Къурайза пожалели о своей вражде с Мухаммадом и, отправив человека к нему, сказали: «Мы сожалеем за то, что сделали! Мы хотим вернуться к твоему договору и перемирию. Устроит ли тебя, если мы возьмем благородных людей из числа Къурайша и Гатафана и передадим их тебе, дабы ты расправился с ними?! Затем мы присоединимся к тебе в войне, чтобы ты уничтожил их». И он сказал им: «Да!» Так вот, если иудеи будут требовать от вас людей в качестве заложников, то не отдавайте им никого!».

Абу Суфьян сказал: «Да, ты наш союзник! И пусть воздастся тебе благом!».

Затем Нуайм вышел от Абу Суфьяна и пришел к своему народу Гатафан. Он рассказал им то, что рассказал Абу Суфьяну и предостерег их от того же.

Абу Суфьян хотел проверить Бану Къурайза и отправил к ним своего сына, который сказал им: «Мой отец приветствует вас и передает вам, что наша осада затянулась, и нам это надоело. Мы решили начать сражение против Мухаммада и отделаться от него. Отец отправил меня сказать вам, чтобы вы вышли на сражение завтра».

Они сказали ему: «Завтра суббота, и мы не хотим делать что-либо завтра. Затем, мы не будем сражаться в ваших рядах до тех пор, пока вы не передадите нам семьдесят благородных человек из вашего числа и из Гатафана, чтобы они были в качестве заложников у нас. Мы боимся, что если усилится сражение, вы поспешите в ваш город и оставите нас Мухаммаду. Ведь вы знаете, что нам не справиться с ним».

Когда сын Абу Суфьяна вернулся к своему народу и оповестил их о том, что сказали Бану Къурайза, то в один голос они воскликнули: «Да будут униженными дети обезьян и свиней! Клянемся, если бы они потребовали от нас одну овцу в качестве залога, то мы не дали бы им этого!».

Нуайм ибн Масъуд смог расколоть ряды партий и разделить их. Аллах ниспослал против Къурайша и их союзников очень сильный ветер, который вырвал их шатры, перевернул их котлы и погасил их огни и заполнил их глаза прахом.

Им ничего не оставалось сделать, кроме как покинуть эти места, и они ушли ночью. Когда наутро мусульмане проснулись, то увидели, что враги Аллаха убежали, и они стали громко восклицать: «Хвала Аллаху, который помог своему рабу и возвеличил его войско и разгромил партии Сам в одиночку!».

После этого дня Нуайм ибн Масъуд пользовался доверием Посланника Аллаха ﷺ, и ему были поручены дела. Он нес своими руками знамя. А когда наступил день открытия Мекки, и Абу Суфьян ибн Харб стал смотреть на армию мусульман, он увидел человека, несущего знамя Гатафана, и спросил тех, кто были рядом: «Кто это?».

Они сказали: «Нуайм ибн Масъуд».

Он сказал: «Как скверно то, что он сделал с нами в день рва! Клянусь, он был больше всех людей своей враждебностью к Мухаммаду! И вот он несет знамя своего народа в руках, и идет воевать с нами под этим знаменем!».