Демократия и капитализм: исламский взгляд

Демократия и капитализм: исламский взгляд

Амин аль-Халили

Демократия сегодня стала высшей целью каждого народа, особенно в странах «третьего мира». Мыслители и писатели в исламских землях призывают к принятию демократии как системы правления и капитализма как экономической системы. Но каков взгляд Ислама на демократию и капитализм? Как мусульмане должны относиться к такого рода призывам? И к какой системе правления должны стремиться мусульмане?

Требование людей

Большинство стран «третьего мира» сегодня управляется на основе таких режимов, которые не представляют мнения и чаяния своих народов. Многие из них, включая все народы исламского мира, стремятся так или иначе выразить своё мнение о правительстве и участвовать в управлении.

По сравнению с нынешними режимами в странах «третьего мира» демократия выглядит как естественная альтернатива, к которой стремятся эти народы. Поэтому писатели, журналисты, лидеры мнения и политики этих стран призывают к демократии. Запад вмешивается во внутренние дела этих стран под предлогом «защиты демократии».

Всё это ежедневно обсуждается среди людей. Компании, например, гордятся демократичными решениями своих советов директоров. Даже хранительница домашнего очага гордится тем, что в их семье все решения принимаются большинством голосов, как это происходит в демократии. Аналогичным образом происходит в магазинах, различных ассоциациях, государственных и частных учреждениях. Всюду демократия принимается как идеальная система для управления делами группы людей.

Однако у демократии есть другие стороны, а не только представительство народа. И эти стороны видны только отдельным людям. Поэтому, прежде чем выносить исламское решение о демократии, следует изучить это понятие со всех сторон.

Компромисс

Демократия — это греческое слово, означающее «народовластие».

Капитализм происходит от слова «капитал», и сегодня это слово применяется как название идеологии, которая включает в себя демократию. Само название говорит о том, что западный образ жизни вращается вокруг капитала.

В свете расцвета научного дискурса в период между XIV–XVIII вв. в странах Европы разгорелась борьба между философами, учёными и мыслителями, с одной стороны, и между священнослужителями, государственными деятелями, королями и монархами — с другой. Конфликт завершился триумфом учёных, философов и мыслителей в 1789 году, когда произошла «Великая французская революция» и были приняты идеи Жан-Жака Руссо и Шарля Монтескьё.

Революция, вызванная голодом, привела к хаосу и потере контроля, что повлекло убийство людей и разрушение всех органов государства. Итогом революции стало устранение монархии во Франции и исключение священнослужителей из политической жизни. Мыслители призвали к полному исключению религии из политики и жизни общества, что стало компромиссным решением между атеистами и религиозными деятелями. Секуляризм, то есть отделение религии от жизни, был заложен в основу управления. Согласно принятой идеологии, «человек был рождён свободным, поэтому никто, включая священнослужителей, не вправе управлять им». Эта либеральная тенденция привела к принятию идеи о том, что люди созданы однообразными, что они могут свободно применять желаемые законы и что все они равны в этом праве.

Власть народа

Мыслители обратились к греческой философии и римскому праву, чтобы вывести из них законы, которые они хотят, в частности — «гражданское право». Мыслители разработали систему правления, которая применялась в Афинах и получила название «демократия». Именно эта форма правления была принята как единственная способная выразить волю народа. Поэтому считалось, что это и будет властью народа, то есть демократией. Но на самом ли деле в демократии власть принадлежит народу?

Индивидуальное, а не коллективное правление

На самом деле в демократии власть никогда не принадлежала народу, поскольку это невозможная идея. И вообще ни одна система не способна осуществить концепцию власти народа. Правление — это процесс принятия решений по новообразовавшимся проблемам. И это решение принимает отдельный человек индивидуально, а не коллективно, не говоря уже обо всём народе. Единственная роль общества заключается в том, чтобы выражать мнение о правлении какой-либо отдельной личности, если, конечно, у народа спрашивают это мнение.

Например, в Афинах не правил весь народ. Гражданами считались только те, кто не входил в следующие категории: раб, ребёнок, иноземец и женщина. То есть этим правом владела только десятая часть жителей. И только двадцать людей владели правом предлагать закон, а остальные могли только голосовать «за» или «против».

Власть, как известно, бывает трёх видов:

1. Законодательная власть, то есть принятие законов.

2. Исполнительная власть, то есть осуществление законодательства.

3. Судебная власть, то есть проверка соответствия действий законодательству.

Человек или несколько людей, предлагающие закон, считаются законодателями. Народ же может только выражать своё мнение в отношении того, что примут эти законодатели. Есть большая разница между тем, что «народ сам управляет собой», и тем, что «люди одобряют кандидата, который будет управлять ими, с условием, что он не будет править под принуждением». Точно так же исполнительная и судебная власти осуществляются отдельными людьми индивидуально.

Демократия сегодня означает власть большинства, поскольку народ никогда не поддержит единогласно одно мнение. Следовательно, демократия основывается на следующих столпах:

1. Свобода людей в правах и обязанностях.

2. Равенство людей в правах и обязанностях.

3. Нельзя править народом против его воли.

Отсюда следует, что прежде, чем издать закон, нужно получить поддержку большинства тем или иным способом. Что касается законодательства, то его осуществляет один или несколько людей, а не весь народ, который может лишь выражать своё мнение по принятым законам.

Таковы параметры системы правления, именуемой «демократия», которая формально или реально, но применяется в большинстве стран мира. Однако нас не беспокоит то, является ли демократия правлением народа или большинства народа, или является мнением народа о правлении отдельных людей. Нас волнует взгляд Ислама на демократию, что бы он из себя ни представлял.

Если говорить вкратце, то демократия — это система правления, основанная на принципе отделения религии от жизни. Самое главное в ней — это то, что власть или господство принадлежит народу в том смысле, что никто не может управлять народом против его воли. Методом, который позволяет добиться этого, является референдум, где правитель узнаёт мнение большинства населения, проголосовавшего «за» или «против». Так каково решение Ислама о демократии?

Господство принадлежит Шариату, а не народу

Известно, что Ислам представляет собой полноценную систему жизни и предписывает мусульманам полностью соблюдать все шариатские решения. Мусульманин выполняет предписания Ислама только потому, что это Откровение от Аллаха, и он верит в это. Государство же будет считаться исламским, только если оно будет полностью применять Ислам в управлении делами людей, независимо от мнения и воли народа. Главенство в Исламе принадлежит Аллаху, а не народу, и каждое решение — судебное, законодательное или исполнительное — обусловлено Шариатом Аллаха и нормами религии. И это происходит независимо от воли и желаний людей.

Кто-то может подумать, что это невозможно сделать без согласия народа, имея в виду, что Ислам демократичен, потому что в результате нуждается в одобрении народа. Мы ответим, даже если это высказывание не заслуживает внимания: людям велено применять Ислам, который ниспослан через Откровение от Аллаха, то есть потому, что это Закон от Аллаха. И люди выполняют это, желая получить Рай и спастись от мучений в Аду, а не только по собственному желанию, видя в этих законах красоту и доброту. Если Ислам не будет применяться по этому принципу, то есть принимая его в качестве Откровения от Аллаха, желая Рая и страшась Ада, тогда это будет применением не Ислама, а демократии.

Система неверия

Демократия, как известно, вытекает из доктрины отделения религии от жизни. Это же — доктрина неверия, поскольку вся жизнь должна регулироваться законами Ислама. Если это — система неверия, тогда запрещено её применять, запрещено призывать к ней и тем более смешивать её с Исламом.

Некоторые могут видеть в Исламе определённые аспекты, которые они считают демократическими, такие как Шура (совет), избрание халифа и призыв правителя к совершению одобряемого и отстранению от порицаемого. Но это лишь шариатские законы, которые Ислам велел соблюдать, а не демократия, даже если в этих законах есть нечто, похожее на демократию. Если бы Аллах не велел нам придерживаться принципа Шуры как права всей Уммы, если бы не велел нам приказывать правителю одобряемое и запрещать предосудительное, когда тот совершает ошибку, то есть нарушает Ислам, тогда мы не придерживались бы этих законов, даже если это является выражением мнения народа. К тому же, это является выражением мнения Шариата, а не народа.

Взгляд Шариата

Что касается способов, таких как тайное голосование, референдумы и т.д., то они рассматриваются с точки зрения Шариата. Если мы находим это допустимым для определённой цели, тогда берём, а если это запрещено — отказываемся. И в этом мы придерживаемся только Ислама.

Ни судья, принимая решение, ни правитель, издавая закон, не учитывает одобрение или мнение народа, а смотрит на соответствие решения или закона религии и шариатским нормам. Его волнует лишь один вопрос: доволен ли Аллаха этим решением и законом? Мнение народа не принимается во внимание, за исключением одного случая — когда религия приказывает придерживаться мнения народа. Мы не станем сейчас вдаваться в подробности этого случая. И когда правитель в таком случае придерживается мнения народа, то это происходит только потому, что он следует Исламу, а не демократии.

Вывод: демократия никоим образом не касается нас. Достаточно нам соблюдать законы Исламского Шариата, не считаясь ни с демократией, ни с мнением народа. Мы хотим Ислама, чтобы угодить Аллаху и избежать Его наказания, а не только потому, что исламские законы прекрасны и лучшим образом решают наши проблемы.

Мусульмане сегодня должны работать во благо Ислама, а не демократии, и призывать к установлению Шариата Аллаха на земле. Мы не будем призывать к демократии под предлогом того, что во время референдума люди выберут Ислам, поскольку это не будет следованием Исламу. И мы не хвастаемся перед Западом тем, что Ислам — это демократия или прогресс, или тем, что в Исламе есть демократичные законы. Мы лишь призываем к Исламу и его законам. Ислам — это Откровение от Аллаха, а демократия — это система, выдуманная людьми.

وَأَنِ ٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَهُمۡ وَٱحۡذَرۡهُمۡ أَن يَفۡتِنُوكَ عَنۢ بَعۡضِ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ إِلَيۡكَۖ

«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (5:49).

 

Журнал «Аль-Ваъй», выпуск №6
Раби уль-авваль 1408 г.х.
Ноябрь 1987 г.