الم (١)ذَلِكَ الْكِتَابُ لا رَيْبَ فِيهِ هُدًى لِلْمُتَّقِينَ (٢)الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِالْغَيْبِ وَيُقِيمُونَ الصَّلاةَ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنْفِقُونَ (٣)وَالَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِمَا أُنْزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنْزِلَ مِنْ قَبْلِكَ وَبِالآخِرَةِ هُمْ يُوقِنُونَ (٤)أُولَئِكَ عَلَى هُدًى مِنْ رَبِّهِمْ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«Алиф, Лям, Мим. «Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили, которые веруют в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни. Они следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими»
В книге «Ат-тайсир фи усуль ат-тафсир» (Облегчение в основе разъяснения Корана), автором которой является Ата ибн Халиль Абу-ар-Рашта, амир Хизб ут-Тахрир (да сохранит его Аллах) в толковании этого аята говорится:
1. Алиф, Лям, Мим. Этот и другие аяты, которые начинаются с таких букв, являются аятами муташабихат, то есть аятами, имеющими более чем один смысл. Они нуждаются в приложении усилия для того, чтобы определить наиболее правильный смысл. Смысл аятов муташабихат не может быть твердым, иначе они были бы аятами мухкамат – т.е. ясными по своему значению аятами.
О значениях этих аятов говорится много, но более верное из этих значений то, что это названия сур, несущих в себе вызов для арабов.
Причина предпочтения мнения, которое говорит, что это названия сур, заключается в том, что название у арабов используется для того, чтобы привлечь внимание слушающего к названному. Например, если проходящему мимо мужчине сказать: «Мухаммад», – то это привлечет его внимание. Следовательно, эти буквы в начале сур используются для того, чтобы привлечь внимание слушающего и обратить его к тому, о чем говорится в суре.
Следовательно, произношение «Алиф, Лям, Мим» в начале суры используется для того, чтобы сконцентрировать его слух, заострить внимание слушающего на читаемой суре. Поэтому мы сказали, что эти слова означают название сур. Например, говорим: сура «Алиф, Лям, Мим» (Аль-Бакъара), сура «Йа Сиин» и т.д.
А то, что эти буквы несут в себе вызов, брошенный арабам, то это потому, что эти буквы заостряют их внимание и являются также из их языка, но, несмотря на это, они бессильны перед этим вызовом и не могут привести подобное Корану или его одной суре. И это помимо того, что человек, который не умеет писать и читать, не выговаривает название букв правильно, а говорит: А, Эль, Эм. Правильно может сказать тот, кто учился. А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не умел читать и писать, он жил среди них и они его знали.
2. Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных.
После того как в первом аяте Всевышний Аллах привлек их внимание, чтобы они слушали то, что им говорится, Он сообщил им о реальности этой книги.
То, что книга эта, поистине, от Аллаха и нет в этом сомнения. Её аяты – наставление для богобоязненных, которые придерживаются пути и претворяют законы этой книги. Это что касается слов аята. Что же касается понимаемого (концепции) этого аята, то смысл таков: те, которые придерживаются этих аятов, становятся богобоязненными.
Богобоязненные мусульмане берут себе в наставление аяты этой книги, и это еще больше укрепляет их на истине. А неверные, которые берут себе в наставление её аяты, становятся верующими и, тем самым, богобоязненными. Такой смысл дает остановка на слове لا رَيْبَ. То есть: Это Писание, в котором нет сомнения, (пауза) является верным руководством для богобоязненных.
Также имеет смысл, что Коран, который читается для вас – нет сомнения в его аятах, его аяты категорически от Аллаха. И книга эта – наставление для богобоязненных (такой смысл будет, если остановиться на слове لا رَيْبَ فِيهِ : ).
В первом виде остановки смысл утверждения книги вообще как книги – ذَلِكَ الْكِتَابُ لا رَيْبَ. А второй вид остановки дает смысл, что нет сомнения в аятах Аллаха ذَلِكَ الْكِتَابُ لا رَيْبَ فِيهِ, и это наставление для богобоязненных. Оба вида остановок при чтении являются правильными, и смысл в итоге один, так как Книга Аллаха состоит из аятов, и категоричность аятов является категоричностью Корана и наоборот.
3. Которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили,
4. которые веруют в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни.
5. Они следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими.
После того как Всевышний Аллах сказал о богобоязненных, Он перечислил некоторые их качества, которые делают их из числа праведных и преуспевших. Всевышний говорит об их вере в сокровенное и в то, что Он ниспослал Своему Посланнику. После чего Всевышний Аллах говорит об их вере в Последний день, о выстаивании ими молитвы и пожертвовании из того, чем наделил их Аллах.
Тот, кто глубоко размышляет над этими аятами, найдет следующее:
1. Всевышний Аллах установил успех в зависимости от двух факторов: первый фактор связан с иманом – которые веруют в сокровенное, которые веруют в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя и в Последней жизни убеждены. И второй фактор связан с добрым деянием – совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили. Всевышний Аллах во многих аятах связывает веру с добрым деянием, например:
وَبَشِّرِ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ
«Обрадуй тех, которые уверовали и совершали праведные деяния» (2:25).
2. Поистине, Всевышний Аллах, когда сказал о вере в сокровенное, снова упомянул о вере в Последний день, так как это тоже является из сокровенного (в арабском языке упоминание частного после обобщенного используется для того, чтобы показать важность упомянутого). Вера в сокровенное входит в акъиду, а вера в Судный день является важным фактором в доктрине. Мусульманин должен всегда вспоминать о Последнем дне, и думать о нем всегда больше, чем он думает о мирских делах.
3. Всевышний Аллах, когда говорит о сокровенном, Судном дне и ниспосланных книгах, требует верить во все это. Однако когда Он говорит о поступках, как намаз или жертвование, например, требует выстаивания, соблюдения его заветов, что указывает на то, что вера отличается от шариатских законов. Вера ограничена категоричным утверждением, как вера в Аллаха, в Судный день, ангелов, книги, пророков и в къадар (как в его добро, так и в его зло).