Мусульмане Южного Судана…потери во времена трагедий

Коренное население Южного Судана состояло из общности племен идолопоклонников, которые не знали небесных религий вплоть до недавнего времени. Южный Судан, как и все центральноафриканские страны, расположен в сложном регионе, где сезон дождей продолжается месяцами, непроходимые чащи с насекомыми, вызывающими болезни и эпидемии, густые леса с дикими зверями и отсутствие дорог стали причиной того, что эти регионы оставались закрытыми перед небесными религиями.

Новое летоисчисление для населения юга началось когда туда стали проникать некоторые торговцы с севера Судана, затем начались завоевания региона Османским Халифатом в лице Мухаммада Али паши, который дошел до границ Уганды и перешел их, добравшись до истоков Нила.

После этого завоевания и присоединения Судана к Халифату жители северных провинций стали активно переселяться на юг, что привело к распространению Ислама. Это произошло в начале XIX века (XII веке по хиджре). Один только вид того, как северные торговцы совершали омовение и начинали читать намаз, вызывал у местных жителей множество вопросов и поскольку они были идолопоклонниками, т.е. очень близки к фитре, этот фактор облегчал их принятие Ислама. Поэтому любой мусульманин, отправлявшийся в Южный Судан, невольно превращался в проповедника.

Распространение Ислама привело к распространению арабского языка в качестве языка Корана и метода в призыве к Исламу. Этому также способствовало то, что племена Юга не имели единого языка общения и межнациональное общение было сильно затруднено, если не сказать, что оно отсутствовало вообще. Таким образом, арабский язык стал выполнять эту функцию между племенами юга в межнациональном общении и его стали знать и говорить на нем даже те, кто отказался от Ислама и продолжал придерживаться традиционных верований.

Английский колониализм и попытки изменить ситуацию:

После того, как англичане в 1898 году покончили в Судане с государством махдитов, они стали размышлять над тем как при помощи силы отрезать Южный Судан от севера и постараться изменить южан, поскольку они поняли, что изменить сознание мусульман-северян им не удастся. Для этих перемен они создали свои планы, используя несколько способов, например:

1. Создание христианских школ и приютов.

2. Развитие христианизации путем специальных учреждений и внедрение их во все регионы Судана.

3. Борьба против Ислама и мусульман, особенно в Южном Судане.

4. Действия по разжиганию розни между черным населением Южного Судана и распространение среди них сплетен против мусульман и поощрение к насилию против них.

Англичане обнаружили, что Ислам и арабский язык распространяются на юге с поразительной быстротой, и это стало раздражать их. Тогда христианские миссионерские организации стали работать над тем, чтобы разбить исламские силы, прежде всего в приграничных районах, т.е. в местах наибольшего соприкосновения северного мусульманского Судана и Юга, который тянулся к Исламу. Южный Судан стал центром активности миссионерских организаций, враждебных Исламу и мусульманам, затем английские власти стали вести войну против арабского языка и поощрять местные диалекты, развивая их письменность на основе латиницы.

Затем они ввели английский язык в миссионерских школах, которые были основным источником образования на Юге, в качестве языка обучения и поэтому христианство распространилось в основном среди просвещенных жителей Юга. Однако, несмотря на все траты и усилия по христианизации южан, эти миссионерские организации не смогли обратить в христианство сколь-нибудь значительное количество населения Юга. Тогда власти Англии для того, чтобы покончить с распространением Ислама в дополнение к этой деятельности стали применять другие методы.

Они приняли политику «закрытых районов», т.е. закрыли доступ северянам в южные районы страны без специального разрешения после установления цели визита, изгнали из Южного Судана большое количество мусульман, а также исламских ученых, в 1928 году перенесли столицу из Манкалы в экваториальной провинции в Джубу (в настоящее время столица Южного Судана) и основали ее по европейскому образцу. После ухода армии колонизаторов-англичан, и даже до этого, мусульмане на Юге подверглись насилию со стороны повстанцев и продолжают тиранизировать население Юга до сих пор. Особенно насилие возросло во время последнего восстания под руководством Джона Гаранга, когда повстанцы сожгли мечети, осквернили их, грабили и убивали мусульман, что заставило сотни тысяч людей искать убежища на севере страны.

Проникновение Ислама на юг страны:

Несмотря на все эти варварские действия английских властей в Южном Судане, огромные средства, потраченные на ограничение распространение Ислама, исламский призыв в этом регионе, благодаря настоящим мужчинам, посвятившим свою жизнь делу продвижения Ислама на юге в отсутствие исламского государства, применяющего Ислам в жизни и распространяющего его словом и мечом, не останавливался ни на один день. Самыми известными среди многих и многих проповедников стали шейх Мухаммад Абу Сафия, который вел призыв среди племени динка (самого большого племени на Юге) и шейх Мухаммад ибн аль-Кирший, который считается одним из лидеров исламского призыва на юге.

Ранее шейх работал судьей шариатского суда, а затем уволился ради призыва и основал несколько заведений по чтению и заучиванию Корана. Его усилиями Ислам на Юге приняли свыше 20 000 человек. Усилиями этих людей Ислам стал первой религией на Юге, если не принять в расчет традиционные верования. В ежегоднике миссионеров за 1981 год, изданном Всемирным советом церквей приводится, что 65% населения Южного Судана являются язычниками, т.е. не придерживаются определенной религии, 18% являются мусульманами и 17% христианами, причем Ислам имеет сильные позиции в городах.

Несмотря на то, что мы не доверяем их цифрам, однако можно заметить, что они признают, что процент исповедующих Ислам выше процента приверженцев христианства и это правда, хотя и не так как они ее представляют. Процент Ислама среди населения в Южном Судане превышает 30%, в то время как христианства – не превышает 7%, что не мешает им диктовать свою волю вместе с колонизаторами неверного Запада.

Соглашение в Найваше и потери мусульман в Южном Судане:

Нет сомнения в том, что соглашение в Найваше, подписанное правительством Партии Национального Конгресса со стороны Севера и Национально-Освободительной Армией Судана со стороны Юга в 2005 году фактически разделило страну путем предоставления Югу права на самоопределение, которое предполагается осуществить на референдуме в начале 2011 года.

Все люди согласны в том, что положение мусульман Юга в случае его отделения от Севера, да не допустит этого Аллах, будет только ухудшаться. Один из лидеров и исследователей Юга Абу Бакр Динк, мусульманин по вероисповеданию, говорит: «Похоже, что мирное соглашение, установило отличительные рамки сосуществования между религиями, однако общее чувство среди мусульман Юга склоняется к тому, что соглашение игнорировало их права и допустило несправедливость в их отношении, в сравнении с аналогичным положением христиан на Севере. И принципиальное сравнение общих прав и их соблюдения в реальности говорит о том, что такие чувства не лишены смысла».

Существуют внутренние факторы, ослабляющие мусульман в Южном Судане и внешние, которые также отрицательно сказываются на их положении. Это большое количество обществ и организаций, которые говорят от их имени по причине отсутствия в жизни государства, защищающего их интересы, а что касается внешних факторов, то самыми важными из них являются наличие сепаратистских движений из числа не мусульман, которые работают для дестабилизации исламской общины и ее отдаления от рычагов влияния, мстя им за то, что они – мусульмане и поэтому не имеют права жить на светском христианском Юге. Кроме того, мусульмане Юга подвергаются различным притеснениям под предлогом «пересмотра генплана застройки».

Примером этому может служить экспроприация территории организации «Аль-Бирр» и снос ее мечети, которая якобы мешает прокладке дороги. Тот же предлог был использован для сноса нескольких старых мечетей, таких как мечеть в г. Буре и мечеть «Рамбик», которые были построены в 1935 году и считаются исторической достопримечательностью города. Многие мусульмане подвергаются гонениям из-за обрядов поклонения, некоторых арестовывают за провозглашение азана, а муэдзин в Малькале был избит железными палками. Азан запрещается и в других населенных пунктах Южного Судана, закрываются некоторые халявии (места изучения Корана) и на их местах строятся заводы по производству алкоголя.

Программы обучения на Юге Судана, которые были частью общеобразовательных программ страны на арабском языке, были заменены на угандийские и кенийские программы с английским языком изучения. Идет борьба против ношения студентками южных городов хиджаба. Все эти и многие другие явные нарушения происходят при полном молчании правительства Судана, которое должно заниматься делами людей по все стране, однако где этим униженным предательским организациям исполнить свои обязанности, если они прогнулись под власть повстанческого движения, которое стало правительством Южного Судана и захватило контроль в свои руки.

Все это происходит еще до отделения Юга, председатель правительства Южного Судана Салафа Кир угрожает и предостерегает мусульман юга, говоря им, что «нельзя использовать религию в политических целях», т.е. он хочет заставить мусульман подчиняться, будучи беспомощными и бессильными, не имеющими ни своего голоса, ни движения. Он хочет, чтобы мусульмане были словно мертвыми. Так что произойдет с мусульманами в случае если Юг отделится от Севера? Несомненно, их положение станет еще более плачевным, их уделом станут потери и унижения, преследования и насилие, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Великого Аллаха.

 

Ибрахим Усман Абу Халиль
– Официальный представитель Хизб ут-Тахрир, вилаят Судан