بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Хизб ут-Тахрир образовался в ответ на требование Всевышнего:
وَلۡتَكُن مِّنكُمۡ أُمَّةٞ يَدۡعُونَ إِلَى ٱلۡخَيۡرِ
«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру» (3:104).
Политическая партия «Хизб ут-Тахрир» возникла с целью вернуть Ислам к жизни, и сегодня она ведёт деятельность по установлению Праведного Халифата. Исламское Государство — это обязательство (фард), без которого невозможно всестороннее применение Ислама, и выполнение этого обязательства под силу только группе или партии. Установление Праведного Халифата происходит по методу Посланника Аллаха ﷺ и через выполнение ровно тех действий, которые выполнял он ﷺ. Эти действия и есть шариатские решения (хукмы), посредством которых устанавливается Халифат. Среди действий, выполняемых Посланником Аллаха ﷺ, было:
- образование сплочения;
- концентрированное просвещение тех, кто последовал за ним ﷺ, то есть сподвижников;
- просвещение масс, куда входило посещение собраний неверных как часть донесения Послания,
- идейная борьба и политическая схватка в обществе.
Именно этот долг лежит сегодня на плечах мусульман. Хотя в исламском мире существует множество различных групп, призывающих к переменам, однако ни одна из них до сих пор не осмелилась принять на себя этот долг и объявить себя группой, желающей исполнить его. Причина этого очевидна — все боятся преследований, которые непременно коснутся тех, кто взялся за выполнение этого обязательства перед Аллахом. Неверный Запад, доминирующий в исламском мире, вместе со своими прихвостнями из числа правителей мусульман не жалеет сил в борьбе против тех, кто взялся за выполнение этого обязательства. В последнее время эта война ведётся под предлогом «борьбы против терроризма». И только Хизб ут-Тахрир осмелился взять на себя эту миссию с первых дней своего появления, что стало свидетельством его искренности в призыве. Хизб находится на прямом пути Аллаха и следует примеру Посланника Аллаха ﷺ. Он надеется на то, что станет той победоносной группой, которая придёт к установлению Праведного Халифата, обещанного Аллахом и предвещённого Пророком ﷺ. Сообщается, что Хузайфа ибн Яман сказал:
قَالَ رَسُولُ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: تَكُونُ النُّبُوَّةُ فِيكُمْ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا اللهُ، ثُمَّ تَكُونُ خِلاَفَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا اللهُ، ثُمَّ تَكُونُ مُلْكاً عَاضًّا فَيَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ يَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا اللهُ، ثُمَّ تَكُونُ مُلْكاً جَبْرِيَّةً فَيَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ يَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا اللهُ، ثُمَّ تَكُونُ خِلاَفَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ نُبُوَّةٍ. ثُمَّ سَكَتَ
«Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пророчество просуществует среди вас столько, сколько пожелает Аллах, а затем Всевышний Аллах заберёт его. Затем будет Халифат на манхадже пророчества (и продлится) столько, сколько пожелает Аллах, а затем Всевышний Аллах заберёт его. Затем будет несправедливое царство, и будет (продолжаться) столько, сколько пожелает Аллах, а затем Всевышний Аллах заберёт его. Затем будет царство тирании (и продлится) столько, сколько пожелает Аллах, затем Всевышний Аллах заберёт его, после чего (снова) будет Халифат на манхадже пророчества», — и затем он замолчал» («Муснад Ахмада»). Что из себя представляет Хизб ут-Тахрир, появившийся в Исламской Умме и на протяжении семидесяти лет призывающий к выполнению этого великого обязательства?
Описывая себя, Хизб ут-Тахрир говорит: «Хизб ут-Тахрир — это политическая партия, основанная на исламской идеологии. Его деятельностью является политика, а основой — Ислам. Хизб ут-Тахрир ведёт свою деятельность среди Уммы и сообща с ней, чтобы она приняла проблему Ислама своей проблемой. Его задача — повести Исламскую Умму к восстановлению Халифата и правлению тем, что ниспослал Аллах». Хизб ут-Тахрир является политическим сплочением, а не духовным, образовательным или благотворительным. Идеология Ислама является его душой, ядром и жизнью. Идея, на которой основан Хизб ут-Тахрир и которая воплощена в каждом члене группы и направлена на исправление Уммы, чтобы она приняла её своей судьбоносной проблемой, — это исламская идея, то есть исламская акыда, а также решения (хукмы), исходящие из неё и идеи, основанные на ней. Хизб принял эту идею настолько, насколько это необходимо политической партии, которая работает над утверждением Ислама в обществе, то есть над возвращением Ислама в правление, взаимоотношения между людьми и другие сферы жизни. Хизб подробно разъяснил в своих книгах и публикациях всё, что принял, указав шариатские доказательства каждого хукма, мнения, идеи и понятия.
Метод же, которому следует Хизб, состоит из шариатских решений, выведенных из действий Посланника Аллаха ﷺ в области призыва. Всевышний Аллах говорит:
لَّقَدۡ كَانَ لَكُمۡ فِي رَسُولِ ٱللَّهِ أُسۡوَةٌ حَسَنَةٞ لِّمَن كَانَ يَرۡجُواْ ٱللَّهَ وَٱلۡيَوۡمَ ٱلۡأٓخِرَ وَذَكَرَ ٱللَّهَ كَثِيرٗا٢١
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21),
قُلۡ إِن كُنتُمۡ تُحِبُّونَ ٱللَّهَ فَٱتَّبِعُونِي يُحۡبِبۡكُمُ ٱللَّهُ وَيَغۡفِرۡ لَكُمۡ ذُنُوبَكُمۡۚ وَٱللَّهُ غَفُورٞ رَّحِيمٞ٣١
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (3:31),
وَمَآ ءَاتَىٰكُمُ ٱلرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَىٰكُمۡ عَنۡهُ فَٱنتَهُواْ
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (59:7). Можно привести ещё много аятов, указывающих на обязательность следования примеру Посланника Аллаха ﷺ. На основе этого Хизб поделил свой метод на три этапа:
Первый: просвещение с целью воспитать личностей, уверовавших в идею и метод Хизба, чтобы затем объединить их в сплочении.
Второй: взаимодействие с Уммой с целью передать ей Ислам, чтобы она приняла это судьбоносной проблемой для себя и работала над воплощением Ислама в своей жизни.
Третий: принятие управления, всестороннее применение Ислама и дальнейшее распространение Послания по всему миру.
Первый этап Хизба был начат в аль-Кудсе в 1372 году по хиджре (1953 г.) основателем партии, великим учёным, мыслителем, политиком, судьёй апелляционной инстанции аль-Кудса, шейхом Такыюддином ан-Набхани. На этом этапе Хизб связывался с членами Уммы в частном порядке, предлагая им идею и метод партии. Откликнувшиеся на призыв приглашались на концентрированное обучение в специальных кружках (халакатах). На них ученики сливаются с теми идеями и решениями (хукмы) Ислама, которые приняты в Хизбе, становятся исламскими личностями, соединившись с религией, обретают исламский склад ума (аклия) и исламский склад психики (нафсия), а затем сами становятся носителями призыва. Если кто-либо достигает такого уровня, связывая свою жизнь с Хизбом, тогда ему предлагается стать членом партии. Именно этим занимался Посланник Аллаха ﷺ на первом этапе своего призыва, то есть первые три года пророческой миссии. Он ﷺ призывал людей в частном порядке, предлагая им то, что было ниспослано от Аллаха. Уверовавшие из них тайно входили в сплочение, действовавшее на основе Ислама. Посланник Аллаха ﷺ тайно встречался с ними и обучал в специально выбранных местах. Также они втайне совершали исламские обряды поклонения. Затем молва об Исламе широко распространилась в Мекке. Люди обсуждали эту религию и входили в неё толпами.
На первом этапе, то есть этапе просвещения, Хизб уделяет внимание построению и увеличению своего тела. Он концентрированно просвещает отдельных личностей в халакатах, чтобы создать партийное сплочение из числа тех, кто слился воедино с Исламом, принял идеи Хизба, постоянно взаимодействовал с ними и нёс их людям. Когда Хизбу удалось образовать партийное сплочение, а общество почувствовало его присутствие, познакомилось с ним и его идеями, услышало то, к чему он призывает, тогда начинается второй этап. На этом этапе происходит взаимодействие с Уммой, чтобы передать ей Ислам, образовать общественное осознание и общественное мнение в пользу исламских идей и решений, которые приняты Хизбом. Таким образом идеи Хизба становятся идеями Уммы. Она начинает двигаться к тому, чтобы воплотить их в своей жизни и присоединяется к Хизбу на пути к установлению Халифата и халифа, возобновлению исламского образа жизни и глобального исламского призыва. На втором этапе, наряду с публичным обращением к массам, Хизб выполняет следующие действия:
1 — Концентрированное просвещение отдельных людей в халакатах, чтобы увеличить тело Хизба и воспитать исламских личностей, способных нести призыв, вступать в идейную борьбу и политическую схватку.
2 — Массовое просвещение Уммы идеями и решениями Ислама, которые приняты в Хизбе, например, на уроках в мечетях, на собраниях и лекциях, в общественных местах, а также посредством газет, книг и брошюр, формируя общественное сознание Уммы в пользу Ислама и взаимодействуя с ней.
3 — Идейная борьба с убеждениями, системами и идеями неверия, а также с различными ошибочными воззрениями, мыслями и понятиями, поясняя их несостоятельность и противоречие Исламу, чтобы очистить Умму от них и даже от их следов.
4 — Политическая схватка, которая включает несколько пунктов:
а) Противостояние неверным колониальным государствам, которые доминируют и влияют на мусульманские страны; противостояние колонизации во всех её формах — идейной, политической, экономической и военной, а также разоблачение планов и заговоров колонизатора, чтобы избавить Умму от его влияния.
б) Противостояние правителям арабского и исламского мира, разоблачая, публично отчитывая и призывая против них каждый раз, как они посягают на права Уммы, либо отказываются выполнять свои обязанности по отношению к ней, либо пренебрегают её делами и нарушают Шариат. Борьба с нынешней властью происходит до тех пор, пока она не будет свергнута, а на её месте не будет установлена власть Ислама.
5 — Защита интересов Уммы и забота о её делах на основе Шариата.
Хизб выполняет всё это, беря пример из шагов Посланника Аллаха ﷺ, которые он ﷺ предпринимал после ниспослания аята:
فَٱصۡدَعۡ بِمَا تُؤۡمَرُ وَأَعۡرِضۡ عَنِ ٱلۡمُشۡرِكِينَ٩٤
«Провозгласи же то, что тебе велено, и отвернись от многобожников» (15:94). Получив этот аят, Посланник Аллаха ﷺ поднялся на холм Сафа, позвал курайшитов и сообщил им, что является посланником и пророком, а затем призвал их уверовать в него. Таким образом Посланник Аллаха ﷺ открыл свой призыв не только отдельным людям, но всему обществу. С тех пор, он ﷺ начал противостоять Курайшу, их идолам, верованиям и идеям, раскрывая их ошибочность и несостоятельность. Наряду с этим Посланник Аллаха ﷺ боролся со всеми иными убеждениями, присутствующими в обществе. Аяты, ниспосылаемые в этот период, осуждали те дела, которые практиковались в обществе, например, курайшиты практиковали ростовщичество (риба), заживо хоронили девочек, обвешивали на весах и совершали прелюбодеяние. Также эти аяты порицали лидеров и вождей, называя глупцами их самих и их предков, а также разоблачая козни, которые они строили против Посланника Аллаха ﷺ, его сподвижников и исламского призыва.
Неся свои идеи, а также противостоя идеям неверия, политическим объединениям, неверному колонизатору и его прислужникам из числа правителей мусульман, Хизб не льстит, не лицемерит, не угождает, не заискивает и не предпочитает спокойствие независимо от последствий и условий своей деятельности. Он выступает против всех, кто нарушает Ислам и его решения. Именно поэтому правители преследуют членов Хизба, бросая в тюрьмы, пытая, изгоняя, лишая средств к существованию, препятствуя любой деятельности, запрещая перемещаться и даже убивая. Тираны уже убили множество носителей призыва в Узбекистане, Ираке, Сирии и Ливии, и тюрьмы Иордании, Сирии, Ирака, Египта, Ливии, Туниса, Турции, Пакистана и стран Средней Азии, особенно Узбекистана, переполнены членами Хизба. И это то же самое, что пережил Посланник Аллаха ﷺ и его сподвижники. Пророк ﷺ пришёл с Посланием Ислама ко всем людям, бросая вызов всему миру. Он ﷺ объявил войну всем народам, традициям, религиям, убеждениям, правителям и их подданным. Он не придавал значения ничему, кроме Ислама. Он ﷺ начал осуждать идолов курайшитов, бросая вызов их верованиям и называя их глупцами. Пророк ﷺ был один, не имея при себе ни войска, ни крепости, ни оружия, за исключением твёрдой веры в Послание Ислама.
Хизб в своём призыве всегда открыто бросает вызов, но ограничивается в этом лишь политическими шагами, не предпринимая никаких физических действий против правителей или против тех, кто препятствует призыву. Хизб следует примеру Посланника Аллаха ﷺ, который ограничивался в Мекке только призывом, не предпринимая никаких физических действий вплоть до хиджры в Медину. Когда же люди, присягнувшие Пророку ﷺ второй раз у Акабы, просили разрешения вступить в сражение с жителями Мины, он ﷺ ответил:
لَمْ نُؤْمَرْ بـِذَلِكَ
«Нам не было велено это» («Табакат аль-Кубра»). Аллах велел Пророку ﷺ терпеливо переносить все мучения, как это делали прежние посланники. Аллах говорит:
وَلَقَدۡ كُذِّبَتۡ رُسُلٞ مِّن قَبۡلِكَ فَصَبَرُواْ عَلَىٰ مَا كُذِّبُواْ وَأُوذُواْ حَتَّىٰٓ أَتَىٰهُمۡ نَصۡرُنَا
«До тебя посланников также считали лжецами, но они терпели то, что их так называли и обижали, пока не являлась к ним Наша помощь» (6:34).
Но следует понимать, что отказ от физических действий в самозащите или против правителей не имеет никакого отношения к теме джихада. Джихад будет продолжаться до Судного Часа. Когда неверные нападают на исламскую землю, мусульмане обязаны встать на защиту своей земли. Члены Хизб ут-Тахрир, будучи из числа мусульман, тоже обязаны встать на защиту страны и сражаться с врагом. Когда у мусульман есть амир, который объявляет джихад ради величия Слова Аллаха и призывает людей вступить в его войско, тогда члены Хизба в этой стране, как и остальные мусульмане, должны ответить на зов амира.
Если же общество застыло перед Хизбом в результате того, что Умма потеряла доверие к своим лидерам, на которых возлагала надежды, в результате тяжёлых обстоятельств, в которых оказался регион из-за всяких заговоров и козней, в результате тирании и притеснений, практикуемых правителями против собственных народов, а также в результате гонений, устроенных правителями против Хизба и его членов — в таком случае Хизб начинает искать помощь (нусру) у тех, кто способен её оказать. Талаб ан-нусра (поиск помощи) имеет две цели:
Первая: получение защиты, чтобы можно было продолжить призыв в безопасности.
Вторая: получение власти для установления Халифата и исполнения Ислама.
Наряду с талаб ан-нусрой Хизб продолжает выполнять все те действия, которые выполнял ранее, а именно: концентрированное обучение в халакатах, просвещение общества, донесение Ислама до Уммы, создание общественного мнения, противостояние колониальным государствам неверия, разоблачение их планов и заговоров, а также борьба с правителями, защита интересов Уммы и опека над её делами. Все эти действия Хизб продолжает выполнять с надеждой на то, что Аллах дарует ему и Исламской Умме победу. И тогда наступит третий этап — начало правления и установление Праведного Халифата.
Цель Хизб ут-Тахрир
Цель Хизба состоит в возобновлении исламского образа жизни и распространении исламского призыва по всему миру. Эта цель подразумевает возвращение мусульман к исламской жизни в Дар уль-Ислям (территория Ислама) и исламском обществе, где все жизненные дела будут решаться согласно шариатским нормам (хукмам), а главной точкой зрения будет концепция халяла и харама (дозволенное и запретное) в сени Исламского Государства. Это будет Халифат, где мусульмане выберут себе халифа, присягнут ему на повиновение и послушание до тех пор, пока он правит согласно Корану и Сунне и пока распространяет Ислам по всему миру даватом и джихадом (призывом и сражением).
Хизб стремится к правильному подъёму Уммы согласно озаряющей мысли. Он хочет вернуть ей былую славу и величие, чтобы она переняла лидерство у других наций и народов и стала первой силой и первым государством во всём мире, управляемым по законам Ислама, как и было раньше. Так же Хизб стремится направить человечество на путь истины и возглавить Умму в борьбе против неверия, его систем и идей, чтобы Ислам охватил весь земной шар.
Метод Хизба в подъёме мусульман и всего мира
Развитие человека происходит вследствие его размышлений о жизни, Вселенной и человеке, а также размышлений об их связи с тем, что предшествовало этой жизни, и с тем, что ожидает после этой жизни. Следовательно, для того, чтобы человек действительно встал на путь развития, необходимо изменить его нынешнее мышление коренным и всесторонним образом и образовать у него другое, поскольку именно мысль создаёт у человека понятия о вещах и сосредоточивает их в нём. Поведение человека в жизни строится именно в соответствии с его понятиями об этой жизни. Идея, посредством которой происходит подъём, связана с точкой зрения на жизнь и её ответвлениями, поскольку подъём подразумевает переход от уровня животных на уровень человека. Мысль о том, как добыть еду — это идея, однако она инстинктивная и простая. Мысль же о том, как упорядочить добычу еды — это идея, которая сложней и выше. Мысль же о том, как упорядочить жизненные дела человека, — это высшая идея. Именно такие мысли и образуют подъём и развитие. Необходимо передавать эту идею другим людям, чтобы она стала основой, на которой будут строиться все другие познания.
Развитием Хизб ут-Тахрир считает мыслительный подъём, а не экономический или моральный. Развитие может быть правильным и неправильным. Правильность определяется основой, на которой она базируется. Если мыслительный подъём базируется на духовной основе, тогда развитие будет правильным, поскольку эта идея опирается на такую основу, которая не может быть недостаточной. Также в эту идею не проникнет ошибка со стороны основы. Поэтому духовная основа является надёжной базой, правильным направлением и отличается категоричными результатами. Если же развитие не базируется на духовной основе, хотя это и будет считаться развитием, однако оно будет неправильным, поскольку идея в таком случае опирается на такую основу, которая может быть недостаточной, то есть в которой может быть ошибка, изъян, заблуждение и т.д. Америка и Европа считаются развитыми, однако их развитие неправильное, поскольку оно базируется у них не на духовной основе, а на идее отделения религии от жизни, то есть они исключили духовную основу из жизни человека. Поэтому Хизб считает, что правильное развитие возможно только на основе исламской идеи, поскольку она единственная базируется на духовной основе.
Хизб ут-Тахрир определил метод достижения развития, заявив, что развитие возможно только путём установления власти и правления на основе акыды, из которой проистекают решения ежедневных проблем человека, то есть проистекают системы, законы и решения. Посланник Аллаха ﷺ образовал развитие мусульман, взяв управление в Медине и построив систему на основе исламской акыды. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أُمِرْتُ أَنْ أُقَاتِلَ النَّاسَ حَتَّى يَشْهَدُوا أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ وَيُقِيمُوا الصَّلاَةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ فَإِذَا فَعَلُوا عَصَمُوا مِنِّي دِمَاءَهُمْ وَأَمْوَالَهُمْ إِلاَّ بِحَقِّهَا وَحِسَابُهُمْ عَلَى اللَّهِ
«Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, и не станут совершать молитву и выплачивать закят, если же они будут делать это, то защитят от меня свою кровь и своё имущество, если только (не совершат ничего такого, за что можно будет лишить их имущества или жизни) по праву, и тогда (лишь) Аллах (сможет потребовать) от них отчёта» (Муслим). То есть Пророк ﷺ призвал к идее. Именно так он образовал развитие в Медине, а затем у других арабов и всех других народов, вошедших в Ислам, то есть уверовавших в эту идею. Посланник Аллаха ﷺ построил власть на основе Ислама, которая заботилась о делах людей. Всё это считается у Хизб ут-Тахрир весомым доказательством того, что метод образования развития заключается в построении правления на основе политической акыды.
Путь развития один — возобновление исламского образа жизни, то есть исламской жизни на территории Ислама и в исламском обществе, где доминируют исламские мысли и исламские чувства, где претворяются системы и решения Ислама, то есть все дела решаются на основе велений и запретов Аллаха, а точкой зрения является концепция халяла и харама. Добиться этого можно, только приняв Ислам полностью, как акыду, решающую главную проблему человека и формирующую его точку зрения в жизни, и как систему, вытекающую из этой акыды, то есть из Корана и Сунны. У Ислама есть своё богатство и наследие в области просвещения — фикх, хадис, тафсир, арабский язык и многое другое. Невозможно возобновить исламский образ жизни, не установив Исламское Государство, а государство невозможно установить, не призывая полноценно к исламскому идейному руководству, то есть, не призывая к Исламу и не работая над установлением Ислама в жизни человека, государства и общества и над его распространением по всему миру путём давата и джихада. Единственный путь развития — сначала установить исламское идейное руководство среди мусульман, а затем призвать к нему весь остальной мир.
Всевышний Аллах говорит:
وَعَدَ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مِنكُمۡ وَعَمِلُواْ ٱلصَّٰلِحَٰتِ لَيَسۡتَخۡلِفَنَّهُمۡ فِي ٱلۡأَرۡضِ كَمَا ٱسۡتَخۡلَفَ ٱلَّذِينَ مِن قَبۡلِهِمۡ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمۡ دِينَهُمُ ٱلَّذِي ٱرۡتَضَىٰ لَهُمۡ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّنۢ بَعۡدِ خَوۡفِهِمۡ أَمۡنٗاۚ يَعۡبُدُونَنِي لَا يُشۡرِكُونَ بِي شَيۡٔٗاۚ وَمَن كَفَرَ بَعۡدَ ذَٰلِكَ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡفَٰسِقُونَ٥٥
«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55).