Всевозможными многочисленными способами и средствами Запад пытается внедриться в сознания мусульман. Одним из этих способов выступает западная пропаганда таких чужеродных идей, как межкультурный диалог. Для этого он готовит группу публицистов, ученых и журналистов. Для этого проводятся семинары и лекции по обсуждению этих идей. Для этого транслируется целый ряд религиозных и просветительных передач, где каждый свидетельствует об исламской и христианской религиозной терпимости или толерантности по отношению к другим. В итоге идея межкультурного диалога выглядит как естественное явление (произрастание) в культуре Ислама, между тем, как идея межкультурного столкновения становится чуждой идеей в Исламе и среди мусульман.
Несомненно, есть масса западных публицистов, которые выступают за идею межкультурного диалога. Часть из них, пусть даже малая, желают успеха этой идее, полагая, что она означает интернациональное перемирие, которое ведет к уважению культурных особенностей, а также зарождает конструктивное сотрудничество между приверженцами разнообразных культур. Эта группа публицистов считает, что история общечеловеческой культуры является кумулятивной, где каждая предстоящая культура уходит корнями в предыдущую ей культуру. Они полагают, что идея межкультурного столкновения или борьбы является идей, разрушающей человеческое бытие и отвергающей принцип общечеловеческого единства, что порождает проблемы и кровавые конфликты по всему миру.
Эти писатели и мыслители не владеют ничем, кроме пера, выражающего их эмоции и чувства, которые приобретают форму желания избавления от свирепствующих международных конфликтов. Однако такие люди не имеют места в мировой политике или в процессе утверждения стратегических направлений их государств. Поэтому их призывы являются и продолжают быть индивидуальными, не имеющими реальности, за исключением чернил, которыми написана эта идея. И станут их желания жертвой на алтаре новой колониальной гегемонии!
В противоположность этому мы видим множество влиятельных публицистов, как Хантингтон и Фукуяма, и массу западных политиков, которые призывают к идее межкультурной борьбы, подавлению другого и призыву к недопустимости снисхождения в его пользу, а также запрету общения с ним или установлению с ним любого рода отношений. Эта группа не пренебрегает никакими методами, чтобы стереть все культурные особенности. Феномен глобализации в её различных аспектах: политической, экономической и конечно культурной, стал отправной базой для борьбы со всеми противоположными идеями при политической поддержке и в соответствии с долгосрочными стратегическими планами. Эта глобализация мира со всеми своими идеями обращена ко всему миру, чтобы сплавить его в одном тигле.
Она направлена на то, чтобы сделать людей рабами, потребляющими западные товары и западную потребительскую мысль и культуру. И ситуация докатилась до того, что человека стали объективировать в качестве товара. Именно этого и желают главные игроки геополитической борьбы. Другими словами, чтобы все люди следовали одному курсу, каждый работал бесплатно и читал новые капиталистические учения. Тогда и начинается агитация других к межкультурному диалогу. Хотя этот межкультурный диалог уже не означает ничего, кроме отказа народом, служащим мишенью, от своей культуры и просветительной идентичности во благо другой мысли и просвещения. А если и остается что-либо от материнской культуры, то оно не более чем индивидуальные духовные мольбы за стенами храмов, монастырей и мечетей.
Исламская история и межкультурное столкновение
Ислам пришел с абсолютно новой культурой, т.е. совершенно новой концепцией (понятиями) о Вселенной, человеке и жизни, опирающейся на совокупности мировоззренческих идей, которые составляют идентичность мусульманина. Поэтому было сказано, что исламская культура – это совокупность просветительных статей, формирующих жизнь мусульман. Аналогично тому, как говорят о капиталистической культуре, что она представляет собой совокупность капиталистической культурных идей обо всем, что окружает человека. Поэтому культура в целом означает образ жизни, метод мышления и азбука бытия.
Отсюда можно заметить, что когда Ислам выступил в новом обществе, которое имеет другие мировоззренческие взгляды, нормы поведения и законодательства, он боролся с ними и не вел с ними диалога для поиска компромисса с их приверженцами. Посланник Аллах ﷺ хотел, чтобы они сказали то слово, благодаря которому они смогут возглавить арабов и неарабов, т.е. чтобы они засвидетельствовали, что «нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад – Посланник Аллаха», а также, чтобы они отреклись от поклонения идолам и приняли новое исламское учение от Пророка ﷺ.
Вспомните того бедуина, который приехал к Посланнику Аллаха ﷺ и спросил, что требуется от него, если он обратится в новую веру (Ислам). Посланник Аллаха ﷺ ответил ему и объяснил, какие предписания Ислама он обязан соблюдать. Это, естественно, требует отречения от своего предыдущего положения. Достаточно взглянуть на эпизоды призыва Посланника Аллаха ﷺ и его многочисленные диалоги с многобожниками в Мекке, как станет ясно, что идея компромисса не имеет никакой ценности в шариате, не говоря уже о её неосуществимости.
Что касается Благородного Корана, то он обратился к людям с тем же, с чем обратился к ним Посланник Аллаха ﷺ. Он назвал глупым суеверием их идеалы и осудил их невежественный (джахилийский) образ жизни. Он не просил их прийти к обоюдному согласию относительно некоторых вещей для упорядочивания жизни. Напротив, он требовал от них поразмыслить над созданиями Аллаха, чтобы они пришли к верной разумной вере и оставили все прочее. Наиболее ярким доказательством этому из Корана служат слова Всевышнего Аллаха в последних аятах суры «Аль-Анбия» (Пророки), после упоминания нескольких позиций предшествующих пророков и сравнивая с взаимоотношениями Благородного Пророка ﷺ с многобожниками. Всевышний Аллах говорит:
وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِّلْعَالَمِينَ
قُلْ إِنَّمَا يُوحَى إِلَيَّ أَنَّمَا إِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ فَهَلْ أَنتُم مُّسْلِمُونَ
فَإِن تَوَلَّوْا فَقُلْ آذَنتُكُمْ عَلَى سَوَاء وَإِنْ أَدْرِي أَقَرِيبٌ أَم بَعِيدٌ مَّا تُوعَدُونَ
إِنَّهُ يَعْلَمُ الْجَهْرَ مِنَ الْقَوْلِ وَيَعْلَمُ مَا تَكْتُمُونَ
وَإِنْ أَدْرِي لَعَلَّهُ فِتْنَةٌ لَّكُمْ وَمَتَاعٌ إِلَى حِينٍ
قَالَ رَبِّ احْكُم بِالْحَقِّ وَرَبُّنَا الرَّحْمَنُ الْمُسْتَعَانُ عَلَى مَا تَصِفُونَ
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам. Скажи: «Мне внушено в откровении, что ваш Бог – Бог Единственный. Не станете ли вы мусульманами?» Если они отвернутся, то скажи: «Я предупреждаю всех вас в равной мере, и я не знаю, рано или поздно настанет то, что вам обещано. Воистину, Он ведает о словах, которые произносят вслух, и ведает о том, что вы утаиваете. Я не знаю, может быть, это искушение для вас или же возможность пользоваться благами до определенного времени». Он сказал: «Господи! Рассуди по справедливости. У нашего Милостивого Господа надо просить помощи против того, что вы приписываете» (21:107-112).
В толковании слов Всевышнего Аллаха в 109 аяте суры «Аль-Анбия» (Пророки) приводится: «Если они отвратятся от Ислама, скажи им: «Я довожу до всех вас то божественное откровение, которое Всевышний Аллах ниспослал мне. Я и вы равны в знании относительно того, в чем я вас предостерег и увещевал. Теперь я не знаю, когда именно постигнет то наказание, которое было обещано вам?» Другими словами, не входи с ними в перемирие, ибо проблема заключается в вере или неверии, наказании и предостережении им.
Жизнь сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и их дела свидетельствуют о неприемлемости идеи межкультурного диалога. И исламские завоевания служат олицетворением этой неприемлемости и отказа. История Рабий ибн Амира с персидским военачальником Рустумом служит эхом данного принципа. Его слова ярко доказывают отказ от мнимой идеи межкультурного диалога. Вспомните, что он сказал: «Мы прибыли, чтобы вывести людей из поклонения людям к поклонению Господу людей».
Поэтому, либо вера, покорность (Ислам) и богобоязненность, либо неверие, и нет здесь третьей альтернативы. При этом для мусульманина и в Исламе это вовсе не означает, как это пытаются сегодня преподнести, подавление другого. Напротив, это значит устранение препятствий между Исламом и людьми, чтобы они могли обращаться за судом и управлением к Исламу. Если они убедятся и уверуют, то им то, что избрали. Если же не убедятся в учениях Ислама, то «нет принуждения в религии», но необходимо исламское правление. Таким является Ислам и таково его законодательство. Этому следовали Посланник Аллаха ﷺ и благородные сподвижники (р.а.) в своей жизни.
По этому пути пошли и табиины (последователи) в ходе диалога с представителями других культур в завоёванных странах. Мусульмане опровергали все измышления на Ислам и вели диалог с благоразумными представителями противоречащих им народов не для того, чтобы прийти к компромиссному решению. Напротив, для того, чтобы довести до них разумные убедительные аргументы Ислама. И известная история дискуссии Абу Ханифы с безбожниками служит ярким подтверждением этого.
Западные программы и межкультурное столкновение
Пожалуй, самым шокирующим явлением при исследовании этого вопроса служит открытое противоречие между практическими делами Запада и между ложной теорией межкультурного диалога. Были проведены ряд форумов для экспорта идеи межкультурного диалога. Было заявлено, что существуют общечеловеческие знаменатели. Прошли так называемые конференции межрелигиозного диалога. В противоположность этому видно, как Запад нападает на мусульман и их культуру, унижая её и её символы. Возможно, случаи с карикатурами на Пророка ﷺ в международной прессе и та позиция, которую заняли западные СМИ в отношении этого, ярко демонстрируют это.
Более того, ситуация дошла до убийства и телесного покушения, как это произошло с мусульманской женщиной по имени Марва Эль-Шербини, которая была убита на глазах у властей и служб безопасности Германии в здании суда, который, как полагается, имеет статус неприкосновенности по закону. И это не говоря уже о военной оккупации и экономической гегемонии над мусульманскими странами в Ираке, Палестине и Афганистане. Также, не говоря о нарушении суверенитета так называемых «независимых государств», когда ежедневно обстреливают позиции в Вазиристане и других регионах. Все это, несомненно, изобличает нутро и раскрывает подлинное лицо персон, мнимо утверждающих о диалоге. Как и разоблачает приукрашенный умысел межкультурного диалога со всеми его безобразными идеями.
Несмотря на то, что в мире пропагандируются множество идеологий и просвещений: коммунизм, конфуцианство, капитализм и Ислам, однако почему-то они хотят вести диалог только между Исламом и капитализмом. Все предельно ясно: межкультурный диалог не является серьезной идеей, даже если у неё имеются сторонники. Напротив, это очевидный обман и коварная хитрость, которую практикуют в отношении нас западные законотворческие учреждения. И это в то время как мы, в силу своей политической слабости пытаемся доказать, что Ислам принимает взгляды другого. Более того, эти учреждения выставляют несогласие с идеей межкультурного диалога. Это проявляется в попытке удержать того, кто выдвигает предложения, противоречащие тому, что доминирует над идейной и просветительской ареной.
Если человек подойдет объективно и беспристрастно к этому вопросу, то заметит, что идея межкультурного диалога является из рода нереальных утопических идей. Где мы можем сойтись с ними? Разве Ислам принимает чужеродные мысли, являясь истинной религией и всеобъемлющей программой? Ведь Всевышний Аллах говорит:
الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ
«Сегодня Я довершил вашу религию в совершенстве» (05:03).
Неужели, если мы хотим заимствовать что-либо из чужой культуры, это значит, что мы должны брать продукцию её приверженцев? Разве культура европейцев – это их продукция? Неужели мы должны принимать западные мысли и взгляды, если берем западные продукции?
Именно это распространяют некоторые современные мыслители: как можешь выходить против западной культуры и в то же время водить автомобиль европейской марки или летать на самолете и использовать их компьютер? И тому подобное. Они забыли, или сделали вид, что забыли, тот факт, что наука является общемировым достоянием, которое можно брать, будь с какого источника. Поэтому не говорят: это капиталистический автомобиль или коммунистический самолет. Напротив, говорят, что теория межклассовой борьбы или связи эволюции с орудиями производства является коммунистической идеей, или, что такие мысли, как свобода личности, или религия – Богу, а родина для всех, являются капиталистическими идеями.
Итого: идея межкультурного диалога является ложным представлением и заблуждением, в которое впали мыслители, и в которое стараются ввести исламскую Умму. Неопровержимым фактом служит то, что идея межкультурного столкновения является неизбежной идеей, существующей во всех культурах. Едва ли можно найти старую или новую культуру, лишенную этой идеи. И это не предосудительно. Напротив, природа идей и их особенностей среди людей такова, что их принимают или от них отрекаются, и это неизбежно. Межкультурная борьба – непрерывное явление.
Она не прекратится ни при существовании исламского государства, ни при его отсутствии. Она принимает многочисленные проявления. И индивидуальные диалоги или конференции не являются единственными проявлениями этой борьбы. Напротив, книги, фильмы, форумы, встречи, лекции, семинары и политические решения правителей, которые зависимы от политических и просветительских кругов Запада: все это является частью, средством, способом навязывания идеи межкультурного диалога в интересах Запада.
Поэтому нам мусульманам, призывающим к установлению исламского государства Халифат и работающим над изменением порочной действительности, не следует обольщаться рекламой межкультурного диалога, насколько красивыми не были бы эти фальшивые наименования и как бы громко не восхваляли нанятых для этого дела работников. Они обычные люди, которые либо впали в заблуждение, либо вводят в заблуждение.
Они – те, которые спрятали свои головы в пески унижения и малодушия. Поэтому мы обязаны быть всесторонне готовыми для этого дела. Ибо западная культура, которая превзошла мусульман в политическом, экономическом и военном плане, начала свой обратный отсчет во всех отношениях. По дозволению Аллаха, она не сможет вести борьбу с божественными идеями Ислама. Исламская доктрина (акыда) крепка в умах и сердцах мусульман и жива в их душах. Она делает того, кто придерживается её, более стойкой, сильной и решительной личностью, следующей тем идеям и опоре, которые регулируют жизнь и упорядочивают поведение. Именно они воплотятся в реальной действительности, когда, по дозволению Аллаха, установится государство Праведный Халифат в самое скорое время, Инша Аллах.
И это государство направит культурную борьбу (межкультурную борьбу) в её естественное русло, приводящее к верховенству Ислама над всем миром, как подтверждение словам Посланника Аллаха ﷺ: «Аллах расстелил предо мною землю, и я увидел ее от востока до запада. Поистине, моя община получит власть над территорией, которая была мне показана. И были вручены мне две сокровищницы: красная и белая.Я испросил у своего Господа, чтобы Он не погубил мою общину, посылая на нее массовые бедствия, и не насылал на нее никакого внешнего врага, кроме того, который находится в ее собственных рядах, и защитил ее целостность. Господь мой ответил: «О Мухаммад, если Я решил что-нибудь, то это неотвратимо.
Итак, Я даровал твоей общине то, что Я не погублю ее, посылая на нее массовые бедствия, и не нашлю на нее никакого врага, кроме того, который находится в ее собственных рядах. И сохранит она свою целостность, даже если все население соседних провинций выступит против неё, но только до тех пор, пока они не начнут губить и пленить друг друга. Если же падет на них меч, то он уже не поднимется до Дня воскресения. Истинно, я боюсь, что в моей общине появятся имамы, вводящие в заблуждение. И не наступит Час до тех пор, пока (некоторые) племена из моей общины не начнут поклоняться идолам и приобщаться к многобожникам. В моей общине появятся тридцать лжецов, каждый из которых провозгласит себя пророком. Тем не менее, в моей общине все время будет существовать группа людей, которые будут придерживаться истины и одержат победу, и не причинят им вреда те, которые оставят их без поддержки, пока не придет повеление Всевышнего и Благословенного Аллаха» (Муслим от Савбана).
Фирас Хадж Мухаммад
Палестина