Зайнаб бинт Хузайма (да будет доволен ею Аллах)

Родословная

Зайнаб бинт Хузайма ибн Абдуллах ибн Амр Абдуманаф ибн Хиляль ибн Амир ибн Саъсаъа аль-Хилялийя. Она из племени Курайш, рода Хилялийя.

 Детство

Она родилась в Мекке, в обществе, погрязшем в поклонении идолам и их освящении, пьянстве, прелюбодеянии и закапывании заживо дочерей. В развратном и распущенном обществе, в котором племенная связь была самой сильной, а жизнь принадлежала сильному господину. А насущный хлеб раба был окровавленным, потным и приобретенным через слезы. В обществе, жившем в знойной пустыне и лишь немного соприкасавшимся с материальной культурой посредством контактов через торговые караваны, отправляющиеся и прибывающие из Шама и Йемена.

Зайнаб родилась и увидела это распущенное и развратное общество, но была спасена от этого зла, ибо она была из благородной и богатой семьи. Она выросла в объятиях своих родителей, полных любви. Она повзрослела, а затем с волнением и тревогой смотрела на общие события, происходящие в Мекке в центре которых был аль-Амин Мухаммад ибн Абдуллах (да благословит его Аллах и приветствует).

Зайнаб и реконструкция Каабы

Зайнаб застала дни реконструкции Каабы и разногласие Курайша относительно установления черного камня на свое прежнее место. Она слышала о мудрости Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и о том, как он решил разногласие среди людей и уберег их от пролития крови посредством использования своего плаща так, чтобы все вожди племен взялись за края плаща, как будто они все вместе принимали участие в возведении черного камня, заслуживая великий почет. Она услышала это, и её сердце привязалось к обладателю проницательного ума, праведного мнения и бесподобной мудрости с небывалой восторженностью и почтением.

Однажды её потрясло то, как один из предводителей Курайша накинулся на своего раба с большой палкой, которая сломалась от ударов. Предводитель взял зубчатую плеть и стал бить ею бедняка, от чего он стал истекать кровью, и показалось кровавое мясо в местах ранения. Этот бедняк потерял голос, и были слышны только посылаемые им стоны. Зайнаб была еще больше опечалена, когда узнала причину истязания: раб после долгой и изнурительной работы от рассвета до заката поел без разрешения хозяина. Зайнаб все это видела.

Зайнаб и Ислам

Когда пришла эпоха рассвета Ислама в Мекке, его сияние охватило её. Мухаммад ибн Абдуллах призывал людей к единобожию, отречению от идолопоклонства, разврата, социальных пороков и устранению классовости среди людей. Все люди равны и самый лучший из них самый богобоязненный, а не самый богатый и сильный.

Тогда сердце Зайнаб привязалось к новому призыву после её восторгов в прошлом личностью Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). На Зайнаб (да будет доволен ею Аллах) повлияло несколько факторов, и она сочувствовала бедным и слабым. Несомненно, что видение ею раба, который был подвергнут жестокому наказанию из-за того, что он не спросил разрешения у хозяина перед принятием пищи и из-за того, что его изнурил голод имело на неё огромное влияние. Её отличительной чертой были гуманность и милосердие. Согласно преданиям, она приобретала пищу на собственные средства, а затем раздавала бедным и нуждающимся, что даже это было известно всем людям и вести о ней распространились по всей Мекке.

Было общепринято среди людей, что подобные поступки или качества были характерны для людей преклонного возраста. Однако Зайнаб (да будет доволен ею Аллах) пошла против этого обычая, разрушила этот устой и изменила этот взгляд, ибо благие дела не характерны только для определенного возраста. Ей (да будет доволен ею Аллах) было шестнадцать лет, но она не была еще мусульманкой. Если мекканцы слышали прозвище «мать бедняков», то все знали, что это Зайнаб бинт Хузайма (да будет доволен ею Аллах).

Её брак

Когда ей исполнилось шестнадцать лет, она была в преддверии брака. Здесь среди историков есть разногласие относительно её первого брака. Среди них есть те, которые говорят, что она была замужем за Абдуллой ибн Джахшом, сыном тети Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ставшим шахидом в день Ухуда. Некоторые говорят, что она была замужем за Туфайлем ибн аль-Харисом ибн Абдуль Мутталибом, который затем умер. На ней женился его брат Убайда ибн аль-Харис ибн Абдуль Мутталиб, который стал шахидом после сражения при Бадре. Оба они были детьми дяди Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). В любом случае оба риваята сходятся в том, что женитьба Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) на Зайнаб следовала после его брака с Хафсой бинт Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен ими Аллах).

Отсюда мы выводим, что второй риваят более правильный, ибо его (да благословит его Аллах и приветствует) женитьба на Хафсе была после сражения при Бадре, где стал шахидом Убайда (да будет доволен им Аллах). А также выводим, что принятие ею Ислама и её бракосочетание произошли в Мекке до хиджры.

Шли тяжелые дни из жизни Зайнаб в Мекке после принятия ею Ислама и выхода замуж. Её положение было похоже на положение остальных мусульман, которые претерпевали тяжесть ноши противостояния тирании Курайша и его несправедливости.

Она жила тяжелой жизнью с лишениями, стойко переносила жестокость экономического и социального бойкота, навязанного невеждами Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и мусульманам.

Она провела три года несчастной жизни полной неприятностей. Но она укрепляла себя своей огромной верой и надеждой на будущее. А также своим упованием на Всевышнего Аллаха и верой в то, что постигает её, её братьев и сестер это есть не что иное, как испытание и экзамен, который может быть пройден только терпением.

Хиджра

Она прошла новое испытание не меньше прежних горечью и тяжестью. На этот раз она была вдали от своей семьи и родины. Расстояние между человеком и местом его детства было дальним. Местом, где прошло её детство, что было частью жизни Зайнаб (да будет доволен ею Аллах), потому что она была общественным человеком с момента зрелости и понимания. Но она (да будет доволен ею Аллах), как и другие мусульмане, привыкла к новой атмосфере и пристроилась к привилегированному исламскому обществу, который, в первую очередь, был построен на духе братства ради Аллаха.

Это полностью соответствовало природе её личности и формированию, и заставило забыть все свои боли отдаленности от дома и семьи. Она со своим мужем Убайдой ибн аль-Харисом были хорошим и благородным примером исламской семьи. И нет сомнения в том, что Зайнаб (да будет доволен ею Аллах) была основной частью этой благородной семьи из-за того, что Аллах наделил её таким ранним светлым умом, прекрасным нравом, жизненной простотой и удовлетворенностью малым.

День различения между истиной и ложью

Настал великий день – день различения между истиной и ложью. Это день сражения при Бадре. Нет необходимости приводить подробности и обстоятельства, предшествующие сражению при Бадре. Нас интересует при описании жизни Зайнаб (да будет доволен ею Аллах) мученическая смерть её мужа Убайды в этот день и её становление вдовой. И это был великий переходный этап в её жизни: её вхождение в число матерей правоверных.

Кто сразится?

По обычаю, войны в те дни начинались индивидуальными поединками. А именно в тот день Курайш настаивал на сражении. После того, как мусульмане перекрыли путь Курайш к воде, они выступили против него и приняли вызов. Из рядов Курайша выступили три всадника, требуя от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выставить троих равных им из числа мусульман. Некоторые ансары вышли на поле боя, желая проведения джихада, доказывая правдивость данных ими обещаний и присяги. Но всадники Курайша отказались и сказали, что желают достойных и своих близких, которые оставили их религию, вызвали ненависть и вражду между ними.

Согласно приказу Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) против них выступили трое из его рода: его дядя Хамза ибн Абдуль Мутталиб, Али ибн Абу Талиб и Убайда ибн аль-Харис, сын его дяди. А что касается Курайша, то из них были Утба ибн Рабиа, Шейба ибн Рабиа и аль-Валид ибн Утба. Разгорелся бой, и поднялась пыль от копыт их коней. Хамза и Али убили своего противника. Но Убайда получил удар от своего противника в голень, что привело к серьезному ранению. Затем Хамза и Али помогли Убайде и спасли его, убив его противника. Затем они привели Убайду в лагерь мусульман, где он стонал от сильной боли и кровотечения. Сражение при Бадре закончилось победой мусульман и поражением многобожников. Армия Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вернулась в Медину, скандируя и возвеличивая Аллаха. Люди радовались победе. Однако Зайнаб была сильно обеспокоена и опечалена за раненного мужа, лежавшего в постели и находившегося в агонии. Это был её любимый муж, с которым она прожила лучшие дни своей жизни. Она заботилась о нем и предоставила всевозможную помощь, надеясь на его выздоровление. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и некоторые его сподвижники навещали его, чтобы утешить и поддержать. Они давали ему надежды, но Аллах забрал его к себе. Зайнаб сильно оплакивала его, вспоминая дни, проведенные с ним. Затем она проявила терпение, надеясь на награду Всевышнего Аллаха.

Мать правоверных

После смерти Убайды, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) по истечению идды у Зайнаб пошел к ней и засватал её. Она застенчиво дала согласие, и слезы все еще были у неё на глазах, ибо прошло немного времени с момента смерти её мужа. Она дала согласие Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и он ввел её в дом своих жен. Он предоставил ей личную комнату.

 Мать бедных

Зайнаб (да будет доволен ею Аллах) продолжали называть матерью бедных с её юного возраста до самой смерти. Она прожила в доме Пророка короткое время: всего несколько месяцев. Но её комната оставалась местом собраний бедных, обездоленных, нуждающихся и голодных. Она запасалась частью своей пищи и доли, затем раздавала её этой категории людей, любя Аллаха и желая приблизиться к Нему и Его довольству.

Её смерть

Ей исполнилось тридцать лет, когда её постигла предсмертная болезнь. День её смерти был самым печальным. Ибо вопреки тому, что она прожила короткий супружеский период времени с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), она оставила глубокие впечатления в его сердце. Их совместная жизнь была прекрасной и счастливой, в которой не было никаких трудностей. Она была омыта и завернута в саван. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал над ней джаназа и она была похоронена на кладбище аль-Баки'. В могилу её опустили двое из её родственников. А после этого все вернулись во главе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), взывая и молясь за мать бедных, чтобы ей было даровано великое вознаграждение и прекрасное пристанище. Да будет доволен ею Аллах и да почтит её прибежище!