Государство: гражданское или исламское?

Взрыв разъярённых протестов и массовых забастовок служит ярким и открытым доказательством исламского пробуждения, сопровождаемого исламскими чувствами. Однако, к большому сожалению, мы стали слышать призывы с требованием демократии и гражданского государства, основывающегося на предоставлении общих свобод вместо призыва с требованием установления исламского государства – Халифат, которое правило миром на протяжении около 14 веков, будучи лидирующей державой, обладающей наивысшей культурой.

Так в чём же отличие между гражданским государством и исламским государством?

I. Гражданское государство в исламском наследии.

Если внимательно изучить книги предшественников по вопросам исламского правления, законов, султанов и шариатской политики, можно заметить, что в них отсутствуют такие термины или выражения, как «гражданское» или «государство». Они являются обиходными выражениями сегодняшнего времени. Это свидетельствует, что данный термин был внесен в нашу среду извне. Тем не менее, само заимствование не является порицаемым, если оно не несёт в себе смысл, находящийся в противоречии с тем, что утверждено в нашей религии.

Поэтому попытка поиска этого термина в нашем наследии не имеет смысла. Необходимо изучить его значение, данное в той среде, которое передало его нам, затем обратить внимание на его значение: соответствует ли оно нашей религии или нет, соответственно, принимаем ли мы его или отвергаем.

Учитывая, что гражданское государство является термином, возникшим на Западе, поэтому, прежде чем применить его в реальность или определиться относительно этого, т.е. отказ либо принятие обществом и религией, необходимо изучить его значение, которое ему определило западное просвещение, чтобы, тем самым, узнать, какое значение противоречит, а какое соответствует Исламу.

Однако отсутствие самого термина в нашем наследии не означает, что значение, которое оно в себе несёт, также отсутствует. Так, языковое значение слова «государство» означает «победа», а победа является следствием господства победителя над побеждённым. Отсюда можно сказать, что основополагающим фактором в определении значения слова «государство» является господство или же власть, что имеет свою языковую основу. Во многих книгах о конституционных законах, государство определяется путём разъяснения его главных составных частей, не разъясняя его сущность.

В книгах ибн Хальдуна, можно заметить, что он ставит различие между умственной политикой, что больше похоже на гражданское государство, и религиозной политикой. По его мнению, государство бывает трех видов:

1 – Государство, которое управляет людьми в соответствии с корыстными желаниями и низменными страстями (этот вид можно назвать диктаторским или деспотическим государством).

2 – Государство, которое управляет людьми в соответствии с рациональным подходом в привлечении мирской выгоды и устранении вреда (этот вид можно назвать гражданским государством).

3 – Государство, которое управляет людьми в соответствии с шариатским подходом в отношении мирских (дуньяви) и загробных (ухравий) интересов, возложенных на него (этот вид можно назвать исламским государством – Халифат).

II. Гражданское государство в западном просвещении.

Гражданское государство является понятием, переведенным и внесенным в мусульманскую среду из новейшего западного просвещения, и означает государство, независимое в своих делах, от господства и вмешательства церкви. Гражданское государство устанавливается в соответствии с интересами, выборами и органами, которые, в свою очередь, не подчиняются власти церкви. Некоторые западные политологи считают, что это государство, которое заждется на принципе гражданства, мультиконфессиональности, плюрализме и верховенстве права. Другие считают, что это государство, которым правят специалисты в области правления, администрации, политики и экономики. Другие считают, что это государство, которое состоит из государственных организаций, выражающих человека в его различных мыслительных, просветительных и идеологических спектрах внутри свободного окружения, где никакой слой не может иметь господство над остальными слоями общества. Насколько бы не различались эти слои в идейном, просветительном и идеологическом планах.

Исходя из вышесказанного, можно дать определение гражданскому государству по его главным составным элементам. По своей специфике это государство представляет собой наличие конституции, выражающей ценности, убеждения и нормы граждан государства, а также наличие деления между тремя властями (законодательной, судебной и исполнительной) и получения прав на основе гражданства, независимо от конфессиональной, этнической, просветительной и культурной принадлежности граждан. Государство выступает гарантом человека, основополагающих свобод и толерантности (уважения плюрализма и мультикультурности).

Исходя из этих определений, становится ясно, что гражданское государство состоит из следующих составных элементов:

1 – Наличие составленной конституции.

Конституция является самым главным каноническим документом в государстве, являясь конечной инстанцией для всех законов и систем. Любые действия или заявления, противоречащие ей, являются недействительными. Люди расходятся между собой относительно составления конституции, на основе чего следует писать конституцию. Является ли основой Коран и Сунна, или им служит разум, интерес (выгода), опыт и эксперимент?

2 – Возможность обладания властью.

Обладание властью – это облачение правлением со всеми её полномочиями, обязательствами и приложениями. Главная проблема у сторонников гражданского государства в этом вопросе заключается в регламентации условий и требований, которым должны отвечать те, кто будет принимать на себя власть, а отнюдь не в облачении властью. Является ли у них условием, чтобы правитель был мусульманином или им может быть и несчастный неверующий, который обладает правами гражданина этого государства? Обуславливается ли у них то, чтобы он был мужчиной или женщина также может быть правителем?

Важность постановки вопроса обладания властью у них вытекает из того, что власть в их понимании стала одним из видов трофеев, а не обязательством, поэтому они преследуют свою долю в этом трофее. Да будет доволен Аллах Умаром, который отказался назначить своего сына Абдуллаха приемником после себя, сказав: «Я не выношу этого, живым и мертвым». Обладание властью не выражает собой существенную ценность в исламском политическом праве. Значимым моментом является способность обладателя власти осуществлять свою обязанность надлежащим наилучшим образом. Если он справляется со своей задачей, добивается требуемого результата без каких-либо нарушений и нерасторопного отношения к поставленным перед ним обязательствам, в таком случае, нет смысла снимать его с занимаемой должности под предлогом несоответствия обладанию власти. В противном же случае, если правитель проявляет нерадивость в исполнении своих обязательств и не добивается требуемых результатов, то шариат не приказывает выжидать срок его пребывания на занимаемом посту. Напротив, приказывает наставлять, советовать и поправлять его в должное русло, пока не исправится. В случае безрезультатности все этого, необходимо отстранить его от занимаемой должности.

3 – Толерантность.

Что подразумевается под словом толерантность? Толерантность – это доброжелательное и терпимое отношение к представителю другой религии, как к субъекту, к его правам, которые гарантируются законодательством, к его обязанностям, возложенным на него законодательством, признание того, что он приверженец неисламской религии, признание его права на призыв к своей религии среди мусульман, побуждая их отречься от своей религии и обратиться в другую, неисламскую религию.

Мы говорим, что нет надобности вести речь о терпимом отношении с точки зрения существования кого-либо как субъекта государства, а точнее признании существования другого. Поскольку само присутствие его (другого) среди нас является доказательством терпимого отношения к нему. Это является очевидностью и не нуждается в признании.

Что же касается признания его прав, обязанностей и обязательств согласно шариату, то никто из авторитетных ученых не выступает против этого, как и никому не подобает выступать против этого.

Что же касается признания того, что он (другой) является последователем неисламской религии, то это является основными принципами Ислама. Ведь каждый, кто не свидетельствует, что «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник», то он является последователем другой религии, помимо Ислама.

Остаётся лишь одно, а именно признание другого в его праве на призыв мусульман к своей религии, а также на обладание всеми правами, которыми обладают мусульмане, в т.ч. числе и право быть правителем. Тем не менее, хотелось бы задать вопрос: «Существуют ли доказательства на это?» Если же доказательства не обнаружатся, а напротив, выявятся доказательства, указывающее на обратное, то требование этого на основе того, что это является одним из характеристик гражданского государства, является поношением на это государство. Поскольку этот момент находится в противоречии с шариатом.

4 – Принятие демократии.

Одним из элементов гражданского государства является принятие идеи демократии, которая служит основой этого государства. Идея демократии зиждется на следующих принципах:

Верховенство принадлежит народу;

Народ является источником законодательной, судебной и исполнительной власти;

Обеспечение (четырёх) свобод:

1) Свобода вероисповедания;

2) Свобода собственности;

3) Свобода мысли;

4) Свобода личности.

Утверждение о том, что демократия строится на большинстве – является мифом. Сегодняшние события доказали, что демократия в странах, которые считают себя мировыми путеводителями этой идеи, является пустым лозунгом. Так демократическое государство США вместе с другим демократическим государством Великобритания, а также в союзе с еще несколькими демократическими государствами, развернули бесправную жестокую войну против Ирака под предлогом наличия оружия массового поражения в этой стране. Затем выяснилось, что информация была сфабрикованной, в этом признался бывший министр иностранных дел США Колин Пауэлл. Признались ли Америка, Британия и их приспешники в своей ошибке? Раскаялись ли они о содеянном, возместили ли причиненный ущерб иракскому народу, который потерял в этой варварской войне более миллиона мусульман?

Почти все слои населения Ирака осудили эту аморальную войну и выразили свой протест, но разве кто-то прислушался к ним? Так, где же их демократия и верховенство прав, к которым они призывают? Разве не они нарушают международное право, которое вменяют в обязанность другим государствам?

5 – Защита прав человека:

Люди имеют множество прав, которым их наделил шариат. И необходимо, чтобы они смогли беспрепятственно воспользоваться ими. Никому не позволяется ущемлять их в том, чем наделил их Аллах. Так может поступать только упрямый тиран, ведь эти права даны Всевышним Аллахом, ни природой, ни правителем. В этом и есть наилучшая защита прав. На основании этих прав никто не может принуждать неверующего принять религию Ислам. Напротив, ему разъясняется Ислам, если он соглашается и произносит слова свидетельства «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха», то становится мусульманином. Если же он отвергает и настаивает на пребывании в своей религии, то не принуждается.

Однако, позволительно ли мусульманину, согласно этим правам, поменять свою религию на иудейскую или христианскую или на что-либо, не являющееся религией, вообще? Это является предметом разногласия между нами и адептами гражданского государства. Они считают, что он имеет право, мы же утверждаем обратное.

6 – Разрешение свобод.

Гражданское государство, которое принимает демократическую идею, несет в себе принцип свобод, которые они называют всеобщими:

1)Свобода вероисповедания;

2)Свобода собственности;

3)Свобода мысли;

4)Свобода личности.

Так, по их утверждению, каждый человек может совершать все, что захочет. Поэтому у них отсутствует наказание за совершение прелюбодеяния, считая такое наказание вмешательством в личную жизнь, гарантируемую свободой личности. Каждый человек имеет право овладеть любым способом всем, чем захочется. Каждый человек имеет право верить в любое вероучение и выражать любые мысли. Это в корне отличается от Ислама. В Исламе отсутствует такая свобода, в том смысле, что человек не должен ограничиваться чем-либо при совершении дел. Напротив, Ислам ограничивает мусульманина законами шариата. Каждое действие мусульманина должно ограничиваться законами шариата.

Так называемые всеобщие свободы в Исламе не существуют. Что касается так называемой свободы мысли, то Ислам дозволяет мусульманину выражать своё мнение, если оно не является греховным, как и обязывает его говорить правду всегда и везде. В хадисе Убада ибн Самита во время их присяги Посланнику (с.а.с.) говорится: «М ы всегда говорили правду, где бы мы ни были, не боялись ради Аллаха упреков всякого хулителя» (Ахмад). Также Ислам обязал выражать правителям свое несогласие, словом, и требовать с них отчет за проделанные ими дела. Пророк (с.а.с.) сказал: «Господин всех шахидов – Хамза, и мужчина, который восстал против несправедливого правителя, призывал его к одобряемому и запрещал порицаемое и был убит за это» (аль-Хаким).

Это не является свободой мысли, а является соблюдением законов шариата, а именно, дозволение выражать свое мнения в определённых положениях и обязанность этого в других. В Исламе отсутствуют понятия свобод, за исключением свободы в смысле освобождения раба от рабства.

К сторонникам гражданского государства есть ряд вопросов:

– Есть ли в Исламе какое-нибудь, признанное среди ученых, доказательство из нашей религии и шариата, которое указывало бы на тот смысл и элементы гражданского государства, о которых вы говорите? Если вы скажете: «Да, есть указание на это!» – тогда, где же те тексты, которые говорят об этом, и на что именно они указывают? Если вы скажете: «Тексты не указывают на это, напротив, они указывают на обратное» – тогда нет надобности в том, что противоречит нашему законодательству. Если вы скажете: «Тексты не указывают на это прямо, как и не указывают на аннулирование этого. Поэтому мы сделали иджтихад в этом, исходя из правила масалих аль-мурсаля (преследуемых шариатом интересов)», то мы скажем: «Вы не на том уровне, чтобы совершать иджтихад. Вы не имеете никакого исследовательского образования, требуемого в шариате. Каждая наука имеет своих специалистов, и это очевидно. Кто же говорит что-либо не по своей специальности, то, тот творит что-то парадоксальное». Если вы скажите: «Нас не интересует соответствие или противоречие с шариатскими законами, нас интересует то, в чем есть выгода», – мы скажем: «Значит, этим вы отошли от Ислама».

– С виду вы признаёте и утверждаете, что Всевышний Аллах является Создателем этого удивительного мира, с его небесами и обширными землями, и всего живого. Также вы заявляете, что Он настолько в совершенстве создал этот мир, что приводит в изумление всех без исключения людей, тем самым, признавая всезнание, мудрость и величие Всевышнего Аллаха. Но неужели вы считаете чрезмерным то, что Всевышний Аллах ниспослал своим рабам то, что будет наставлять (руководство) их в их жизненных делах? Или вы полагаете, что Всевышний Аллах создал Свои творения, наделил их жизненным уделом, имуществом и детьми, а затем оставил их в положении, когда им самим следует управлять своею жизнью без правильного руководства от Аллаха? Разве Всевышний Аллах не сказал, порицая тех, которые желают самостоятельно устанавливать законы, чтобы управлять ими своим обществом:

أَفَحُكْمَ الْجَاهِلِيَّةِ يَبْغُونَ ۚ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللَّـهِ حُكْمًا لِّقَوْمٍ يُوقِنُونَ

«Неужели они ищут суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (5:50).

– Что толкает вас призывать к гражданскому государству? Какую выгоду вы усматриваете в приверженности к этому гражданскому государству вопреки тому, что оно не имеет ничего общего с религией? Есть ли что-то такое, что побуждает к применению этого термина, включающего в себя, как правильные, так и противоречащие религии, вопросы? Почему вы отказываетесь от термина исламское или шариатское государство? Почему вы питаете неприязнь к исламскому государству? Неужели этот термин, содержит в себе неприемлемые положения? Если и имели место, со стороны отдельных мусульман или мусульманских правителей, неправовые действия, разве Ислам одобряет их? Выражаясь иначе, явилось ли это следствием соблюдения Ислама, либо это произошло в результате отдаления и отказа от него? Если это произошло в результате отдаления и отказа от него, тогда почему вы приписываете Исламу то, что не имеет к нему никакого отношения?

– Существуют, те, кто пытается изобразить гражданское государство в образе государства институтов, будто оно не находится в противоречии с религией и не борется с ней. Если так, тогда почему вы не желаете называть его исламским государством? Зачем делаете акцент на том, что оно является гражданским? Разве государство, которое основал Посланник Аллаха (с.а.с.), и которым после него управляли праведные халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али (р.а.), было гражданским? Или же все таки исламским?

III. Исламское Государство.

Исламское государство является всемирным государством, и милостью для миров. Это политическое и исполнительное образование для претворения Ислама. Оно покровительствует делам людей, исполняет уголовно-процессуальные нормы, защищает рубежи, обеспечивает безопасность мусульман, где бы они ни были. Оно несёт Ислам, как послание, всему миру путём призыва и джихада, поскольку оно является идеологическим государством, основанным на идее исламской доктрины (акъиды). Исламское государство отличается от гражданско-демократического государства и всех существующих ныне государств, с точки зрения основ, норм, систем, главных составных частей и отличительных особенностей.

Исламское Государство – это Халифат. Это всеобщее руководство для всех мусульман на этом свете в претворении исламского законодательства и донесении Ислама миру путём призыва и джихада.

Основополагающие принципы. Исламское Государство строится на четырёх принципах:

1) Верховенство в исламском государстве принадлежит только шариату.

Единственной инстанцией, регламентирующей волю индивидуума, народа (уммы) и правителя, в этом государстве является шариат, а отнюдь не разум или мнение большинства. Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّـهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنكُمْ ۖ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّـهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّـهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ۚ ذَٰلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلًا

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью среди вас. Если же вы станете препираться в чём-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (04:59)

То, что регулирует государство и умму в целом – это шариат от Аллаха, принесённый Мухаммадом (с.а.с.). Шариат является единственным источником, к которому обращаются при оценке поступков и вещей, а также при разрешении споров между людьми, между правителем и подданными, между государством и другими странами и народами. Правитель в этом государстве получает присягу от исламской общины (умма) на Коране и Сунне для исполнения приказов и запретов Аллаха, одним словом, для претворения шариата. Если правитель отклонится от шариата, то исламская община (умма) обязана отчитывать его за это, пока он не исправится. Если он проявляет явное неверие, то исламская община (умма) обязана выступить против него. Если люди, присягнувшие ему на шариате, отступят от своей присяги и совершат мятеж, он обязан бороться с ними, пока они не вернутся к шариату. Таким образом, исламская община (умма), индивид и правитель – все они находятся в подчинении шариату. Это показывает, что верховенство принадлежит шариату, а не народу или разуму.

Шариат является движущей и регламентирующей силой во всех делах в Дар-уль-Ислам. Всевышний сказал:

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّـهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ ۗ وَمَن يَعْصِ اللَّـهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение…» (33:36).

2) Власть в исламском государстве принадлежит исламской общине (умме).

Народ (умма) является обладателем власти, а именно силы и правления. В данном случае под словом правление имеется в виду исполнение шариатского закона. Однако Всевышний Аллах определил путь исполнения шариата, олицетворяющийся в государстве во главе с халифом, которому исламская община (умма) присягает, чтобы он замещал её в претворении шариата и донесении его миру, опираясь на её идейную и материальную мощь. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Сыны Израиля управлялись пророками. Когда умирал один пророк, за ним приходил следующий. После меня больше не будет пророков, но будет много халифов». Присутствовавшие спросили: «Что ты прикажешь нам делать в этом положении?». На что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Соблюдайте присягу того, кому она была дана первому и потом опять первому, и отдавайте им их права. Поистине, Аллах спросит у них о том, выполняли ли они свои обязанности перед вами» (Муслим). Также Пророк (с.а.с.), обращаясь к исламской общине, единственной обладательнице властью, сказал: «Кто даст байат имаму рукой и сердцем, то пусть подчиняется ему в меру своих сил. Если же появится другой претендент на Халифат, то отрубите ему голову» (Муслим).

Эта власть находится в руках халифа до тех пор, пока он следует шариату, претворяет законы этой религии во внутренних и внешних делах страны, таких как уголовно-процессуальные нормы (худуд), защита государственных границ, несение призыва всему человечеству путём призыва и джихада.

3) Существование одного халифа для всех мусульман (т.е. только одно государство).

Запрещается мусульманам, чтобы у них было больше одного халифа. Пророк (с.а.с.) сказал: «Если была дана присяга двум халифам, то убейте второго (последнего) из них» (Муслим). От Арфаджа сообщается, что он слышал, как Посланник (с.а.с.) сказал: «Если кто-либо придет к вам, тогда как ваше дело будет единым, вокруг одного человека, и он пожелает вас расколоть и разделить ваш джама’ат, то отрубите ему голову!» (Муслим). Также Посланник (с.а.с.) сказал: «Если же появится другой претендент на Халифат, то отрубите ему голову» (Муслим).

Сподвижники, после смерти Посланника (с.а.с.), были единогласны в этом законе, а именно, относительно единства Халифата. Когда ансары предложили мухаджирам, сказав: «С нашей стороны один человек и с вашей один», Умар ибн аль-Хаттаб им сказал: «Два меча не уместятся в одни ножны». Абу Бакр же сказал: «Не позволительно мусульманам иметь двух предводителей (одновременно)». Сподвижники сошлись в необходимости принесения присяги одному приемнику Пророка (с.а.с.) – халифу, правдивому Абу Бакру.

4) Только халиф имеет право принятия (табанни) шариатских законов, связанных с покровительством дел граждан.

Когда шариатские иджтихады в одном вопросе оказываются многочисленными, халиф несёт ответственность перед Аллахом и мусульманами за принятие одного шариатского закона из этих иджтихадов. Он выбирает мнение, которое считает наиболее верным для претворения. Так, Абу Бакр принял множество шариатских законов во время своего правления Халифатом, обязав людей следованию им. Также поступали Умар, Усман и Али, при этом, ни один из сподвижников не возразил этому. Так сложилась единогласная позиция сподвижников относительно того, что халиф имеет право принимать определённые законы и обязывать людей следовать им. На основании этого было выведено множество известных шариатских правил. Например, «Халиф имеет право устраивать столько судебных разбирательств, сколько появляется спорных вопросов», или «Приказ имама устраняет разногласие», или «Приказ имама обязателен для исполнения, как явно, так и тайно». Так мусульманин исполняет приказ имама в том, что касается его поведения, как в открытом отношении с государством и людьми, так и в скрытых от государства делах.

Тем не менее, каждый мусульманин, убедившийся в правильности определённого иджтихада, который находится в противоречии с тем, что принял халиф, имеет право разъяснять и призывать людей к нему (иджтихаду). Поскольку единодушие сподвижников указывает на обязанность следования тому, что принял халиф, а вовсе не на обучение и призыв людей к тому, что принял халиф. Так, Абу Бакр поровну распределял имущество среди мусульман во время своего правления, в то же время Умар, который считал иначе, оспаривал Абу Бакра по поводу этого закона, продолжая соблюдение того, что принял Абу Бакр. Когда же халифом стал сам Умар, то он претворил то, что считал более верным. Поэтому принятие халифом определённых шариатских законов обязывает поступать согласно этому, но не призывать.

Аппарат правления в исламском государстве:

Исламское Государство имеет особый аппарат правления, заложенный Посланником (с.а.с.) в лучезарной Медине. Его придерживались праведные халифы после него (с.а.с.), а после них и остальные мусульманские халифы, претворявшие б́ольшую часть из него до того времени, когда в 1924 году Халифат был разрушен. Данный аппарат состоит из следующих ведомств:

1) Халиф;

2) Уполномоченные визири;

3) Исполнительные визири;

4) Глава территориальных единиц (Валии);

5) Управляющий военного ведомства (Амир аль-джихад);

6) Внутренняя безопасность;

7) Внешнеполитическое ведомство;

8) Промышленность;

9) Судопроизводство;

10) Административные департаменты (интересы людей);

11) Казначейство (Байт-уль-Мал);

12) Информация;

13) Совет представителей общины (аш-Шура и требование отчета).

И на существование каждого из них указывает соответствующее доказательство. Мы ограничимся разъяснением первого из них, а это халиф.

Халиф – это тот, кто представляет исламскую общину в правлении и власти, а также в исполнении законов шариата. Поскольку Ислам закрепил правление и власть за исламской общиной (уммой), которая вверяет их тому, кто будет замещать её. Аллах обязал ее исполнять все законы шариата и избрать халифа. Поэтому человек станет халифом только тогда, когда исламская община (умма) даст ему присягу. Принесение ею присяги на ведение дел Халифата и делает его представителем исламской общины (уммы). Заключение договора на ведение дел Халифата дало ему власть и обязало общину подчиняться ему. Никто из правителей мусульман не станет халифом, пока исламская община (умма) добровольно не принесет ему присягу, путем принесения законной (шариатской) присяги со стороны авторитетных лиц (ахл-уль-халь ва аль-акъд) мусульман по доброй воле и собственному выбору. Необходимыми для законной присяги условиями служит то, что кандидат на пост халифа должен быть мусульманином, мужчиной, совершеннолетним, справедливым, свободным, дееспособным на ведение государственных дел.

Это условия халифа, который ведет управление делами мусульман. При этом необходимо, чтобы после заключения договора Халифата он немедленно приступил к претворению законов шариата.

Метод утверждения халифа является баят (присяга) и на это существует множество доказательств из Корана и Сунны. Существует множество видов процедур для назначения халифа и принесения ему присяги. Также здесь предусматривается положение временного амира в случае, если по какой-либо причине мусульмане лишатся своего халифа. Также существуют разные формы принесения присяги и выражений присяги, когда и как снимается халиф с должности и другие законы, связанные с этой темой.

По законам Ислама требуется существование единого Халифата, т.е. все мусульмане должны находиться в едином государстве, и у них должен быть один халиф. Мусульманам на этой земле запрещено по шариату иметь более одного государства.

Аппарат правления исламского государства является особым аппаратом, присущим только государству Халифат. Он отличается от государственных аппаратов, выдуманных человеком, систем, существовавших до и после Халифата. Особыми характеристиками исламского государства и системы Ислама, отличающими Халифат от других государств и систем, являются:

1) Государство Халифат не имеет постоянных территориальных границ, у которых он останавливается и не преступает. Согласно шариату на это государство возлагается обязанность несения Ислама всему человечеству и претворения его над людьми, независимо от того, приняли ли они Ислам или нет. Границы Халифата постоянно расширялись с момента его установления Посланником Аллаха (с.а.с.) в Медине. Оно присоединяло к себе земли тех, кто подчинялись ему путем мира или войны, и покровительствовало ими в соответствии с законами Ислама, чтобы они стали неотъемлемой частью этого государства. Всевышний Аллах сказал:

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا كَافَّةً لِّلنَّاسِ بَشِيرًا وَنَذِيرًا وَلَـٰكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ

«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем…» (34:28).

Также сказал:

هُوَ الَّذِي أَرْسَلَ رَسُولَهُ بِالْهُدَىٰ وَدِينِ الْحَقِّ لِيُظْهِرَهُ عَلَى الدِّينِ كُلِّهِ ۚ وَكَفَىٰ بِاللَّـهِ شَهِيدًا

«Он – Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями...» (48:28).

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Мне было приказано Аллахом сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет достойного поклонения кроме Аллаха и что Мухаммад – Посланник Аллаха, и будут совершать регулярную молитву и платить закят. Если они сделают это, то они обезопасили свои жизни и имущество от меня, кроме как по закону Ислама, и их исход у Аллаха» (Бухари и Муслим).

Границы этого государства открыты для всех мусульман и граждан. Они могут входить и выходить из него, когда захотят. Они имеют право быть гражданами этого государства, за исключением тех положений, когда шариат запрещает это.

2) Исламское государство следует законам Ислама в своей внутренней и внешней политике. Ему запрещено обращаться за законами к светскости или демократии, либо к ООН и Совету Безопасности. Ему запрещено быть членом этих организаций даже на один день. Если халиф совершит такое, исламская община (умма) должна отчитать его за это и выразить своё возмущение в предусматриваемом шариатом методе, пока он не исправится. В своих международных отношениях государство обязано руководствоваться законом шариата. Как, например, непозволительно убивать посла и пленных или соблюдению, заключённых с другими государствами, договоров.

3) Исламское государство является человеческим, а не божественным государством. Исламское государство – это Халифат, который является всеобщим руководством для всех мусульман в мире. Халифат необходим для претворения исламских законов через идеи, принесенные Исламом, а также для несения исламского призыва всему миру путем ознакомления их с Исламом, призывом к нему и джихадом на пути Аллаха.

Халифат является земной должностью, а не загробной. Он существует для претворения исламской религии над человечеством и распространения его среди людей. Это не является пророчеством, т.к. пророчество является небесной миссией, которую Аллах дарует тому, кому пожелает. Пророки и посланники получали законодательство от Аллаха через божественное откровение, в то время как Халифат является человеческим положением, которое мусульмане вверяют халифу путем добровольного принесения присяги по собственному желанию для претворения над ними Ислама.

Халифат является человеческим государством и те, кто возглавляют его, являются людьми, а не пророками и они могут также ошибаться и забывать, как и все люди.

4) В исламском государстве разрешается организовывать политические партии только на основе Ислама для ведения политической и идейной деятельности. Например, это требование отчета с халифа и призыв к исламским мыслям, принятым этими партиями, а не к тем, что принял халиф. Причина этому то, что образование политических партий на основе Ислама является обязанностью по достаточности (фард кифая). Всевышний Аллах сказал:

وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ ۚ وَأُولَـٰئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (03:104).

Приведённые в аяте качества, такие как призыв к Исламу, приказ одобряемого и запрет порицаемого – являются основными составляющими политической партии в Исламе. Отсюда вывод: запрещено мусульманам формировать сплочение не на исламской основе, подобно патриотизму, национализму, социализму и т.п. Всевышний Аллах сказал:

وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ الْإِسْلَامِ دِينًا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِي الْآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ

«От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (03:85).

Также Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто бы ни внес нововведение в это наше дело (Ислам), которое не часть его – это будет отвергнуто» (аль-Бухари, Муслим).

5) Исламскому государству запрещено отдавать бразды правления над мусульманами в руки неверующих. Например, если это происходит путем вступления в военные альянсы или заключения политических, культурных, экономических и им подобных договоров, которые наделяют неверующих полномочиями управления над мусульманами. Всевышний Аллах сказал:

الَّذِينَ يَتَرَبَّصُونَ بِكُمْ فَإِن كَانَ لَكُمْ فَتْحٌ مِّنَ اللَّـهِ قَالُوا أَلَمْ نَكُن مَّعَكُمْ وَإِن كَانَ لِلْكَافِرِينَ نَصِيبٌ قَالُوا أَلَمْ نَسْتَحْوِذْ عَلَيْكُمْ وَنَمْنَعْكُم مِّنَ الْمُؤْمِنِينَ ۚ فَاللَّـهُ يَحْكُمُ بَيْنَكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ۗ وَلَن يَجْعَلَ اللَّـهُ لِلْكَافِرِينَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ سَبِيلًا

«… Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (04:141).

С момента своего установления это государство обязано работать над обеспечением самодостаточности в своей экономике, а также усердствовать над тем, чтобы вернуть себе статус лидирующей державы в мире. На это указывают действия Посланника Аллаха (с.а.с.) и праведных халифов после него. Это государство должно быть ведущим и имеющим влияние, и не быть зависимым от кого-либо или марионеточным у кого-либо. Оно должно нести Ислам к остальным людям, чтобы вывести их из тьмы неверия к свету Ислама, из бедственного положения, придуманных человеком, систем к справедливости шариатских законов.

6) Официальным языком исламского государства является арабский язык. Это будет государственный язык для официальных дел на местном и международном уровне. Это будет язык просвещения, образования и СМИ. В случае разногласий относительно смысловых моментов текстов договоров и соглашений между государствами для определения истинного точного смысла необходимо будет обращаться к текстам и значениям арабского языка. Это является шариатской обязанностью, т.к. это язык Корана и Сунны, и поскольку шариатское заключение, а точнее иджтихад, и законы можно вывести из них лишь посредством арабского языка.

7) Общественная жизнь в исламском государстве полностью подчинена законам Ислама. Не позволяется проявление, какой бы то ни было, неисламской общественной символики, как, например, «праздник Новый год». Никому из индивидуумов, равно является ли он гражданином или иностранцем на правах визы, не позволяется в своей одежде или поведении нарушать исламские законы общественной жизни, даже если он не является мусульманином, поскольку данное государство является Дар-уль-Ислам (территорией исламского правления), а значит, общественная жизнь здесь регламентируется исламскими законами. Что же касается частной жизни, то в этой сфере Ислам дозволяет немусульманам совершать те действия, совершение которых запрещено в исламской общественной жизни. Например, разрешение в частной жизни на употребление спиртных напитков, употребление свинины, отмечание праздников и отправление религиозных обрядов.

Эти основы и отличительные качества государства Халифат, выведенные из шариатских доказательств, должны стать очевидными для мусульман, чтобы легко можно было определить какое из государств, называющее себя исламским, является таковым. Также это нужно, чтобы не оказаться жертвами обмана блестящих лозунгов, которые находятся в противоречии шариату. При этом следует знать, что не все, что не противоречит Исламу, из Ислама. Как и не все, что соответствует Исламу, является из Ислама. Напротив, только то, что выведено из Корана и Сунны, или опирается на них, является из Ислама.

Исламское государство – это государство, которое черпает понимание исламской жизни из исламского вероучения, претворяет Ислам над обществом после того, как Ислам укрепится в сердцах и умах, а также несет исламский призыв всему миру.

Исламское государство не является фантазией или утопией. Это государство имеет собственную историю протяженностью 13 веков. Оно является фактом недавнего прошлого и скорого будущего, Ин-ша-Аллах. Факторы его появления настолько сильны, что вряд ли кому-то станет под силу игнорировать или бороться с ними. Сегодня мысль об этом государстве заполонила озаряющие умы. Сегодня исламское государство – чаянье исламской общины (уммы), жаждущей славы Ислама.

Исламское государство не является простым желанием, беспочвенно будоражащим людей. Это обязанность, которую Всевышний возложил на мусульман и приказал им установить его, а также предостерег их от наказания за проявление попустительства в этом деле. Как они могут получить довольство своего Господа, если величие в их странах не принадлежит Аллаху, Его Посланнику (с.а.с.) и мусульманам?! Как же они могут спастись от Его наказания, если они не будут устанавливать государство, которое готовило бы армии для защиты рубежей, исполняло бы шариатские нормы и правило бы тем, что ниспослал Аллах?!

Итог, мы обязаны призывать и устанавливать исламское государство, а не демократическое гражданское государство, или демократическую республику, или диктаторское государство. Ведь только исламское государство может быть «Халифатом по методу пророчества…».

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Пророчество продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, оно исчезнет. Затем наступит период Халифата, основанного на методе пророчества. Он также продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период злой монархии, которая также продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период деспотичного правления, которое продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем вновь наступит период Халифата, основанного на методе пророчества. После чего он замолчал» (Ахмад).