Всемогущий Аллах обособил человека от остальных творений интеллектом, наделив его способностью мыслить. Разум считается в Исламе основой правовой подотчётности (таклиф): с его наличием на человека ложится ответственность перед Исламом, а с его утратой аннулируется ответственность.
В Благородном Коране много аятов, побуждающих людей к размышлению.
Всемогущий Аллах говорит:
فَلْيَنْظُرِ الْإِنْسَانُ إِلَىٰ طَعَامِهِ ٢٤ أَنَّا صَبَبْنَا الْمَاءَ صَبًّا ٢٥ ثُمَّ شَقَقْنَا الْأَرْضَ شَقًّا ٢٦ فَأَنْبَتْنَا فِيهَا حَبًّا
«Пусть посмотрит человек на свою пищу. Мы обильно пролили воду, затем Мы испещрили землю трещинами и взрастили на ней зерно» (80:24–27).
И Он сказал:
فَلْيَنْظُرِ الْإِنْسَانُ مِمَّ خُلِقَ ٥ خُلِقَ مِنْ مَاءٍ دَافِقٍ ٦ يَخْرُجُ مِنْ بَيْنِ الصُّلْبِ وَالتَّرَائِبِ
«Пусть взглянет человек на то, из чего он был создан! Он был создан из брызнувшей воды, которая выходит промеж спины и рёбер» (86:5–7).
И Он сказал:
أَفَلَمْ يَنْظُرُوا إِلَى السَّمَاءِ فَوْقَهُمْ كَيْفَ بَنَيْنَاهَا وَزَيَّنَّاهَا وَمَا لَهَا مِنْ فُرُوجٍ
«Разве они не видели небо над собой, как Мы воздвигли его и украсили, и нет в нём разрывов?» (50:6).
И Он сказал:
أَفَلَا يَنْظُرُونَ إِلَى الْإِبِلِ كَيْفَ خُلِقَتْ ١٧ وَإِلَى السَّمَاءِ كَيْفَ رُفِعَتْ
«Разве они не видят верблюдов, как они сотворены? И небо, как оно возвышено?» (88:17,18).
И Он сказал:
قُلْ سِيرُوا فِي الْأَرْضِ فَانْظُرُوا كَيْفَ بَدَأَ الْخَلْقَ ۚ ثُمَّ اللَّهُ يُنْشِئُ النَّشْأَةَ الْآخِرَةَ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«Скажи: «Походите по Земле и посмотрите, как образуются творения. Затем Аллах образует Последнюю обитель». Несомненно, Аллах на всё способен» (29:20).
И Он сказал:
كَذَٰلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمُ الْآيَاتِ لَعَلَّكُمْ تَتَفَكَّرُونَ
«Аллах разъясняет вам Знамения, так может быть, вы призадумаетесь?» (2:219).
И Он сказал:
أَوَلَمْ يَتَفَكَّرُوا فِي أَنْفُسِهِمْ ۗ مَا خَلَقَ اللَّهُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا إِلَّا بِالْحَقِّ وَأَجَلٍ مُسَمًّى ۗ
«Неужели они не пребывали в размышлениях о том, что Аллах сотворил небеса и Землю, и то, что между ними, только ради Воздаяния и на ограниченный срок?» (30:8).
И Он сказал:
وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُمْ مَوَدَّةً وَرَحْمَةً ۚ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَاتٍ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ
«Из Его Знамений — то, что Он сотворил для вас жён из вас самих, чтобы вы находили в них успокоение, и поместил между вами любовь и сострадание. Несомненно, в этом заключены Знамения для размышляющих людей» (30:21).
И Он сказал:
كَذَٰلِكَ نُفَصِّلُ الْآيَاتِ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ
«Вот так для размышляющих людей Мы делаем очевидными Знамения» (10:24).
И Он сказал:
إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَاتٍ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ
«Воистину, в этом заключены Знамения для размышляющих людей» (45:13).
И Он сказал:
الَّذِينَ يَذْكُرُونَ اللَّهَ قِيَامًا وَقُعُودًا وَعَلَىٰ جُنُوبِهِمْ وَيَتَفَكَّرُونَ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ رَبَّنَا مَا خَلَقْتَ هَٰذَا بَاطِلًا سُبْحَانَكَ فَقِنَا عَذَابَ النَّارِ
«Те, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и лёжа на своих боках, и размышляют о сотворении небес и Земли: «О наш Господь! Ты не сотворил всё это без замысла! Ты далёк от изъянов, так защити нас от мучений Огня!» (3:191).
И Он сказал:
قُلْ إِنَّمَا أَعِظُكُمْ بِوَاحِدَةٍ ۖ أَنْ تَقُومُوا لِلَّهِ مَثْنَىٰ وَفُرَادَىٰ ثُمَّ تَتَفَكَّرُوا ۚ مَا بِصَاحِبِكُمْ مِنْ جِنَّةٍ ۚ إِنْ هُوَ إِلَّا نَذِيرٌ لَكُمْ بَيْنَ يَدَيْ عَذَابٍ شَدِيدٍ
«Скажи: «Я делаю наставление вам об одной вещи: соберитесь ради Аллаха один к одному, или двое к двум, а затем порассуждайте (о Мухаммаде). Нет в вашем спутнике безумия. Он — не кто иной, как предостерегающий вас перед лицом суровых мучений» (34:46).
В этих аятах мы замечаем, что Всемогущий Аллах побуждает людей взглянуть на Его творения, чтобы открыть для себя факт Его существования. Всё в этой Вселенной является чётким указанием на существование Единого, Вечного Бога, чьё несуществование немыслимо. Он — Всевышний Аллах. И если Аллах требует от человека достичь доктрины Единобожия через мышление, то это говорит нам о важности мысли в Исламе.
Человек становится мусульманином, когда примет сердцем и произнесёт своим языком, что «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха». Однако какая огромная разница между подражателем и тем, кто приходит к вере в Ислам посредством разума! Человек может быть мусульманином, хотя ни разу в жизни не думал о рациональном доказательстве существования Бога и пророчества Мухаммада ﷺ.
В другом случае мусульманин благодаря здравому мышлению приходит к существованию Единого Бога и к пророчеству Мухаммада ﷺ через осознание несамодостаточности того, что он видит в созданиях Бога. И Аллах Всевышний требует от людей верить именно на основе ясных доказательств, применяя наблюдение и обдумывание событий во Вселенной, поскольку в них имеются признаки, раскрывающие существование Того, Кто ими управляет. Конечно, убеждение — это твёрдая вера, основанная на несомненности, а несомненность может появиться только через разум и мышление. Конечно, вера не принесёт своих плодов, если не является результатом наблюдений и размышлений. Только в этом случае человек выстроит всю свою жизнь в соответствии с этой верой, которой он достиг.
Человек — лучшее из творений Бога, и его достоинство заключается в его интеллекте. Следовательно, мышление должно быть основой жизни человека, т.е. он должен быть созидательным и осмысляющим.
Человек развивается посредством мышления о своём бытии, а не посредством подражания, подкупа или принуждения. И если это мышление о бытии будет полноценным, то оно будет продуктивным и определяющим всю его жизнь. Если известно, что человек действует в соответствии со своими представлениями о вещах, становится понятным, что человек развивается посредством разума.
Эта общая мысль о бытии формирует понятия о конкретных вещах в нашей жизни, а эти понятия уже направляют человеческое поведение.
Тот, кто смотрит на бытие как на творение Всемогущего Бога и как на испытательную стадию на пути к Вечной жизни, тот сформирует свои представления о жизни на этой основе. Такой человек, например, понимает женщин как честь, которую необходимо оберегать, а общество — как взаимную ответственность и солидарность, и будет иметь также другие представления о вещах, вытекающие из этой мысли о бытии. Эти понятия становятся принципами и определяют поведение человека по отношению и к женщинам, и к обществу, и ко всему остальному в жизни, и он становится преодолевающим, а не адаптирующимся, активным, а не апатичным.
Что касается того, кто рассматривает своё бытие как одноразовую жизнь, что она бессмысленна и не имеет ни замысла, ни последствий, — он формирует на этой основе совершенно другие представления о вещах. Если эта жизнь одноразова и безвозвратна, то не имеют смысла ни ценности, ни принципы, а человек должен любой ценой успеть урвать как можно больше материальных наслаждений. Поэтому понятие женщины, например, для такого человека сводится к тому, чтобы рассматривать её как средство удовольствия, а понятие общества будет отражать эгоизм и выражаться во взгляде на него как на группу индивидов, без какой-либо иной связи между людьми, кроме личных интересов. Если человек строит своё поведение на этой основе, он приходит в упадок.
Эта мысль о бытии так же, как она развивает отдельного индивида, развивает и всех индивидов. Человеческое общество связано чувствами, оно находится под властью идей и управляется системами. И это общество идентично отдельному человеку с точки зрения подчинения поведения своим представлениям о вещах, которые он формирует.
Эти понятия в обществе будут либо сформированы коллективным мышлением, либо основаны на его инстинктах и потребностях.
Исламское общество, которое управляется законами Аллаха и в котором преобладают идеи Ислама, осознаёт, что у него есть жизненная миссия — возвеличивать слово Аллаха. И его поведение в жизни, которое проявляется в его системах и в его коллективных действиях, должно базироваться на основе Ислама.
Что касается общества, объединённого удовлетворением потребностей и инстинктов, то оно не достойно быть нацией. Такое общество формирует свои представления о вещах на основе интереса и выгоды. Таким образом, оно приходит к вырождению во всём, и все народы набрасываются на него, а само оно теряет своё достоинство и честь.
Чтобы понять степень отсталости и прогресса между этими двумя обществами, мы приведём пример идеи колониализма и позиции каждого из этих двух обществ по отношению к господству другой нации.
В прошлом исламская нация управлялась законами Ислама, её жизнь и отношения определялись ими в соответствии с тем, что ниспослал Всемогущий Аллах. Поэтому нация считала своей жизненной миссией распространение Ислама и возвышение слова Аллаха, устраняя физические препятствия, которые этому мешают. Умма получила от Всемогущего Аллаха повеление вести джихад, чтобы исполнить закон Аллаха на земле:
وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّىٰ لَا تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ كُلُّهُ لِلَّهِ ۚ
«И сражайтесь с ними, пока существует смута, и пока вся религия не будет принадлежать Аллаху» (8:39).
Умма поднялась на джихад так, что никакое дело не могло её отвлечь от сражения с врагами Аллаха, пока Слово Аллаха не возвысилось даже в самых дальних уголках Земли. В то время Укба ибн Нафи встал на своём коне на берегу моря и сказал: «Клянусь Аллахом, если бы я знал, что за этим морем есть люди, которые не поклоняются Тебе, я бы пересёк его, пока не сразился бы с ними». В течение каких-то ста лет мусульмане достигли Китая и Франции. В то время они приобрели славу среди народов и были величайшим государством в мире.
Что касается сегодняшнего дня, наша Исламская Умма выродилась, а вместе с ней ухудшились наше поведение и наш ум, пока мы не дошли до того, что видим средь бела дня истину ложью, а ложь — истиной.
Мы попали под влияние мыслей неверия, которые вторглись в нашу среду и выполняют свою вредную работу, разрушая и разделяя Умму, пока мы не разрушили собственными руками символ нашей гордости, секрет нашей энергии и источник нашего достоинства — государство Ислама, наш рай на Земле и носитель нашего знамени. И мы по-прежнему подчиняемся власти Запада, даже в мыслях, мы воспеваем жизнь на Западе и с вожделением смотрим на его государства, как будто они являются кыблой для наших глаз. Некоторые говорят о патриотизме, другие — о светскости, а третьи оставляют Ислам и свою Умму, принимая коммунизм.
Братья, наш упадок достиг той точки, когда мы видим, как колониализм западных стран в наших землях высасывает нашу кровь и отнимает у нас наши блага, заставляя нас вкушать унижения и презрение, нанося удары и разделяя нас, а мы в то же время смотрим на него как на предел своих желаний. Разве не так? Мы сегодня надеемся быть под покровительством передового Запада и вращаться вместе с ним там, где он вращается, хотя он порабощает нас, навязывает нам законы неверия и дарит самую священную часть нашей земли нашим злейшим врагам — сионистам-авантюристам. После этого мы просим страны Востока и Запада решить наши проблемы, которые они же собственноручно и создали, обманывая нас и унижая наше достоинство!
О мусульмане, уже давно была ниспослана заповедь Всемогущего Аллаха:
وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّىٰ لَا تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ كُلُّهُ لِلَّهِ ۚ
«И сражайтесь с ними, пока существует смута, и пока вся религия не будет принадлежать Аллаху» (8:39).
Мы в прошлом были свидетелями позорной оккупации неверных в отношении нас, которая ударила нас грязью в лицо и сделала смерть более лёгкой, чем этот позор. Тогда мы откликнулись на повеление Всемогущего Аллаха и поднялись, чтобы защищать постановления Ислама, знамя Ислама и земли Ислама. Мы осознали, что комфортная жизнь без наличия Исламского Государства и знамени Ислама — дешёвка. Таким образом мы обратили крестоносцев вспять, когда они пришли к нам с завоеванием, и мы отразили монголов и превратили их из неверных в муджахидов на пути Аллаха.
Сегодня же мы видим, что колониализм адаптирует нас под Запад, мы видим, как Запад привлёк на себя фокус нашего внимания и превратился в образец нашего мышления, а также в предмет нашего уважения и признательности до такой степени, что мы надеемся на западную мощь, которая должна защитить нас и решить наши проблемы, при этом зная, что именно Запад и создал эти проблемы, чтобы это служило мостом для возвращения в наши страны в случае, если он заметит признаки нашего возрождения. Более того, мы поступаем таким образом, несмотря на то, что читаем в Книге Аллаха:
وَلَا تَرْكَنُوا إِلَى الَّذِينَ ظَلَمُوا فَتَمَسَّكُمُ النَّارُ وَمَا لَكُمْ مِنْ دُونِ اللَّهِ مِنْ أَوْلِيَاءَ ثُمَّ لَا تُنْصَرُونَ
«И не склоняйтесь на сторону несправедливых, иначе вас охватит Огонь, и не окажется у вас тогда помимо Аллаха покровителей, и не видать вам тогда помощи» (11:113).
О мусульмане! Воистину, мышление — это то, что пробудит нас. И если Западу в своё время удалось одержать над нами верх, то это произошло только по причине деградации нашего мышления, из-за нашего невежества и нашего неправильного понимания идей Ислама. Запад смог ввести нас в заблуждение и атаковать нас сначала своей мыслью, а затем уже и физически. Мы, уже осознав, что в нашем возвращении к Исламу и к его идеям заключается наша слава и наше освобождение от ига колониализма, с Божьей помощью вернёмся к прямому руководству и ответим на призыв нашего Господа:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اسْتَجِيبُوا لِلَّهِ وَلِلرَّسُولِ إِذَا دَعَاكُمْ لِمَا يُحْيِيكُمْ ۖ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ يَحُولُ بَيْنَ الْمَرْءِ وَقَلْبِهِ وَأَنَّهُ إِلَيْهِ تُحْشَرُونَ
«О те, которые уверовали! Ответьте Аллаху и Посланнику, когда они призывают вас к тому, что оживляет вас. И знайте, что Аллах находится между человеком и его сердцем, и что к Нему вы будете собраны» (8:24).
Хайсам Бакр
Журнал «Аль-Ваъй», Первый год - первый выпуск - Шавваль 1407 г.х., соответствующий сентябрю 1987 г.