بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Абдуррахман аль-Амири, Йемен
Аль-Изз (Иззуддин) ибн Абдуссалям и Наджмуддин Айюб
В последние годы правления Аббасидов Мамлюки Арак имели большое влияние в Исламском Государстве. Их влияние распространялось до такой степени, что во время правления Наджмуддина Айюба в Египте они назначались эмирами в государстве. На то время шейх аль-Изз был главным судьёй. Он реформировал судебное дело и строго придерживался постановлений Шариата. Однажды он рассматривал дело этих эмиров, а затем издал соответствующее постановление. Ас-Субки пишет, что шейх рассматривал вопрос группы эмиров тюркского происхождения и не нашёл подтверждения того, что они — свободные люди, постановив, что к ним применяются законы рабства и что вопрос может быть решён посредством Байт уль-маля (государственной казны). Это дошло до них, и обстановка резко накалилась. Шейх был убеждён, что им запрещено покупать, продавать или вступать в брак, что в корне противоречило их интересам. Среди них был заместитель султана, который рассердился, узнав о постановлении, и послал за шейхом. Аль-Изз ибн Абдуссалям ответил: «Я намерен созвать заседание для решения вашего вопроса в присутствии представителей Байт уль-маля, чтобы освободить вас шариатским путём». Узнав о споре, султан послал за шейхом, но тот не явился. Тогда из уст султана в адрес шейха прозвучали грубые слова. Султан раскритиковал главного судью за то, что тот влез в вопрос, который его не касается. Шейх рассердился и загрузил свои вещи на осла, а свою семью посадил на других ослов и отправился из Каира в Шам. Не успел он пройти половину барида (1 барид — приблизительно 15-16 км), как за ним последовало большинство мусульман. Не осталось женщины, ребёнка и мужчины, которые не вышли бы за ним, особенно учёные, праведники, торговцы и другие. Когда весть дошла до султана и ему сказали: «Если уйдёт он, тогда уйдут и все твои владения», — султан отказался от своих слов и согласился созвать эмиров. Заместитель султана отправил гонца, чтобы вежливо поговорить с шейхом, но это не подействовало на аль-Изза, и заместитель султана расстроился, а затем сказал: «Как этот шейх может продать нас, когда мы являемся властителями этой земли? Клянусь Аллахом, я отрублю ему голову этим мечом». В сопровождении группы заместитель отправился к дому, в котором остановился шейх, держа в руке свой меч. Подойдя к двери, он постучал, и дверь открыл один из сыновей шейха. Увидев у дверей заместителя султана, он вернулся к отцу и рассказал ему о том, что видел. Но шейх не стал волноваться и не стал менять своего решения, а лишь сказал: «О сынок! Твой отец ещё не достиг той степени, чтобы его убили на пути Аллаха». А когда он вышел, как будто само веление Аллаха снизошло к заместителю султана. Как только шейх бросил взгляд на заместителя, из его рук тут же вывалился меч, и он задрожал, заплакал и попросил шейха помолиться за него. Он сказал: «О мой господин! Благо ли в том, что ты делаешь?». Шейх ответил: «Я соберу заседание для решения вашего вопроса и продам вас». Тогда заместитель султана сказал: «На что вы потратите деньги (из государственной казны)?». Он ответил: «В интересах мусульман». Тот спросил: «А кто получит (эти деньги)?». Шейх ответил: «Я». Так и поступили они. Шейх звал одного эмира за другим и ставил цену за них, а затем получал за них деньги и тратил на благие дела. И подобного не знала история ни до, ни после.
Аль-Изз ибн Абдуссалям и ас-Салих Исмаиль
Между двумя братьями, султаном Шама ас-Салихом Исмаилем и султаном Египта ас-Салихом Наджмуддином Айюбом, возник и усилился спор, предупреждающий о заговоре и войне. Исмаиль испугался Наджмуддина Айюба, поэтому обратился за помощью к крестоносцам, врагам Ислама, и объединился с ними, чтобы сражаться со своим братом. Взамен за эту помощь Исмаиль отдал крестоносцам город Сайду согласно повествованию аль-Макризи и других. Исмаиль пошёл дальше в этом предательстве, позволив крестоносцам войти в Дамаск и купить там оружие, военные приспособления и всё, что они хотели. Этот предосудительный поступок вызвал недовольство среди мусульман и их учёных. Шейх аль-Изз тут же принялся противостоять предательству и предателям. Он издал фетву, запрещающую продажу оружия крестоносцам. В день джума шейх поднялся на минбар омейядской мечети в Дамаске, где был официальным хатибом, объявил свою фетву и принялся порицать султана, а затем обратился к Аллаху с мольбой: «О Аллах, направь Умму к праведному. Укрепи друга и унизь врага. Пусть будет подчинение Тебе и пусть придёт конец всем ослушаниям». Прихожане стали произносить «амин» в поддержку этой мольбы. Султан на проповеди не присутствовал, так как был за пределами Дамаска. Но как только султану доложили о случившемся, он тут же велел отстранить шейха от пятничной проповеди и арестовать вместе с его другом шейхом Ибн аль-Хаджибом аль-Малики за поддержку порицания в адрес султана.
Сторонники шейха посоветовали ему покинуть страну и спастись от султана, подготовив всё необходимое для этого. Когда он отказался, они стали настаивать на том, чтобы он спрятался в безопасном месте, где его не найдёт султан со своими людьми. Но и от этого он отказался, заявив: «Клянусь Аллахом, я не убегу и не спрячусь. Мы находимся в начале джихада, и мы ещё ничего не сделали. Я приготовился вынести то, что выпадет на мою долю на этом пути. Аллах не делает напрасным деяния терпеливых». Когда султан Исмаиль приехал в Дамаск, их выпустили из тюрьмы. Но аль-Иззу ибн Абдуссаляму было приказано оставаться дома, не издавать фетв и вообще ни с кем не встречаться. Шейх попросил у султана разрешения совершать пятничную молитву за имамом, а также приглашать к себе лекарей, если они ему понадобятся, и входить в хаммам, и султан дал ему разрешение. Долгие дни шейх находился под домашним арестом, и ему не разрешали издавать фетвы и контактировать с кем-либо из своих братьев или учеников, а его любимое дело и священный долг — призывать к добру и запрещать зло — было остановлено. Поэтому аль-Изз подал просьбу на хиджру из Дамаска в Египет. После переговоров и рассмотрения его освободили. Шейх недолго оставался в Дамаске, а затем был доставлен оттуда в Бейт аль-Макдис. Однако аль-Малик ан-Насир Дауд сразу же остановил его, схватил и на какое-то время оставил в Наблусе, где его ждали трудности. Через некоторое время он был доставлен в Бейт аль-Макдис. Затем ас-Салих Исмаиль, правитель Хомса аль-Мансур и франкские короли пришли со своими солдатами и армиями в Бейт аль-Макдис, направляясь в земли Египта. Ас-Салих Исмаиль отправил некоторых из своей свиты к шейху, вручил им свой платок и сказал: «Передайте этот платок шейху и будьте с ним предельно вежливыми. Предложите ему вернуться на свою должность в лучшем положении. Если он согласится, тогда приведите его ко мне, а если откажется — возьмите его под стражу в шатре возле моего шатра». Когда посланец прибыл к шейху, он начал говорить ему вежливо: «Если хотите вернуться на свою прежнюю должность, Вы должны подчиниться султану и принять его руку». Шейх ответил: «Эй, несчастный! Я не позволю твоему султану даже поцеловать мою руку, не говоря уже о том, чтобы я целовал его руку. О народ! Вы — на одной стороне, а я — на другой. Хвала Аллаху, который не подверг меня тому, чем испытал вас». Тогда посланец сказал: «О шейх! Подпиши, что ты принял требования, иначе…». Шейх ответил: «Делай что хочешь». Стража тут же схватила шейха и бросила в шатёр рядом с шатром султана. Сидя под стражей, Шейх читал Коран, а султан слушал его. Однажды султан сказал франкским королям: «Слышите ли вы, как этот шейх читает Коран?». Они ответили: «Да». Он сказал им: «Это самый великий наставник мусульман. Я схватил его, так как он порицает то, что я передаю вам крепости мусульман, отстранил его от должности проповедника в Дамаске, а затем вывел его из Дамаска и привёз в аль-Кудс. И я вновь схватил его ради вас». Франкские короли ответили ему: «Если бы у нас был этот наставник, мы омыли бы его ноги и выпили бы эту воду» («Ва Исляма» Ахмада Бакатира, стр. 100. «Табакат» ас-Субки).
Ан-Навави и аз-Захир Бейбарс
Отправляясь сражаться с монголо-татарами в Шаме, аз-Захир Бейбарс взял у учёных фетву, которая разрешала собирать деньги у людей в поддержку мусульманской армии. Факихи Шама подписались под этой фетвой. И тогда Бейбарс сказал: «Остался ли хоть один учёный (который не подписался под фетвой)?». Ему ответили: «Да. Остался шейх Мухйиддин ан-Навави». Тогда Бейбарс позвал его, и тот прибыл. Султан сказал: «Присоединись к другим факихам и подпишись под фетвой». Но учёный отказался. И тогда Бейбарс спросил: «В чём причина?». Ан-Навави ответил: «Я знаю, что ты был в рабстве у амира Бундукдара и не имел ни гроша. Затем Аллах оказал тебе милость и сделал тебя правителем. И я слышал, что у тебя тысяча невольников, каждый из которых владеет золотым поясом. И у тебя двести невольниц, каждая из которых владеет украшениями. Если они пожертвуют всё это, и твои невольники останутся с обычными поясами, а невольницы в обычной одежде — без украшений, только в таком случае я издам фетву, позволяющую собирать деньги с населения». Услышав эту речь, аз-Захир сильно рассердился и велел: «Покинь город (Дамаск)». Затем султан позволил ему вернуться, но шейх отказался, сказав: «Я не вернусь, пока там правит аз-Захир». Спустя месяц шейх умер («Мин ахляк иль-уляма», том 9).
Ибн Таймия и Газан
В конце 698 года по хиджре до мусульман дошла новость о движении Газана и его монгольской армии из Ирана в сторону Алеппо. И в Вади-Салиме 27-го числа Раби уль-авваля в 699 году по хиджре войско Газана встретилось с войском ан-Насира ибн Калауна. После ожесточённой битвы войско ан-Насира было разбито, а воины и эмиры бежали. Затем знатные люди Дамаска бежали в Египет, следуя за ан-Насиром. Так Дамаск полностью лишился правителей, эмиров и знатных людей. Но Шейх уль-Ислям Ибн Таймия остался с простыми людьми в городе. Шейх уль-Ислям встретился с оставшимися знатными людьми и договорился вместе с ними взять на себя управление делами, а затем отправиться во главе делегации из Шама на встречу с Газаном. Они встретились в городе ан-Набек, и между ними произошла бурная дискуссия. Аль-Балиси передаёт, что Ибн Таймия сказал: «Ты претендуешь на то, чтоб зваться мусульманином, и что у тебя есть судья, имам, шейх, муаззины — так нам сказали, — и ты нападаешь на нас? Зачем ты пришёл на наши земли? Твой отец и дед были неверующими, но даже они никогда не нападали на земли мусульман! Они заключали с нами договоры и соблюдали их, а ты заключил и нарушил свой договор, сказал и не сдержал слова!».
Ибн Таймия и Газан продолжали обсуждение. Шейх уль-Ислям говорил слова истины ради Аллаха. Затем принесли еду, и все стали кушать, кроме Ибн Таймии. Ему сказали: «Почему ты не ешь?». Он ответил: «Как я могу есть твою пищу, если вся она состоит из того, что ты украл из чужих овец и приготовил из того, что срезал с чужих деревьев?». Газан внимательно слушал всё, о чём говорил шейх, и не перечил ему. Сильно впечатлившись словами шейха, он спросил: «Кто этот шейх? Я никогда не видел такого человека, как он, и более сильного сердца, чем у него, более влиятельной речи, чем у него, и я никогда не был таким податливым к кому-либо, чем к нему». Ему рассказали о нём, о его делах и знаниях. Затем Газан попросил его прочитать дуа, и шейх взмолился: «О Аллах, если этот Твой раб достоин похвалы и сражается для того, чтобы Слово Твоё было превыше всего и религия принадлежала Тебе, то помоги ему и поддержи его. Помоги ему овладеть землями и народами. А если же он поднялся, желая славы и показухи, желая этого мира, чтобы слово его было превыше всего, и унижения Ислама и его приверженцев, то унизь, потряси и погуби его». Газан в это время стоял с протянутыми ввысь руками и говорил: «Амин». Аль-Балиси рассказывал: «Мы же в тот момент стали подбирать под себя свои одежды, боясь, что их забрызгает кровью Ибн Таймии, если прикажут убить его за эту дерзость». Затем, когда мы вышли, главный судья Наджмуддин и другие сказали Ибн Таймие: «Ты чуть не погубил нас вместе с собой! Клянусь Аллахом, мы не станем сопровождать тебя в пути». Ибн Таймия ответил: «И я тоже не буду вас сопровождать». Аль-Балиси сказал: «Они ушли, а Ибн Таймия немного задержался вместе со своими соратниками. Тут стали распространяться слухи о нём среди влиятельных людей и эмиров, окружающих Газана. Они стали собираться вокруг шейха, чтоб получить благословление Аллаха от его дуа, они следовали за ним по пути возвращения в Дамаск. Клянусь Аллахом, он добрался до Дамаска с примерно трёмястами всадников, и я был среди них. Что касается тех, кто отказался сопровождать его, то против них выступила группа монголо-татар, ограбив их всех до одного» («Мухтасар минхадж ас-сунна» аз-Захаби, стр. 332).
Таковы фрагменты великолепных и трогательных историй, от которых льются слёзы на глазах и содрогаются сердца. Учёные Ислама отстаивали свои позиции словом и делом, не боясь никаких упрёков в свой адрес. Они были готовы встретить смерть. Они отказывались брать деньги. Они искали возможности встретиться с халифом и сказать ему истину в лицо. Они угрожали халифам, а когда халифы приходили отомстить, то испытывали к ним, по воле Аллаха, почтительный страх. Они отказывались занимать пост судьи, так как боялись Аллаха, и хотели обрести Ахират вместо этой дуньи. Они противостояли предателям и осуждали каждого, кто с ними сотрудничал. Они отказывались просить прощения при том, что им обещали почести и дары, но враги-неверные хвалили их и даже готовы были пить воду, которой омывают их ноги. Они запрещали собирать деньги с населения, когда у самих правителей этих денег было много. И можно долго продолжать этот список... Учёные взяли на себя миссию говорить правду, смело утверждать истину и аннулировать ложь, не боясь никого, кроме Аллаха, стремясь только к довольству Господа миров и желая только подъёма своей Уммы. Они были шариатскими факихами и знатоками реальности. Их государство, Халифат, стояло крепко, их Умма шла по ровной тропе, их призыв распространился. Они хорошо понимали политическую реальность своей Уммы и даже реальность окружающего мира, будь то в политической, идейной, экономической, психологической, научной и других плоскостях. Они ясно понимали реальность своих эмиров и правителей. Они разъясняли мусульманам политическую реальность врагов, их планы, цели, заговоры, обманы и козни. Поэтому они стояли в авангарде Уммы в борьбе против врагов. Прежние учёные Уммы, погружаясь в Коран и Сунну, выводили законы не только по ибадатам и взаимоотношениям людей, но и затрагивали политику, связанную с правителями, наставляли, советовали, помогали, побуждали к истине. Они не думали о богатствах и славе, не делали всё ради дунья, женщин или должностей. Они не расставались со своим саваном и видели перед собой только Аллаха, Ахират и Рай. Их позицией по отношению к правителям было: «Выноси же свой приговор! Воистину, ты выносишь приговор только в мирской жизни!». Никогда раньше не происходило того, что происходит сейчас и в таком массовом порядке — нынешние учёные забыли свою главную роль, и они больше не наставляют правителей, не исправляют Умму и не показывают пример шариатской политики.
Причины того, что учёные уходят из политики, ограничиваются обрядами поклонения и взаимоотношениями между людьми заключаются в следующем:
- Неправильные фикхийские суждения, основанные на неясных и ошибочных доводах.
- Неправильное сопоставление шариатских решений и реальности.
- Давление заставило некоторых учёных уйти из политики под предлогом того, что они стараются держаться подальше от смуты. На самом деле, фитна — это отдаление от религии Аллаха и отсутствие слов истины. Фитна, то есть отдаление от религии Аллаха и отсутствие исламского управления, происходит сегодня в первую очередь из-за отделения религии от жизни человека, а далее — от политики и государства. Это освобождает место для правителей, которые не дорожат Шариатом, и придаёт им смелости нападать на религию, нарушать права, служить неверным, убивать мусульман и совершать преступления различного рода. Если бы учёные нашего времени были такими же, какими были прежние учёные, тогда они применили бы следующие аяты:
بَلۡ نَقۡذِفُ بِٱلۡحَقِّ عَلَى ٱلۡبَٰطِلِ فَيَدۡمَغُهُۥ فَإِذَا هُوَ زَاهِقٞۚ وَلَكُمُ ٱلۡوَيۡلُ مِمَّا تَصِفُونَ١٨
«Однако Мы бросаем истину в ложь, и та разбивается и исчезает. Горе вам за то, что вы приписываете!» (21:18),
ٱلَّذِينَ أُخۡرِجُواْ مِن دِيَٰرِهِم بِغَيۡرِ حَقٍّ إِلَّآ أَن يَقُولُواْ رَبُّنَا ٱللَّهُۗ وَلَوۡلَا دَفۡعُ ٱللَّهِ ٱلنَّاسَ بَعۡضَهُم بِبَعۡضٖ لَّهُدِّمَتۡ صَوَٰمِعُ وَبِيَعٞ وَصَلَوَٰتٞ وَمَسَٰجِدُ يُذۡكَرُ فِيهَا ٱسۡمُ ٱللَّهِ كَثِيرٗاۗ وَلَيَنصُرَنَّ ٱللَّهُ مَن يَنصُرُهُۥٓۚ إِنَّ ٱللَّهَ لَقَوِيٌّ عَزِيزٌ٤٠
«Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь — Аллах». Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный» (22:40). Ибн Таймия так ясно осознавал политическую обстановку, что издавал фетвы в адрес султанов о начале и прекращении войны, либо предостерегал их от начала войн, желая защитить страну и имущество людей. Сегодня искренние сторонники исламского призыва, работающие над созданием Халифата путём свержения несправедливых правителей, заняты именно этой миссией. Говоря о «политической реальности», нужно подчеркнуть, что она включает все действия правителя как правителя, начиная с инаугурации и условий назначения. Вопрос политики — это вопрос закона, по которому управляется Умма, его источника, вопрос источника и достоверности закона, а также действий, связанных с ним, это вопрос метода достижения власти этим правителем и того, что связано с ним, вопрос того, с чем он столкнётся, а именно: мир, война, союз и перемирие, а также вопрос того, что связано с финансовой политикой, доходами и расходами, то есть делами власть имущих и специальными законами в их отношении. Если шариатские знания учёного не содержат постановлений по всем этим политическим вопросам, тогда верой этой страны является секуляризм, где религия отделена от государства, а политика — от Шариата.
Учёные зла сегодня призывают к заблуждению, неверию и новшествам. Они разрешают то, что запретил Аллах, и запрещаю то, что Он разрешил. Они стали помощниками тагутов из числа правителей мусульман, приукрашивая для них отступление от Шариата. Они вышли за рамки Ислама, так как границей учёного является следование тому, что принёс Пророк ﷺ. Как сказал Посланник Аллаха ﷺ:
إِنَّ أَخْوَفَ مَا أَخَافُ عَلَى أُمَّتِي الأَئِمَّةَ المُضِلِّينَ
«Больше я опасаюсь для своей Уммы вводящих в заблуждение имамов» (Абу Дауд). Также Табарани передаёт в книгах «Аль-Муджам ас-Сагир» и «Аль-Муджам аль-Авсат» хадис от Абу Хурайры (р.а.), отметив, что в хадисе нет недостатков, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
يَكُونُ فِي آخِرِ الزَّمَانِ أُمَرَاءُ ظَلَمَةٌ، وَوُزَرَاءُ فَسَقَةٌ، وَقَضَاةٌ خَوَنَةٌ، وَفُقَهَاءُ كَذَبَةٌ، فَمَنْ أَدْرَكَ مِنْكُمْ ذَلِكَ الزَّمَانَ فَلَا يَكُونَنَّ لَهُمْ جَابِيًا، وَلَا عَرِيفًا، وَلَا شُرْطِيًّا
«В конце времён будут несправедливые амиры, нечестивые визири, вероломные судьи и лживые факихи! Кто из вас застанет это время, пусть не становится их сборщиком налогов, помощником и надзирателем!». Хузайфа (р.а.) сказал: «Остерегайтесь мест искушений!». Его спросили: «Что это за места такие?», — на что он ответил: «Двери правителей! Кто-то из вас заходит к правителю, называет правдой его ложь и хвалит его тем, чего в нём нет». Ибн аль-Джаузи сказал: «Из числа качеств учёных последних времён — держаться подальше от правителей и остерегаться общения с ними». Сообщается, что Зияд ибн Худайр сказал: «Однажды Умар спросил меня: «Не знаешь ли ты, что разрушает Ислам?». Я ответил: «Нет». Он сказал: «Его разрушают ошибки учёных, споры лицемеров о Книге Аллаха и решения вводящих в заблуждение имамов» (Дарими).
Учёные сегодня утратили страх перед Аллахом и обрели страх перед своими правителями. И, как говорится в хадисах и изречениях праведных предшественников, они говорят ложь, распространяют фальшь, вводят в заблуждение, клевещут на Аллаха, участвуют в предательстве, доносят на искренних мусульман, сближаются с иудеями и христианами, а также следуют за ними и братаются, работают агентами Запада, предпочитают дунья, деньги и свои пристрастия, продают свои страны, дозволяют запрещённое и запрещают дозволенное, приукрашивают ложь, а когда говорят истину, то поступают наоборот. Появление таких «учёных» лишь усугубляет бедственное положение Уммы, поскольку:
- Они создают фитну и играют в ней отрицательную роль, потому что ищут свои собственные интересы вне общества или вне довольства Аллаха.
- Они делают руководство Уммой плохим, ведущим к разрушению и опустошению, потому что они занимают места чистых, набожных учёных.
- Они насаждают Умме невежество и глупость, а глупость — это слабость ума, что приводит к неудачам и упадку во всех аспектах жизни в этом мире и в Будущей жизни.
- Они всячески препятствуют деятельности по установлению Халифата, остужают стремление Уммы к джихаду, останавливают её от распространения Ислама и выведения мира от неверия и зловонной капиталистической культуры к справедливости и милосердию Ислама.
Воззвание к учёным
О чистые искренние, богобоязненные, верные учёные!
О те, которые не боятся упрёков на пути Аллаха!
О носители знамени Ислама и великого наследия!
О защитники мусульман и религии!
О те, которые взяли на себя знание и действие!
О те, которые поднимаются на минбары, говорят о религии и наставляют мусульман!
О те, которые взяли Аллаха в свидетели и поручители!
О наследники пророков! А ведь пророки сделали своими наследниками только тех, кто заслуживает этого. Мы живём в такое время, когда люди ещё больше нуждаются в вас! Вашими наставлениями успокаиваются сердца и умы.
О те, которых Аллах прозвал обладателями Напоминания, поскольку мусульмане спрашивают вас во всех больших и малых делах! Остерегайтесь, чтобы вы не уподобились монахам, священникам и раввинам, которые продали свою религию за мирские блага, исказив Слова Аллаха. Остерегайтесь давать плохие фетвы и толкования, угождая тиранам, беззаконникам и предателям, забывая о Господе и религии. Вы, хоть и обретёте дунья, но потеряете свою Будущую жизнь, обитель постоянства и вечности. Бойтесь того, что Аллах может заменить вас теми, кто лучше. Терпите, когда вас постигают испытания, как терпели пророки, сподвижники, табиины и шахиды. Поддерживайте и воодушевляйте Умму, помогите ей в установлении Ислама и возвращении Халифата, чтобы оправдать своё звание «попечители Уммы». Аллах и Посланник Аллаха ﷺ уже обещали скорую победу.
О страшащиеся Аллаха учёные! Аллах возложил на вас несение религии и исправление Уммы. За это дело полагается великая награда, а за оставление — тяжкое наказание. Аллах доверил вам важную миссию. Ислам — это основа нашей Уммы, но так же испытание. Строение без богобоязненности сойдёт со своего фундамента и разрушится. Так не оставляйте свою миссию и не откладывайте. Опередите смерть действием, ведь нет действия после смерти.
Учёный! Ты — попечитель Уммы. Так провозгласи истину и не поскользнись, а то поскользнётся и Умма. Стерегись подчиниться своему нафсу и принимать решения в гневе, ибо это приведёт к потере истины. Предпочитай Ахират над дунья. Бойся Аллаха, и, поистине, страх перед Аллахом будет у того, кто остерегается его запретов. Кто боится Аллаха, того Он оберегает. И трудись ради пути расчищенного, пути пройденного, пути взятого, дела сохранённого и источника выведенного. Ибо это — истинный ресурс и величайшая позиция, в которой сердца теряются, а оправдания разбиваются у тех учёных, которые боятся несправедливых правителей и не боятся Аллаха, которые отказались сказать слово истины и осудить своей позицией. Аллах говорит:
هَٰذَا يَوۡمُ ٱلۡفَصۡلِۖ جَمَعۡنَٰكُمۡ وَٱلۡأَوَّلِينَ
«Вот День различения! Мы собрали вас и тех, кто был прежде» (77:38). О душа, которой будет запрещено говорить в своё оправдание, о душа, которой не поможет сожаление! В тот день каждая душа вкусит наказание за то, что сама приобрела. Аллах скор в расчёте.
О учёный! Жизнь коротка, итог опасен, дунья губительна. Погибнет тот, кто держится за неё, а Предстоящая жизнь — место решений. Отмени встречу с Аллахом, о несчастный учёный, если ты можешь сделать это! Ты следуешь путём беззаконников. Судья Великого дня будет судить людей согласно их делам, а не согласно их званиям. Аллах уже предостерёг тебя в аятах Корана. Так побойся же Аллаха, о учёный! Аллах не создал тебя напрасно и не оставил без внимания. Он спросит за всё то, что ты делаешь, и за то, в каком положении находишься. Так подумай же о том, как ты будешь держать ответ. Нога человека не сдвинется с места в День Суда, пока его не спросят о четырёх вещах: о делах, которые он совершал, о жизни, на что он потратил её, об имуществе, откуда он его добыл и на что потратил, и о теле, где он его использовал. О заслуживающий почёта, так приготовь свой ответ! Будь готовым к тому дню, когда беременная захочет избавиться от своего плода, когда люди будут подобны опьянённым, но они не будут пьяны. Поистине, наказание Аллаха сурово. Если ты совершишь добро, то это обернётся для тебя благом. А если ты совершишь зло, то это обернётся злом для твоей же доли. И в тот день ты скажешь: о, если бы я не был создан, если бы я не жил в этом мире. Однако, в тот день не поможет сожаление.
О учёный! О защитник и поборник религии Аллаха! Самое любимое для Аллаха — исправление, а самое ненавистное — порок и ослушание. Выполни свой долг по отношению к своей Умме и правителям. Аллах велел тебе обучать и просвещать людей тем, что поможет им в этом мире и мире Следующем. И тогда Умма вновь будет распространять религию Аллаха, понесёт Послание Аллаха человечеству и установит Шариат в государстве, которое станет защитником, как было сказано:
اَلإِسْلاَمُ وَالسُّلْطَانُ أَخَوَانِ تَوْأَمُ، لاَ يَصْلُحُ وَاحِدٌ مِنْهُمَا إِلاَّ بِصَاحِبِهِ، فَالإِسْلاَمُ أَسٌّ وَالسُّلْطَانُ حَارِسٌ، وَمَا لاَ أَسَّ لَهُ مُنْهَدِمٌ، وَمَا لاَ حَارِسَ لَهُ ضَائِعٌ
«Ислам и Султан — два брата-близнеца, один из которых не может без другого. Ислам — это основа, а Султан — стража. То, у чего нет основы, то разрушается. А то, у чего нет стражи, то пропадает». Это и наблюдается сегодня. Ислам разрушен и не существует как идеология, то есть как акыда и система. Мусульмане остались без охраны и без государства, которое претворяло бы Шариат. О учёный! Спеши оказать помощь религии и установить государство, в котором вернётся Ислам и через которое он распространится по всему миру, оберегая религию, возвращая мусульманские территории, устраняя порок, неверие и грех. Засучите рукава, о любимцы Посланника Аллаха ﷺ и его последователи. Раскайтесь и готовьте себя к встрече с Аллахом с явным свидетельством. Нет жизни, кроме как в Ахирате. Следуйте за Посланником Аллаха ﷺ, сподвижниками, табиинами и праведными учёными. Да сохранит вас Аллах, убережёт и укрепит на истине. Умма обретёт силу только через вас. Бойтесь, что Аллах может заменить вас теми, кто лучше. Аллах говорит:
وَٱللَّهُ غَالِبٌ عَلَىٰٓ أَمۡرِهِۦ وَلَٰكِنَّ أَكۡثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَعۡلَمُونَ
«Аллах властен вершить Свои дела, однако большинство людей не ведает об этом» (12:21).