Это был симпатичный высокий человек, с броской внешностью и стройного телосложения. Он был жизнерадостным и мог легко расположить к себе, людей всегда тянуло к нему.
Помимо этого, он был очень любезным, чрезвычайно скромным и застенчивым человеком. Однако в сложной и опасной обстановке он становился похожим на грозного льва. В своём блеске и великолепии он был подобен лезвию меча, будучи таким же острым и сияющим.
Именно таким был хранитель нации Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Амир Ибн Абдуллах Ибн аль-Джаррах аль-Фихри альКурайши, получивший прозвище Абу Убайда. Характеризуя его, Абдуллах Ибн Умар сказал: «Трое из курайшитов стали самыми знатными, нравственными и совестливыми людьми. Если они говорят с тобой, то никогда не солгут, а если ты говоришь с ними, то никогда не услышишь слова неправды. Ими являются: правдивейший Абу Бакр, Осман Ибн Аффан и Абу Убайда Ибн аль-Джаррах».
Абу Убайда принял Ислам одним из первых, на следующий день после принятия Ислама Абу Бакром. Мусульманином он стал через самого правдивейшего, который привёл Убайду, Абдуррахмана Ибн Ауфа, Усмана Ибн Мазуна и аль-Аркама Ибн Абу альАркама к Пророку ﷺ.
В его присутствии все они провозгласили слово истины и стали основой, на которой был воздвигнут великий Ислам.
С самого начала и до конца Абу Убайда вкусил горький и жестокий опыт первых мусульман в Мекке. Вместе с ними он пережил столько горя, несчастий, гонений и жестокости, сколько не выпадало на долю последователей ни одной другой религии на Земле. Абу Убайда стойко выдержал все испытания, храня верность Аллаху и Его посланнику в любой ситуации. Однако горе, постигшее Абу Убайду в день Бадра, по своей тяжести и трагизму превзошло любые ожидания и представления.
В день Бадра Абу Убайда с беззаветной храбростью сражался в первых рядах бойцов, презрев смерть и вселяя страх в души язычников. Абсолютно не страшась гибели, Абу Убайда так яростно атаковал противника, что, встретившись с ним, конница курайшитов всякий раз сворачивала в сторону.
Однако один из врагов постоянно появлялся перед Абу Убайдой, где бы тот ни был. Абу Убайда постоянно сворачивал в сторону, завидев его, и всячески избегал столкновения с ним.
Вражеский воин вновь бросался в атаку. Абу Убайда всячески пытался обойти его, но он перерезал ему все пути и вставал преградой между Абу Убайдой и противником, мешая ему продолжать бой с врагами Аллаха.
Когда терпение Абу Убайды наконец истощилось, он нанёс вражескому воину страшный удар мечом по голове, разрубив её надвое.
Противник замертво рухнул на землю у ног Абу Убайды.
Не пытайся, уважаемый читатель, строить догадки по поводу того, кто же был этот убитый воин...
Разве я не сказал тебе, о, мой читатель, что горе, постигшее Абу Убайду по своей тяжести и трагизму превзошло любые ожидания и представления?
Ты будешь ошеломлён, если узнаешь, что убитый воин противника был Абдуллахом Ибн аль-Джаррахом – отцом Абу Убайды.
Но Абу Убайда убил не своего отца – он убил язычество в лице своего отца.
Всемогущий Аллах ниспослал священный аят Корана по поводу Абу Убайды и его отца. Было сказано, да возвысится Слово Его:
لَّا تَجِدُ قَوْمًا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ يُوَادُّونَ مَنْ حَادَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَوْ كَانُوا آبَاءَهُمْ أَوْ أَبْنَاءَهُمْ أَوْ إِخْوَانَهُمْ أَوْ عَشِيرَتَهُمْ ۚ أُولَٰئِكَ كَتَبَ فِي قُلُوبِهِمُ الْإِيمَانَ وَأَيَّدَهُم بِرُوحٍ مِّنْهُ ۖ وَيُدْخِلُهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا ۚ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ ۚ أُولَٰئِكَ حِزْبُ اللَّهِ ۚ أَلَا إِنَّ حِزْبَ اللَّهِ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха – это преуспевшие» (58:22) .
Абу Убайда сам был не только защитником и хранителем Ислама, но и организатором специальных отрядов, предназначенных для защиты мусульман. Эти войска геройски сражались во многих боях.
Однажды Посланник Аллаха ﷺ отправил отряд своих людей на перехват курайшитского каравана, назначив Абу Убайду его командиром. Из провизии Пророк ﷺ дал ему сумку с финиками, так как ничего другого найти не смог. Ежедневно Абу Убайда давал каждому воину по одному финику. Люди сосали их, подобно тому, как младенец сосёт грудь матери, а затем запивали водой. Один финик и составлял рацион воина до наступления ночи.
В битве при Ухуде мусульмане потерпели поражение, и на поле боя то и дело разносились крики язычников: «Покажите мне Мухаммада... Покажите мне Мухаммада...».
Абу Убайда был одним из десяти человек, которые кольцом встали вокруг Посланника Аллаха ﷺ, чтобы защищать его и своими телами прикрывать от копий язычников. После боя оказалось, что у Посланника Аллаха ﷺ выбит зуб, рассечен лоб, а в щеку вонзились два кольца из его кольчуги. К нему подошёл правдивейший Абу Бакр, желая вытащить из щеки кольца, но Абу Убайда сказал ему:
«Прошу тебя оставить это дело мне». Абу Бакр согласился и отошёл. Абу Убайда опасался, что Абу Бакр причинит боль Посланнику Аллаха ﷺ. После этого Абу Убайда крепко зацепил одно кольцо одним своим передним зубом и, резко дёрнув, вытащил кольцо из щеки Пророка ﷺ. Однако при этом сломал свой собственный зуб. Вторым зубом Абу Убайда ухватился за второе кольцо и вырвал его, но сломал при этом и второй зуб. Абу Бакр сказал после этого: «Из всех беззубых Абу Убайда был лучшим». Став сторонником Посланника Аллаха ﷺ Абу Убайда постоянно был рядом с ним до самой его кончины. Когда наступил день Сакифы Умар Ибн аль-Хаттаб сказал Абу Убайде:
«Протяни руку, и я присягну тебе. Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «У каждой нации есть хранитель, и ты – хранитель этой нации». Абу Убайда сказал: «Я не мог получить преимущество перед человеком, которому Посланник Аллаха повелел обеспечивать Намаз, и он обеспечивал его, пока Пророк ﷺ не умер».
После этого люди присягнули правдивейшему Абу Бакру, а Абу Убайда стал у него лучшим советчиком и преданным помощником в добрых делах.
После себя Абу Бакр завещал Халифат аль-Фаруку, которому Абу Убайда беспрекословно подчинялся и проявил неповиновение всего лишь однажды.
Знаешь ли ты, о, мой читатель, в каком деле Абу Убайда не подчинился приказу Халифа мусульман?
Это произошло в то время, когда Абу Убайда Ибн альДжаррах был в аш-Шаме и вёл мусульманские армии от победы к победе, пока Аллах его руками не овладел всей страной. На востоке мусульмане вышли к Евфрату, а на севере достигли Малой Азии.
В это же время весь аш-Шам охватила невиданная эпидемия чумы, и болезнь собрала богатую жатву среди людей. Умар Ибн аль-Хаттаб направил к Абу Убайде гонца с посланием, в котором говорилось: «У меня появилось срочное дело, в котором я не могу обойтись без тебя. Если ты получишь это письмо ночью, то не жди утра, и тут же отправляйся ко мне. Если же письмо придёт к тебе утром, то ты должен отправиться ко мне, не дожидаясь вечера».
Прочитав послание альФарука, Абу Убайда сказал: «Я понял, что за срочное дело ко мне у вождя правоверных. Он хочет держать меня при себе, чтобы меня не постигла чума».
Абу Убайда послал Умару ответ: «О, предводитель правоверных! Я понял, зачем я нужен тебе. Дело в том, что я нахожусь в рядах армии мусульман и совершенно не испытываю никакого желания уберечься от того, что ожидает их и меня… Я не хочу расставаться с ними до тех пор, пока Аллах не решит мою и их судьбу. Если ты получишь моё послание, то освободи меня от своего приказа и разреши остаться здесь».
Прочитав письмо, Умар расстроился до такой степени, что, увидев его переполненные слезами глаза, приближённые спросили: «Неужели Абу Убайда скончался, о, предводитель правоверных?». «Нет», – ответил он. – «Но он близок к смерти».
Предчувствие не обмануло аль-Фарука, так как буквально после этого чума настигла и Абу Убайду. Почувствовав приближение смерти, он завещал своим солдатам: «Я обращаюсь к вам с заветом, который принесёт вам постоянное благополучие, если вы его примете: совершайте же намаз, соблюдайте пост в течение месяца Рамадана, совершайте большое и малое паломничество, совещайтесь между собой, будьте искренними с вашими амирами и не обманывайте их, не увлекайтесь мирской жизнью. Даже если человек и проживёт тысячу лет, то и в этом случае его всё равно ждёт кончина, как вы это сейчас видите... Мир вам и милость Аллаха».
Обратившись к Муазу Ибн Джабалу, Абу Убайда сказал ему:
«О Муаз, будь же у людей имамом». Едва успев вымолвить это, Абу Убайда скончался.
Поднявшись с места, Муаз обратился к людям: «О, мусульмане! Вас постигло огромное горе в связи с кончиной этого человека. Клянусь Аллахом, что за всю свою жизнь я не видел более порядочного и чистосердечного человека. Он был крайне далёк до того, чтобы ненавидеть коголибо или причинить даже малейшее зло. Никто не любил детей так сильно, как он, и никто не был так искренен с людьми.
Молитесь же о ниспослании милосердия ему, и Аллах смилостивится над вами».