Аллах, Свят Он и Велик, сказал:
وَلاَ تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولـئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْؤُولاً
«Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце все они будут призваны к ответу» (17:36).
Каждого человека преследует чувство долга за самостоятельное выполнение своих обязанностей, которые, по меньшей мере, приводят его в движение в этой жизни. Поэтому ты видишь, что люди стремятся реализовать свои собственные интересы. Каждый из них чувствует в себе неизбежную необходимость самостоятельного исполнения тех обязанностей, которые ложатся на его плечи, и понимает, что никто другой не сделает это. Поэтому ты находишь, что он ведет активную жизнь, борется с жизненными проблемами, преодолевает жизненные трудности и переносит все её невзгоды ради своих личных интересов, ощущая ответственность, лежащую на его плечах, в отношении своих требований и задач.
В лучшем случае, ты встретишь того, кто помогает тебе в том, чтобы ты исполнял свои обязанности, которые возложены на тебя для реализации твоих интересов. И никто кроме тебя или вместе с тобой не будет исполнять их.
Это относительно реализации собственных интересов. Что же касается несобственных интересов, то инстинкт продолжения рода толкает человека к стремлению к реализации интересов другого человека в определенных рамках. Данное стремление подвержено торгу в случае противоречия с личными интересами. Внимание к осуществлению этих интересов для другого человека повышается или снижается, а порой и вовсе может исчезнуть.
Поэтому ты находишь, что исламские понятия гарантировали осуществление интересов другого человека и их защиту независимо от обусловленных для них обстоятельств и сопредельных к нему дел, если это проистекает в пределах шариата. При этом шариат не допускает никакого торга в отношении них, а также побуждает и стимулирует стремление к их осуществлению. Более того, призывает к предпочтению их над собственными интересами, и даже требует жертвовать самым дорогим ради возвышения слова Аллаха. Поэтому исламская община была наилучшей общиной, выведенной для людей. Ибо она приказывает одобряемое и запрещает порицаемое, веря в Единого Господа – Аллаха. Именно поэтому она является посреднической общиной, которая будет свидетелем в отношении людей.
Да, исламские понятия сделали мусульман такими, что они предпочитают других над самим собой, даже если они пребывают в нужде. Человечество стало очевидцем беспрецедентных примеров альтруизма, среди которых самым лучшим является история одной мусульманской семьи, когда Всевышний Аллах был доволен тем, как муж и жена предпочли гостя Посланника Аллаха ﷺ над собой и своими детьми. Всевышний Аллах сказал:
وَيُؤْثِرُونَ عَلَى أَنفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«…Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются…» (59:9).
Причиной ниспослания данного аята послужил случай, переданный Абу Хурайрой (р.а.): «Однажды к Пророку ﷺ пришёл какой-то человек и сказал ему: «Поистине, я изнурен!» Услышав это, Посланник Аллаха ﷺ послал кого-то к одной из своих жён, но она сказала: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, у меня нет ничего, кроме воды!» Тогда он послал его к другой своей жене, но и она сказала нечто подобное, и, в конце концов, он обошёл всех его жён, но все они говорили то же самое: «Нет, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, у меня нет ничего, кроме воды!»
Тогда Пророк ﷺ спросил: «Кто примет этого человека у себя сегодня ночью?» Один из ансаров откликнулся: «Я, о Посланник Аллаха». После чего он увёл его к себе домой и сказал своей жене: «Окажи почёт гостю Посланника Аллаха ﷺ» (Бухари, Муслим). В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что этот ансар сказал своей жене: «Есть ли у тебя что-нибудь?» Она ответила: «Нет ничего, кроме еды для моих детей». Он сказал: «Займи их чем-нибудь, если же они захотят поужинать, уложи их спать, а когда наш гость войдет, потуши светильник и делай вид, что мы тоже едим». А потом они сели на свои места, гость поел, а они легли спать голодными. И когда наутро хозяин дома пришёл к Пророку ﷺ, он сказал: «Аллаху понравилось то, как вы поступили с вашим гостем этой ночью!» (Бухари и Муслим). Затем был ниспослан этот аят:
وَيُؤْثِرُونَ عَلَى أَنفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«…Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются…» (59:9).
Именно эти понятия заставили Абу Бакра пожертвовать всем своим имуществом во время переселения (хиджры), заставили Османа ибн Аффана пожертвовать своим имуществом для оснащения большого войска (усра) для решающей битвы с римлянами, заставили Мусъаба ибн Умайра перейти от роскошной жизни к перенесению жизненных трудностей и бедности ради спасения людей от неверия и обращения их в Ислам во имя Аллаха, что даже не хватило савана (кафана), чтобы закутать все его тело при смерти.
Сверх того, на пути выведения людей из мрака к свету, через преодоление физических преград, стоявших перед донесением Ислама до людей, исламские понятия побудили мусульман отказаться от богатства, близких людей, торговли и других прелестей этого бренного мира. А некоторых даже к сражению со своими отцами по причине того, что они препятствовали мусульманам быть свидетелями в отношении людей, как случай с Абу Убайдой Амиром ибн аль-Джаррахом и его отцом.
Верно, амир, предводитель или ответственный несет ответственность за свою паству, сообщество и тех подопечных, которые доверили ему покровительство над ними. Однако это не означает, что подопечный должен жить в отрыве от требования отчета в жизни общества. Как амир (предводитель), так и мамур (идущий следом за предводителем), как командир, так и подопечный – каждый из них несет ответственность за успех миссии или работы, вокруг которой они объединились, чтобы осуществить её цели. Все ответственны за упущение в выполнении того, что необходимо для успеха. Все ответственны за исполнение того, что требуется выполнить для успешного осуществления целей.
Поскольку идея руководства и командования явилась для организации коллектива в соответствии с требуемой для осуществления цели. Коллективная работа должна быть общей. Эта работа, выполнение которой возложено на всех. Однако для упорядочивания работы в соответствии с требуемой для осуществления цели необходима идея руководства и командования. Таким образом, каждый ответственен за устранение всего того, что может привести к провалу, а также за выполнение всего того, что приближает успеху в жизни группы.
Неправильно и опасно думать, что ответственность ложится только на ответственного в силу того, что он является пастырем, несущим ответственность за свою паству. Это не так. Ответственность есть как у руководителя, так и у подопечного. Каждый подотчетный, но в разной степени, в зависимости от занимаемого им положения. Суть того, что ответственность ложится также и на подопечного, заключается в том, что Законодатель потребовал от подопечного требовать отчет (мухасаба), послушаться (та’а), советовать (шура) и наставлять (насиха).
Мухасаба. Требование отчёта в Исламе является прирожденным понятием в жизни исламской общины и государства. К нему побуждали халифы на протяжении всей её истории, понимая то, что данное понятие включает в себя соучастие людей в выполнении возложенной на них задачи и несении ответственности за покровительство. Самым точным высказыванием в этом отношении являются слова Абу Бакра (р.а.), которые он сказал при получении ответственности управления над людьми. Он сказал: «Когда я исполняю правильно, то помогайте мне, а если уклонюсь от правоты, то исправляйте меня…».
Слова Омара ибн аль-Хаттаба (р.а.): «Не быть благу средь вас, если вы не будете говорить правду. Не быть благу средь нас, если мы не будем принимать её (правду) от вас». Обрати внимание, с каким старанием сподвижники (р.а.) относились к тому делу, вокруг которого они объединились. Даже когда никто из них не имел ответственности в виде какой-нибудь должности, они были верны своим принципам. Они не только возразили Худайбийскому перемирию, напротив, они даже не постриглись и не закололи жертвенных животных вначале. И это свидетельствует об их чутком ощущении своей ответственности за безопасность (аманат) этой религии. Существуют множество других примеров этому в истории мусульман.
Отсутствие отчета означает уклонение от правильной стези, выход из принесенной амиру или халифу присяги, которая подразумевает управление в соответствии с Книгой Аллаха и Сунной Его Посланника ﷺ. Ибо в таком случае ответственность окажется пустой должностью, лишенной всякого покровительства, и средством деспотии и тирании на земле.
Та’а. Послушание амиру или предводителю в Исламе означает послушание Аллаху и Его Посланнику. Ислам пришел и подчеркнул большую важность того, чтобы подопечный взял для себя это понятие в коллективной работе. Поскольку цели, которые осуществимы исключительно путем коллективной работы или предназначены для коллективной деятельности, в своем достижении зависят от понятия послушания у паствы, т.е. у подопечных. Ислам весьма жестко призывает к этому, как это приводится в одном из хадисов Посланника Аллаха ﷺ: «Слушайся и подчиняйся, даже если хлестнет (кнутом) по твоей спине и поест твое имущество».
Отсутствие послушания или упущение в нем ведут к лишению ценности коллективной работы и становятся причиной неминуемого провала. Чреватые последствия упущения в послушании небольшой части мусульманского войска во время сражения Ухуд понесли все. Это значит, что они ответственны, т.к. по причине их упущения вред коснулся не только их одних, напротив, распространился на всех, в том числе и на амира.
Шура. Совещание в Исламе является одним из аппаратов исламского государства, одним из качеств успешного лидера и одной из прав исламской общины. Кто будет соблюдать, заслужит вознаграждение, а кто небрежно отнесется, тот потерпит убыток и будет наказан. Посланник Аллаха ﷺ воплотил это в своих сподвижниках, будучи самым активным из людей в совещании со своими сподвижниками. Поэтому сподвижники (р.а.) спешили выразить свое мнение во всем, где они усматривали пользу для Ислама и мусульман. Каждый, кто спешил выразить свое мнение, выражал его только из-за того, что сильно ощущал долг защиты Ислама, которым был он удостоен, равным образом, был ли он подчиненным или предводителем.
Поэтому аль-Хиббан ибн аль-Мунзир сказал Посланнику Аллаха ﷺ во время Бадрского сражения: «Ты остановился на этом месте из-за того, что Аллах тебя остановил здесь, и не положено нам продвинуться вперед или отступить назад? Или все же это мнение, война и интрига?». В ходе битвы у Рва Салман (р.а.) посоветовал Пророку ﷺ вырыть канавы. Также сообщается в книгах по жизнеописанию Пророка, что, когда положение людей ухудшилось, Пророк послал Асима ибн Омара и еще кого-то к Уайне ибн Хисну, Аль-Харису ибн Ауфу – вождям племени Гатафан, с предложением отдать им треть даров Медины при условии, что они уйдут вместе со своими людьми.
Был заключен мир между Пророком и двумя вождями племени Гатафан и подписан договор. И письменное свидетельство, и желание заключить перемирие были лишь обманными действиями. Когда Пророк решился на это, он послал за Саадом ибн Муазом и Саадом ибн Убайдой, рассказал им о деле и просил совета. Они ответили: «То, что ты желаешь, чтобы мы сделали, это то, что приказал тебе Аллах, и нам следует обязательно исполнить его? Или это то, что ты делаешь для нас?».
Пророк ответил: «Да, это дело я делаю для вас. Клянусь Аллахом, я делаю это только потому, что вижу, как арабы стреляют в вас из одного лука, нападают со всех сторон. Я хотел снять с вас их шипы хоть каким-то образом».
Саад ибн Муаз сказал Пророку: «О Посланник Аллаха! Мы и эти люди пребывали в язычестве, поклонялись идолам, не поклонялись Аллаху и не знали о Нем. А эти люди не ели ни одного финика из Медины, кроме как в виде угощения или за деньги. И что же теперь, когда Аллах по своей милости сделал нас мусульманами, наставил нас на путь правильный, сделал нас сильными благодаря тебе, мы отдадим им свое имущество? У нас нет необходимости в этом. Ей-богу, мы ничего не дадим им, кроме меча, и пусть Аллах рассудит нас с ними!» Пророк ответил: «Как хочешь». Саад ибн Муаз взял свиток и стер все, что там было написано, потом сказал: «Пусть сражаются с нами!».
Отсутствие совещания означает уклонение от правильности и сближение к ошибочности, что означает сумбурное выполнение дел и отход от реализации поставленных целей.
Насиха. Наставление в Исламе является сутью религии, как это прослеживается в словах Посланника Аллаха ﷺ: «Религия – это искреннее наставление». Его спросили: «Перед кем, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Перед Аллахом, Его писанием, Его Посланником, перед мусульманскими правителями, учеными и простыми мусульманами» (Передал Муслим).
Халифы (р.а.) часто обращались за наставлением к мусульманам. Омар ибн аль-Хаттаб просил наставление у Саида ибн Амира аль-Джамхи. Сообщается, что однажды Саид пришел к Омару ибн аль-Хаттабу в начале его правления халифатом и сказал: «О Омар! Наставляю тебя бояться Аллаха в отношении людей и не бояться людей в отношении Аллаха. Пусть твои слова не противоречат твоим делам. Лучшее слово – это то, что подтвердилось делом. О Омар! Направь свой лик к отдаленным и близким мусульманам, над которыми Аллах утвердил тебя. Желай им того, что желаешь себе и членам своей семьи, удерживай их оттого, отчего ты удерживаешь себя и членов своей семьи. Держись правды, не боясь ради Аллаха упреков всякого хулителя». Омар сказал ему: «Кто это осилит, о Саид?».
Он ответил: «Это под силу такому мужчине, как ты, которому Аллах вверил дело общины Мухаммада ﷺ, и нет между ним и Аллахом другого (поста)». Тогда Омар ибн аль-Хаттаб попросил Саида помочь ему и сказал: «О Саид! Мы решили назначить тебя валием жителей селения Хомс». Саид сказал: «О Омар! Ради Аллаха умоляю тебя, не искушай меня». Омар разгневался и сказал: «Горе вам! Возложили это дело на мои плечи, а затем отреклись от меня! Клянусь Аллахом, я не отпущу тебя!» Затем назначил его валием селения Хомс и спросил: «Не выделить ли тебе оклад?»
После такого наставления Омар ибн аль-Хаттаб (р.а.) не отпустил Саида без привлечения к сотрудничеству в несении исламского долга (аманата), который был возложен на его плечи. Напротив, он назначил Саида на пост валия, чтобы он крепнул в несение исламского долга, которое, если он не понесет, обернется ему позором и сожалением в день Воскрешения.
Отсутствие наставления или упущение в этом у носителя призыва выявляет его удаленность от защиты Ислама и исполнения своего долга (аманата). Наставление пришло в общей форме: перед Аллахом, Его писанием, Его Посланником, перед мусульманскими правителями, учеными и простыми мусульманами. Кто не наставляет или относится пренебрежительно к наставлению, тот соглашается со своей неполноценной, пренебрежительной или ошибочной ролью в коллективной работе. Значит, он не старается добиться чего-либо в этом деле – ни сегодня, ни завтра. И в этом большой убыток для него. Всевышний Аллах говорит:
وَالْعَصْرِ إِنَّ الْإِنسَانَ لَفِي خُسْرٍ إِلَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ
«Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, наставляли друг другу истину и наставляли друг другу терпение!» (103:1-3)
Понятие ответственности у сподвижников, как подчиненных, достигло такого уровня, что мусульмане не отличали в период правления Абу Бакра Халифатом, кто является халифом: Омар или Абу Бакр. Омар обратил внимание на рост смертности среди чтецов Корана в ходе битвы аль-Ямама. Именно он тогда выступил со здравым мнением собрать Коран. Сподвижники во время битвы Мута выступили с предложением назначить Халида командующим их войска, после гибели трех назначенных Посланником Аллаха ﷺ командующих. Они делали это, испытывая чувство ответственности, которое они четко понимали, даже если не занимали ответственные посты, как командиры.
Ведь после гибели трех командиров, назначенных Посланником Аллаха ﷺ, они могли сказать, что все три командира убиты, если бы Посланник Аллаха ﷺ хотел продолжения, он назначил бы нам кого-нибудь. Следовательно, можно отступать и возвращаться назад. Однако они не поступили так, напротив, продолжили сражение под командованием нового командующего, которого они сами назначили над собой. Это показывает степень старания каждого из них в осуществлении цели их битвы. Проблема коллективной работы не заключается просто в участии в какой-то бесцельной деятельности. Напротив, эта деятельность ради определенной цели, которая сплотила деятелей в тигле коллективной работы. И эта цель слилась в любви к Аллаху и Его Посланнику. И каждый из них знал свое место в соблюдении своих обязанностей, будучи командующим и подчиненным.
Важность ответственности зависит от важности дела, за которое будет спрос. Что может быть важнее Ислама? Что может быть важнее, чем несение нами призыва? Наша деятельность предвещает рождение нового мира по методу пророчества, чтобы мусульмане жили в объятиях матери, которая днем и ночью, не смыкая глаз, готова покровительствовать им.
Если всегда и постоянно ставить перед глазами значение славы, к которой мы стремимся, то рвение изменить порочную действительность всегда будет биться в наших жилах. Тогда каждый из нас будет чувствовать надлежащую ответственность относительно знания своего места и объема исполняемой им работы, а также силу воли и настойчивости в осуществлении желаемой цели. Как иначе, ведь Всевышний Аллах говорит:
وَمَا لَكُمْ أَلَّا تُنفِقُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَلِلَّهِ مِيرَاثُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ لَا يَسْتَوِي مِنكُم مَّنْ أَنفَقَ مِن قَبْلِ الْفَتْحِ وَقَاتَلَ أُوْلَئِكَ أَعْظَمُ دَرَجَةً مِّنَ الَّذِينَ أَنفَقُوا مِن بَعْدُ وَقَاتَلُوا وَكُلّاً وَعَدَ اللَّهُ الْحُسْنَى وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ
«Что с вами? Почему вы не расходуете на пути Аллаха, тогда как Аллаху принадлежит наследство небес и земли. Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до покорения Мекки. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» (57:10).
قُلْ إِنَّ صَلاَتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
«Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров» (6:162).
Абдурахман аль-Макдаси