بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Иззуддин Абу аль-Башир
Многие проповедники, участвующие в призыве к Исламу, повторяют мысль, которая гласит, что «без нравственности нет развития человека или общества». Якобы человек определяется согласно своей нравственности. Они думают, что если в человеке есть нравственность, тогда он развивается и возвышается, а если в нём нет нравственности — приходит в упадок и вырождается. Из этого они делают вывод о том, что общество состоит из индивидов, и если изменить индивида, тогда изменится и общество. Их мнение заключается в том, что основа возрождения индивида и общества — это нравственность. В подтверждение своего вывода они приводят доказательства из Корана и Сунны. К примеру, они цитируют слова Аллаха, обращённые к Пророку Мухаммаду ﷺ:
وَإِنَّكَ لَعَلَىٰ خُلُقٍ عَظِيمٖ٤
«Воистину, твой нрав превосходен» (68:4). Либо цитируют слова Посланника Аллаха ﷺ:
إِنَّمَا بُعِثْتُ لِأُتَمِّمَ مَكَارِمَ الْأَخْلَاقِ
«Я был послан для восполнения наилучших нравственных качеств» (Малик, Ахмад, Табарани, Хаким). В одной версии используются слова «صَالِحَ_الْأَخْلَاقِ» — «благих нравственных качеств», ещё в одной «حُسْنَ_الْأَخْلَاقِ» — «хороших нравственных качеств». Приводя эти шариатские тексты, они говорят, что главная цель миссии посланников заключается в улучшении нравственности и что религия — это и есть нравственность. Что означают эти слова? Доказывают ли эти шариатские тексты их мнение? Какова на самом деле реальность человека и общества? Какое место нравственность занимает в Исламе? Какую роль она играет в исламском законодательстве? На эти вопросы мы постараемся ответить.
Ибн Манзур в книге «Лисан аль-Араб» пишет: «Нравственность — это религия, характер и качества». Именно в таком значении слово «нравственность» используется в Коране и Сунне, и у него нет отдельного шариатского значения. К примеру, аят:
وَإِنَّكَ لَعَلَىٰ خُلُقٍ عَظِيمٖ٤
«Воистину, твой нрав превосходен» (68:4). Относительно значения этого аята муфассиры поделились на два мнения. Большинство муфассиров, в том числе Ибн Аббас, Муджахид, Абу Малик, ас-Судди, ар-Раби ибн Анас, Даххак, Мукатиль, Ибн Зайд, сказали: «Твоя религия превосходна, то есть твой Ислам». Некоторые муфассиры, в том числе Али и Атыя, сказали: «Нравственность Корана». Табари, соединив оба мнения, сказал: «Твой нрав, о Мухаммад, превосходен, то есть нрав Корана, который Аллах вложил в Мухаммада, а именно — Ислам и его законы».
Но, как мы уже сказали, большинство муфассиров отдало предпочтение первому мнению, то есть выбрали значение «религия». Некоторые выбрали значение «характер и качества». Если мы остановимся на первом мнении, как на то указывает контекст, тогда аят не будет подтверждать то, что говорят современные проповедники, которые неправильно поняли смысл данного аята. Если же мы выберем второе мнение, которое выбрали современные проповедники, тогда аят следует понимать так, как понимала его Аиша (р.а.), которая сказала:
كَانَ خُلُقُهُ الْقُرْآنَ
«Его нравом был Коран» (Бухари). То есть коранические законы, в том числе приказы и запреты, стали характером и качеством Посланника Аллаха ﷺ. К тому же, аят описывает Пророка ﷺ, и он не может быть использован в качестве доказательства того, что нравственность является основой развития индивида и общества.
Теперь относительно хадиса:
إِنَّمَا بُعِثْتُ لِأُتَمِّمَ مَكَارِمَ الْأَخْلَاقِ
«Я был послан для восполнения наилучших нравственных качеств» (Малик, Ахмад, Табарани, Хаким). Когда говорится «нравственные качества», имеется в виду лексическое значение. Тахави в книге «Мушкиль аль-Асар» пишет: «Значение этого хадиса заключается в том, что Аллах послал его для восполнения религии людей. И в этом отношении был ниспослан аят:
ٱلۡيَوۡمَ أَكۡمَلۡتُ لَكُمۡ دِينَكُمۡ
«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию» (5:3). То есть Аллах послал Пророка ﷺ, чтобы восполнить религию, которую исповедовали прежние пророки. Поэтому Аллах говорит: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию». «Усовершенствовать» означает «дополнить». Именно это подразумевал Пророк ﷺ, сказав:
إِنَّمَا بُعِثْتُ لِأُتَمِّمَ صَالِحَ الْأَخْلَاقِ
«Я был послан для восполнения благих нравственных качеств». То есть благой религии — Ислам».
Если выбрать второе мнение муфассиров, а именно — «характер и качества», тогда всё равно значение будет близким к первому значению, поскольку, послав Пророка ﷺ, Аллах восполнил наилучшие нравственные качества. Таким образом, Аллах послал его для усовершенствования религии, в том числе — наилучших нравственных качеств. Оба значения соответствуют лексическому значению слова «хулюк», и нет никакой карины (дополнительного указания), которая вынуждала бы нас выбрать только одно из значений. Даже частичка «إِنَّمَا», имеющаяся в начале хадиса, не вынуждает нас сделать этот выбор, поскольку эта частичка может использоваться как для уточнения значения, так и по другим причинам. Если мы выберем первое мнение муфассиров, а именно — «религия», тогда частичка будет уточняющей, а если выберем второе мнение — «характер и качества», тогда частичка будет усиливающей значение. Поэтому в хадисе речь идёт о том, что Пророк ﷺ был послан для завершения религии, в которую входят и нравственные качества. Это значение используется и в другом хадисе Посланника Аллаха ﷺ:
إِنَّ مَثَلِي وَمَثَلَ الْأَنْبِيَاءِ مِنْ قَبْلِي كَمَثَلِ رَجُلٍ بَنَى بَيْتًا فَأَحْسَنَهُ وَأَجْمَلَهُ إِلَّا مَوْضِعَ لَبِنَةٍ مِنْ زَاوِيَةٍ، فَجَعَلَ النَّاسُ يَطُوفُونَ بِهِ وَيَعْجَبُونَ لَهُ وَيَقُولُونَ: هَلَّا وُضِعَتْ هَذِهِ اللَّبِنَةُ؟ قَالَ: فَأَنَا اللَّبِنَةُ وَأَنَا خَاتِمُ النَّبِيِّينَ
«Поистине, для сравнения меня с жившими прежде пророками можно привести притчу о человеке, который построил хороший дом и полностью украсил его, если не считать того, что не хватало последнего кирпича в одном из его углов. И люди стали ходить вокруг этого дома, дивясь его красоте и говоря: «Вот если бы и этот кирпич был на своём месте!». Я и есть этот кирпич, и я — последний из пророков» (Бухари).
Аллах послал Пророка Мухаммада ﷺ как последний кирпич, который дополнил Шариат, в том числе — принеся наилучшие нравственные качества.
Мы приходим к выводу о том, что современные проповедники неправильно поняли значение аята и хадиса. Согласно их мнению, два шариатских текста указывают на то, что развитие индивида происходит только благодаря нравственности. Затем они подтвердили своё мнение тем, что Пророк ﷺ был послан только для восполнения нравственности, то есть нравственных качеств, как они это понимают. На самом деле это — заблуждение, которое никак не соответствует значению аята и хадиса. Они неправильно использовали шариатские доводы. И говорить о том, что вся религия сводится к нравственности, или говорить о том, что религия и есть нравственность — это ошибка, не имеющая под собой никаких оснований. К тому же, заявление о том, что религия — это нравственность, противоречит реальности самой религии, поскольку в ней есть акыда, обряды поклонения, законы взаимоотношений, системы, регулирующие дела людей. Всё это имеется в Исламе и не является нравственностью.
Что касается мнения о том, что человек и общество развиваются благодаря нравственности в значении «характер и качества», то оно абсолютно неправильное. Развитие никогда не происходит благодаря производным идеям, таким как нравственность. Развитие происходит только благодаря всеобъемлющей идее, которая способна лечь в основу мыслей о каждой вещи. Эта всеобъемлющая идея называется идейной базой, из неё проистекают системы. А вот нравственность абсолютно не может служить такой идейной базой. Нравственность не может стать основой мыслей о каждой вещи. Из неё не проистекает никакой системы. Поэтому, как мы сказали, развитие человека или общества происходит только благодаря всеобъемлющей идее. А всеобъемлющей идеей может быть только рациональная акыда, то есть акыда, которая познаётся путём размышления и рассуждения.
С другой стороны, нравственность — это оценка поступков. Человеческий разум же не способен дать такую оценку поступкам. Правильная оценка поступка может исходить только из Шариата. Таким образом, нравственность — это шариатские законы, которых следует придерживаться так, как описано в Шариате. Неправильно придерживаться нравственности, исходя из того, что это похвальные качества, а следует придерживаться её только по той причине, что это шариатские законы. Источник нравственности для мусульманина — это Откровение, что в корне отличается от того, что происходит в других идеологиях и религиях. Нравственность неодинакова среди всех наций и народов, даже если у них есть общие черты.
Рассмотрим реальность человека и общества. У человека есть органические потребности и инстинкты, которые требуют удовлетворения. В процессе удовлетворения своих потребностей у человека возникают связи с другими объектами, которые можно поделить на три вида:
1. Связь человека со своим Создателем, куда входят верования (акаид) и обряды поклонения (ибадат).
2. Связь человека с самим собой, куда входит нравственность, приём пищи и одеяние.
3. Связь человека с другими людьми, куда входят сферы взаимоотношений и наказания.
Ислам был ниспослан для упорядочивания этих связей, возвышая и развивая человека. Отсюда мы извлекли компоненты, благодаря которым человек возвышается. Расположим их в порядке важности: 1) акыда, 2) обряды поклонения, 3) законы взаимоотношений, 4) нравственность. Если отсутствует хотя бы один компонент, тогда развитие человека невозможно. Следовательно, человек развивается благодаря не только нравственности, а всех четырёх составляющих. Нравственность занимает своё место среди этих компонентов.
Перейдём к обществу. Человек нуждается в удовлетворении своих инстинктов и органических потребностей. Он не может сделать это в одиночку и в оторванности от других. Поэтому он вынужден строить связь с остальными людьми. Для того, чтобы в обществе царила стабильность, эта связь должна быть на постоянной основе. Постоянная связь выражается в единстве взглядов, по поводу которых достигнут консенсус, в чувствах, соответствующих этим взглядам, и в системе, оберегающей эти взгляды и чувства общества. Отсюда становится ясно, что общество состоит не только из количества индивидов, а из количества людей, общепринятых людьми мыслей, чувств и системы, которая хранит эти общепринятые мысли и чувства. Другими словами нравственность как таковая отсутствует при рассмотрении реальности общества. Она не составляет основу общества и не является второстепенным компонентом общества.
Нравственность согласно Шариату — это приказы и запреты, то есть шариатские законы, обязательные к исполнению там, где это требуется. Мусульманин же приобретает нравственность, живя согласно Шариату. К примеру, Аллах приказал говорить только правду и запретил лгать, и это — шариатский закон. Аллах позволил обманывать только в ходе войны, и это — тоже шариатский закон. Аллах приказал быть милосердными к мусульманам и суровыми к неверным, и это — шариатский закон, а не просто нравственное качество. Такое место занимает нравственность. Это шариатские законы, и соблюдаются они только по этой причине. Индивид не развивается только благодаря нравственности, и в то же время она не имеет никакого отношения к процессам подъёма или упадка общества.