ظَهَرَ الْفَسَادُ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ بِمَا كَسَبَتْ أَيْدِي النَّاسِ لِيُذِيقَهُم بَعْضَ الَّذِي عَمِلُوا لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ
Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь (30:41).
По случаю проведения международной конференции ООН в столице Дании Копенгагене 7-18 декабря 2009 года Хизб-ут-Тахрир в Дании издал брошюру относительно проблемы окружающей среды. Данное издание освещает реальность экологической проблемы и методику её решения с точки зрения Ислама. В этой статье мы приводим некоторые фрагменты этой брошюры.
Реальность и проблема
Выражение "окружающая среда" (или природа в более широком смысле) является термином, обозначающим все виды живых организмов и неживых вещей, которые существуют или находятся естественным образом на всей или части Земли. Западные государства и компании напрямую или косвенно причастны к гибели лесов и рек, уничтожению многих животных (другие же оказались под угрозой исчезновения), что заставило организации по защите животных начать сбор подписей с тех, кто выступает против этих дел. В наши дни миллионы тонн отходов вывозятся из западных промышленно-развитых стран в так называемые «страны третьего мира». И это стало глобальным прибыльным бизнесом. В результате этого были загрязнены земли и реки в этих странах. Поскольку большая часть этих отходов является токсичной: это батареи, тяжелые свинцовые отходы, которые оказывают непосредственное воздействие на нервную систему человека. Именно это и привело к смерти большого числа рабочих и болезням тысячи других.
Тем не менее, обсуждение проблемы окружающей среды и климата, которое развернулось между западными публицистами и политиками, привело к неправильному пониманию, ставшему причиной игнорирования реальных проблем, касающихся окружающей среды в целом. Так обсуждение темы изменения климата довольно существенно отклонило внимание от сосредоточения на остальных экологических проблемах стоящих сегодня перед миром. Таким образом, нельзя ограничиваться обсуждением вопросов изменения климата и сокращения выбросов углекислого газа. Напротив, необходимо концентрировать внимание на неосторожное поведение западных государств и компаний, наряду с обсуждением проблем окружающей среды, включая изменение климата и воздействие этого на людей.
Только лишь сокращение выбросов углекислого газа, в то время как мир загрязняется всеми средствами, не устранит экологические катаклизмы, которые в большей мере выпадают на долю стран третьего мира. Таким образом, проводимые научные дискуссии и обсуждения по влиянию деятельности обычного человека на изменение климата, в действительности, являются типичными вводящими в заблуждение спорами. Здесь мы не будем обсуждать вопросы научно-экспериментального характера. Однако следует отметить, что университеты и научные заведения на Западе опираются в финансировании собственных исследований на поддержку западных компаний, что ставит под сомнение объективность и результаты этих исследований, особенно, если речь идет об интересах крупных корпораций.
То, что следует обсуждать, заключается в следующем: «Как можно избежать всех экологических опасностей? Какова причина экологических катаклизмов, свидетелем которых стал весь мир? Кто несет ответственность за это? Неужели достижение экономического прогресса должно проходить за счет окружающей среды?»
Капиталистическое решение проблемы
Часть первая
Придание проблеме статуса торговли (спроса и предложения)
Система квот на выброс углекислого газа (Cap and trade system) является неотъемлемой частью Киотского протокола и Конвенции Европейского союза (ЕС – ETS). Эта система также станет частью нового соглашения, которое будет достигнуто на саммите в Копенгагене (COP15), если участникам удастся добиться этого.
Согласно этой системе квот страны-участники информируют о допустимом количестве выбросов углекислого газа в ходе производства, и стремятся сократить это количество в неопределенном еще процентном соотношении, то ли 20% или более процентов. Это осуществляется посредством компаний, зарегистрированных в этих государствах, которые обладают правом на определенный процент в предоставленном этим государствам количестве. Эти компании должны снижать процент выбросов с течением времени, что соответственно приводит к сокращению выбросов до взятого государством на себя объема. Компании, принадлежащие государствам подписавшим договор, могут использовать весь предоставленный им лимит на выброс углекислого газа, как и могут ограничиться более меньшим объемом.
Эти компании имеют право продать излишек, т.е. то, что осталось из предоставленного им лимита на международном рынке другим компаниям, желающим увеличить объем выбросов углекислого газа вследствие увеличения своей промышленной отрасли. Таким образом, углекислый газ стал товаром, цена которого определяется в зависимости от предложения и спроса. Николас Стерн (бывший главный экономист Всемирного банка), комментируя систему квот на выброс углекислого газа (Cap and trade system), сказал: «Это величайший провал рынка, свидетелем которого стал весь мир». В этих конвенциях, связанных с климатом, вопрос урегулирования проблемы изменения климата был оставлен на усмотрение рынка. Это ясно прослеживается в Киотском соглашении и Конвенции Европейского союза (EU-ETS), где стороны получили право собственности на загрязнение окружающей среды.
Система квот на выброс углекислого газа гарантировала право собственности на загрязнение окружающей среды и сконцентрировала их в руках наикрупнейших и наибогатейших западных компаний. Таким образом, капиталистическая система отрегулировала права на загрязнение окружающей среды аналогично тому, как отрегулировала права на добычу нефти, металлов и других полезных ископаемых, что привело к скоплению их в руках тех, кто имеет власть и деньги. Вследствие такой организации, система прав на загрязнение окружающей среды ведет к монополии, попустительству исключительно гигантским западным компаниям, причиняющим значительный урон по окружающей среде.
В итоге западные решения и предлагаемые соглашения для решения проблемы по изменению климата являются лишь гарантом того, чтобы ни климат, ни окружающая среда не стояли препятствием перед западными компаниями в увеличении загрязнения, если это необходимо для экономического развития и прибыли. Эти решения, основанные на рыночной политике, сделали окружающую среду жертвой алчности этих компаний – виновников экологического кризиса.
Капитализм – возбудитель экологических кризисов
Проблема окружающей среды не является единственным провалом капиталистической системы, провоцирующей кризисы один за другим, как и не является последним в числе тех кризисов, свидетелями которых мы стали в последние несколько лет. Как, например, продовольственный, финансовый, экономический и другие глобальные кризисы, которые отбросили миллионы людей за черту крайней бедности и позволили небольшой кучке людей завладеть тем, что невозможно даже представить человеческим умом.
Причина этого заключается в том, что капитализм неспособен предоставить правильные решения на те проблемы, с которыми сталкивается человечество. И это из-за своей доктрины, основанной на идее компромиссного решения, присваивающей ограниченному разуму человека роль законодателя. Идея отделения религии от жизни отдала человека в распоряжение капиталистических законодателей, которые считают, что смыслом жизни выступает получение максимального материального удовольствия, а критерием всякого поступка является выгода, не принимая во внимание ничего иного. Также причина заключается во взгляде капитализма на экономическую проблему, считая её дефицитом товаров и услуг по отношению к многочисленным новым потребностям (т.н. относительный дефицит).
Именно это заставило их обратить все свое внимание на увеличение производства за счет распределения и удовлетворения основных потребностей каждого человека, как жилье, питание и одежда. И мы видим, что, несмотря на беспрецедентное увеличение объема производства в самом сердце капиталистической системы в США в 2003 году, численность бедных возросла на 1. 3 миллиона людей по сравнению с прошлыми годами.
Кроме того, капиталистическая система не признает никаких моральных ценностей в экономических делах. Эта экономика преследует исключительно материальные ценности и считает увеличение материального состояния индивидуума ключом к успеху, независимо от последствий этого для общества и природы. Именно это и выразил отец капиталистической системы Адам Смит, сказав, что алчность – это мораль человека, двигающая экономику вперед.
Последствия такой философии стали разрушительными для человечества и окружающей среды. Все мы стали очевидцами разрушения рек, лесов, посевных земель и так далее, а также загрязнений их по причине работы западных компаний во всех концах земного шара.
Эти компании уничтожили самые большие леса в мире, как в Индонезии, так и в Южной Америке, чтобы эти леса, которые играют непосредственную и значимую роль в сокращении уровня углекислого газа в атмосфере, в скором времени остались в прошлом. Просто смешно, что именно эти компании нынче говорят о защите окружающей среды и климата.
Люди почти на всех континентах: в Южной Америке, Африке, Азии и даже Европе стали свидетелями загрязнения земель, на которых они живут и жили испокон веков. Более того, они стали очевидцами рождения детей с врожденной патологией; людей, которые заболевают странными болезнями под воздействием токсичных отходов, сбрасываемых в моря, реки и озера. В то время, когда речь идет о снижении выбросов углекислого газа во имя спасения климата, в «страны третьего мира» перевозятся токсичные отходы, которые загрязняют землю, убивают людей, портят сельскохозяйственные угодья и уничтожают рыбу. Например, река Нил загрязнена до такой степени, что люди, которые употребляют воду из неё, имеют большие проблемы со здоровьем.
Тарик Самир, один из работников департамента управления водными ресурсами при Национальном центре научных исследований, сказал: «Некоторые районы реки Нил и ее притоков загрязнены промышленными сточными водами, которые без очистки сбрасываются непосредственно в реку». Он добавил: «Впадающие в реку Нил растворенные органические соединения, которые являются результатом производства, сельского хозяйства и сточных вод, остаются даже после обработки воды хлором на водоочистных станциях».
Охрана окружающей среды требует больших затрат, а когда прибыль выступает единственной целью, то любая компания будет стремиться сократить свои расходы. Это означает, что, согласно капиталистической логике, существует обратная пропорция между охраной окружающей среды и увеличением размера прибыли, как это имеет место между защитой человеческого достоинства и увеличением размера прибыли. Если применение капитализма привело к этому заметному разрушению, от которого страдают человечество и окружающая среда, то благоразумный человек обязан задуматься о факторе, который может заставить капиталиста заинтересоваться будущей жизнью человечества и защитой окружающей среды.
Точка зрения Ислама
Исламский взгляд на жизнь основан на абсолютной уверенности в том, что жизнь, человек и Вселенная имеют Творца, создавшего их – это Всевышний Аллах. Что Ислам является посланием, которое Всемогущий Творец ниспослал для человечества, чтобы вывести людей из мрака к свету. Если человек твердо и разумно убедится в этой доктрине и удовлетворится сердцем в отношении неё, то она, т.е. эта доктрина, станет основой всех его идей и критерием его поступков. Поэтому мусульманин убежденно считает, что Всевышний Аллах, Творец, ниспослал завершающее послание, определяющее добро и зло, а также истину и ложь. Поэтому мусульманин во всех вопросах своей жизнедеятельности и в решении своих проблем обращается к исламской доктрине, из которой вытекает всеобъемлющая система жизни, упорядочивающая все потребности человека независимо от времени и места, а также без всякого воздействия от окружающей среды, обстоятельств или личных интересов.
Исламская доктрина решает проблемы человека, беря во внимание все ценности человека: духовные, гуманные, моральные и материальные, и устанавливает гармонию между ними. Она не превозносит материальную ценность над прочими ценностями, как и не игнорирует одни ценности, предпочитая другие. Напротив, она отлично налаживает гармонию между ними всеми. Решение на то или иное общество строится на основе налаженной гармонии между этими четырьмя ценностями, а не только на основе материального прогресса, где мерилом выступают ВВП или другие экономические показатели. Материальный прогресс и развитие, достигнутые за счет остальных народов мира или окружающей среды (природы), никогда не могут быть верным показателем благополучного общества.
Тем не менее, данный баланс между этими четырьмя ценностями невозможно достичь, если роль законотворчества будет отведена самому человеку. Поскольку человек по своей сущности неспособен изолироваться от своих личных интересов и желаний в момент утверждения законов. Понимание человека в сфере упорядочивания подвержено изменению, противоречию, разногласию и влиянию со стороны окружающей среды, в которой он живет. Вследствие этого он вырабатывает противоречивую систему, которая ведет человека к несчастью и страданиям. Состояние современного мира со всеми проявлениями коррупции, произвола, бесчинства и вредительства по отношению к людям и природе служит ярким доказательством неспособности человека издать правильную систему, которая определила бы, что является добром, а что злом.
Ислам не запрещает людям наслаждаться милостями Аллаха, как и не запрещает работать, зарабатывать и обогащаться. Напротив, определяет работу необходимым условием в продвижении жизни человека и исполнении им своих обязанностей. Всевышний Аллах говорит:
قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ اللّهِ الَّتِيَ أَخْرَجَ لِعِبَادِهِ وَالْطَّيِّبَاتِ مِنَ الرِّزْقِ قُلْ هِي لِلَّذِينَ آمَنُواْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا خَالِصَةً يَوْمَ الْقِيَامَةِ كَذَلِكَ نُفَصِّلُ الآيَاتِ لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ
Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?» Скажи: «В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них. Так Мы разъясняем знамения людям знающим» (07:32).
Однако, при этом, он не согласен с пресыщением некоторых лиц, в то время как есть тот, кто не может удовлетворить свои основные потребности. Поэтому Ислам считает, что экономическая проблема заключается в распределении богатства, а не в относительном дефиците. Он не направляет свое внимание на увеличение производства, напротив, обращает внимание на борьбу с бедностью каждого человека в отдельности. Он гарантирует баланс между субъектами одного общества, при этом, не упраздняя потребности индивидуума, как и не превознося их за счет общества. Ислам не приемлет бесчеловечные условия жизни, в которых пребывает сокрушительное большинство населения земного шара под управлением капиталистического строя по вине небольшой части меньшинства, которые, не наедаясь, преследуют богатство.
Благодаря такому взгляду Ислам воспитывает в человеке чувство того, что Всевышний Аллах следит за ним во всех его делах, и это побуждает его к тому, чтобы он добровольно соблюдал предписания Аллаха и сторонился Его запретов, даже если это повлечет за собой некие материальные потери. Также при помощи этого понимания Ислам удерживает человека от алчности и чрезмерного потребления и побуждает к экономической активности в соответствии с шариатскими законами, а моральные и духовные ценности препятствуют тому, чтобы эта материальная экономическая активность не превратила человека в робота, делающего что-либо исключительно в целях выгоды. Этим самым он ликвидирует корни злоумышленного поведения человека, ведущего к нарушению экологического баланса. Ислам основывается на одной ориентации – это то, что должно лежать в основе общества, жизни и человека. А это в точности может определить и знать только Создатель и Законодатель человека.
Исламский взгляд на окружающую среду
Ислам не считает, что связь человека с природой является связью борющихся сторон и противоречий между ними. Напротив, он определил её как взаимодополняющую связь. Поскольку как человек, так и Вселенная и жизнь являются творениями Бога. Всевышний Аллах подчинил Вселенную во благо человеку, а на человека возложил благоустройство земли. Всевышний Аллах сказал:
اللّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ وَأَنزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجَ بِهِ مِنَ الثَّمَرَاتِ رِزْقاً لَّكُمْ وَسَخَّرَ لَكُمُ الْفُلْكَ لِتَجْرِيَ فِي الْبَحْرِ بِأَمْرِهِ وَسَخَّرَ لَكُمُ الأَنْهَارَ وَسَخَّر لَكُمُ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ دَآئِبَينَ وَسَخَّرَ لَكُمُ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ
«Аллах – Тот, Кто создал небеса и землю, ниспослал с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания, подчинил вам корабли, которые плывут по морям по Его воле, подчинил вам реки, подчинил вам солнце и луну, непрестанно движущиеся по своим орбитам, подчинил вам ночь и день» (14:32-33).
وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلاَئِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الأَرْضِ خَلِيفَةً قَالُواْ أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَاء وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ
«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете»(2:30).
Благоустройство земли подразумевает собой бережное отношение к ней и защиту от распространения нечестия на ней, как в физическом, так и в моральном виде. Всевышний Аллах говорит:
وَلاَ تُفْسِدُواْ فِي الأَرْضِ بَعْدَ إِصْلاَحِهَا وَادْعُوهُ خَوْفاً وَطَمَعاً إِنَّ رَحْمَتَ اللّهِ قَرِيبٌ مِّنَ الْمُحْسِنِينَ
«Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок. Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро» (7:56).
Ислам посчитал распространение порочности и нечестия на земле серьезным преступлением. Всевышний Аллах говорит:
وَمِنَ النَّاسِ مَن يُعْجِبُكَ قَوْلُهُ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيُشْهِدُ اللّهَ عَلَى مَا فِي قَلْبِهِ وَهُوَ أَلَدُّ الْخِصَامِ وَإِذَا تَوَلَّى سَعَى فِي الأَرْضِ لِيُفْسِدَ فِيِهَا وَيُهْلِكَ الْحَرْثَ وَالنَّسْلَ وَاللّهُ لاَ يُحِبُّ الفَسَادَ
«Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни. Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе, хотя сам является непримиримым спорщиком. Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия» (2:204-205).
Также Ислам пояснил, что во Вселенной и на земле установлена гармония и поставлено специальное соизмерение. Всевышний Аллах говорит:
وَالأَرْضَ مَدَدْنَاهَا وَأَلْقَيْنَا فِيهَا رَوَاسِيَ وَأَنبَتْنَا فِيهَا مِن كُلِّ شَيْءٍ مَّوْزُونٍ
«Мы простерли землю, поместили на ней незыблемые горы и взрастили на ней в меру всякие вещи» (15:19).
إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ
«Воистину, Мы сотворили каждую вещь соизмеренным образом» (54:49).
Все эти коранические тексты и им подобные достаточны для пояснения взгляда Ислама на природу и окружающую среду. Они отчетливо указывают на необходимость защиты окружающей среды и на запретность нарушения баланса и гармонии. Они побуждают верующего человека к тому, чтобы он всеми своими силами старался благоустраивать землю и бережно относился к ней при извлечении пользы для себя. Тем не менее, существует множество шариатских текстов в Коране и Сунне, касающихся подробностей защиты окружающей среды. Это значит, что Ислам не ограничился в этом вопросе общими чертами, напротив, он затронул подробности, чтобы удержать человека от вредительства и загрязнения окружающей среды. Он не оставил за человеком определение формы взаимодействия с природой согласно своим индивидуальным желаниям, где последний (т.е. человек) мог бы распоряжаться ею согласно своим интересам, не беря во внимание саму природу и жизнь в ней. Мы упомянем лишь одну сторону пророческих хадисов в качестве примера.
Во взаимодействии с водой:
От Абу Хурайры (р.а.) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пусть никто из вас не мочится в стоячую воду, а затем еще и моется в ней». (Бухари и Муслим).
От Муаза ибн Джабаля (р.а.) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Опасайтесь трех проклятий – за испражнения в природные месторождения (водоемы), посреди дороги и в тени». (Абу Дауд и Ибн Маджа).
От Абдуллаха ибн Амра ибн аль Аса (р.а.) сообщается, что однажды проходя возле Саада, который в то время умывался (принимал малое омовение – абдест), Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Что это за излишество?». «А разве в омовении может быть излишество?» – переспросил Саад. «Да, – продолжил Пророк, – даже если ты умываешься в проточной реке». (Ибн Маджа).
Во взаимодействии с растительностью:
Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если мусульманин посадит будь какое дерево или посеет будь какой посев, то за каждую долю еды, съеденной из них человеком, животным или птицей, он получит милостыню (садакъа)». (Бухари).
Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто оживит мертвую землю, то она принадлежит ему». (Абу Дауд и Ахмад).
Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если случится так (когда наступит Час), что в руках кого-либо из вас окажется будь какой отросток, и есть возможность посадить его, то пусть сделает это». (Ахмад).
Сообщается, что перед тем как отправить сподвижников (р.а.) на джихад Посланник Аллаха ﷺ говорил им: «Отправляйтесь с именем Аллаха и ради Него. Не ломайте дерево, если только мешает вам вести сражение или стоит преградой между вами и язычниками». (Аль-Байхаки).
Во взаимодействии с животными и птицами:
Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Как-то одного человека, шедшего своей дорогой, застала мучительная жажда. Он нашёл колодец, спустился к воде и напился, а когда выбрался наружу, увидел собаку с высунутым языком, которая от сильной жажды ела влажную сырую землю. (При виде этого) человек сказал себе: «Эту собаку жажда мучит так же, как мучила и меня», – после чего он снова спустился к воде, наполнил ею свой башмак и напоил собаку. Аллах отблагодарил его за это и простил его грехи». (Люди) спросили: «О Посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» Он сказал: «Награда полагается за всё живое». (Бухари).
Сообщается от Ибн Омара (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Женщина была наказана за кошку, которую она держала взаперти, пока та не умерла. Итак, она вошла в огонь из-за неё (кошки). Она не кормила и не поила её, держа её взаперти. И не опустила её на свободу, где она могла бы есть насекомых на земле». (Бухари).
Сообщается от Анаса, что Посланник Аллаха ﷺ запрещал морить зверей (т.е. завязывать и убивать из стрел или ударом).
Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если человек без права убьет воробья и выше, Аллах непременно спросит его за право этой птицы». Его спросили: «А что за право у неё?» – «Что закалывают, нужно есть. Нельзя вырывать голову и выбрасывать».
Это капля в море шариатских текстов, касающихся окружающей среды. Это демонстрирует уникальный обзор того, в какой степени Ислам обращает внимание на природу. Также показывает то, что Аллах создал и подчинил природу для человека, сделав его хранителем её, а не её разрушителем.