Суъда бинт Саълаба отправилась в путь, желая навестить свое племя Бану Маин, и с собой взяла своего мальчика Зайда ибн Хариса аль-Каъбий. Едва она достигла территорий своего племени, как на них напала конница племени аль-Къайни. Они отняли у них имущество, увели верблюдов и пленили детей. Среди плененных был ее сын Зайд ибн Харис.
Не прошло много времени, как Хадиджа бинт Хувайлид вышла замуж за Мухаммада ибн Абдуллаха ﷺ. И она подарила мальчика ему. Она не воспользовалась им и подарила плененного Зайда ибн Хариса. Так этот мальчик находился под покровительством Мухаммада ибн Абдуллаха, довольствовался его благородным сопутствием и жил в блаженстве его прекрасных качеств характера. Его мать, потрясенная этим бедствием, никак не могла найти успокоение. Ее печаль увеличивалась от того, что она не знала, жив ли он, дабы искать его, или мертв, чтобы печалиться. А его отец искал его повсюду и спрашивал всех, и слагал о нем печальные стихи.
В один из сезонов хаджа к Запретному дому направилась делегация из племени Зайда. И когда они совершали таваф вокруг Каабы, то вдруг лицом к лицу встретились с Зайдом. Они узнали его, и он узнал их, и стали беседовать. А когда они выполнили свои обряды, то вернулись к себе и оповестили Хариса о том, что видели и слышали. Он тут же приготовил верблюда, взял денег для выкупа и взял в качестве спутника себе своего брата Каъба.
Они отправились вместе в направлении Мекки, и когда достигли ее, то вошли к Мухаммаду ибн Абдуллаху и сказали ему: «О сын Абдуль Мутталиба, вы соседи Аллаха, вы помогаете страдающему, кормите голодного, помогаете огорченному. Мы пришли к тебе из-за нашего сына, который находится у тебя, и принесли тебе деньги для выкупа. Дай нам его и возьми с нас выкуп тем, что хочешь. Мухаммад ﷺ сказал: «А кто ваш сын?». Они ответили: «Твой мальчик Зайд ибн Харис». Он сказал: «Хотите, я предложу вам то, что лучше вашего выкупа?». Они спросили: «А что?». Он сказал: «Я позову его к вам, а вы предоставьте ему выбор между мной и вами. Если он выберет вас, то он ваш без денег. А если выберет меня, то, клянусь Аллахом, я непричастен к тому, что он выберет». Они сказали: «Ты справедлив и поступил крайне справедливо».
Мухаммад позвал Зайда и спросил: «Кто они?». Он ответил: «Это мой отец Шурахиль, а это мой дядя Къаб». Он сказал: «Я предоставляю тебе выбор: если хочешь, можешь идти с ними, хочешь, оставайся со мной». Он ответил, не замедляя и не колеблясь: «Нет, я остаюсь с тобой». Его отец сказал: «Горе тебе, о Зайд! Ты отдаешь предпочтение поклонению, нежели своему отцу и матери?!». Он сказал: «Поистине, я вижу в этом человеке нечто. И я не хочу никогда расставаться с ним».
А когда Мухаммад увидел это, то взял Зайда за руки и повел его к Каабе и, остановившись у Хиджра, перед толпой Къурайша воскликнул: «О Къурайшиты, свидетельствуйте, что это мой сын, который может унаследовать мое богатство, а я — его!». Его отец и дядя обрадовались и оставили его у Мухаммада ибн Абдуллаха ﷺ, и вернулись к своему племени со спокойными душами. С тех пор Зайд ибн Харис стал называться Зайд ибн Мухаммад, и продолжал так называться, пока Мухаммад ﷺ не стал пророком и пока Ислам не отменил усыновление. И тогда он стал зваться Зайд ибн Харис.
Зайд, когда предпочел Мухаммада над своим отцом и матерью, не знал, что он приобрел. И не знал, что его господин, которого он предпочел над своей семьей и родственниками, является господином всего человечества и Посланником для всех людей. Ему в голову не приходило, что Исламское Государство, которое установится на земле, заполнит пространство между западом и востоком благочестием и справедливостью. И что он сам будет первым вкладом в построении великого Исламского Государства. Ничто из этого не приходило в голову Зайда. Поистине, это милость Аллаха, которую он дает, кому пожелает. И Аллах – обладатель милости великой.
Прошло несколько лет после случая с выбором, как Мухаммад стал пророком Аллаха и был ниспослан с истиной и верным руководством. Зайд ибн Харис был первым, кто уверовал в него из числа мужчин. Есть ли те, кто могли бы соперничать в этом первенстве?! Зайд ибн Харис стал хранителем тайн Посланника Аллаха и руководителем его войска, и одним из наместников в Медине, если в ней не было Посланника Аллаха ﷺ.
Как Зайд полюбил Посланника и предпочел его над отцом и матерью, также благородный Посланник ﷺ полюбил его, и сделал его из числа его семьи и детей. Он скучал по нему, если его не было долго, и радовался его возвращению. Он встречал его так, как не встречал никого. Аиша (да будет доволен ею Аллах) передает радость Посланника Аллаха ﷺ, когда он встречал Зайда, и говорит: «Прибыл Зайд ибн Харис в Медину, когда Посланник Аллаха ﷺ был у себя дома. Он постучал в дверь и Посланник Аллаха ﷺ вскочил к нему оголенным – на нем было только то, что закрывало часть от пупка до колен. Он пошел к двери, волоча за собой одежду, обнял его и поцеловал. Клянусь Аллахом, я никогда не видела Посланника Аллаха оголенным ни до, ни после этого».
Всем мусульманам стало известно о любви Посланника Аллаха к Зайду и они прозвали его Зайд возлюбленный. И его сына Усаму после него они прозвали возлюбленным Посланника Аллаха и сыном возлюбленного. В восьмом году хиджры Аллах захотел испытать любимого любимым. Посланник Аллаха ﷺ отправил аль-Хариса ибн Умайра аль-Аздий с посланием к королю Басры, призывая его к Исламу. Когда аль-Харис достиг местности аль-Муъта в восточной части Иордании, то он встретился с одним из правителей династии Гасанидов Шурахбилем ибн Амром. Тот, подозвав его ближе к себе, убил его.
Это было тяжелым для Посланника Аллаха ﷺ, ибо никого из посланцев не убивали раньше. Он снарядил армию из трех тысяч воинов для того, чтобы выступить против Муъты. Главнокомандующим войска он назначил своего любимца Зайда ибн Хариса и сказал: «Если погибнет Зайд, то командование перейдет к Джаъфару ибн Абу Талибу. А если и Джаъфар погибнет, то командование перейдет к Абдулле ибн Раваха. И если и Абдулла погибнет, то пусть мусульмане выберут для себя нового главнокомандующего». Войско отправилось в путь, пока не достигло местности Маан, находящейся в восточной части Иордании. Ираклий, правитель Рима, который был во главе стотысячного войска, стал готовиться к обороне.
К нему присоединилось сто тысяч воинов из числа язычников-арабов. Это многочисленное войско расположилось вдали от мусульман. Мусульмане, пробыв две ночи в Маане, стали совещаться относительно дальнейших действий. Кто-то сказал: «Нужно написать Посланнику Аллаха и оповестить его о численности нашего врага и подождать, что он нам прикажет». Кто-то другой сказал: «Клянусь Аллахом, о люди, мы не сражаемся своей численностью и силой, а сражаемся своей религией. Двигайтесь к тому, из-за чего вы вышли. Аллах обещает вам одно из двух благ: или победу, или смерть на этом пути».
Затем столкнулись две армии на земле Муъты, и началось такое сражение, что римляне были изумлены и их сердца охватил страх от этого трехтысячного войска, которое выступило против их войска, численность которого достигала двухсот тысяч. Зайд ибн Харис нес знамя Посланника Аллаха ﷺ и история не видела еще подобного героизма, ибо его тело было пронизано сотнями копей и он пал, утопая в своей крови. Знамя взял Джаъфар ибн Абу Талиб, и он стал защищать его, но его ждала подобная участь. Тогда знамя взял Абдуллах ибн Раваха. Он героически сражался, пока его тоже не постигла такая же участь, как и первых двух. Тогда люди выбрали главнокомандующим Халида ибн аль-Валида, который был новобранцем на то время. Он выступил во главе армии и спас ее от предрешенной гибели.
До Посланника Аллаха ﷺ дошли вести о сражении при Муъте и о гибели трех главнокомандующих. Он так опечалился, как никогда не печалился. Он отправился к их семьям, дабы принести свои соболезнования. А когда он дошел до дома Зайда ибн Хариса, то к нему прибежала его маленькая дочка, охваченная плачем. И тогда Посланник Аллаха ﷺ начал рыдать, и Саъд ибн Убада спросил: «Что это, о, Посланник Аллаха?!». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Это плачь любящего по любимому».