Прибегать за помощью к терпению
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اسْتَعِينُوا بِالصَّبْرِ وَالصَّلَاةِ ۚ إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ ﴿١٥٣﴾ وَلَا تَقُولُوا لِمَن يُقْتَلُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ أَمْوَاتٌ ۚ بَلْ أَحْيَاءٌ وَلَٰكِن لَّا تَشْعُرُونَ ﴿١٥٤﴾ وَلَنَبْلُوَنَّكُم بِشَيْءٍ مِّنَ الْخَوْفِ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِّنَ الْأَمْوَالِ وَالْأَنفُسِ وَالثَّمَرَاتِ ۗ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ ﴿١٥٥﴾ الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُم مُّصِيبَةٌ قَالُوا إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ ﴿١٥٦﴾ أُولَٰئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَاتٌ مِّن رَّبِّهِمْ وَرَحْمَةٌ ۖ وَأُولَٰئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ
«О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах – с терпеливыми. Не говорите о тех, кто погиб на пути Аллаха: «Мертвецы!» Напротив, они живы, но вы не ощущаете этого. Мы непременно испытаем вас чем-то из страха, голода, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (2:153-157).
В книге «Ат-тайсир фи усуль ат-тафсир» (Упрощение в основах толкования), автором которой является Ата ибн Халил Абу ар-Рашта, амир Хизб ут-Тахрир (да сохранит его Аллах), в толковании этих аятов приводится следующее:
1 – После того, как Всевышний Аллах осведомил нас о том, что Он избирал из числа людей посланника, который читает нам знамения Аллаха, освобождает нас от язычества и многобожия, учит нас всем необходимым положениям веры (акъаид) и законам, чтобы мы придерживались их, поминали Всевышнего Аллаха и призывали к Исламу. После всего этого Всевышний Аллах повелел нам прибегать за помощью к терпению и намазу.
В содержание данного аята присутствует указание на то, что призыв к Исламу и соблюдение законов Аллаха является непростым и нелёгким делом, а также на то, что верующий (му’мин) должен быть стойким перед теми испытаниями, которые будут возникать в результате этого, оснащая себя под покровительством Аллаха двумя вещами – терпением и намазом.
2 – Затем Всевышний Аллах упомянул ряд испытаний, которые будут постигать человека во время несения им Ислама и призыва к нему. И пояснил Всевышний, что уготовал Он тем, кто проявляет терпение в этом и стойко стоит на истине, повторяя при столкновении с испытанием слова Всевышнего Аллаха: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся».
Разновидности упомянутых Аллахом испытаний и наград для терпеливых верующих:
а) Смерть на пути Аллаха. Это когда человек погибает во время сражения с врагами Аллаха ради возвышения речи Всевышнего, отважно и стойко держась, не прибегая к бегству с поля битвы. Он жив у Аллаха, но людям этого не ощутить, ибо это сокрыто от них. Эта жизнь – блаженная и чистая. «Кто сражался ради возвышения слов Аллаха, бросаясь вперед и не отворачиваясь назад, тот на пути Аллаха». «Души шахидов – у Аллаха в хранилищах зеленых орлов, вольготно разгуливающие по рекам Рая, где пожелается».
б) Испытание страхом, голодом, потерей душ, сокращением имущества и плодов. Это испытание всевозможными видами несчастий. И что бы из этого не постигло мусульманина – это испытание. Страх, небезопасность, бедность, голод, уменьшение имущества через банкротство, заболевание, смерть, неурожай или эпидемия. Всевышний Аллах упомянул: «чем-то», – т.е. каким бы не было данное испытание, маленьким или большим, оно будет считаться испытанием, и за терпеливое перенесение его полагается большая награда. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда погасла светильная лампа, произнес слова: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». Его спросили, к чему он сказал это. Он ответил: «Все, что причиняет неудобство верующему, является неприятностью, а за каждую неприятность – награда (аджр)». В другом достоверном хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «Ни один мусульманин не будет поражён несчастьем, даже если это было (столь же мало как) укол колючки, без того, что Аллах дарует ему (более высокое) положение и сотрёт из-за этого грех».
в) Всевышний Аллах пояснил, что когда мусульманин терпеливо переносит испытание с произнесением слов: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся», – то за это получает великую награду. Всевышний Аллах говорит: «Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем». Да, именно это и есть великая награда – довольство Аллаха, милосердие и наставление на истинный путь. И не только это. Напротив, они также получат обильные блага в мирской жизни.
Муслим передает, что Умм Салама рассказала о том, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если любая неприятность постигнет мусульманина, и он произнесет слова: воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение! О Аллах! Даруй мне награду (аджр) за мою неприятность и оставь после неё мне благо! Всевышний Аллах непременно вознаградит его за его неприятность и обернет её благом для него». Когда умер её муж, она сделала так, как говорил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). И Аллах даровал ей лучшего, чем он – Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
3 – Всевышний Аллах приказывает нам обращаться за помощью к терпению и намазу в несении Ислама и призыва к Нему, а также к стойкой позиции на истине во всем этом. Достоверно сообщается, что когда Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сильно беспокоило какое-нибудь дело, он сразу вставал на намаз. Ибо намаз – это прохлада очей верующего (услада души мусульманина), путь сближения с Всевышним Господом и ключ к умиротворению и успокоению сердца через его выполнение. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Я люблю в этом мире три вещи: духи, женщин и намаз – прохладу моих очей».
Намаз дает верующему мощную энергию в противостоянии тирании несправедливых людей, решительность в стойкой приверженности истине, и надежную безопасность, которая не дает его воле и силам никакого послабления. Всевышний Аллах упомянул терпение до намаза с целью обозначения важности терпения. Намаз – это отношение человека со своим Господом, а терпение – это отношение человека со своим Господом, с самим собой и с другими людьми. Терпение – это критерий и мерило стойкости при столкновении с трудностями, неприятностями и бедами.
Суть терпения:
Здесь необходимо остановится и осмыслить суть терпения, чтобы устранить неправильное понимание у некоторых мусульман того, что является терпением, и как его следует проявлять.
Некоторые люди полагают, что если человек уйдет в себя, изолируется от людей, отвергнет зло и плохих людей, видя как посягают на святыни, переступаются запреты, бездействуют законы Аллаха и отменяется джихад, и при этом он не занимает какую-либо позицию в отношении этого, а, напротив, избегает этого и воздерживается от осуждения происходящего. Некоторые люди полагают, что этим самым он проявляет терпение, и они называет его терпеливым.
Либо думают, что терпение – это оберегание себя от неприятностей. В результате такого понимания они стараются не подвергать себя гонениям со стороны врагов Аллаха. И поэтому не осмеливаются сказать правду (истину) или сделать то, что желает Аллах. Хуже того, они хранят молчание и забиваются в углах, называя себя терпеливыми.
Поистине, это не то терпение, за проявление которого Всевышний Аллах обещает блаженные сады Рая.
إِنَّمَا يُوَفَّى الصَّابِرُونَ أَجْرَهُم بِغَيْرِ حِسَابٍ
«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (39:10).
Напротив, это сама несостоятельность (слабость), от которой Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) просил защиты у Всевышнего, говоря: «О Аллах! Я ищу Твоей защиты от проявлений слабости, лени, малодушия, скупости, чувства тревоги и печали, от бремени долгов, а также от притеснения со стороны окружающих» (Муслим).
Терпение – это говорить истину, совершать праведное и переносить муки на пути Аллаха, возникающие от этого, без всякого отклонения, послабления и смягчения.
Всевышний Аллах связал терпение с богобоязненностью:
إِنَّهُ مَن يَتَّقِ وَيَصْبِرْ فَإِنَّ اللَّهَ لَا يُضِيعُ أَجْرَ الْمُحْسِنِينَ
«Воистину, если кто богобоязнен и терпелив, то ведь Аллах не теряет вознаграждения творящих добро» (12:90).
Всевышний Аллах связал терпение с муджахидами:
وَكَأَيِّن مِّن نَّبِيٍّ قَاتَلَ مَعَهُ رِبِّيُّونَ كَثِيرٌ فَمَا وَهَنُوا لِمَا أَصَابَهُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَمَا ضَعُفُوا وَمَا اسْتَكَانُوا ۗ وَاللَّهُ يُحِبُّ الصَّابِرِينَ
«Сколько было пророков, рядом с которыми сражалось много набожных верующих! Они не пали духом от того, что постигло их на пути Аллаха, не проявили слабости и не смирились. Аллах любит терпеливых» (3:146).
Терпение – это терпеливое перенесение испытаний и смирение с начертанными происшествиями (када). Оно ведет к стойкости, а не к неуверенности (колебаниям). Оно усиливает приверженность Корану, а не уклоняет от него под предлогом непомерной тяжести невзгод. Оно укрепляет привязанность с Господом, а не удаляет от Него.
وَذَا النُّونِ إِذ ذَّهَبَ مُغَاضِبًا فَظَنَّ أَن لَّن نَّقْدِرَ عَلَيْهِ فَنَادَىٰ فِي الظُّلُمَاتِ أَن لَّا إِلَٰهَ إِلَّا أَنتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنتُ مِنَ الظَّالِمِينَ
«Он (пророк Юнус) воззвал из мрака: «Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из несправедливых!» (21:87).
Это терпение, которое заостряет внимание и чувство заботливости, а также приближает путь в Рай. Это терпение сподвижников Биляла, Хаббана и семьи Ясира. Ведь именно тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Терпение, о семья Ясира! Воистину, ваше обетованное место – Рай».
Это терпение Хабиба и Зайда, сказавших язычникам во время пыток: «Клянусь Аллахом, больше всего не хотелось бы, чтобы Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) уколола даже колючка там, где он сейчас находится».
Это терпение тех, которые берут несправедливого за руку, не боясь всякой ругани из уст порицателя. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Но нет, клянусь Аллахом, вы непременно возьмете за руку тирана, и непременно наставите его на истину, и непременно заставите его делать праведное. Ибо иначе Аллах повергнет сердца одних из вас против сердец других, и проклянет вас, как проклял сынов Исраила».
Это терпение первых – сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Это терпение того, кто подвергся блокаде, был вынужден переселиться в Эфиопию, и терпел преследования только за то, что говорил: «Наш Господь – Аллах».
Это терпение мухаджиров и ансаров в их джихаде с последователями язычества – персами и римлянами. Это терпение пленных группы Абдуллаха ибн Абу Хузафа. Терпение верующих и праведных муджахидов.
Это терпение, которое побуждает приказывать одобряемое и запрещать порицаемое, не проявляя слабости перед трудностями на пути Аллаха.
Это терпение, которое делает тебя воином в армии мусульман, выступающей на войну против врагов Аллаха.
Терпение – это когда ты подтверждаешь слова Всевышнего Аллаха:
لَتُبْلَوُنَّ فِي أَمْوَالِكُمْ وَأَنفُسِكُمْ وَلَتَسْمَعُنَّ مِنَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ مِن قَبْلِكُمْ وَمِنَ الَّذِينَ أَشْرَكُوا أَذًى كَثِيرًا ۚ وَإِن تَصْبِرُوا وَتَتَّقُوا فَإِنَّ ذَٰلِكَ مِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ
«Вы непременно будете испытаны своим имуществом и самими собой, и вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от многобожников много неприятных слов. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (3:186).
وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ حَتَّىٰ نَعْلَمَ الْمُجَاهِدِينَ مِنكُمْ وَالصَّابِرِينَ وَنَبْلُوَ أَخْبَارَكُمْ
«Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести» (47:31).
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اسْتَعِينُوا بِالصَّبْرِ وَالصَّلَاةِ ۚ إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ ﴿١٥٣﴾ وَلَا تَقُولُوا لِمَن يُقْتَلُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ أَمْوَاتٌ ۚ بَلْ أَحْيَاءٌ وَلَٰكِن لَّا تَشْعُرُونَ ﴿١٥٤﴾ وَلَنَبْلُوَنَّكُم بِشَيْءٍ مِّنَ الْخَوْفِ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِّنَ الْأَمْوَالِ وَالْأَنفُسِ وَالثَّمَرَاتِ ۗ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ ﴿١٥٥﴾ الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُم مُّصِيبَةٌ قَالُوا إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ ﴿١٥٦﴾ أُولَٰئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَاتٌ مِّن رَّبِّهِمْ وَرَحْمَةٌ ۖ وَأُولَٰئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (2:153-157).