Книга «Ислам между учёными и правителями» Абдульазиза аль-Бадри (да помилует его Аллах).
«За свою долгую историю Исламское Государство изобиловало великими подвигами и позициями учёных перед правителями. Они были яркими звёздами, направляющими правителей и людей даже в самые тёмные времена».
Абдульазиз аль-Бадри — один из активных багдадских учёных, который отказался подчиняться и хранить молчание о нарушении правителями норм Ислама. Он противостоял им и осуждал их действия, за что во времена Абдель Керима Касема дважды был помещён под домашний арест — в 1959 году и 1961. Затем, в конце шестидесятых годов, правители Багдада убили его.
Абдульазиз аль-Бадри написал пять книг, которые смело можно отнести к богатейшему исламскому наследию современности: «Ислам — гарант основных потребностей человека», «Решение Ислама о социализме», «Ислам между учёными и правителями», «Ислам — это война против социализма и капитализма», «Вечная Книга Аллаха — Благородный Коран».
Автор посвятил свою книгу как активным учёным, так и пассивным, поддавшимся лени, вялости и медлительности, как праведным правителям, так и неправедным, отклонившимся от правления Ислама, думая, что поступают хорошо.
Предисловие книги действительно поразительно, поскольку оно далёко от пустого софизма и связано с переживаниями самого автора. Оно показывает то, что он надеется на возвращение учёных и правителей к соблюдению Шариата Аллаха.
От предисловия автор переходит к изложению того, какими были учёные и правители в исламскую эпоху: «Подлинное счастье, процветание и безопасность, а также чувства полной гордости и суверенитета Исламская Умма испытывала только под властью Ислама. Никогда она не имела такого комфорта, как это было под властью мусульман, которые верили в Аллаха и Последний день, защищали Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника ﷺ, не переступали границ Ислама и придерживались его положений».
Автор рассказывает об одной из западных концепций, которые неверный колонизатор внедрил в мусульманские страны в ходе культурного вторжения, — идея «религиозных людей», уподобляющая мусульманского халифа Папе Римскому и отделяющая религию от государства. Автор показывает неправильность этой концепции и конструктивно разрушает её, что указывает на его знания, ясность видения и чистоту взглядов.
Затем писатель описывает роль и положение учёных, а также величие миссии, которую они взяли на себя: «Без учёных люди становятся невежественны, шайтаны из числа людей и джиннов хватают их со всех сторон, и среди них свирепствуют заблуждения и прихоти».
Автор пишет о правителях и аятах о правлении, а затем — о правителях и их роли в Исламе. Вот строки из книги: «Существование правителей установлено с давних времён, и права людей соблюдаются только под властью правителей. Без правителей люди погружаются в хаос и не могут исправить положение. Без правителя не будут применяться положения Шариата, худуды и системы Ислама».
В одной главе автор говорит о праведности двух типов людей: учёных и правителей, а также о благе, которое их праведность приносит всем людям, и о бедствиях, к которым приводит их испорченность. Затем он переходит к определению отношения Ислама к современным терминам, разъяснению позиции, которую должны занимать учёные по отношению ко всем терминам, и позиции, которую они должны занимать по отношению к терминам, значения которых противоречат значениям в Исламе.
Итак, автор устанавливает мерило для различения терминов, которые можно использовать и значение которых не противоречит Исламу, от тех, значение которых противоречит Исламу. Он пишет: «Если термин несёт в себе существующее в Исламе идиоматическое значение, тогда Шариат не запрещает использовать его, упоминать или призывать к нему. Но если термин противоречит значению в Исламе, недопустимо призывать к нему, даже с исламским описанием, потому что он изначально сформулирован для описания конкретной мысли или системы, которая была известна определённому кругу людей».
Трусливые учёные:
Писатель переходит к учёным, которые прикрываются аятом:
وَلَا تُلْقُوا بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ
«Не обрекайте себя на гибель» (2:195),
— когда их призывают осудить несправедливых правителей и противостоять действиям безнравственных чиновников, объясняя неправильность их действий и раскрывая их поведение по отношению к Умме, а также показывая мнение Ислама и правила Шариата. Автор называет таких учёных «трусами» и объясняет истинное значение этого аята, которое они интерпретируют так, как это соответствует их прихотям. Затем он приводит несколько примеров столкновений учёных с правителями в золотые эпохи Ислама, а также говорит о необходимости привлекать правителей к ответственности и осуждать их зло. С другой стороны, автор посвящает главу правителям и тому, как они задавали вопросы учёным. Он пишет: «Ответить на вопросы — обязанность учёных, а уклонение от ответов — признак лицемерия, и тот, кто молчит и скрывает правду, проклят и лишён милости Аллаха, и он по праву называется немым дьяволом». Автор здесь приводит множество доказательств и повествований о сахабах, табиинах и таби-табиинах.
Наставление правителям:
Далее автор говорит о том, что учёные должны наставлять правителей: «Праведные учёные всегда стремятся дать хороший совет и наставление правителям, перенося все последствия этого, и прилагают все усилия для выполнения этого шариатского требования».
В следующей главе речь идёт о противостоянии учёных правителям. Затем автор говорит о преследованиях учёных и выделяет этой теме большую главу, приводя истории Саида ибн аль-Мусаййиба, Саида ибн Джубайра, Джафара ас-Садика, Абу Ханифы ан-Нумана, Малика ибн Анаса, Ахмада ибн Ханбаля, Мухаммада Шафии, Бухари, Иззуддина ибн Абдуссалама, Ахмада ибн Таймии, Ахмада Сирхинди, да будет доволен ими Аллах. Он описывает их позиции, терпение и довольство перед лицом невзгод. Он также говорит об учёных, попавших в тюрьмы правителей, и об их позициях по джихаду, например, об Абдуллахе аль-Мубараке ас-Сабахе, Шафии, Бухари, Ибн Таймии, Асаде ибн аль-Фурате, Ахмаде ибн Ирфане (Индия), Иззуддине аль-Кассаме, Абдулькадире аль-Джазаири, Мухаммаде ибн Абдуллахе (Судан), Ахмаде Шарифе ас-Сануси (Ливия), Умаре аль-Мухтаре. Затем автор говорит об Ираке в период Антианглийского восстания 1920 года.
Из журнала «Аль-Ваъй», №3, 1987 г.