Здравоохранение в исламском государстве

Всевышний Аллах говорит в Своей Книге:

وَنُنَزِّلُ مِنَ الْقُرْآنِ مَا هُوَ شِفَاء وَرَحْمَةٌ لِّلْمُؤْمِنِينَ وَلاَ يَزِيدُ الظَّالِمِينَ إَلاَّ خَسَاراً


«Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих, а беззаконникам это не прибавляет ничего, кроме убытка». (17:82).

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, на теле есть такой орган, если он будет здоровым, то будет здоровым все тело. А если он будет больным, то будет больным все тело. О да, и это сердце» (Аль-Бухари и Муслим).

Капитализм господствовал в мире определенное время и на его основе правили режимы, опираясь на доктрину отделения религии от жизни. На протяжении его существования были государства, которые не заботились о делах людей, не брали тирана за руки, не воздавали благодетелю или помогали ему, и не благодарили. Государства, которые не щадили слабых и не помогали бедным. А единственной их обязанностью была защита свобод воров из числа капиталистов в расхищении богатств народов.

Не уцелело и здравоохранение от гнета капитализма, и не смогло спастись от его метода жизни. Оно стало орудием для высасывания крови больных и слабых и их имущества. А также для удовлетворения алчности капиталиста и ненасытного желания. Порочность капитализма отразилась во всех сферах здравоохранения: в системе медицинского страхования, фармацевтических компаниях и исследованиях. Подорожали медикаменты и медицинские услуги. Стала осуществляться прибыль за счет потребностей пациентов в лечении и медицинских услугах. В любом месте, куда входил капитализм, не было жизни слабому, и ничто не обладало ценностью, кроме денег.

Сам Запад устал от этой здравоохранительной коррупции, что вынудило его государства, как обычно, внести реформы и обеспечить незначительную медико-санитарную помощь своим гражданам, отводя их внимание от основ этой коррупции. Но эта реформа была подобна миражу в пустыне, где жаждущий думал, что видит воду. Доклады самих же западных организаций свидетельствуют о порочности в области капиталистического здравоохранения. В области охраны психического здоровья ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) объявила в 2005г., что основной проблемой в области здравоохранения в Англии, Соединенных Штатах Америки и Канаде являются психические и душевные заболевания. Согласно объявлению американского национального института психического здоровья 26% американцев являются душевно больными.

Наиболее распространенными психическими заболеваниями являются депрессии и беспокойства. В современном мире 330 миллионов людей страдают от депрессии. Всемирная организация здравоохранения указала на то, что ежегодно 800 000 человек, страдающих от депрессии, заканчивают жизнь самоубийством. Кроме того, беспокойства и другие психические заболевания в дополнение к депрессии, по некоторым докладам, постигают около 25% населения мира. Для информации: доля психических заболеваний постоянно увеличивается с увеличением претворения капитализма как системы в стране и увеличения сторонников этой идеологии. В другом исследовании Всемирной организации здравоохранения, опубликованном журналом "Forbes" говорится, что 10% американцев на протяжении года страдают от психических расстройств, включая депрессию. Для сравнения приводится Нигерия, где подобные заболевания составляют менее чем 1%.

Что касается физического здоровья, то достаточно сказать, что в США более 46 миллионов американцев живут без медицинской страховки. В том числе более 8 миллионов детей в возрасте до десяти лет. Это означает, что они не получают никакого лечения от государства и системы здравоохранения. По обычаю капитализма слабым людям в обществе нет места, и у них нет никаких прав кроме "права на службу" капиталистам. Среди негров в Америке, например, заболеваний в три раза больше, чем среди белых. Что касается СПИДа, который возник благодаря культуре капитализма, то негры стали первыми его жертвами. Мы видим, что из каждых десяти тысяч граждан США ежегодно умирают от СПИДа двадцать семь, только трое из которых белые, а остальные черные. Мы только указали на некоторые цифры в развитых странах. А о ситуации со здравоохранением в странах третьего мира и говорить страшно. Если мы сравним эту современную порочность капитализма в сфере здравоохранения во время прогресса и развития медицинских наук с исламским здравоохранением в прошлые века, мы увидим, что Ислам посредством своей доктрины и шариата осуществил счастье и душевное спокойствие в душе его приверженцев. Сказал Аллах:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ قَدْ جَاءتْكُم مَّوْعِظَةٌ مِّن رَّبِّكُمْ وَشِفَاء لِّمَا فِي الصُّدُورِ وَهُدًى وَرَحْمَةٌ لِّلْمُؤْمِنِينَ

«О люди! К вам от вашего Господа явилось увещевание, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих» (10:57).

И сказал:

فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى

«… то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным» (20:123).

Ислам осуществляет спокойствие в душах его приверженцев. Примером тому является Ханса, брат которой Сахр был убит до принятия ею Ислама. Она оплакивала его и печалилась так, что ослепла и почти хотела убить себя. Тогда она сказала:

Восход солнца напоминает мне Сахра,

И я вспоминаю о нем во время каждого его заката.

И если бы не множество оплакивающих своих братьев вокруг меня,

То я убила бы себя.

Однако что произошло после того, как Аллах наставил ее на истинный путь, и она приняла концепции Ислама? Когда четверо ее детей стали шахидами в сражении «аль-Къадисия» она сказала: «Хвала Аллаху, который удостоил меня честью их смертью. И я прошу своего Господа, чтобы Он собрал меня вместе с ними в блаженстве Своей милости». Это передал Ибн Хаджар в «Аль-Исаба».

На уровне физического здравоохранения халифы претворяли связанные с ним законы в такой форме, в которой мир нуждается сегодня, несмотря на его прогресс и научное развитие. Сами европейцы были свидетелями этому. Фальмиссо Гомар, один из ученых Наполеона, во время его военной компании описал больницы, которые были построены за шесть веков до его нашествия на Египет:

«В больницы приходили все больные без исключения, бедные и богатые. Им давали самых лучших врачей Востока и давали подарки. У них были места, в которых были напитки; аптеки, заполненные медикаментами и орудиями. Говорят, что каждый пациент расходовал динары, и у него было два человека, которые заботились о нем. А душевнобольные были в отдельной комнате, где их развлекали музыкой, различными историями, которые им рассказывал определенный рассказчик. Пациенты, которые восстанавливали здоровье, отделялись от остальных больных в период реконвалесценции. Каждый пациент, который выписывался из больницы, получал пять кусочков золота, чтобы сразу же не принуждать себя к тяжелой работе».

Французский востоковед Эмиль Присе Авен (Prisse d'Avennes) сказал, описывая те же больницы: «Залы, предназначенные для больных, были с подогревом или с большими вентиляторами, которые протягивались от одной части зала к другой. А полы были покрыты ветками хны или граната или же отростками ароматических деревьев».

Сегодня после экономического крушения капитализма, а до этого идейного и морального, мы в ожидании второго Халифата по методу пророчества, по воле Аллаха. Халифата, который охватит благом все человечество. Поэтому мы должны предоставить некоторые основы и цели здравоохранения исламского государства идущего по методу пророчества, законы которого вытекают из исламской доктрины и мысли которого строятся на этой же доктрине.

Мы предусматриваем в этом управление делами людей и сострадание к ним, повинуясь словам Посланника Аллаха ﷺ: «Милующих помилует Милостивый». Передали Абу Дауд, ат-Тирмизи и проверил Албани. Мы осознаем величие роли и ответственности правителя в сохранении здоровья его подданных и управлении их делами таким образом, чтобы это приносило им пользу и отстраняло вред, подражая первому правителю мусульман нашему господину Мухаммаду ﷺ, которого Аллах охарактеризовал следующим образом:

لَقَدْ جَاءكُمْ رَسُولٌ مِّنْ أَنفُسِكُمْ عَزِيزٌ عَلَيْهِ مَا عَنِتُّمْ حَرِيصٌ عَلَيْكُم بِالْمُؤْمِنِينَ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ

«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (9:128).

И следуя за теми, кто последовал за ним ﷺ из числа халифов, один из которых даже сказал: «Если бы даже умер ягненок на берегу Евфрата, то я боялся бы что буду спрошен за него». Привел ибн Асакир в «Истории Дамаска», аль-Байхакъый в «Шуаб аль-Иман» от Омара (да будет доволен им Аллах).

Я надеюсь, что каждым из нас будет доволен Всевышний Аллах и поведет правильным путем и даст нам победу. Хвала Аллаху, Господу миров!

Здоровье и здравоохранение

Здоровье в языке является антонимом болезни. Это отсутствие самой болезни. Это также неимение пороков. Физическое здоровье является естественным положением при нормальных условиях.

В терминологии понятие здоровье охватывает как душевную сторону, так и физическую, вбирая благополучие от пороков органов, а также благополучие от душевных и социальных пороков. Здоровье значит положение полного здравия, как телесно, так душевно и социально.

Ислам считает здоровье великой милостью, которую не осознают многие люди. Передает Аль-Бухари в «Сахихе» от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Есть две милости, цену которым не знают люди: здоровье и свободное время». Поэтому Посланник Аллаха ﷺ побуждал мусульман просить у Аллаха здоровье. Он охарактеризовал его как лучшую вещь после убеждения, т.е. после веры. Передает ибн Маджа в «Сунан» по цепочке проверенной Албани, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Просите у Аллаха здоровье. Поистине, никому не было даровано благо лучшее, чем здоровье после веры».

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет ничего плохого в богатстве для богобоязненного. А здоровье для богобоязненного лучше, чем богатство. И довольство – это милость». Посланник Аллаха ﷺ побуждал верующих воспользоваться здоровьем до его исчезновения. Сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Воспользуйся пятью вещами прежде пяти вещей: молодостью до наступления старости, здоровьем до болезни, богатством до становления бедным, свободным временем до занятости и жизнью до прихода смерти». Передал аль-Хаким в «Аль-Мустадрак» и проверил Албани.

Посланник Аллаха ﷺ часто просил убежища у Аллаха от злых недугов, что даже ибн Хаджар сказал в «Фатх уль-Барий»: «Хадисы о прошении убежища от безумия, проказы, злых недугов, плохого нрава, страсти и болезней достигают таватура». Передает Абу Дауд и проверил Албани от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О Аллах, я прибегаю к тебе от проказы, безумия и злых недугов!»

Милость здоровья, как и остальные милости, за которые будет спрошен раб в Судный день. Будет ли он оберегать ее и благодарить Аллаха, который даровал ему ее? Даже это первая милость, за которую он будет спрошен из-за ее огромной значимости. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, первая милость, за которую будет спрошен раб в Судный день, это когда ему скажут: «Разве мы не дали тебе здоровое тело и не утолили твою жажду холодной водой?» (передал ат-Тирмизи и проверил Албани).

Что касается здравоохранения, то это забота о здоровье граждан: наблюдение за ним, оберегание и управление делами так, чтобы это вело к физическому и психическому здравию. А это включает в себя защиту от болезней до того как они возникнут и их лечение в случае возникновения, равно было ли это на уровне индивида или общества.

Шариат сделал здравоохранение обязанностью государства и халифа. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Имам ответственен за своих подопечных». Передал аль-Бухари. Здоровье относится к основным потребностям граждан, ибо Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто был физически здоровым, находясь в безопасности в доме своем и имея пропитание того дня, тот как будто бы овладел всеми богатствами этого мира». Передали ат-Тирмизи, Ибн Маджа с цепочкой, о которой сказал Албани, что она хасан. Шариат сделал здоровье основной потребностью, так же как пищу и безопасность.

Что касается того, что здравоохранение является обязанностью государства, то это понимается из хадиса: «Имам пастырь и он ответственен за свою паству». Несмотря на то, что лечение является мандубом (рекомендуемым) согласно приказу Посланника Аллаха ﷺ, где говорится: «Лечитесь, о рабы Аллаха, поистине Аллах не создал болезни, не создав от него исцеление за исключением одной болезни». Его спросили: «О Посланник Аллаха, а какая это болезнь?» Он сказал: «Старость». Передал ат-Тирмизи и сказал Албани, что хадис сахих. Однако необеспечение здравоохранения гражданам приводит к вреду, а устранение вреда является обязанностью государства. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не вреди себе и не вреди другому». Передал ад-Дарукутний, и он у аль-Хакима считается сахихом при условии Муслима. С этой стороны также здравоохранение является обязанностью государства.

Это с точки зрения общих доказательств на то, что здравоохранение является обязанностью государства. А что касается частных доказательств об обязательности, то аль-Бухари передает в «Аль-Адаб аль-Муфрад» и в «Ат-Тарих ас-Сагыр» с цепочкой, о которой Албани сказал, что она сахих от Махмуда ибн Лабида, что он сказал: «Когда был ранен Саъд в день рва и ранение было тяжелым, то его перевели к женщине, которую звали Руфайда. Она лечила раненных, и Посланник Аллаха ﷺ когда проходил мимо, то спрашивал у него как он встретил вечер? А если утром, то спрашивал у него как он встретил вечер? И он говорил ему». Его перевели по приказу Посланника Аллаха ﷺ. Приводит Ибн Исхакъ в истории Саъда ибн Муаза (да будет доволен им Аллах): «Когда его ранила стрела в день рва Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Положите его в шатре Руфайды, дабы я мог навещать его отсюда». Эта Руфайда – женщина из племени Аслам, которая лечила раненных, и у нее не было родственников из мусульман никого.

Также это передает Ибн Исхакъ в «Сире» и Аль-Вакыдий в «Аль-Магазий». Передал имам Муслим это происшествие вкратце от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что она сказала: «Саъд был ранен в день рва. Его ранил человек из Къурайша по имени аль-Арикъа и Посланник Аллаха ﷺ поместил его в шатре в мечети, дабы навещать его там». Это указывает на то, что шатер был построен по его приказу и он был в мечети, т.е. в общественном месте и он похож на общественную больницу. Его ﷺ слова: «Положите…» в риваяте Ибн Исхакъа указывают на его заботу как главы государства и фактического руководителя армии. Несмотря на то, что Саъд (да будет доволен им Аллах) состоял в армии, все же больница не была предназначена только для армии. Она была общей для всех мусульман, как приводится в риваяте Ибн Исхакъа. А Руфайда была руководительницей правительственной больницы, которая была сделана из шатра в мечети по приказу главы государства.

В хадисе есть указание на то, что руководительница больницы не брала плату с пациентов. Они не платили ей плату за врачевание, и лечение было бесплатным. Эта бесплатная медицина не была только для бедных, потому что Саъд являлся господином племени Бану Абд аль-Ашхаль. Он не был бедным, но получал медицинские услуги бесплатно. Государство должно предоставлять медицинские услуги всем гражданам: бедным и богатым из них. И Руфайда получала плату от государства. Передает Абу Омар ибн Абдуль Барр в «Аль-Истиаб» от Аль-Вакыдий, что она была в Хайбаре вместе с Посланником Аллаха ﷺ и он выделил ей долю одного мужчины из трофеев. А Аль-Вакыдий в «Аль-Магазий» принимается, даже если его хадис приняли за слабый. Передает Аль-Вакыдий также, что женщины-мусульманки, которые принимали участие в битве за Хайбар, лечили больных и раненных. И он передает, что Посланник Аллаха ﷺ выделил им долю из трофеев.

Передает аль-Бухари от Анаса ибн Малика следующее: «Пришли люди из Укля или Урайна и их постигли внутренние болезни в Медине. Посланник Аллаха ﷺ приказал им пить верблюжье молоко и мочу». Передает Муслим от Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха ﷺ сказал им: «Если хотите, то пейте верблюжье молоко и мочу и будете здоровы». Им не подошел климат Медины – они заболели, и Посланник Аллаха ﷺ стал готовить для них место, где они могли бы лечиться. В другом хадисе у аль-Бухари говорится, что Посланник Аллаха ﷺ поселил их в местности за Мединой, где были черные камни, полагая, что ее климат больше подойдет, чем климат Медины. Посланник Аллаха ﷺ дозволил им пить верблюжье молоко за счет средств Байтуль Мал. И это указывает на то, что медицина относится к интересам мусульман, за которые несет расход Байтуль Мал.

Здравоохранение в исламском государстве можно разделить на две части:

1- Психическое здравоохранение. Психическое здравоохранение осуществляется тогда, когда человек испытывает постоянное внутреннее спокойствие. А спокойствие возникает от удовлетворения органических потребностей и инстинктов правильным образом согласно законам шариата, вытекающим из исламской доктрины. Потому что только исламская доктрина отвечает на вопросы человека о жизни, о его судьбе после нее убедительным для разума ответом и соответствующим его природе. И потому что только Ислам гарантирует удовлетворение всех потребностей человека и его инстинктов систематическим образом, уравнивая между инстинктами и не ущемляя ни один из них. Он не оставляет ни одного инстинкта, чтобы он удовлетворялся за счет другого. Все это по божественной системе от Сведущего, Милостивого. По этому поводу Всевышний Аллах говорит:

مَنْ عَمِلَ صَالِحاً مِّن ذَكَرٍ أَوْ أُنثَى وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَلَنُحْيِيَنَّهُ حَيَاةً طَيِّبَةً وَلَنَجْزِيَنَّهُمْ أَجْرَهُم بِأَحْسَنِ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ

«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (16:97).

А прекрасная жизнь в аяте является выражением общим и не касается только потусторонней жизни. Также Аллах говорит:

إِنَّ الَّذِينَ قَالُوا رَبُّنَا اللَّـهُ ثُمَّ اسْتَقَامُوا فَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ ﴿١٣﴾ أُولَـٰئِكَ أَصْحَابُ الْجَنَّةِ خَالِدِينَ فِيهَا جَزَاءً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ ﴿١٤﴾

«Воистину, те, которые сказали: «Наш Господь Аллах», – и последовали прямым путем, – не познают страха и не будут опечалены. Они являются обитателями Рая, в котором они пребудут вечно в воздаяние за то, что они совершали» (46:13-14).

И Аллах говорит:

 

 فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى   وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً

«…то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123-124).

Если человек посмотрит на жизнь с точки зрения Ислама, то увидит, что постигающие его бедствия являются испытаниями от Аллаха. Если он проявит терпение и будет надеяться на награду, то воздаянием будет Рай, где не будет усталости и беспокойства и нетерпения из-за беды, которая его постигает. Сказал Аллах:

إِنَّ الْإِنسَانَ خُلِقَ هَلُوعًا ﴿١٩﴾ إِذَا مَسَّهُ الشَّرُّ جَزُوعًا ﴿٢٠﴾ وَإِذَا مَسَّهُ الْخَيْرُ مَنُوعًا ﴿٢١﴾ إِلَّا الْمُصَلِّينَ ﴿٢٢﴾ الَّذِينَ هُمْ عَلَىٰ صَلَاتِهِمْ دَائِمُونَ ﴿٢٣﴾

«Воистину, человек создан нетерпеливым, беспокойным, когда его касается беда, и скупым, когда его касается добро. Это не относится к молящимся, которые регулярно совершают свой намаз» (70:19-23).

Также приводится в «Сахихе» Муслима, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Удивительны дела верующего. Поистине, все его дела являются для него благом, и это только у верующего. Если постигнет его хорошее и он будет благодарить, то это будет для него благом. А если постигнет его плохое и он проявит терпение, то и это будет для него благом».

Душевное здравоохранение в исламском государстве осуществляется естественным образом при помощи концентрации исламских мыслей и чувств в обществе посредством системы образования, которая основывается на основе исламской доктрины и посредством исламских партий, работающих в исламском обществе. А также путем информационной политики, которая основана на распространении исламских мыслей в чистом виде. А также через формирование руками исламского государства атмосферы веры в обществе и побуждения к богобоязненности у граждан в целях заботы о психическом здоровье и осуществлении спокойствия. Это осуществляется путем претворения законов шариата, создания набожности, приказом к одобряемому и запретом порицательного, и устранением разврата, а также распространением шариатских концепций и сохранением исламских ценностей.

Также психическое здравоохранение связано с удовлетворением основных потребностей индивида. А это еда, одежда и жилье. Оставление этих потребностей без удовлетворения приводит к гибели, а удовлетворение частичным образом к душевному беспокойству, а иногда и к депрессии. Поэтому претворение исламской экономической системы, которая гарантирует удовлетворение основных потребностей как еда, одежда и жилье и даже дает индивиду возможность удовлетворить второстепенные потребности наилучшим образом является обязательным для сохранения психического здравоохранения в обществе.

Точно также в отношении безопасности. Это относится к основным потребностям граждан, неудовлетворение которых приводит к беспокойству и к психическим расстройствам. Армия и силы внутренней безопасности в исламском государстве обеспечивают защиту граждан и общества от врагов, как внешне, так и внутренне.

2- Физическое здравоохранение. Физическое здравие связано со здоровьем органов и регулярностью их функционирования естественным образом. Физическое здравоохранение осуществляется посредством защиты от болезней до их возникновения и их лечения после возникновения, даже если они были хроническими. Поэтому здравоохранение касается как больных, так и здоровых.

Психические заболевания, как шизофрения и клиническая депрессия и т. п. относятся к физическому здравоохранению, так как эти заболевания связаны с работой мозга как органа и зависят от наркотиков и химических веществ. Они не имеют непосредственную связь с понятиями.

Физическое здравоохранение осуществляется путем услуги врачей, медсестер и других специалистов в области медицины и здравоохранения, через административный аппарат, включающий в себя больницы, клиники, аптеки и другие медицинские учреждения. Этим административным аппаратом руководит департамент здравоохранения в исламском государстве.

Цели здравоохранения

Общими целями здравоохранения в исламском государстве являются:

1- Сохранение психического здоровья подопечных. Поистине, психическое и физическое здоровье неразрывны друг от друга. Психические заболевания ослабляют тело и уничтожают его, даже если человек был здоровым. Ключ к психическому здравию – это правильные понятия, вытекающие из исламской веры. Сказал Всевышний Аллах:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ قَدْ جَاءتْكُم مَّوْعِظَةٌ مِّن رَّبِّكُمْ وَشِفَاء لِّمَا فِي الصُّدُورِ وَهُدًى وَرَحْمَةٌ لِّلْمُؤْمِنِينَ

«О люди! К вам от вашего Господа явилось увещевание, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих» (10:57).

И сказал:

وَنُنَزِّلُ مِنَ الْقُرْآنِ مَا هُوَ شِفَاء وَرَحْمَةٌ لِّلْمُؤْمِنِينَ وَلاَ يَزِيدُ الظَّالِمِينَ إَلاَّ خَسَاراً

«Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих, а беззаконникам это не прибавляет ничего, кроме убытка» (17:82).

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, на теле есть такой орган, если он будет здоровым, то будет здоровым все тело. А если он будет больным, то будет больным все тело. О да, и это сердце». (Аль-Бухари и Муслим). Поэтому психическое здравоохранение относится к самым важным целям здравоохранения в исламском государстве.

2- Физическое здравоохранение граждан. Поистине, физическое здоровье, как мы говорили, одно из самых великих благ. И забота о здоровье относится к основным потребностям, которые должен удовлетворить правитель. Передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто был физически здоровым, находясь в безопасности в доме своем и имея пропитание того дня, тот как будто бы овладел всеми богатствами этого мира». Передали ат-Тирмизи, ибн Маджа с цепочкой, о которой Албани сказал, что она хасан. И сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Имам – пастырь и он ответственен за свою паству». Передал аль-Бухари.

Небрежность в уходе за здоровьем ведет к вреду в отношении граждан, и правитель совершает грех согласно словам Посланника Аллаха ﷺ: «Кто наносит вред – тому навредит Аллах». Передал ибн Маджа с хорошей цепочкой у Албани. А также сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Не вреди себе и не вреди другому». Передал ад-Дарукъутний и хадис у аль-Хакима является сахихом при условии Муслима.

3- Общие медицинские услуги для всех граждан. Имеются шариатские доказательства считающие, что здравоохранение является основной потребностью всех граждан, равно были ли они мусульманами или зиммиями. Правитель ответственен за всех граждан: слабых и сильных, богатых и бедных, верующих и неверующих.

Здравоохранение является прямой обязанностью государства, и оно охватывает все медицинские услуги, непредоставление которых может привести к вреду. Исключением из этого являются второстепенные потребности здоровья, как отбеливание зубов, удаление веснушек и т.д., неудовлетворение которых не ведет к вреду. Но государство должно стремиться по возможности удовлетворить второстепенные потребности граждан в сфере медицинского обслуживания.

4- Бесплатное здравоохранение. Государство предоставляет бесплатные медицинские услуги всем гражданам вне зависимости от того богатые они или бедные ибо здравоохранение является основной потребностью всех людей: бедных и богатых.

При бесплатном здравоохранении не берется в учет государственная казна и граждане не должны зависеть от тех условий, которых нет в шариате, как покрытие минимальных расходов медицинских услуг индивидом или плата за некоторые лекарства и услуги. Нужно смотреть на проблему здравоохранения как на проблему человека, а вовсе не как на экономическую проблему. И цель заключается в предоставлении медицинских услуг гражданам наилучшим образом, а не пополнение государственных или экономических источников.

Даже если и в обязанности государства входит предоставление бесплатных медицинских услуг всем гражданам все же никому не запрещается оказывать их самому. Передает аль-Бухари от Анаса (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Посланник Аллаха ﷺ позвал юношу, который занимался кровопусканием. И он пустил ему кровь. За что он ﷺ приказал дать ему плату и сказал, чтобы ему уменьшили налоги». Кровопускание на то время было способом исцеления, что указывает на то, что человек может сам оказывать медицинские услуги.

5- Совершенство и прогресс медицинских наук. Здравоохранение является острой необходимостью, обеспечение которой относится к жизненно-важным интересам Уммы. Поэтому исламское государство должно быть на передовой линии с точки зрения здравоохранения. И необходимо выпустить врачей, ученых и квалифицированных специалистов, дабы они разработали эффективные пути и средства для здравоохранения. И необходимо обеспечить максимальный потенциал научно-исследовательских и научно-инновационных возможностей для них. Целью является взятие исламским государством инициативы в свои руки в сфере здравоохранения и обеспечения самодостаточности, дабы оно не попало под влияние неверных государств. Сказал Аллах:

وَلَن يَجْعَلَ اللّهُ لِلْكَافِرِينَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ سَبِيلاً

«Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (4:141).

Этот аят является сообщением в значении требования. В нем приводится частичка отрицания и указывает на постоянство. Это служит кариной, указывающей на запрет того, чтобы у неверных был путь против верующих. И это категоричный запрет. Также этот текст является общим, ибо слово (سَبِيلًا) приводится в неопределенном состоянии в контексте отрицания. И текст в своей общности охватывает военную, просвещенческую и здравоохранительную власть.

 

(Продолжение следует)