Предписания хаджа - значения и поучения

Хадж служит одним из столпов этой величественной религии и вытекает из её благородной и прочной доктрины, имеющей связь с Творцом небес и земли. Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Ислам был построен на пяти (столпах): свидетельстве, что нет божества кроме Аллаха и Мухаммад – Посланник Аллаха, совершении намаза, выплате закята, хадже и посте в месяц Рамадан» (хадис согласован).

Ежегодно в эти благословенные дни месяца зуль хиджа умы и сердца мусульман устремляются в заповедную мечеть Аллаха, куда съезжаются миллионы мусульман для отправления обряда хаджа, желая близости к Всевышнему Аллаху. Они возвеличивают Его атрибуты и качества, поминают Его имя в отведенные для этого дни, и в один голос, исходящий из сердца, проникшегося верой, восклицают слова «Ляббайкаллахумма ляббайк! Ляббайка ля шарика лака ляббайк. Иннальхамда ва ан-ниъмата лака ва аль-мульк. Ля шарика лак». И «Аллаху Акбар… Аллаху Акбар… Аллаху Акбар… Аллаху Акбар ва лиЛляхи аль-хамд». Они облекаются в белоснежную и чистую от всякой грязи одежду (ихрам) и шествуют в одном ряду, обходя вокруг Каабы и посещая Марва и Сафа, Арафат, Муздалиф и Мину!

В данной статье мы не собираемся заострять внимание на детальном пояснении шариатских законов, связанных с этим предписанием, относительно действий, выражений, обрядов и условий возможности. Напротив, хотелось бы остановиться у некоторых значений и перед несколькими назиданиями, которые воодушевляют и укрепляют внутреннюю проповедническую сторону у носителя призыва, стремящегося к переменам.

В данной статье мы попытаемся, по дозволению Аллаха, осветить эту тему под несколькими углами:

1 – Божественная милость в покаянии и наставлении, и связь этого с обрядом хаджа.

2 – Знаменательные значения в обряде хаджа.

3 – Значимые положительные аспекты хаджа.

Что касается первого: «Божественная милость в покаянии и наставлении, и связь этого с обрядом хаджа», то Аллах, Свят Он и Велик, утвердил одними из Его Наипрекраснейших Превосходящих имен следующие имена:

«АР-РАХМАН АР-РАХИМ» (Милостивый)

Всевышний Аллах говорит:

وَرَحْمَتِي وَسِعَتْ كُلَّ شَيْءٍ

«Моя милость объемлет всякую вещь» (7:156).

Благочестивый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах обладает сотней милостей, и только одну из них Он ниспослал в мир джинов, людей, животных и насекомых. Благодаря этой милости они проявляют друг к другу сочувствие и милосердие. И только благодаря этой милости хищник с любовью относится к своему дитя. Но девяносто девять милостей Аллах отсрочил на день Воскрешения, чтобы оказать их своим рабам» (Муслим).

«АТ-ТАВВАБ АР-РАХИМ» (Принимающий покаяния)

Всевышний Господь любит человека, раскаивающегося за свои грехи и ослушание. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба, который обращается к Нему с покаянием, больше, чем тот из вас, кто ехал по пустыне на своей верблюдице, вырвавшейся и убежавшей от него со всеми его съестными припасами и водой, отчаялся найти её, пришёл к какому-то дереву и улёгся в его тени, уже не надеясь увидеть свою верблюдицу. И когда он находился в подобном положении, вдруг оказалось, что она стоит рядом с ним, и тогда он взял её за повод и сказал: «О Аллах, Ты – раб мой, а я – Твой Господь!» – допустив ошибку из-за (охватившего его) сильного ликования» (Муслим).

hajiyТакже Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах Всевышний будет протягивать Руку Свою ночью, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное днём, и будет Он протягивать Руку Свою днём, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное ночью, до тех пор, пока солнце не взойдёт оттуда, где оно заходит» (Передал Муслим). «Все сыны Адама ошибающиеся, лучшие из ошибающихся – покаявшиеся» (Тирмизи). «Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, если бы вы не грешили, то Аллах убрал бы вас, и привел тех, кто грешили бы и затем просили бы прощения у Аллаха, и Он прощал бы их» (Муслим).

Всевышний Аллах сделал хадж величественным сезоном для покаяния, наставления и возвращения к Аллаху, Свят Он и Велик. Он сделал искренний хадж искуплением грехов и ошибок. И человек имеет возможность вернуться с него в том невинном чистом виде, каким он был в день, когда мать явила его на свет. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ничто, кроме Рая, не может быть воздаянием за безупречный хадж» (Бухари). Также сказал: «Кто совершит Хадж, воздержавшись от сквернословия и греховности, тот вернется в том чистом виде, в котором он был в день, когда его родила мать» (Ахмад).

Мусульманин, который решается на совершение хаджа, решается на искреннее покаяние, в первую очередь, стремясь к Аллаху, Свят Он и Велик, с чистым сердцем и жаждая только Его довольствия. Он оставляет все прелести и богатства этого бренного мира и желает лишь прощения и благосклонности Всевышнего Аллаха. Он надеется, что Аллах примет его в число праведных и благочестивых служителей Его. В то же самое время он решается на оставление всех грехов и погрешностей со всеми их разновидностями и окрасками, равным образом, будь это совершение запретных дел (харам) или пренебрежение в исполнении обязанностей (фард).

Мусульманин, который решается совершить величественную обязанность, прощает долги людей (имеется в виду попранные права) до того, как сядет на тран

черный камень

спорт с намерением паломничества в 

дом Всевышнего Аллаха. Поскольку долги людей спадают только путем прощения или возвращения, в противном случае они остаются на его совести, вводя должника в огонь преисподни. Да убережет Аллах от этого. Ибо попирание прав людей является одним из больших грехов. Всевышний Аллах говорит:

إِن تَجْتَنِبُوا كَبَائِرَ مَا تُنْهَوْنَ عَنْهُ نُكَفِّرْ عَنكُمْ سَيِّئَاتِكُمْ وَنُدْخِلْكُم مُّدْخَلًا كَرِيمًا

«Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход» (4:31).

Следует отметить, что под большими грехами не подразумеваются, как полагают некоторые люди, всего лишь семь смертных грехов, согласно хадису Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Сторонитесь семи смертных грехов». Ему сказали: «А какие они?». Он ответил: «Приобщение Аллаху сотоварищей, колдовство, убийство души, которую Аллах запретил убивать, кроме как только по праву, присвоение себе имущества сирот, ростовщичество, побег с поля боя и клевета в адрес целомудренных и верующих женщин» (Муслим). Все они являются смертными грехами, но этим не ограничивается перечень больших, т.е. смертных грехов. Имам аш-Шавкани в своем толковании пишет: «Вывел аль-Байхакъи в «Аш-Шаиб» от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что последний сказал: «Большие грехи – это каждый грех, совершение которого Аллах предостерегает огнем, гневом, проклятием или карой (мучением)» (См. книгу «Фатх-аль-Кадир» 1/458).

Сколько мусульман выполняют обязанность хаджа, и это исполнение великого обряда поклонения 

хадж Кааба

не побуждает их к должному исполнению долга перед Аллахом через осмысление пренебреженных ими предписаний в отношении себя и Уммы, зная и понимая то, что данное предписание является шариатской обязанностью, возложенной на них! Сколько мусульман совершают обход (тавваф) вокруг Каабы и возвышают свои ладони с мольбой в небо, будучи попирателями прав простых людей. И при этом обряд хаджа не пробуждает их чувства в направлении этого! Эти и им подобные паломники не возвращаются назад в том виде, каким они были, когда явились на свет, т.е. в день, когда родила их мать. Да, они сняли с себя обязанность хаджа, но их хадж нельзя назвать благочестивым, как это приводится в хадисе. Поскольку благочестивый хадж оказывает влияние на исполнителя его, освобождая его внутренний мир (нафсию) от потакания сатане (шайтану) и наставляя его слушаться Милостивого во всех Его предписаниях и воздерживаться от всех Его запретов.

Мусульманин, который по-настоящему желает благочестивого хаджа в полном смысле слова и хочет вернуться оттуда таким, каким он был в день, когда родила его мать, т.е. безупречно чистым как белоснежный незапятнанный лист, то ему, в первую очередь, следует решиться на исполнения долга перед Аллахом и долга перед людьми. Он должен отправиться в дом Аллаха с искренним намерением и чистосердечно покаяться за былые деяния. Ему следует обратить внимание на шариатские обязанности, которыми он пренебрегал, в частности на те, которые связаны с исламской Уммой и с установлением правления на основе того, что ниспослал Аллах. Поскольку это является первостепенной обязанностью, оставление которой влечет за собой большой грех.

Что касается второго: «Знаменательные значения в обряде хаджа», то первым таким знаменательным значением служит обход (тавваф) вокруг Заповедного дома – Каабы. Именно тогда мусульманин вспоминает величие Аллаха, Свят Он и Велик. Поскольку этот дом – дом Аллаха на земле, который был возведен ангелами. Это первый храм, установленный для людей, как говорится в словах Всевышнего Аллаха:

إِنَّ أَوَّلَ بَيْتٍ وُضِعَ لِلنَّاسِ لَلَّذِي بِبَكَّةَ مُبَارَكًا وَهُدًى لِّلْعَالَمِينَ ﴿٩٦﴾ فِيهِ آيَاتٌ بَيِّنَاتٌ مَّقَامُ إِبْرَاهِيمَ ۖ وَمَن دَخَلَهُ كَانَ آمِنًا ۗ وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلًا ۚ وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ اللَّهَ غَنِيٌّ عَنِ الْعَالَمِينَ

haj_kamni

«Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Бекке (Мекке). Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров. В нем есть ясные знамения – место Ибрахима (Авраама). Кто войдет в него, окажется в безопасности. Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (3:96-97).

Когда мусульманин смотрит на этом дом и видит, как масса верующих людей ходят вокруг него, несмотря на то, что это обычный безжизненный камень, который не приносит ни пользы, ни вреда, представляя то, как небесные ангелы обходят возведенный дом и обходят трон. И тогда он проникается ощущением величия Творца, Свят Он и Велик, он испытывает суть послушания и покорность Его законам. Он вспоминает то, что великие ангелы, беспрестанно днем и ночью восхваляют и восславляют Всевышнего Аллаха, обходя благородный трон Всевышнего Аллаха!

Одним из больших значений обхода вокруг Каабы (тавваф) выступает соединение сердец приезжих со всех концов земного шара мусульман всех рас и этносов для того, чтобы исполнить этот обряд в одном сообществе, в одном месте, повторяя одни слова и выражения, восславляющие Аллаха, Свят Он и Велик. И эта картина напоминает, вновь и вновь, смысл единства исламской Уммы вопреки всем вызовам разобщенности и разлада, которые стоят перед ней.

Также одним из больших значений обхода вокруг Каабы (тавваф) является воспоминание о сути грехов и того, что они делают с сердцами. И это случается, когда он смотрит на Черный камень и вспоминает историю этого камня, как он стал черным от грехов людей после того, как был 

дверь Каабыбелоснежно белым и прозрачным, когда снизошёл из Рая. Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рассказывал, что «когда черный камень снизошел из Рая, он был белее самого белого молока. Затем прегрешения сынов Адама сделали его черным» (передал Тирмизи). Это подсказывает паломнику, что грехи чернят сердце человека подобно тому, как очернили Черный камень в Каабе. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всякий раз, когда человек совершает ошибку, на его сердце образуется черная точка. Но, если он остановится, попросит прощение и покается, то его сердце очистится до блеска. И если он вновь вернется, то еще больше увязнет в ней (черноте), пока она не покроет его сердце, превратив его в жалобный звон, о котором Всевышний Аллах сказал:

«Но, нет, жалким звоном отдавалось в их сердцах то, что они приобрели». Хадис вывел Тирмизи.

Также одним из важных аспектов таввафа служит сама картина того, как мусульмане сняли с себя все украшения мирской жизни и облачились в единый цвет, в одну одежду – ихрам. И невозможно отличить иностранца от местного араба, бедного от богатого. Все соблюдают один подход в сени милости Всевышнего Аллаха и милосердия Его рабов.

Что касается «ас-сая» (преодоление расстояния между холмами ас-Сафа и аль-Марва), то и этот обряд несет в себе большие смыслы. Вспоминается история пророка Ибрахима, мир ему, с его женой Хаджар и его сыном Исмаилом. Как он привез их в это безжизненное место и покинул их, отвечая велению своего Господа, Свят Он и Велик. Как Хаджар, мир ей, с покорностью и миром приняла веление Аллаха, когда Ибрахим принялся уходить, оставив их с небольшим запасом еды и пресной воды, когда она спросила его: «Куда ты уходишь, о Ибрахим? На кого ты покидаешь нас в этом безжизненном и безлюдном месте, о Ибрахим?» И Ибрахим, мир ему, ответил ей: «Поистине, Аллах вместе с вами. Он – ваш хранитель и покровитель. Он – лучший покровитель и самый милостивый. Он наиболее милостивый, чем я!» И она вновь обратилась к нему с последним вопросом: «Это Аллах тебе предписал так сделать, о Ибрахим?» «Да» – ответил он. И лишь тогда она сказала: «Я верю! Аллах не даст нам сгинуть. Ступай, о Ибрахим, да хранит и покровительствует тебя Аллах!»

Другим большим значением «ас-сая» выступает сострадание матери к ребенку и её пробеги между ас-Сафа и аль-Марва ради спасения своего сына от гибели. Это и есть напоминание о действительности сострадания матери к своему дитя и привязанности её сердца к нему. Эта картина напоминает суть искреннего отношения этой матери, которая жертвует собой ради спасения своего сына. От Абу Хурайры сообщается, что некий мужчина задал Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) следующий вопрос: «Кто из людей наиболее достоин моего хорошего отношения к нему?». Он ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А затем кто?». Он ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А затем кто?». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Твой отец, а затем наиболее близкие к тебе люди» (передал Муслим). Также Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Позор, позор и еще раз позор!». Его спросили: «Кому, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Кто застал своих родителей (одного или обеих) в преклонном возрасте, затем (из-за небрежного отношения к ним) лишился Рая» (передал Муслим).

Третьим значением «ас-сая» является милость Всевышнего Аллаха, Свят Он и Велик, по отношению к людям в том, что Он вывел ключом воду из под ног Исмаила, мир ему, и спас его жизнь и жизнь его матери тогда, когда силы уже были на исходе! Что бы произошло с Хаджар и Исмаилом, если бы Аллах не вывел воду ключом в этой пустынной и безжизненной местности?!

Здесь также прослеживается значение божественной милости к этому маленькому ребенку. От Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что «однажды он пришел к Посланнику Аллаху (да благословит его Аллах и приветствует) с пленниками. Вдруг, некая женщина среди пленных решительно пошла в направлении некоего младенца, которого она заметила среди пленных. Она взяла его в руки, прижала его к своему животу и накормила его своей грудью. И тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал нам: «Как вы думаете, сможет ли эта женщина бросить своего ребенка в огонь?». Мы ответили: «Нет, клянемся Аллахом, она не будет бросать его в огонь до последних сил». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах более сострадающе (милостиво) относится к своим рабам, чем эта женщина к своему ребенку» (передал Муслим).

Что касается выстаивания на горе Арафат, то и этот обряд имеет большие значения. Во-первых, это напоминает значение дня Воскрешения (аль-Махшар) и Судного дня (ан-Нашар), когда люди воедино станут перед Всевышним Аллахом, ожидая своего счета. Также мусульманин вспоминает в эти часы значение единства этой благородной Уммы, которую правители пытаются разобщить даже на этой благословенной земле путем ограничения каждому государству специально отведенных участков, чтобы они не могли смешиваться. Ведь в основе мусульмане, арабы и не арабы, должны смешиваться друг с другом, чтобы могли осознать и ощутить, что они являются единой общиной. Они должны интересоваться проблемами, трудностями и переживаниями, которые окружают их, как единая община, и советоваться друг с другом в том, каким образом можно решить эти проблемы. В основе мусульманин при исполнении этого великого обряда поклонения должен смешиваться с другими мусульманами и не засиживаться в одной палатке, как того желают преступные правители.

Еще одним ритуалом этого великого обряда поклонения служит «Рами аль-Джимар» (бросание камней) в трех местах: «аль-укъаба аль-сугъра» (малое препятствие), «аль-укъаба аль-вуста» (среднее препятствие) и «аль-укъаба аль-кубра» (большое препятствие). Это и есть своего рода объявление войны шайтану (дьяволу) после того, как мусульманин исполнил большую часть обряда хаджа. Он совершил обход вокруг Каабы (тавваф), преодолел расстояние между ас-Сафа и Марва, выстоял на горе Арафат и прошелся по Муздалифа. Поэтому первое значение этого ритуала заключается в объявлении войны шайтану (дьяволу), проявившему ослушание Господу, его последователям и сторонникам из числа людей. И при каждом броске камня мусульманин обращается за помощью к Аллаху, говоря: «Бисмиллях», – т.е. он прибегает за помощью к Всевышнему Аллаху в этой войне против ослушавшегося шайтана (дьявола). Мусульманин восклицает слова «Аллаху Акбар», будто заявляя следующие слова: «О шайтан (дьявол)! Аллах превыше тебя, и в силах подавить тебя, а также всех твоих сторонников и последователей из числа джиннов и людей!».

Во время исполнения этого благороднейшего и великого деяния – хаджа, мусульманин вспоминает пожертвование Ибрахима, мир ему, самым дорогим, что он имел – сыном Исмаилом, когда принялся его закалывать в этом месте. А также вспоминает, как шайтан пытался совратить его от этой неимоверной покорности, как Ибрахим противостоял ему, бросая в него камень в каждом из трех мест, где сегодня бросают паломники камни. Он вспоминает то, как Всевышний Аллах облагодетельствовал его потомство после него и все человечество в целом, даровав жертвенное животное вместо Исмаила, мир ему. И эта установленная Господом традиция продолжается, и будет жить вплоть до наступления конца света. И эта традиция – жертвоприношение и закалывание животного в праздничный день Ид аль-Адха.

Что касается третьего: «Значимые положительные аспекты хаджа», то их можно проследить в следующем:

1 – Обязательность хаджа напоминает мусульманам на этой земле об обязательности исламского Халифата и обязательности деятельности по его установлению. Когда мусульманин видит такое массовое скопление мусульман и задумывается о положении Уммы. О том, как неверующим удалось разобщить её на этно-конфессиональные группы и государства, заставив её забыть о том, что мусульмане представляют собой одну единую общину в защите от других людей по предписанию Всевышнего Аллаха, сказавшего:

إِنَّ هَٰذِهِ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَأَنَا رَبُّكُمْ فَاعْبُدُونِ

«Воистину, эта ваша Умма – единая Умма. Я же – ваш Господь. Поклоняйтесь же Мне!» (21:92)

А также на основании ответа Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на эти слова Всевышнего Аллаха своими действиями по объединению этой Уммы в одном государстве в Лучезарной Медине. А также согласно его словам в первом Мединском документе (уставе): «Моя Умма – единая Умма в отличие от остальных людей», – а также: «Защита и покровительство Аллаха едины для каждого из верующих (мусульман). Если даже самый незначительный верующий пользуется этой защитой и этим покровительством, то это считается общим для всех. Ибо они как одна рука, в отличие от других. Мусульман не может быть убит, ни неверующим, ни тем, кто находится по договору о безопасности» (Абу Дауд и ан-Насаи).

Ислам, по воле Аллаха, дошел до всех этих народностей: к туркам, персам, африканцам, монголам, европейцам и другим различным этносам и народам благодаря исламскому государству и мусульманским завоевателям, которые отправлялись из оплота этого государства, возвышающего знамя Ислама и лозунг «Аллаху Акбар». Так все эти народы от Ганы на юге до Ферганы на севере и от Джакарты на востоке до Танжера на западе стали гражданами одного государства. Затем они были разделены на несколько десятков стран, как это имело место до Ислама. И вновь руками врагов Уммы из числа западных и восточных безбожников ожило множество государств и жалких их подобий на фоне отсутствия исламского государства.

Халифат – это обязанность, посредством которой исполняются все обязанности на земном шаре, в том числе и обязанность хаджа, которую исполняют мусульмане из всех уголков земли. В основе эта обязанность должна исполняться в сени халифа мусульман, как это имело место во времена праведных халифов. Ведь халиф лично сам являлся предводителем хаджа в большинстве случаев или отправлял своего заместителя, который носил титул «амир уль-хадж».

Если бросить беглый взгляд на количество мусульман, лишенных возможности совершить эту обязанность, то увидим, что их миллионы. Некоторые умирают, унося с собой неодолимое желание совершить эту великую обязанность, которую им не удалось совершить по причине политических препятствий и преград, устраиваемых правителями перед ними.

Это напоминает мусульманам смысл слов Всевышнего Аллаха в суре «аль-Хадж»:

الَّذِينَ إِن مَّكَّنَّاهُمْ فِي الْأَرْضِ أَقَامُوا الصَّلَاةَ وَآتَوُا الزَّكَاةَ وَأَمَرُوا بِالْمَعْرُوفِ وَنَهَوْا عَنِ الْمُنكَرِ ۗ وَلِلَّهِ عَاقِبَةُ الْأُمُورِ

«Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закят, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел - у Аллаха» (22:41).

Даже обряды поклонения (аль-ибадат) согласно тексту и содержанию нуждаются в государстве, власти и силе. Без всего этого невозможно ни претворить их, ни исполнить в полном объеме.

2 – Хадж подает мусульманину уроки щедрости, жертвования и терпения, что служит одной разновидностью джихада с самим собой. И не зря Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) назвал этот обряд джихадом женщины в силу перенесения в нем немалых трудностей. Мусульманин расходует свое имущество на поездку и проживание до полного исполнения всех ритуалов хаджа. Он жертвует своим временем и работой. Он разлучается со своей семьей, детьми и домом для того, чтобы выразить свою покорность Всевышнему Аллаху и заслужить Его довольство. Также хадж подает паломнику уроки одоления трудностей и проявления терпения. Поскольку сама эта поездка длинная и тяжкая, в частности для большинства мусульман, которые прибывают ради Всевышнего Аллаха с отдаленных регионов мира, как Пакистан, Индия, Индонезия, стран постсоветского пространства и множества других далеких и в то же время небогатых уголков земного шара.

Поистине, этот урок в щедрости, пожертвовании и терпении помогает мусульманину в исполнении других шариатских обязанностей. И если кто-то был скупым, например, в выплате закята, то после хаджа у него появляется большая готовность, сила и решительность в выплате этого закята. Поскольку его психика (нафсия) прошла практические и воспитательные уроки по пожертвованию и щедрости. Если кто-то был трусливым и не мог разлучиться с семьей, чтобы пойти на джихад, то после получения практического учения в ходе хаджа он становится готовым в любую минут выступить муджахидом, несмотря на все трудности и преграды.

3 – Хадж – это великое путешествие веры, которое насыщает своего совершителя богобоязненностью, благочестием и решительностью на полное воздержание от грехов после того, как Аллах наградил его избавлением от них. Поэтому Всевышний Аллах, обращаясь к возвращающемуся с хаджа в свои края паломнику, говорит:

فَإِذَا قَضَيْتُم مَّنَاسِكَكُمْ فَاذْكُرُوا اللَّهَ كَذِكْرِكُمْ آبَاءَكُمْ أَوْ أَشَدَّ ذِكْرًا ۗ فَمِنَ النَّاسِ مَن يَقُولُ رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا وَمَا لَهُ فِي الْآخِرَةِ مِنْ خَلَاقٍ

«Когда вы завершите свои обряды, то поминайте Аллаха так, как поминаете своих отцов, и даже более того. Среди людей есть такие, которые говорят: «Господь наш! Одари нас в этом мире!» Но нет им доли в Последней жизни» (2:200).

То есть, пусть пребудет Аллах в ваших сердцах после хаджа так же, как пребывал Он в ваших сердцах во время исполнения этого обряда поклонения. Возвеличивайте Его во всех законах так же, как возвеличивали Его во время исполнения обряда хаджа. Так обстоит дело со всеми обрядами поклонения (ибадат). Так в отношении поста «ас-саум» Всевышний Аллах говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь» (2:183).

В отношении закята Всевышний Аллах говорит:

خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِم بِهَا وَصَلِّ عَلَيْهِمْ ۖ إِنَّ صَلَاتَكَ سَكَنٌ لَّهُمْ ۗ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий» (9:103).

В отношении намаза «ас-салят» Всевышний Аллах говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اسْتَعِينُوا بِالصَّبْرِ وَالصَّلَاةِ ۚ إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ

«О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах с терпеливыми» (2:153).

اتْلُ مَا أُوحِيَ إِلَيْكَ مِنَ الْكِتَابِ وَأَقِمِ الصَّلَاةَ ۖ إِنَّ الصَّلَاةَ تَنْهَىٰ عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنكَرِ ۗ وَلَذِكْرُ اللَّهِ أَكْبَرُ ۗ وَاللَّهُ يَعْلَمُ مَا تَصْنَعُونَ

«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45).

У многих людей открываются сердца и возвращаются к праведности после этой величественной поездки, приобретая бесчисленное количество благ – веру, набожность, богобоязненность и добродетельность.

Мы просим Всевышнего Аллаха оказать почет паломникам, отправившимся в хадж, сделать их хадж безупречным, а также вернуть их домой такими чистыми и прощёными, какими они были в день, когда родили их матери.

Также мы просим Всевышнего Аллаха оказать почет исламской Умме избранием халифа, который сплотит её воедино, арабов и не арабов, в Праведном Халифате, установленном по методу пророчества. Воистину, Он Всеслышащий и Отвечающий!

И последнее наше обращение – воистину, вся хвала Аллаху, Господу миров!

 

Хамд Табиб