Испытание (ибтила’а), искушение (фитна), экзамен (имтихан), проверка (ихтибар) являются словами- синонимами, имеющими одно значение – проверка. В арабском языке говорится: «بلاه يبلوه بلاء، وابتلاه يبتليه ابتلاء» (баля’а ху яблу’ху баля’ан – и – ибталя’аху ибтила’ан), что означает: «испытал и проверил его». В Священном Коране говорится:
إِنَّا بَلَوْنَاهُمْ كَمَا بَلَوْنَا أَصْحَابَ الْجَنَّةِ إِذْ أَقْسَمُوا لَيَصْرِمُنَّهَا مُصْبِحِينَ
«Воистину, мы подвергли их испытанию, подобно тому, как мы подвергли испытанию владельцев сада, когда они поклялись, что утром они непременно сорвут их (плоды)» (68:17).
Другими словами, мы проверили жителей Мекки посредством засухи и голода, что они стали даже есть мертвечину от безвыходности.
Всевышний Аллах говорит:
وَإِذِ ابْتَلَى إِبْرَاهِيمَ رَبُّهُ بِكَلِمَاتٍ فَأَتَمَّهُنَّ قَالَ إِنِّي جَاعِلُكَ لِلنَّاسِ إِمَامًا
«Вот испытал Господь Ибрахима (Авраама) повелениями, и тот выполнил их. Он сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей…» (02:124).
То есть испытал его теми велениями и запретами, которые Он возложил на него.
Всевышний Аллах сказал:
وَلَقَدْ فَتَنَّا سُلَيْمَانَ وَأَلْقَيْنَا عَلَى كُرْسِيِّهِ جَسَدًا ثُمَّ أَنَابَ
«Мы подвергли Сулеймана искушению и бросили на его трон тело (уродливое), после чего он вернулся в прежнее положение» (38:34).
То есть испытали и проверили.
Всевышний Аллах говорит:
يَاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا إِذَا جَاءَكُمُ الْمُؤْمِنَاتُ مُهَاجِرَاتٍ فَامْتَحِنُوهُنَّ
«О те, которые уверовали! Когда к вам прибывают переселившиеся верующие женщины, то подвергайте их испытанию…» (60:10).
Т.е. проверяйте, чтобы удостовериться в их вере.
الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ
«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий» (67:2).
В этом аяте Всевышний определяет смысл сотворения смерти и жизни – это испытание и проверка людей, чтобы выявить, кто из них является благочестивым, а кто – порочным.
Всевышний Аллах говорит:
وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ بِشَيْءٍ مِنَ الْخَوْفِ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِنَ الْأَمْوَالِ وَالْأَنْفُسِ وَالثَّمَرَاتِ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ، الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُمْ مُصِيبَةٌ قَالُوا إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ، أُولَئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَاتٌ مِنْ رَبِّهِمْ وَرَحْمَةٌ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (2:155-157).
В этом аяте Всевышний клянется, что будет испытывать своих рабов, т.е. проверять их на стойкость через трудности и проблемы, чтобы выявить их терпение, смиренность и довольствие тем, что предначертал Он для них.
Всевышний Аллах сотворил Адама и щедро одарил его своими бесчисленными благами, явно и тайно. Он утвердил в нем инстинкты и органические потребности, а также сотворил для него отличительную способность размышлять – разум, при помощи которого он отличает правильное от ошибочного, и возложил на него Свое послание. И кто последовал по истинному пути Аллаха, тот пошел по правильному пути, кто же сбивается с правильного пути, тот заблуждается во вред себе и лишается ближайшего (дунья) и последующего (а’хира) мира. Ближайший мир служит для человека пунктом проверки, экзамена и испытания.
Он либо соблюдает предписание Аллаха в удовлетворении своих инстинктов и органических потребностей, и проходит данный экзамен с успехом, получая лучшую награду, либо проваливается и оказывается в полном убытке. Каждое благо, которое Аллах дарует кому-нибудь из своих рабов, является проверкой для него, чтобы выявить его благодарность и доброкачественное использование этих благ так, как это нравится Всевышнему Аллаху. И если он будет благодарным, то успешно сдаст этот экзамен на добропорядочность, получит довольство своего Господа и заслужит большее благо. Всевышний Аллах говорит:
لَئِنْ شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ
«…Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим» (14:7).
Большинство людей пренебрегают тем, что блага являются испытанием. Они считают их свидетельством проявления к ним уважения Аллаха, а вовсе не проверкой их благодарности. В итоге, они злоупотребляют благами и самообольщаются. Они не задумываются о том, гневит ли это Господа или нет, и продолжают творить нечестие, удерживаясь от совершения благого. Такое поведение приводит их к превозношению самих себя над Аллахом, отрицанию Его милостей и благ, как об этом сообщает Священный Коран, рассказывая о Каруне.
إِذْ قَالَ لَهُ قَوْمُهُ لَا تَفْرَحْ إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْفَرِحِينَ وَابْتَغِ فِيمَا ءَاتَاكَ اللَّهُ الدَّارَ الْآخِرَةَ وَلَا تَنْسَ نَصِيبَكَ مِنَ الدُّنْيَا وَأَحْسِنْ كَمَا أَحْسَنَ اللَّهُ إِلَيْكَ وَلَا تَبْغِ الْفَسَادَ فِي الْأَرْضِ إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْمُفْسِدِينَ، قَالَ إِنَّمَا أُوتِيتُهُ عَلَى عِلْمٍ عِنْدِي أَوَلَمْ يَعْلَمْ أَنَّ اللَّهَ قَدْ أَهْلَكَ مِنْ قَبْلِهِ مِنَ الْقُرُونِ مَنْ هُوَ أَشَدُّ مِنْهُ قُوَّةً وَأَكْثَرُ جَمْعًا وَلَا يُسْأَلُ عَنْ ذُنُوبِهِمُ الْمُجْرِمُونَ
«Воистину, Карун был соплеменником Мусы, но притеснял их. Мы даровали ему столько сокровищ, что ключи от них были обременительны даже для нескольких силачей. Соплеменники сказали ему: «Не ликуй, ведь Аллах не любит ликующих. Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие. Он сказал: «Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю». Неужели он не знал, что до него Аллах погубил целые поколения, которые превосходили его мощью и накоплениями? И грешники не были спрошены об их грехах» (28:76).
Аллах, Свят Он и Велик, упомянул нам то, что Он будет испытывать своих рабов добром, подобно тому, как будет испытывать злом. Всевышний Аллах говорит:
كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ وَنَبْلُوكُمْ بِالشَّرِّ وَالْخَيْرِ فِتْنَةً وَإِلَيْنَا تُرْجَعُونَ
«Каждая душа вкусит смерть. Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены» (21:35).
Этим Он проверяет вас тем благом, которое Он даровал вам. Проверяет богатого его богатством, и ждет от него благодарности. Проверяет бедного его бедностью, и ждет от него терпения. В сборнике достоверных хадисов Муслима приводится хадис Абу Надры от Абу Саида аль-Худри (р.а.), в котором говорится: «Поистине, дунья – ближайшая жизнь приятная и притягивающая (зеленая). Аллах сделал вас наместниками в ней и наблюдает за тем, как вы поступаете. Опасайтесь ближайшей жизни и женщин. Ибо первое искушение сынов Израиля случилось в отношении женщин». Также Всевышний сказал:
وَمَا أَرْسَلْنَا قَبْلَكَ مِنَ الْمُرْسَلِينَ إِلَّا إِنَّهُمْ لَيَأْكُلُونَ الطَّعَامَ وَيَمْشُونَ فِي الْأَسْوَاقِ وَجَعَلْنَا بَعْضَكُمْ لِبَعْضٍ فِتْنَةً أَتَصْبِرُونَ وَكَانَ رَبُّكَ بَصِيرًا
«Мы не ниспосылали до тебя посланников, которые не принимали бы пищи и не ходили бы по рынкам. Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение? Твой Господь – Видящий» (25:20).
Т.е., дунья – ближайшая жизнь, является местом испытания и проверки. Всевышний Аллах пожелал сделать одних людей искушением для других людей в целом, верующих и неверующих. Так здоровый является искушением для больного, богатый – для бедного, а терпеливый бедняк – для богача. Смысл этого заключается в том, что каждый из них подвергается испытанию своим приятелем. Богатый испытывается бедным, ему следует быть жалостным к нему и не надсмехаться над ним. Бедный испытывается богатым, ему не следует завидовать ему или брать у него что-либо без его разрешения. При этом каждый из них должен терпеливо придерживаться истины, как об этом сказал ад-Даххак, комментируя слова: «проявите ли вы терпение?», т.е. в истине. Те, на долю которых выпали испытания, говорят: «Почему мы не были исцелены?». Слепой говорит: «Почему я не такой, как зрячий». И так все те, кто страдают теми или иными болезнями. Посланник, который удостоен чести быть пророком, является искушением для знатных людей из числа неверующих в наше время.
Искушение – это когда страдающий чем-то человек завидует здоровому, или здоровый человек с презрением относится к страдающему чем-то человеком. Терпение – это когда каждый из них должен удерживать себя, первый от зависти, а второй от раздражения. От Абу ад-Дарды (р.а.) передается, что он слышал, как Пророк ﷺ говорил: «Горе ученому за невежду и горе невежде за ученого. Горе хозяину за невольника и горе невольнику за хозяина. Горе сильному за слабого и горе слабому за сильного. Горе султану (правителю) за подданного и горе подданного за султана (правителя). Одни из них являются искушением для других. И это то, что говорит Всевышний Аллах: «Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение?». Вывел ас-Са’аляби, да будет доволен им Аллах.
Аль-Мукъатил говорит: «Этот аят был ниспослан в отношении Абу Джахля Ибн Хишама, аль-Валида Ибн аль-Мугъиры, аль-Аса Ибн Ваиля, Акъабы Ибн Абу Му’ита, Ат’бы Ибн Раби’а и ан-Надира Ибн аль-Хариса, когда они увидели то, что Абу Зар, Абудллах Ибн Мас’уд, Аммар, Билял, Сухайб, амир Ибн Фахира, Салим мавля (слуга) Абу Хузайфа, Мухджи’а мавля (слуга) Омара Ибн аль-Хаттаба, Джабр мавля (слуга) аль-Хадрами и их семья приняли Ислам. Они сказали с сарказмом: «Разве мы примем Ислам и будем такими как они?». В ответ на это Всевышний Аллах ниспослал обращение своим верующим рабам: «проявите ли вы терпение?», видя это тяжелое положение и бедность.
Обращение «проявите ли вы терпение?» касается исключительно преданных верующих рабов из уммы Мухаммада ﷺ, словно Всевышний Аллах сделал оттягивание победы и высокомерие неверующих искушением для верующих, т.е. проверкой для них. И когда мусульмане проявили терпение, Всевышний Аллах ниспослал относительно них следующие слова:
إِنَّهُ كَانَ فَرِيقٌ مِنْ عِبَادِي يَقُولُونَ رَبَّنَا ءَامَنَّا فَاغْفِرْ لَنَا وَارْحَمْنَا وَأَنْتَ خَيْرُ الرَّاحِمِينَ، فَاتَّخَذْتُمُوهُمْ سِخْرِيًّا حَتَّى أَنْسَوْكُمْ ذِكْرِي وَكُنْتُمْ مِنْهُمْ تَضْحَكُونَ، إِنِّي جَزَيْتُهُمُ الْيَوْمَ بِمَا صَبَرُوا أَنَّهُمْ هُمُ الْفَائِزُونَ
«Воистину, некоторые из Моих рабов говорили: «Мы уверовали. Прости же нас и помилуй, ибо Ты Наилучший из милосердных. Вы же насмехались над ними, пока не забыли Мое Напоминание. И вы смеялись над ними. Сегодня Я вознаградил их за то, что они проявили терпение. Воистину, они являются преуспевшими» (23:109-111).
Испытание – это проверка или экзамен, которому Всевышний Аллах подвергает своего праведного раба, чтобы выявить степень его правдивости и искренности в том, что он любит Его. Испытание может быть, либо экзаменом от Аллаха человеку и проверкой его посредством добра или зла, либо возмездием ему за совершенные им греховные (запретные) дела и непристойные поступки. И в этом случае возмездие проявляется тем, что Аллах осыпает его усладами или низводит на него наказание. Испытание, означающее проверка и экзамен, имеет множество видов. Одним из них является испытание возложения на человека ответственности за соблюдение предписаний и исповедование послания, как это понимается в словах Всевышнего Аллаха:
وَإِذِ ابْتَلَى إِبْرَاهِيمَ رَبُّهُ بِكَلِمَاتٍ فَأَتَمَّهُنَّ قَالَ إِنِّي جَاعِلُكَ لِلنَّاسِ إِمَامًا
«Вот испытал Господь Ибрахима повелениями, и тот выполнил их. Он сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей…» (2:124).
Также испытанием возложения на человека ответственности выступает то, что произошло с жителями в одном из селений сынов Израиля. Всевышний Аллах говорит:
وَاسْأَلْهُمْ عَنِ الْقَرْيَةِ الَّتِي كَانَتْ حَاضِرَةَ الْبَحْرِ إِذْ يَعْدُونَ فِي السَّبْتِ إِذْ تَأْتِيهِمْ حِيتَانُهُمْ يَوْمَ سَبْتِهِمْ شُرَّعًا وَيَوْمَ لَا يَسْبِتُونَ لَا تَأْتِيهِمْ كَذَلِكَ نَبْلُوهُمْ بِمَا كَانُوا يَفْسُقُونَ
«Спроси их о селении на берегу моря. Они нарушили субботу, поскольку рыбы приплывали к ним открыто по субботам и не приплывали в не субботние дни. Так Мы подвергли их испытанию за то, что они отказались повиноваться» (7:163).
Также Всевышний Аллах сказал:
وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ حَتَّى نَعْلَمَ الْمُجَاهِدِينَ مِنْكُمْ وَالصَّابِرِينَ وَنَبْلُوَ أَخْبَارَكُمْ
«Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести» (47:31).
Иногда испытанием от Аллаха может стать богатство, которое льется кому-нибудь из них. Иногда оно может быть в виде уменьшение богатства, смерти детей, голода, страха и лишения, как это говорится в благородном аяте:
كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ وَنَبْلُوكُمْ بِالشَّرِّ وَالْخَيْرِ فِتْنَةً وَإِلَيْنَا تُرْجَعُونَ
«Каждая душа вкусит смерть. Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены» (21:35).
Также и на нас возложены множество божественных предписаний, которые если мы будем соблюдать, то будем преуспевшими, в особенности в наше время, с точки зрения распространенности непристойных явлений, нечестия, греховности, беззаконности, разобщенности, междоусобных распрей и гонки за злом и лицемерием правителей. Нам необходимо принять позицию настоящих мужей и занять место в центре лагеря добра и его приверженцев, а также быть с мусульманами, которые усердствуют на пути Ислама, неуклонно соблюдают его законы во времена пренебрежительного отношения к ним, защищают его, стойко стоят перед тиранией и ее приспешниками, с терпением переносят мучения, причиняемые им людьми, которые обольстились очарованиями ближайшей жизни. Таким образом, мы сможем добиться успеха в обоих мирах.
Существуют испытания трудностями, страданиями и бедами, которые выявляют терпение, смирение и довольство богобоязненного верующего раба. Одной из закономерностей Аллаха в отношении своих творений выступает то, что Он проверяет верующих рабов через подвергание их тем трудностям, которые им неприятны. И если они проявят терпение и будут смиренны перед тем, что предначертал их Господь, то будут честны в своей вере. Носитель призыва может быть подвергнут испытанию через ущемление его жизненного удела (ризка) или лишение высоких должностей или рабочего места не по причине его некомпетентности, а из-за того, что он считает ниже своего достоинства занимать эти посты, которые делают его из числа приближенных к несправедливым правителям и их приспешникам, или в целях притеснения и борьбы с ним. Жизнь пророков и посланников переполнена испытаниями в виде трудностей и бед. Всевышний Аллах говорит:
لَقَدْ كَانَ فِي قَصَصِهِمْ عِبْرَةٌ لِأُولِي الْأَلْبَابِ مَا كَانَ حَدِيثًا يُفْتَرَى وَلَكِنْ تَصْدِيقَ الَّذِي بَيْنَ يَدَيْهِ وَتَفْصِيلَ كُلِّ شَيْءٍ وَهُدًى وَرَحْمَةً لِقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ
«В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом. Это не вымышленный рассказ, а подтверждение тому, что было до него, разъяснение всякой вещи, верное руководство и милость для верующих людей» (12:111).
Такая же участь ожидает того, кто последовал их пути и понес призыв, как и они, подвергаясь испытаниям, искушениям, страданиям, давлению со стороны членов семьи, близких, друзей и всех людей в целом, будь они правителями или обычными людьми. Он становится необычным среди своих родственников, соседей, друзей, сверстников и приятелей – это тяжелое испытание. Всевышний Аллах говорит:
فَقَالُوا عَلَى اللَّهِ تَوَكَّلْنَا رَبَّنَا لَا تَجْعَلْنَا فِتْنَةً لِلْقَوْمِ الظَّالِمِينَ
«Они сказали: «Мы уповаем на одного Аллаха. Господь наш, не делай нас искушением для людей несправедливых!» (10:85).
Т.е. «не давай им победы над нами и не делай их правителями над нами, ибо они посчитают то, что добились власти вследствие своей правоты и нашей лживости, что может искусить их». Об этом рассказали (передали) Абу Муджлиз и Абу ад-Духа. Между тем Ибн Абу Наджих от Муджахида прокомментировал этот аят словами «не наказывай нас ни руками семейства фараона, ни наказанием от Тебя, чтобы потом народ фараона не сказал: «если они были бы на истине, они бы не подверглись мучениям и мы не была бы дарована нам власть над ними» и не поддался искушению тем самым». (см. тафсир Ибн Касира).
Носители призыва и усердствующие на пути оказания помощи этой религии подвергаются множеству испытаний. Однако самым болезненным и наиболее сказывающимся испытанием является задержка победы и безответное отношение людей к ним. Всякий раз, когда задерживается победа, простой народ считает, что носители призыва и усердствующие на пути Ислама заблуждаются или ошибаются, а это усиливает разрыв и задерживает оказание помощи правильному Исламу и искренним носителям призыва. Испытание, которому подвергаются усердствующее на пути достижения победы Ислама верующие рабы Аллаха, может быть задержкой победы, как очищение веры в сердцах мусульман, а также их морального состояния и терпения перед трудностями и бедами. Всевышний Аллах говорит:
أَمْ حَسِبْتُمْ أَنْ تَدْخُلُوا الْجَنَّةَ وَلَمَّا يَأْتِكُمْ مَثَلُ الَّذِينَ خَلَوْا مِنْ قَبْلِكُمْ مَسَّتْهُمُ الْبَأْسَاءُ وَالضَّرَّاءُ وَزُلْزِلُوا حَتَّى يَقُولَ الرَّسُولُ وَالَّذِينَ ءَامَنُوا مَعَهُ مَتَى نَصْرُ اللَّهِ أَلَا إِنَّ نَصْرَ اللَّهِ قَرِيبٌ
«Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?» Воистину, помощь Аллаха близка» (2:214).
Это сообщение Всевышнего Аллаха, которое он упомянул сподвижникам Его Посланника ﷺ, о том, что Он подвергнет их испытанию и проверке всякими трудностями, чтобы выявить того, кто следует Посланнику, и разоблачить того, кто ушел вспять. Также Он испытал и проверил их посредством перенаправления киблы от Иерусалима в сторону Каабы. Также Он подверг испытанию своих избранников до них. Сподвижники Посланника Аллаха ﷺ испытывали невыносимые страдания и голодание от рук неверующих, при этом, они проявляли непревзойденное терпение, пока Аллах не даровал им утешение и победу. Каждого кто проявлял терпение, Аллах непременно одаривал радостью. Терпение – ключ к радости. Облегчение приходит после терпения. Праведные мусульмане, да смилуется над ними Аллах, радовались трудностям, желая получить награду. Всевышний Аллах говорит:
وَلِيَبْتَلِيَ اللَّهُ مَا فِي صُدُورِكُمْ وَلِيُمَحِّصَ مَا فِي قُلُوبِكُمْ
«Аллах будет испытывать то, что в вашей груди, и очистит то, что в ваших сердцах» (3:154).
Также Аллах подвергает испытанию своего искреннего раба, чтобы выявить то, каким будет его реакция на задержку победы. Всевышний Аллах говорит:
وَلِيُبْلِيَ الْمُؤْمِنِينَ مِنْهُ بَلَاءً حَسَنًا
«…дабы подвергнуть верующих прекрасному испытанию от Себя. Воистину, Аллах Слышащий, Знающий» (8:17).
Это испытание также является тем, чем проверяет Всевышний Аллах верующих, чтобы выявить их честность, искренность и упование на Аллаха во всех делах, как это приводится в благородном аяте:
وَفِي ذَلِكُمْ بَلَاءٌ مِنْ رَبِّكُمْ عَظِيمٌ
«Это было для вас великим испытанием от вашего Господа» (2:49).
Самым многочисленным и самым тяжелым испытаниям из людей подвергались пророки, невзирая на то, что они являются самыми любыми для Аллаха творениями. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мы, пророки, больше всех подвергаемся испытаниям». Что касается хадисов, приводимых относительно терпения в перенесении испытания, то их предостаточно. Передал Ахмад от Мус’аба Ибн Са’ада, а тот от своего отца, что он спросил Посланника Аллаха ﷺ о том, кто из людей больше всех подвергается испытанию? Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пророки, затем праведники, затем наиболее похожие и наиболее похожие из людей…». Имам Муслим передает в своем сборнике достоверных хадисов от Сухайба Ибн Синана, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Удивительно положение верующего. Все, что с ним не происходило, все к добру. Такое никому не свойственно, кроме верующего. Когда его постигает радость, он благодарит, и это становится добром. Когда его постигает несчастье, он проявляет терпение, и это становится добром». Всевышний Аллах говорит:
إِنَّمَا يُوَفَّى الصَّابِرُونَ أَجْرَهُمْ بِغَيْرِ حِسَابٍ
«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (39:10).
Аятов и хадисов в этом отношении множество, одним из хадисов приведенных относительно терпения при испытании является высказывание Пророка ﷺ: «Мусульманин или мусульманка будут постоянно подвергаться испытаниям в своем теле, имуществе и детях, пока не встретят Аллаха чистыми без всякого греха». (Передал Ахмад в своем муснаде от Абу Хурайры).
Одним из видов испытания являются оказанная Аллахом милость, божественный дар и господние подношения (блага), как об этом упоминается в словах Всевышнего Аллаха:
إِنَّا خَلَقْنَا الْإِنْسَانَ مِنْ نُطْفَةٍ أَمْشَاجٍ نَبْتَلِيهِ فَجَعَلْنَاهُ سَمِيعًا بَصِيرًا
«Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим» (76:2).
فَأَمَّا الْإِنْسَانُ إِذَا مَا ابْتَلَاهُ رَبُّهُ فَأَكْرَمَهُ وَنَعَّمَهُ فَيَقُولُ رَبِّي أَكْرَمَنِ، وَأَمَّا إِذَا مَا ابْتَلَاهُ فَقَدَرَ عَلَيْهِ رِزْقَهُ فَيَقُولُ رَبِّي أَهَانَنِ
«Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: «Господь мой почтил меня!» Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: «Господь мой унизил меня!» (89:15-16).
Испытание является одним из проявлений экзамена, который проходит мусульманин по желанию Всевышнего Аллаха, равно проходит ли оно в виде добра или зла, милости или мучения. Он одаривает его своими благами, и если он обольстится тем, чем одарил его Аллах, то терпит неудачу и оказывается в убытке. Всевышний Аллах говорит:
كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ وَنَبْلُوكُمْ بِالشَّرِّ وَالْخَيْرِ فِتْنَةً وَإِلَيْنَا تُرْجَعُونَ
«Каждая душа вкусит смерть. Мы испытаем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены» (21:35).
Т.е «каждая душа вкусит смерть» в ближайшей жизни. «..мы испытаем вас…» проверим вас «… добром и злом…» как например, бедностью, богатством, болезнью и здоровьем. «…ради искушения…» чтобы посмотреть на вас, будете ли вы терпеть и благодарить или нет. «…и к Нам вы будете возвращены» и мы будем награждать или наказывать вас. (Тавсир аль-Джалалейн). Испытание добром – это косвенный экзамен, постигает его только тот, кто правдив в своей вере и благоразумен в своих действиях. Именно он понимает тот факт, что он ответственен за все блага и здоровье, которые дарует ему Всевышний Аллах.
Испытание злом легче, чем испытание добром. Потому что испытание злом является прямым испытанием, которое понимают все простые люди. Ведь каждый, кому выпадает на долю беда, потеря любимого человека или уменьшение имущества, (в большинстве случаев) понимает, что он подвергся испытанию или проверке, и обращается к своему Господу моля о милости, облегчении и возмещении, повторяя слова Всевышнего Аллаха «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение». И если человек подвергнется испытанию злом и не проявит терпение и смирение, а напротив, проявит возмущение по поводу испытания Аллаха и отречется от послушания Ему и искренности в целом, то он окажется среди потерпевших убыток и несчастных. Если же он проявит терпение при испытании Аллаха и будет доволен своей судьбой, то Аллах щедро одарит его своими благами, милостью и благословением.
Также Аллах испытывает обильным добром своих искренних и послушных рабов, которые соблюдают Его предписание, чтобы познать степень их искренности. Усилит ли это добро, дарованное Аллахом их веру и правдивость? Или же они соблазнятся бренными благами и попадут в сети дьявола (шайтана), что приведет их к неверию и уклонению от истинного пути и стези Всевышнего Аллаха?
Испытание бывает в зависимости от степени веры. Так, с каждым усилением веры человека, увеличивается испытание. Пророки являются самыми сильными по вере людьми, и поэтому их испытание было самым большим. Вывел Тирмизи от Са’ада Ибн Абу Ваккаса, который спросил Посланника Аллаха ﷺ: «О, Посланник Аллаха! Кто больше всех подвергается испытанию из людей». Он ответил: «Пророки, затем наиболее похожие им. Человек подвергается испытанию согласно своей религии (набожности)…». Испытание служит знаком любви Аллаха того, кого испытывает Он из числа своих богобоязненных и праведных рабов. От Анаса Ибн Малика (р.а.) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Высокая награда приходит с большими испытаниями. Когда Аллах любит человека, Он подвергает его испытаниям. Кто примет их – станет Ему угоден, но кто будет недоволен, тому достанется Его гнев».
Терпение при перенесении испытаний стирает изъяны и возвышает по степеням. От Абу Хурайры (р.а.) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь (или) даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это (что-нибудь) из его грехов». Бухари (5642), Муслим (2573). От Абу Хурайры приводится, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мусульманин или мусульманка будут постоянно подвергаться испытаниям в своем теле, имуществе и детях, пока не встретят Аллаха чистыми безо всякого греха» (Муснад Ахмада). От Сухайба (р.а.) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Удивительное положение верующего. Все, что бы с ним ни происходило, все к добру. Такое несвойственно никому, кроме верующего. Когда его постигает радость, он благодарит, и это становится добром. Когда его постигает несчастье, он проявляет терпение, и это становится добром».
Некоторые люди, которых постигли болезни, считают, что на них пал гнев. Ибо, если бы они не заслужили их, то болезни не коснулись бы их, и они не подверглись бы подобным страданиям. Это ошибочное понимание. Поскольку болезнью и трудностями может быть испытан тот, кто мил и любим Аллаху. Примером тому служат пророки, посланники и другие помимо них праведные люди, как приводилось в словах Посланника Аллаха ﷺ: «Больше всех подвергаются испытанию – пророки». Также и наш пророк подвергался различным испытаниям в Мекке, на побоище при Ухуде, во время блокады вражескими союзниками Медины, в битве у Рва, а также в момент своей предсмертной болезни. Подобное случилось и с другими пророками Эйюбом и Юнусом, мир им. Этим самым Аллах возвышал их степень и увеличивал их награду, чтобы стали они образцами подражания для последующих после них людей, которые будут подвергаться испытаниям.
Иногда люди могут быть испытаны болезнями, страданиями и негодованиями вовсе не в качестве наказания верующего, соблюдающего предписания Аллаха во всех делах, а, напротив, ради большой мудрости. Этими испытаниями Аллах возвышает испытываемого человека и очищает его от пороков и грехов. От Аиши (р.а.) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, Аллах непременно простит ему за это (что-нибудь) из его грехов, и даже укол колючки». В другом хадисе Пророк ﷺ сказал: «Есть степень у Аллаха, которую человек заслуживает не своими деяниями, а благодаря испытанию, которому он подвергся в своем здоровье».
Также человек может быть испытан такой радостью, как большое состояние, жены, дети и т.д. В этом случае, он не должен считать, что Аллах его любит, если он не соблюдает Его предписания. Да, возможно тот, кому дал Аллах это все, является любимцем, а возможно и нет. Положения бывают различные. Любовь Аллаха не зависит от состояния, детей, чина и социального положения. Любовь Аллаха заслуживается путем богоугодных деяний, богобоязненности, раскаяния, исполнения долга перед Ним и следования прямого пути.
От Анаса (р.а.) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если Аллах пожелает какому-нибудь человеку благо или захочет его удвоить, то подвергает его испытаниям. И когда он обратится к Нему с мольбой (дуа), то ангелы говорят: «О, Господь! Знакомый голос. И когда он во второй раз обращается с мольбой (дуа), говоря: «О, Мой Господь», Всевышний Аллах отвечает ему: «Я перед тобой и готов обрадовать тебя. Все, что ты попросишь у меня, я дам тебе, или устраню от тебя все злое и сохраню у себя для тебя лучшее, чем это (то, что ты попросил). И когда наступит день Воскрешения, приведут людей, которые заполнят чашу весов своими благими деяниями, т.е. выстаивающих намаз, держащих пост (оразу), выплачивающих милостыню (садакъа) и совершивших хадж мусульман. Затем приведут мусульман, которые подвергались испытаниям, им не подадут весы, как и не будут открыты записи, на них посыпаются награды, подобно тому, как сыпались на них испытания. Тогда те люди, которые пребывали в здравии и не подвергались таким испытаниям в ближайшей жизни (дунье), захотят чтобы и их тела дали взаймы через перенесения трудностей, увидев то, какую награду получают люди испытаний. Именно об этом и говорит Всевышний Аллах:
إِلَّا مَنْ خَطِفَ الْخَطْفَةَ فَأَتْبَعَهُ شِهَابٌ ثَاقِبٌ
«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (37:10).
Одним из видов испытаний является наказание за совершение грехов, которые совершают люди. Аллах шлет на них неслыханные заболевания, болезни, стихийные бедствия и страдания, как например, СПИД, коровье бешенство, птичий, свинячий, обезьяний гриппы, землетрясения, разрушительные ураганы, цунами, смерчи, экономические потрясения, крах финансовых рынков, поражения, слабость и немощность. Всевышний Аллах говорит:
إِنَّا بَلَوْنَاهُمْ كَمَا بَلَوْنَا أَصْحَابَ الْجَنَّةِ إِذْ أَقْسَمُوا لَيَصْرِمُنَّهَا مُصْبِحِينَ
«Воистину, мы подвергли их испытанию, подобно тому, как мы подвергли испытанию владельцев сада, когда они поклялись, что утром они непременно сорвут их (плоды)» (68:17).
То, что постигло жителей Мекки, и то, что произошло с садом тех, которые отказались от долга перед Аллахом, явилось испытанием наказания и возмездия. Всевышний Аллах говорит:
وَبَلَوْنَاهُمْ بِالْحَسَنَاتِ وَالسَّيِّئَاتِ لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ
«Мы подвергли их испытанию добром и злом, быть может, они вернутся на прямой путь» (7:168).
Передал Ахмад от Абдуллаха Ибн Мугаффаль, что человек встретился с женщиной, которую он желал во времена невежества, и начал кокетничать с ней вплоть до того, что положил свою руку на неё. Женщина сказала: «Перестань, Аллах, Свят Он и Велик, стер ширк (многобожие). Мужчина тут же повернулся и ударился лицом об стену, поранившись до крови. Затем пошел к Пророку ﷺ и рассказал ему о случившемся. Пророк ﷺ сказал: «Ты – тот раб (человек), которому Аллах пожелал добро. Когда Аллах, Свят Он и Велик, желает ему добро, торопит подвергнуть его наказанию за его грех. Но если Он пожелает рабу зло, то держит его, как дикого осла, чтобы расплатиться с ним полностью в день Воскрешения».
Также испытание может быть заманиванием. Человек может подвергнуться испытанию добром, как приманка, чтобы попасть в зло и в более худшее положение, чем первое. Всевышний Аллах говорит:
سَنَسْتَدْرِجُهُمْ مِنْ حَيْثُ لَا يَعْلَمُونَ، وَأُمْلِي لَهُمْ إِنَّ كَيْدِي مَتِينٌ
«Мы завлечем так, что они даже не узнают этого. Я дам им отсрочку, ведь хитрость Моя несокрушима» (7:182-183).
В сборниках хадисов Муслима от Укъба Ибн Амира передается, что Пророк ﷺ сказал: «Если ты увидишь, что Аллах дает человеку за его грешные дела прелести ближайшего мира, то знайте, то это обольщение (заманивание)». Затем прочитал Посланник Аллаха ﷺ аят:
فَلَمَّا نَسُوا مَا ذُكِّرُوا بِهِ فَتَحْنَا عَلَيْهِمْ أَبْوَابَ كُلِّ شَيْءٍ حَتَّى إِذَا فَرِحُوا بِمَا أُوتُوا أَخَذْنَاهُمْ بَغْتَةً فَإِذَا هُمْ مُبْلِسُونَ
«Когда они позабыли о том, что им напоминали, Мы распахнули перед ними врата ко всякой вещи. Когда же они возрадовались дарованному, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние!» (6:44).
Т.е. потеряли надежду на благо. Да упасет Аллах от этого. Аллах, Свят Он Велик, говорит:
أَيَحْسَبُونَ أَنَّمَا نُمِدُّهُمْ بِهِ مِنْ مَالٍ وَبَنِينَ، نُسَارِعُ لَهُمْ فِي الْخَيْرَاتِ بَل لَا يَشْعُرُونَ
«Неужели они думают, что Мы поддерживаем их богатством и сыновьями, потому что спешим одарить их благами? О, нет! Однако они не ощущают этого!» (23:55-56).
Мирские страдания постигают неверующих и грешников через приобретение грехов согласно словам Всевышнего Аллаха:
وَمَا أَصَابَكُمْ مِنْ مُصِيبَةٍ فَبِمَا كَسَبَتْ أَيْدِيكُمْ وَيَعْفُو عَنْ كَثِيرٍ
«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (42:30).
Это комментирует обширность, в которой живут неверующие и стесненность, слабость и немощность, которые постигают верующих. Тут некоторые спросят: «Как мы можем отличить испытание в виде наказания от наказания в виде проверки и экзамена. Как можно определить, что это испытание в виде наказания, а не проверка на прочность?» Здесь следует смотреть на положение того, кто подвергся испытанию. Если он послушается Аллаху, соблюдает Его предписания и руководствуется Его законодательством, то это испытание, экзамен и проверка. И если он с терпением перенесет его, то будут прощены его грехи и будет возвышен он на высокие степени. Но, если им окажется лжец, неверующий и совращенный грешник, то это значит наказание. И если он раскается и вернется к Аллаху, то Аллах Всепрощающий и Милостивый, поменяет его злые поступки на добрые дела, гнев на довольство, поражение на победу, сложности на облегчения.
Аналогичная ситуация обстоит и с нациями и народами. Страдания, постигающие людей, как отдельных лиц, так и групп, служат следствием человеческой самодеятельности. Люди погрязли в грехах, и чинят злые дела. Все происходящее сегодня является возмездием нарушителям предписания Аллаха и проверкой сердец послушных верующих людей. Также некоторые люди, обольщенные культурой неверующих, считают, что роскошь, в которой живут неверующие, и стесненность, в которой живут мусульмане, являются доказательством того, что неверующие лучше нас и более богоугодные, чем мы.
Данное рассуждение является ошибочным. Всевышний Аллах отсрочивает неверующим и грешникам, т.е. дает отсрочку, лишь как испытание для нас, будем ли мы терпеть, идти по истинному пути и обращаться к Аллаху, или поддадимся искушению и еще дальше удалимся от Аллаха. Когда испытание выпадает на долю мусульманина, то это уменьшает возмездие последующей жизни (ахиры), является искуплением грехов, возвышением его степени, и проверкой его веры и терпения. Когда же оно выпадает на неверующего, то это наказание ему. Беды постигают его по причине грехов и неверия. Всевышний Аллах говорит:
ظَهَرَ الْفَسَادُ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ بِمَا كَسَبَتْ أَيْدِي النَّاسِ لِيُذِيقَهُمْ بَعْضَ الَّذِي عَمِلُوا لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ
«Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» (30:41).
Это происходит по предопределению и мудрости Аллаха. Может так случится, что какие-то народы подвергнутся испытанию, а более злостным народам в этом будет отсрочено. Может так случиться, что верующий подвергнется испытанию, а неверующему в этом будет острочено. Всевышний Аллах говорит:
وَمَا أَصَابَكُمْ مِنْ مُصِيبَةٍ فَبِمَا كَسَبَتْ أَيْدِيكُمْ وَيَعْفُو عَنْ كَثِيرٍ
«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (42:30).
Это мудрость испытания. Оно указывает на силу его веры, если он проявит терпение и будет поминать Аллаха. Ведь Пророка ﷺ спрашивали: «Кто больше всех из людей подвергается испытанию? Он ответил: «Пророки, затем праведники, затем наиболее похожие на них люди…» (Передал Ахмад) Оно свидетельствует о любви Аллаха к испытываемому мусульманину. Ведь Посланник Аллаха ﷺ говорил: «…Если Аллах полюбит какой-нибудь народ, то подвергает его испытанию…» (Передал Тирмизи) Оно доказывает то, что Аллах желает своему рабу добро. Ведь Посланник Аллаха ﷺ говорил: «…Когда Аллах, Свят Он и Велик, желает ему добро, торопит подвергнуть его наказанию за его грех…» (передал Тирмизи). Также это означает искупление его грехов со слов Пророка ﷺ: « Не постигает мусульманина боль от укола колючки и больше этого не иначе, как Аллах прощает его грехи, подобно тому, как дерево сбрасывает свои (пожелтевшие) листья». (аль-Бухари) Также Всевышний Аллах сказал:
وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ بِشَيْءٍ مِنَ الْخَوْفِ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِنَ الْأَمْوَالِ وَالْأَنْفُسِ وَالثَّمَرَاتِ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ، الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُمْ مُصِيبَةٌ قَالُوا إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ، أُولَئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَاتٌ مِنْ رَبِّهِمْ وَرَحْمَةٌ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся», удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (2:155-157).
Терпение и только терпение!!! О, усердствующие на пути Ислама, о, наследники пророков, о, носители знамени Ислама, о, носители призыва до людей! Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Вслед за вами наступят дни терпения. Терпение тогда будет подобно сжиманию в ладони горящего уголька. Тот, кто будет усердствовать (работать) среди них, получит награду пятидесяти людей, сделавших то, что сделал он». Его спросили: «О, Посланник Аллаха! Награду пятидесяти из них?». Он ответил: «Награду пятидесяти из вас» (передал Ибн Маджа) Ведь благая весть предвещает о том, что будущее за Исламом и завершение за богобоязненными рабами Аллаха. Всевышний Аллах говорит:
حَتَّى إِذَا اسْتَيْئَسَ الرُّسُلُ وَظَنُّوا أَنَّهُمْ قَدْ كُذِبُوا جَاءَهُمْ نَصْرُنَا فَنُجِّيَ مَنْ نَشَاءُ
«Когда же посланники приходили в отчаяние и полагали, что их отвергли, к ним приходила Наша помощь, и спасались те, кого Мы хотели спасти. Наше наказание нельзя отвратить от грешных людей!» (12:110).
Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Это дело непременно достигнет горизонта ночи и дня. Аллах не оставит ни одного дома оседлого или кочевого не иначе, как внесет эту религию со славой славного или с унижением ничтожного. Славой Аллах возвеличит Ислам и унижением принизит неверие» (передал Ахмад).
Однако следует отметить, что терпеливое перенесение испытания не означает отказ от порицания неодобрительного дела (мункар). Поскольку одним из обязательных условий при наличии неодобрительных дел выступает отрицание их рукой, языком или сердцем в зависимости от возможности. Всевышний Аллах говорит:
وَالْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاءُ بَعْضٍ يَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах Могущественный, Мудрый» (9:71).
Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто из вас увидит какое-нибудь неодобрительное дело (мункар), пусть остановит его рукой, если не может, пусть своим языком, если не может, пусть хотя бы сердцем. Это самая слабая степень веры» (передал Муслим)
Поэтому мусульманам во время испытаний неодобрительными делами (мункарами), равно в доме, на улице или где-то в другом месте, а также, будь они неодобрительными делами индивидуума или государства, следует отрицать их. И недопустимо проявление снисхождения в этом отношении. Так давайте же наставлять друг друга к призыву к одобряемому и порицанию неодобряемого. Всевышний Аллах говорит:
وَمَا كَانَ رَبُّكَ لِيُهْلِكَ الْقُرَى بِظُلْمٍ وَأَهْلُهَا مُصْلِحُونَ
«Твой Господь не станет губить селения по несправедливости, если они праведны» (11:117).
Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если люди, увидев несправедливого (беззаконника), не остановят его, то Аллах охватит их всех его наказанием» (Сахих аль-Джами 1970).
Абу Осама