В предыдущем номере мы упомянули о том, что капитализм выступает идеологией кризисов, что нынешний экономический кризис отличился всеобъемностью, протяжённостью и неожиданностью. Мы представили вашему вниманию прямые и косвенные причины этого кризиса. В данной статье мы поговорим об инструментах, которыми пользуется капиталистическая система, чтобы утвердить свое господство над мировой экономикой, осветим позицию Ислама по отношению к капиталистической системе.
Инструменты капиталистической системы в утверждении господства над мировой экономикой:
1 – Обязательные бумажные деньги
Когда мировая валютная система опиралась на золото и серебро, не было проблем в ценах, благодаря стабильности ценности денег в длительном промежутке времени. Деньги исполняли свою функцию, как обменное измерение и запас ценности. Деньги производили деньги в результате реального производства в соответствии с правилом «деньги – товар - деньги». Однако специфика капиталистической системы такова, что деньги, покрытые полным или неполным эквивалентом золота, оказались недостаточными для капиталистов. Так как капиталист, обычно, расходует больше, чем обладает. Поэтому появилась идея издания денег, которые не будут подкреплены чем-либо из золота или серебра. Во время Первой мировой войны западные государства испытывали потребность в громадных капиталах, чтобы финансировать ими войну.
Так они издали денежные банкноты без всякого покрытия и начали обманывать мир, давая лишенную ценности бумагу, как будто подкрепленную чем-либо денежную единицу. Когда мир узнал об этом, деньги этих стран, в частности Германии, Британии и Франции, моментально рухнули до минимума. Затем началась Вторая мировая война, в которую Америка вступила, обладая самым огромным запасом золота в мире. И, воспользовавшись международным положением, собрав капиталистические государства в Бреттон-Вудсе, она заключила вместе с ними Бреттон-Вудское соглашение 1944 года. В соответствии с этим соглашением доллар стал аналогом золота (35 долларов за одну унцию золота) на том основании, что в Америке скопились самые большие запасы золота в мире.
Однако Америка не оказалась лучшей, чем европейские государства. С началом своей военной компании во Вьетнаме она выпустила деньги без золотого покрытия, и некоторые компании организовали контрабандный вывоз золота за рубеж. И 15 августа 1971 года Никсон издал указ о наложении вето на Бреттон-Вудское соглашение и заявил об отказе Америки от своего обязательства обменивать доллар на золото. После этого мир вступил в новое время – эпоху господства доллара, из-за того, что государства хранили свои сбережения в долларах, считая его золотом.
В основе денежная масса должна покрываться реальным производством в государстве. Когда печатаются любые деньги без какого-либо покрытия, государство входит в экономический оборот посредством увеличение денежной массы, что ведет к уменьшению ценности её валюты. Если бы доллар не имел статуса резервного капитала твердой валюты в Центральных банках других государств, которые поддерживают его в случае падения его курса, если бы не политические и экономические заговоры и маневры, которые устраивает Америка через этот инструмент, то доллар уже давно рухнул бы. При нынешнем глобальном финансовом кризисе многие страны призывают к принятию альтернативной доллару валюты – золота. Поскольку любое колебание, случаемое в американской экономике, автоматически переносится на все страны мира.
2 – Международные организации (МВФ и др.)
В 1944 году страны-победители во Второй мировой войне съехались в американский городок Бреттон-Вудс, чтобы подписать первое международное соглашение относительно денежной политики. В соответствии с этим соглашением был учрежден Международный Валютный Фонд для контроля над исполнением принятого соглашения. Основными функциями фонда являются:
– Стабилизация обменного курса. Каждое государство-член МВФ обязано официально объявить твердый обменный курс своей внутренней валюты и придерживаться этого курса через непосредственное вмешательство своего Центрального банка.
– Предоставление краткосрочных займов. На фонд была возложена задача предоставления краткосрочных займов для стран-членов, что позволило ему вмешиваться в экономические дела этих (неколониальных) стран. Затем следует утверждение американского господства над экономикой этих стран, посредством завлечения их в долговую ловушку при пособничестве Международного банка развития и реконструкции. Поскольку даваемые займы представляют собой процентные ссуды. Поэтому проводимую фондом политику в отношении стран-заемщиков, по меньшей мере, можно назвать политикой обеднения народов. Для более ясной картины осветим условия, которые ставит Фонд перед государством, желающим получить кредиты:
1) Желающая получить займы страна должна снизить курс своей валюты (хотя в основе образовании МФВ лежит укрепление обменного курса).
2) Отмена тарифной защиты отечественных товаров, которая, по мнению Фонда, ведет к вытеснению международной конкуренции, а значит к снижению производительности труда в бедных странах.
3) Предоставление полной свободы потоку иностранного капитала в бедные страны для финансирования в них инвестиций и транспортировки технологий.
4) Ликвидация субсидий на все виды продовольствия и товаров первой необходимости. Поскольку, по мнению Фонда, политика субсидирования не способствует развитию ВВП этих товаров.
5) Политика крайней экономии государственных расходов на образование, здравоохранение и строительство инфраструктуры.
6) Замораживание заработной платы и сокращение государственных служащих.
7) Снятие контроля над ценами.
Очевидно, что этот мнимый рецепт лечения не что иное, как сознательная политика обеднения. Государство-заемщик не сможет избавиться от проблем на протяжении десятилетий. Не говоря уже о том, что предоставляемый заем является процентным, что со временем увеличит первоначальную сумму займа до неизвестных размеров.
3 – Рыночная политика, приватизация, глобализация.
– Рыночная политика. Это претворение идеи свободного приобретения собственности, которая вытекает из капиталистической идеологии, только уже в международном масштабе. Она предусматривает предоставление капиталистам возможности свободно приобретать собственность через торговые отношения между странами. Данная политика – это прекращение государственного вмешательства в экономику в целом и в торговлю в частности.
Не секрет, что капиталистические государства посредством рыночной политики стремятся открыть остальные рынки перед своими продукциями и инвестициями, чтобы развивающиеся страны оставались под торговым и экономическим господством. Более того, они не дают им (развивающимся странам) построить свою экономику на крепких основах, чтобы быть способными освободиться от экономической зависимости от богатых стран.
– Приватизация. Это переход заводов, организаций, фабрик, фирм и других экономических объектов из государственной или общественной собственности в частную собственность. Эта операция привнесла опасные последствия в список капиталистического провала. Мы упомянем некоторые из них:
а) Лишение простых людей права на использование общественной собственности, как вода и нефть.
б) Концентрация всех видов богатства в руках нескольких лиц или компаний и лишение большинства людей возможности пользования этим богатством.
в) Соединение приватизации в исламских странах с открытием дверей перед западными крупными инвесторами означает сдачу страны в руки колониализма.
– Глобализация. Это последний выплеск капиталистической системы. Глобализация – это основной продукт процессов финансовой либерализации и переход к так называемой финансовой интеграции, которая привела к объединению местных финансовых рынков с внешним миром путем устранения ограничений на движение капитала. Это принудительное открытие, навязанное крупными капиталистическими государствами, чтобы воспользоваться этим явлением и как можно больше выгоды извлечь из всего этого за счет остальных развивающихся стран. Наиболее важные опасности финансовой глобализации по отношению к развивающим странам можно вкратце перечислить в следующем порядке:
а) – Риски непредсказуемых колебаний капитала. Как известно, международные финансовые рынки характеризуются колебаниями и нестабильностью. Это ведет к падению рынков из-за отсутствия симметричности информации между различными игроками. Также и решения инвесторов на финансовых рынках весьма чувствительны к текущим событиям в краткосрочной перспективе. Если возникает кризис недоверия в отношении какого-нибудь рынка или какой-нибудь страны, то инвесторы сворачивают свои инвестиции и стараются выехать из той страны. Затем, когда доверие возвращается, то капиталы начинают вливаться в большом объеме. Такой большой и непредсказуемый приток зарубежного капитала приводит к отрицательным последствиям и негативно отражается на экономической стабильности страны.
б) – Опасность приверженности банков к кризисам. Исследования показывают, что в период с 1980 -1996 гг. (период роста динамики финансовой глобализации) произошли кризисы в банковской системе, по крайней мере, в одной третьей стран-членов МВФ. Даже если оставить причины банковского кризиса, современный кризис банков доказал их большую связь с глобализацией.
в) – Опасность спекуляции на финансовых рынках. Известно, что спекулянты на финансовых рынках получают фантастические доходы, которые невозможно осуществить реальному производственному сектору. В этом они используют юридические лазейки, предоставляемые местным и международным финансовым либерализмом, т.е. глобализацией.
г) – Опасность проникновения грязных денег (отмывание денег). Отмена контроля над операциями обмена валют и свобода въезда и выезда капитала через границу открыли перед иностранными инвесторами дополнительные каналы для отмывания грязных денег. Это позволяет им скрывать незаконный источник этих средств. Как, например, прибыль от незаконного оборота наркотиков.
д) – Опасность заражения финансовыми кризисами. Основной причиной нынешнего финансового кризиса стала глобализация рынков. Если бы не глобализация и связанность американской экономики с мировой экономикой, американский ипотечный кризис не стал бы глобальным кризисом.
4 – Биржи и финансовые рынки
Основой появления на свет бирж стали капиталистические акционерные компания и банки. Природа акционерных компаний приводит к отрыву рынков акций и других ценных бумаг от реальной экономики, т.е. от реальности компании, акции которой ходят в обращении среди людей. Ценность акции стала определяться не в зависимости от имущества или прибыли компании, другими словами от исходной ценности, а, напротив, в зависимости от спроса и предложения на акции компании и спекуляций. Это свидетельствует о разрыве связи между фактической экономической реальностью компании и финансовыми рынками, а также о том, что фондовый рынок превратился в рынок азартных игр.
Кроме того, система, используемая на биржах и финансовых рынках, не требует того, чтобы купля-продажа акций, ценных бумаг и товаров проходила из рук в руки. Напротив, куплю-продажу можно проводить по несколько раз без фактического перехода из рук первоначального продавца. Все это активизирует случаи спекуляций и кризисы на финансовых рынках.
Исследуя принципы и выплески капиталистической системы и цели международного сообщества, как борьба с бедностью, устойчивое развитие, справедливое распределение возможностей и доходов и защита окружающей среды, мы находим полнейший провал во всех отношениях. Бедность увеличивается, развитие нестабильное, только в отдельных крупных державах, неизменная несправедливость в распределении возможностей и доходов, увеличение межклассового разрыва и сосредоточение богатства в руках одного доминирующего класса. Что касается охраны окружающей среды, то можно привести в качестве примера проблему глобального потепления после масштабного загрязнения, причиненного капиталистическими сверхдержавами. Хотя эти страны были первыми в списке подписавших конвенцию по охране окружающей среды.
Позиция Ислама по отношению к основам капиталистической системы и предлагаемая им альтернатива.
В силу того, что капиталистическая система является плодом человеческого ума и подчинена желаниям и мнениям людей, она имела негативные и катастрофические последствия для большинства людей. Самыми яркими являются: распространение бедности, голод и вооруженные конфликты. В противоположность этому выступает исламская система со своим божественным сводом законов, ниспосланным от Творца людей, Знающего свои творения и Ведающего о том, что во благо человеку. Она является истиной и верным инструктором для людей во всех сферах жизнедеятельности человека.
Только претворение исламской экономической системы в соответствии с предписанием Шариата спасет нас от последствий выдуманной человеком экономической системы, доказавшей свою несостоятельность и противоречивость с принципом почитания Аллаха, наместничества человека и безопасной жизни на земле. Таким образом, Ислам является первозданной системой, а не альтернативой.
Далее мы постараемся вкратце осветить позицию Ислама по отношению к основам капиталистической системы и, тем самым, представить вниманию первозданную систему, которую Ислам предлагает человеку. Она соответствует его врожденной природе и верно решает его проблемы в сбалансированном и комплексном виде.
1 – Доктрина идеологии (исламской системы):
Аллах – Творец бытия, Судья поступков людей и Законодатель жизненной системы человека, включая экономическую систему. Всевышний Аллах Сам прочертил её для своих творений, прекрасно зная их природу и дела. Аллах, Свят Он и Велик, говорит:
أَلَا يَعْلَمُ مَنْ خَلَقَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ
«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он Проницательный (или Добрый), Сведущий?» (67:14)
Между тем доктрина капиталистической идеологии базируется на отделении религии от жизни. Это означает, что законодателем является сам человек, а точнее люди из числа мыслителей и политиков, которые издают системы и законы согласно своему ограниченному виденью в этой жизни в пределах разумного понимания. С этим не согласится благоразумный человек. Утилитарное материальное виденье обернулось трагедией для своих приверженцев, не говоря уже о тех, кто стал жертвой эксплуатации.
2 – Виды собственности и его распределение в Исламе:
Собственность в Исламе подразделяется на три вида: частная, общественная и государственная. Государство защищает и соблюдает эти три вида собственности в соответствии с шариатскими законами.
– Общественная собственность. Включает в себя твердые, жидкие и газообразные месторождения природных ресурсов, как нефть, железо, медь, золото, газ и всё, что в недрах земли. А также все разновидности энергетики и крупные производства, где энергия служит основным элементом. Государство обязано добывать и распределять их среди населения в виде товаров и услуг.
– Государственная собственность. Включает в себя все виды получаемых государством налогов, а также прибыль от проводимой государством торговли, промышленности и агроресурсы, не входящие в общественную собственность. Деньги государственной собственности государство расходует на государственные дела и инфраструктуру страны.
– Частная собственность. Включает в себя все виды расходов, связанных с индивидуумами, вне общественной собственности в соответствии с шариатскими законами. Они являются неприкосновенными. Государство обязано защищать их от любого посягательства. Никто не имеет право силой приобретать её у другого человека.
Экономическая проблема в исламской системе заключается в распределении богатства среди населения. Поэтому, ты находишь, что шариатские законы декларируют обеспечение полного удовлетворения основных потребностей каждого гражданина исламского государства – это питание, одеяние и жилье. Всевышний Аллах говорит:
وَعلَى الْمَوْلُودِ لَهُ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ
«А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери по приличию» (02:233).
أَسْكِنُوهُنَّ مِنْ حَيْثُ سَكَنتُم مِّن وُجْدِكُمْ
«Поселяйте их там, где вы живете сами по вашему достатку» (65:06).
Таким образом, основными потребностями, неудовлетворение которых считается бедностью, являются: питание, одеяние и жилье. Все прочие потребности выступают прибавочными, т.е. второстепенными потребностями. Их неудовлетворение не считается бедностью. Ислам урегулировал проблему бедности, которая возникает по причине плохого распределения богатства, посредством прямых решений и экономической политики.
Прямые решения.
1 – Что касается индивидуума, то Ислам побудил человека к приобретению заработка и повелел ему в обязательном порядке искать свой жизненный удел (ризкъ). Всевышний Аллах говорит:
فَامْشُوا فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُوا مِن رِّزْقِهِ
«Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела» (67:15).
2 – Ислам предписал мусульманам оказание помощи бедному, чтобы гарантировать ему то, что удовлетворит его основные потребности. Шариат установил это в следующем порядке:
а) Первыми должны оказывать помощь близкие, которые имеют родственное отношение к бедному. Всевышний Аллах говорит:
وَعلَى الْمَوْلُودِ لَهُ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ لاَ تُكَلَّفُ نَفْسٌ إِلاَّ وُسْعَهَا لاَ تُضَآرَّ وَالِدَةٌ بِوَلَدِهَا وَلاَ مَوْلُودٌ لَّهُ بِوَلَدِهِ وَعَلَى الْوَارِثِ مِثْلُ ذَلِكَ
«…А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери по приличию. Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей. Нельзя причинять вред матери за ее ребенка, а также отцу за его ребенка. Такие же обязанности возлагаются на наследника отца» (2:233).
То есть, на наследника возлагаются такие же обязанности с точки зрения жизненного удела и одеяния, как на того, у кого родился ребенок.
б) Если у него отсутствуют близкие родственники, которым Аллах обязал содержать своего близкого родственника, то содержание его переходит на государственную казну Байт-уль-Мал по категории закята.
в) Если средства закята в государственной казне Байт-уль-Мал окажутся недостаточными для потребностей бедных и нищих, то государство обязано расходовать на них из других средств государственной казны Байт-уль-Мал. По этому поводу Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Имам – это пастырь и ответственен за свою паству» (Бухари от Ибн Омара).
г) Если в государственной казне Байт-уль-Мал не окажется достаточно средств, то государство обязано наложить налог на имущество богатых граждан и взять необходимое для покрытия основных потребностей бедных и нищих. Поскольку покрытие основных потребностей бедных является обязательным для всех мусульман согласно словам Посланника Аллаха ﷺ: «Если среди жителей какого-либо селения человек остается целую ночь голодным, то они будут лишены покровительства Всевышнего Аллаха» (Ахмад от Ибн Омара).
Экономическая политика в Исламе.
Экономическая политика – это цель, которую преследуют законы, управляющие делами человека. Экономическая политика Ислама – это полное удовлетворение всех основных потребностей каждого индивидуума в отдельности, а также предоставление ему возможности удовлетворить свои второстепенные потребности. Когда Ислам определяет экономические законы для человека, то утверждает законодательство в отношении каждого индивидуума. Одновременно с этим, он работает над гарантированием права на жизнь и предоставлением возможности заработать предметы роскоши в нормах определенного общества, исповедующего особенный образ жизни. Поэтому основой экономической политики Ислама не является только увеличение жизненного уровня нации или развитие, не учитывая гарантию пользования каждым индивидуумом этим жизненным уровнем или развитием.
Существуют множество аятов, которые ясно свидетельствуют о том, что связанные с экономикой шариатские законы направлены на приобретение имущества и наслаждение благами в соответствии с шариатскими законами. Ислам побудил индивидуумов к приобретению и предписал им пользоваться тем богатством, которое они приобретают, чтобы тем самым добиться экономического прогресса в стране.
3 – Ростовщическая система в банковских учреждениях:
Ислам категорически воспретил ростовщичество, какой бы малой или большой не была процентная ставка. Аллах назвал ростовщика жертвой сатаны. Всевышний говорит:
الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لاَ يَقُومُونَ إِلاَّ كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُواْ إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا وَأَحَلَّ اللّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا
«Те, которые пожирают рост, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна ростовщичеству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (02:275).
Ислам разрешил торговлю посредством имущества, а не в отношении него. Он запретил продавать деньги за такие же деньги (т.е. обменивать однородные деньги) с надбавкой. Как и запретил бесцельное сбережение и монополию имущества. Всевышний Аллах говорит:
وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلاَ يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ اللّهِ فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ
«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» (09:34).
Также запретил то, чтобы имущество имело обращение исключительно среди небольшой группы людей. Всевышний Аллах говорит:
كَيْ لَا يَكُونَ دُولَةً بَيْنَ الْأَغْنِيَاء مِنكُمْ
«…дабы не стало оно обращением только среди богатых из вас» (59:07).
Однако придуманные человеком системы во главе с капиталистической системой сделали так, что имущество стало вращаться в кругу ограниченного числа бизнесменов и ограниченного количества банков, гигантских компаний и бирж. В результате, миллиардные обороты вращаются внутри небольшого количества крупных организаций, тем самым приводя к нарушению установленных Аллахом законов.
Ислам решил проблему потребности в имуществе (капитале) на уровне индивидуумов и на уровне компаний. Ислам поощрил предоставление займа, но без всякой выгоды и процента, ибо процентный заем считается ростовщичеством, что является запретным. Существует множество текстов из Корана, которые побуждают человека помогать своему брату в решении его острых проблем.
В государственной казне мусульман Байт-уль-Мал существуют отделы трофеев и поземельного налога. Государство может выдавать средства из них в качестве беспроцентных займов для учреждения компаний, ведения торговли и других дозволенных прибыльных дел.
4 – Финансовые рынки и спекулятивные операции:
Согласно исламскому законодательству не разрешается продавать товар до его получения покупателем. Ислам запретил продавать то, чем не обладает еще человек. Как и воспретил обращение финансовых ценных бумаг, облигаций и акций, вытекающих из недействительных договоров. Также запретил средства мошенничества и хитрости, которые допускает капиталистическая система под предлогом свободы собственности на капитал.
Взамен этого Ислам разрешил куплю-продажу, при этом обусловив это фактической передачей и получением из руки в руки. Таким образом, Ислам сохраняет экономику, чтобы она пребывала в фактической (реальной) форме и не превращалась в фиктивную экономику.
Система обязательных бумажных денег.
Что касается системы обязательных бумажных денег, то издревле металлическая система была преобладающей системой. С приходом Ислама Посланник Аллаха ﷺ одобрил обращение динаров и дирхамов, т.е. металлическую систему, определив только их денежным измерением стоимости товаров и оплаты труда и услуг.
Ислам декларирует, что только золото и серебро должны быть денежной единицей. А заменяющие их бумаги должны быть покрыты золотом и серебром с полной ценностью и обладать возможностью конвертирования при востребовании. Такое положение не позволит ни одной валюте будь какого государства манипулировать другими государствами. Напротив, денежная единица обладает собственной твердой ценностью, которая не изменяется.
В завершении статьи хотелось бы отметить, что, несмотря на все беды и кризисы, причиненные капиталистической системой, все же Западу удается умело рекламировать свои достижения, образ жизни и многообразные системы, выставляя себя в ярком свете. В результате люди еще больше обольщаются его культурой и системами и слепо следуют за ними, полагая, что западная культура не имеет аналогов и альтернативы. И так теряется идентичность и ясная отчетливая позиция у других народов. Если эти обольщённые Западом люди поразмыслили бы над реальностью капитализма, то увидели бы его крах уже давно, задолго до вспышки нынешнего экономического кризиса. Они увидели бы, что основы капиталистической системы были поражены червями уже в момент её рождения на свет.
Капиталистическая система несет в себе причины своего провала, особенно в момент подвержения кризисам, когда разрушаются её основы и государства вмешиваются в эти основы, находящиеся в полном противоречии с идей государственного вмешательства. Ведь капиталистическая система берет в основу рыночную экономику и либерализацию, а её классическая теория отвергает государственное вмешательство, заявляя об автоматическом балансе в экономике. Никто не возразил вмешательству, которое предприняли капиталистические государства, напротив, западные ученые благословили это дело, считая это, согласно своим убеждениям, спасением от смертоносного кризиса.
Вместо того чтобы говорить о том, что капитализм потерпел провал в решении экономической проблемы, они считают это лучшим из того, что есть. Причина этого в том, что они не знают, или делают вид, что не знают о существовании исламской экономической системы. Они сопоставили капитализм, который на грани краха, с уже рухнувшей коммунистической экономической системой и выбрали путь поправки капитализма.
Принципы, на которых зиждутся государства, не рушатся от простого кризиса. Напротив, они умирают тогда, когда от них отказываются их приверженцы или другое государство свергает их. Западные ученые понимают порочность своей системы. Тем не менее, они настаивают на своем капитализме и возвышают его. Трудно представить, что Запад отречется от капитализма, чтобы принять Ислам, даже если заметит в нем решение. Все реформы, к которым призывает Запад, являются типичным пересмотром законов капитализма, ужесточением контроля и внесением дополнительных ограничений.
Следовательно, нынешний финансово-экономический кризис – это кризис идеологии. Поскольку придуманное человеком законодательство является в корне неправильным согласно словам Всевышнего Аллаха:
إِنِ الْحُكْمُ إِلاَّ لِلّهِ
«Принятие решения принадлежит только Аллаху» (12:40).
В заключении подводим итог того, что классическая исламская экономическая система, корни которой уходят в самые глубины истории, в силах обеспечить благородную жизнь для всех людей – мусульман и немусульман, пока они живут в исламском государстве, которое защищает их безопасность и жизнь независимо от расовой, этнической и конфессиональной принадлежности. Эта система пережила по возрасту все прочие системы, даря людям счастливую экономическую жизнь, свободную от кризисов. Случалось даже такое, что когда искали бедного, чтобы дать ему то, что он заслуживает из государственной казны Байт-уль-Мал, то не находили.
А. Т. Аиша,
профессор-консультант факультета экономических наук и управления
Алжир
(Часть вторая)