بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
— Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) сказал: «Мы — народ, который Аллах возвеличил Исламом. Если мы будем искать величия в чём-то другом, Аллах унизит нас». В другом предании от него передаётся: «Мы — народ, который Аллах возвеличил Исламом, и мы не ищем замены Аллаху».
— Аль-Хасан Аль-Басри (р.а.) сказал: «Даже если они будут нестись на конях во весь опор, а за ними по пятам будут идти люди, позор грехов не покинет их шеи. Аллах непременно унизит того, кто ослушается Его».
— Позиция Пророка ﷺ с Абу Талибом: курайшиты пришли к Абу Талибу и сказали: «О Абу Талиб, твой племянник приходит к нам в Каабу и на наши собрания, он произносит то, что причиняет нам вред. Если ты сочтёшь нужным удержать его от этого, сделай это». Абу Талиб сказал Акилю, двоюродному брату Пророка ﷺ: «Акиль, найди мне сына твоего дяди». Акиль вышел, разыскал его и привёл к Абу Талибу. Абу Талиб сказал ему: «Сын моего брата, клянусь Аллахом, я не знал, что ты мне непокорен. Твои соплеменники пришли и утверждают, что ты приходишь к ним в Каабу и на их собрания и говоришь то, что причиняет им вред. Я считаю, тебе стоит удержаться от этого». Посланник Аллаха ﷺ поднял взгляд к небу и сказал: «Клянусь Аллахом, я не в силах оставить то, с чем послан. Даже если кто-то из вас зажжёт фитиль от самого солнца, я не смогу этого оставить». Абу Талиб сказал: «Клянусь Аллахом, он никогда не лгал. Возвращайтесь преисполненными разума».
— Позиция Умм Хабибы (р.а.) с Абу Суфьяном до его принятия Ислама: Абу Суфьян зашёл к своей дочери Умм Хабибе и хотел сесть на постель Посланника Аллаха ﷺ, но она свернула её, не дав ему сесть. Он сказал: «Доченька, ты отворачиваешь эту постель от меня или меня от неё?». Она ответила: «Это постель Посланника Аллаха ﷺ, а ты — нечистый язычник». Тогда он сказал: «Дочка, после меня тебя постигло зло».
— Позиция Саада ибн Муаза (р.а.) с Пророком ﷺ в битве аль-Ахзаб:
Когда в день осады (битва аль-Ахзаб) людям стало тяжело, Посланник Аллаха ﷺ послал к Уяйне ибн Хисну и аль-Харису ибн Ауфу аль-Мурри, предводителям племени Гатафан, и предложил им треть урожая Медины при условии, что они покинут его и его сподвижников. Между ними был заключён мир, составлен договор, хотя соглашение ещё не было окончательно одобрено. Когда Пророк ﷺ захотел это сделать, он послал за двумя Саадами и рассказал им об этом, посоветовавшись с ними. Они сказали: «О Посланник Аллаха, это то, что ты любишь, и мы сделаем это, или то, что Аллах приказал тебе, и нам непременно надо это сделать, или то, что ты делаешь для нас?». Он сказал: «Нет, это то, что я делаю для вас. Клянусь Аллахом, я делаю это только потому, что видел, как арабы напали на вас со всех сторон, и я хотел ослабить их натиск на некоторое время». Тогда Саад ибн Муаз (р.а.) сказал: «О Посланник Аллаха! Мы и они поклонялись идолам и не знали Аллаха. Они не надеялись получить от нас даже один финик, кроме как с боем или через торговлю. Так неужели теперь, когда Аллах оказал нам милость Исламом, наставил нас к Нему и возвеличил нас тобой и Им, мы отдадим им наше имущество? Мы не нуждаемся в этом. Клянусь Аллахом, мы покажем им только меч, пока Аллах не рассудит между нами и ими». Пророк ﷺ сказал: «Так тому и быть». Саад ибн Муаз (р.а.) взял свиток и стёр написанное, сказав: «Пусть они делают с нами всё, на что способны».
— Позиция Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.) с Абу Убайдой (р.а.):
Рассказывает Тарик ибн Шихаб: «Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) отправился в Сирию, и с нами находился Абу Убайда. Мы проходили через брод, и Умар сошёл со своего верблюда, снял обувь, положил её себе на плечи и, взяв верблюда под уздцы, пошёл с ним через брод.
Абу Убайда (р.а.) сказал: «О повелитель правоверных! Ты делаешь это? Снимаешь обувь, кладёшь её себе на плечи, берёшь верблюда под уздцы и переходишь с ним через брод? Мне не хотелось бы, чтобы жители этого города увидели тебя таким».
Умар (р.а.) сказал: «Ох! Если бы кто другой сказал это, Абу Убайда, я бы наказал бы его показательно перед Уммой Мухаммада ﷺ. Ведь мы были самым униженным народом, и Аллах возвеличил нас Исламом. И если мы будем искать величия в чём-то ином, чем то, чем Аллах возвеличил нас, Он унизит нас».
— Позиция Саада ибн Абу Ваккаса (р.а.) с его матерью:
Когда Саад (р.а.) принял Ислам, его мать, узнав об этом, пришла в ярость. Она подошла к нему и сказала: «Саад! Что это за религия, которую ты принял, отвергнув веру своих отца и матери? Клянусь Аллахом, ты оставишь свою новую веру, иначе я перестану есть и пить, пока не умру. Тогда твоё сердце разорвётся от горя за мной, и ты будешь сожалеть о том, что сделал. Люди будут попрекать тебя этим до скончания века».
Саад (р.а.) сказал ей: «Не делай этого, матушка. Я не оставлю свою веру ни за что». Но она продолжила свои угрозы. Она перестала есть и пить и провела так несколько дней, не принимая пищи и питья. Её тело истощилось, кости ослабли, силы покинули её.
Саад (р.а.) стал навещать её каждый час, умоляя съесть хоть немного или выпить глоток, но она решительно отказывалась, клянясь, что не будет ни есть, ни пить, пока не умрёт или пока Саад не откажется от своей веры.
Саад (р.а.) сказал: «Матушка, я очень сильно люблю тебя, но люблю Аллаха и Его Посланника ещё сильнее. Клянусь Аллахом, даже если у тебя было бы тысяча жизней, и ты умирала бы раз за разом, я бы не оставил эту веру ни за что».
Увидев решительность Саада, она смирилась и стала есть и пить, хоть и неохотно.
— Позиция Али ибн Абу Талиба (р.а.) с Амр ибн Абди Ваддом:
Амр ибн Абди Вадд был одним из вождей курайшитов. Он сражался в день Бадра до тех пор, пока его не ранили. Он не присутствовал ни на одном сражении после этого. Когда наступила битва у рва, он выехал посмотреть на поле боя вместе со своей конницей.
Увидев его, Али сказал: «О Амр! Ты когда-то давал клятву для курайшитов, что если кто-то предложит тебе выбрать одно из двух, ты примешь предложение». Амр ответил: «Да, так». Тогда Али (р.а.) сказал: «Я призываю тебя к Аллаху Всевышнему, к Его Посланнику ﷺ и к Исламу». Амр ответил: «Мне это не нужно». Али сказал: «Тогда я призываю тебя к поединку». Амр сказал: «Сын моего брата! Зачем? Клянусь Аллахом, я не хочу убивать тебя». Али ответил: «А я хочу убить тебя».
Амр разгневался, соскочил с коня и заколол его. Затем он пошёл на Али со словами: «Кто выйдет со мной на поединок?». Али встал, облачённый в доспехи и сказал: «Я готов, о Пророк Аллаха!». Пророк сказал: «Это Амр ибн Абди Вадд. Сядь». Амр снова крикнул: «Нет ли мужчины?». Пророк ﷺ разрешил ему, и Али пошёл к Амру навстречу, провозглашая:
«Не спеши, ведь откликнулся на зов твой тот, кто не бессилен,
Кто сообразителен, дальновиден, а правдивость спасает каждого победителя.
Я надеюсь, что устрою над тобой похоронных плакальщиц,
Смертельным ударом, слава о котором будет жить в веках».
Амр спросил: «Кто ты?». Али ответил: «Я — Али». «Сын кого?», — спросил Амр. «Сын Абу Талиба», — ответил Али. Амр сказал: «У тебя, сын моего брата, есть дяди постарше тебя. Уйди, я не хочу проливать твою кровь». Но Али заявил: «Клянусь Аллахом, а я не прочь пролить твою кровь!».
Амр разгневался, обнажил меч и бросился на Али. Али прикрылся щитом, отразив атаку Амра, и меч Амра застрял в щите. Он немного задел голову Али, ранив его. Но Али нанёс ответный удар по шее Амра, и тот упал замертво.
Услышав крики такбира «Аллаху Акбар!», Пророк ﷺ понял, что Али убил Амра. Али вернулся к Пророку ﷺ с сияющим лицом. Умар спросил его: «Почему ты не снял с него доспехи? У арабов нет лучших доспехов!». Но Али ответил: «Я нанёс ему смертельный удар и постеснялся обирать своего двоюродного брата». После этого конница Амра бежала из-за поражения и скрылась за рвом.
— Позиция Абдуллаха ибн Масуда (р.а.), когда он читал Коран вслух:
Однажды в Мекке собрались сподвижники Пророка ﷺ, их было мало и они были слабы. Они сказали: «Клянёмся Аллахом, курайшиты никогда не слышали, как кто-то читает им Коран вслух. Кто возьмётся прочитать им его?». Абдуллах ибн Масуд (р.а.) сказал: «Я прочту им его». Они возразили: «Мы боимся за тебя. Мы хотим, чтобы это сделал человек с сильным кланом, который защитит его, если они захотят причинить ему вред». Но он сказал: «Оставьте меня. Аллах защитит меня и убережёт».
На следующее утро он пошёл в мечеть и встал у Макама Ибрахима. Курайшиты сидели вокруг Каабы. Он начал читать: «Милостивый! Он научил Корану. Сотворил человека. Научил его красноречию». Он продолжал читать, а курайшиты с любопытством смотрели на него и говорили: «Что говорит сын Умм Абд? Пропади он пропадом! Он читает то, что принёс Мухаммад».
Они подошли к нему и стали бить его по лицу, пока он читал. Когда он закончил, то отошёл к своим соратникам, и кровь текла по его лицу. Они сказали ему: «Этого мы и боялись для тебя». Но он ответил: «Клянусь Аллахом, враги Аллаха никогда не казались мне такими ничтожными, как сейчас. Если хотите, я сделаю то же самое завтра». Они сказали: «Хватит, ты заставил их услышать то, что они ненавидят».
Продолжение следует