بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Всевышний сказал:
وَعَلَّمَ ءَادَمَ ٱلۡأَسۡمَآءَ كُلَّهَا ثُمَّ عَرَضَهُمۡ عَلَى ٱلۡمَلَٰٓئِكَةِ فَقَالَ أَنۢبُِٔونِي بِأَسۡمَآءِ هَٰٓؤُلَآءِ إِن كُنتُمۡ صَٰدِقِينَ٣١
«Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их (творения, наречённые именами) ангелам и сказал: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду» (2:31).
В тафсире аш-Шарави по поводу этого аята говорится:
Всевышний Аллах, Пречист Он от всех недостатков, дал ответ ангелам этим благородным аятом, потому что Он научил Адама всем именам. Слово «всем» означает всеобъемлющее знание. А всеобъемлющее знание — это знание обо всём, что связано с этими именами. Здесь возникает вопрос: научил ли Аллах Адама именам от сотворения мира до Судного дня, если Всевышний, хвала Ему, говорит «всем»? Каково положение тех имён, которые принадлежат изобретениям, которые появятся через многие века после сотворения Адама?
Мы говорим, что Аллах, хвала Ему, когда научил Адама всем именам и возвысил его над ангелами, даровал ему, низшему творению, знание, которого не даровал творению более высокому. Адам сотворён из глины, а ангелы — из света. Человеческие способности не могут дать низшему больше, чем высшему. Но только Аллах, хвала Ему, может совершить это, напоминая нам, что мы получаем не по своим способностям, а по Его милости. Поэтому мы видим, что Сулейман, царь и пророк, получил от Аллаха такое царство, которого не получил никто после него. И он был возвышен над всеми творениями. Маленький удод прилетает к Сулейману и говорит:
أَحَطتُ بِمَا لَمۡ تُحِطۡ بِهِۦ وَجِئۡتُكَ مِن سَبَإِۢ بِنَبَإٖ يَقِينٍ
«Я узнал о том, чего ты не знаешь. Я прибыл к тебе из Сабы (Савы) с достоверным известием» (27:22).
Как маленькая птица может охватить то, что не мог охватить Сулейман — царь, пророк, правитель людей и джиннов? Потому что только Аллах, хвала Ему, может... Он не любит, когда Его творения превозносятся, и поэтому даёт знак, возвышающий низшее над высшим, чтобы все знали, что их способности — не от них самих, а от Него.
Другой пример — это Муса, пророк и посланник, он учится у праведного раба аль-Хадира тому, чего не знал.
Итак, Аллах, хвала Ему, сотворил все вещи и дал им имена, хотя мы и не знаем об их существовании, и заставил ангелов узнавать эти имена от Адама. Некоторые спрашивают, каким образом Милостивый научил Адама, мир ему, а обучение Творца отличается от обучения творения. Творец даёт знание внушением. Он вложил в сердце Адама имена всех вещей во Вселенной.
Итак, первая сцена Адама с ангелами произошла после того, как все вещи были сотворены и их имена внушены Адаму Аллахом. Доказательством этого является то, что ангелы не знали этих вещей, а Адам знал. Здесь мы должны остановиться: обладание речью возникает в результате слуха, а обладание языком — в результате нахождения в языковой среде. Аллах научил Адама именам. Это знание могло прийти, только если Адам слышал от Всевышнего Аллаха, а затем заговорил. Если взять арабского ребёнка и оставить его, например, в Лондоне, то он будет свободно говорить по-английски и не поймёт ни слова по-арабски. И наоборот, если взять английского ребёнка и оставить в арабской стране, он будет говорить по-арабски и ничего не будет знать об английском.
Итак, язык — это не наследство, не народность или общественная среда, а подражание тому, что человек слышит, а затем произносит. Если человек ничего не слышал и был глух от рождения, то он не сможет произнести ни звука. Значит, если Адам произносил эти имена, он должен был слышать их от Всевышнего Аллаха, Пречист Он от всех недостатков.
Удивительно, что способ, которым Аллах, хвала Ему, обучил Адама, тот же самый, который человечество использует до сих пор. Вы не учите ребёнка, рассказывая ему о действиях, а начинаете обучение с имён и названий вещей. Вы говорите ему: это — чашка, это — гора, это — море, это — солнце, это — луна. И после того, как он выучит названия, он сможет понимать глаголы и двигаться дальше в обучении... Так мы узнаём о первых шагах в речи. И безграничная способность Аллаха научила Адама именам. Здесь мы остановимся, чтобы ответить на два вопроса:
1. Если Аллах научил Адама всем именам, то были ли среди них названия вещей, которые появятся в мире гораздо позже, после сотворения Адама?
Мы говорим: даже если Адам узнал имена, необходимые ему в первостепенных вещах существования, которые он будет использовать в нуждах своей земной жизни, то когда появится что-то новое, дети Адама будут использовать эти имена, основы и названия, которые узнали. То, что появляется в мире из новых имён, не приходит из ничего, а берётся из языка, на котором говорят и которым пишут. Как и всё в этой Вселенной — если проследить до истока, то мы увидим, что исток — у Аллаха. Если проследить человечество до истока, мы придём к тому, что первого человека сотворил Аллах, хвала Ему. Если проследить науку до истока, а всякая наука нуждается в учителе, то кто обучил первого учителя? Разве не очевидно, что знание началось с учителя, которого обучил Аллах, хвала Ему? И это был первый учитель... Значит, Тот, Кто научил Адама именам — Аллах, хвала Ему. А Адам уже обучал им своих детей. Они обучали своих детей, и так далее.
2. Если Аллах обучил речи, то почему на земле появилось много языков и языки различаются? Мы говорим, что разные периоды истории и расселение людей по земле привели к тому, что группы людей сближались, и у них появился общий язык. Каждый существующий язык произошёл от древнего языка. Французский, испанский, итальянский произошли от латыни. Иврит и арамейский связаны с арабским. Диалекты, на которых говорят арабы, имеющие общий язык, различаются. Диалект Алжира или Марокко отличается от египетского или суданского. Но если мы говорим на арабском литературном языке, то понимаем друг друга. Язык всех этих народов изначально — язык Корана, арабский. Но в периоды исторического упадка, через которые прошли арабы, арабские страны обособились друг от друга, и каждое общество воспринимало язык как социальный маркер. Исчезло взаимопонимание между различными диалектами.
Итак, Аллах научил Адама всем именам, а затем представил их ангелам и сказал им: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду». То есть Аллах возвысил Адама дарованием знания, которого не дал ангелам, а затем заставил Адама обучать их именам и названиям вещей, которых они не знали. Это свидетельствует о безграничной мощи Аллаха, Который творит что пожелает в Своём мире. И как мы сказали, возвышение низшего над высшим может совершить только Аллах. Чтобы приблизить это к разуму, представим, что слабый человек хочет поднять тяжёлую ношу, но не может. А если ему помогает сильный человек, он не может передать ему часть своей силы, чтобы поднять эту ношу, а только помогает, поднимая вместо него. А Тот, Кто может сделать слабого сильным, чтобы он смог поднять эту тяжесть, — это Аллах, хвала Ему... Человек не может передать другому часть своей силы, только Аллах способен сделать слабого сильным, а сильного слабым.
Слова Всевышнего «если вы говорите правду» — разве ангелы лгут? Ангелы сотворены из света, славят Аллаха и повинуются приказам... Мы говорим, что слова Всевышнего «назовите мне их имена, если вы говорите правду» относятся к тому, как ангелы оценили события или что сказали, гадая о сокровенном. Если ангелы судили, сравнивая с другим родом существ, жившим на земле, например, джиннами, сотворёнными до человека, то Всевышний говорит, что они ошиблись в своём суждении. Или если вы правдивы в том, что предсказываете о сокровенном, то ведь сокровенное знает только Аллах. Итак, и суждение по аналогии, и предсказание будущего не принесли им успеха. Это не упрёк ангелам, а исправление для них и напоминание нам о том, что ангелы не знают сокровенного. Поэтому они, судив или предсказывая будущее, не преуспели, потому что только Аллах знает сокровенное. То, что толкнуло ангелов сказать или подразумевать эти слова — их сильная любовь к Аллаху... и неприятие распространения нечестия в Его Вселенной.