В свете убедительной победы исламских движений на выборах в ряде арабских стран исламский проект, принимаемый этими движениями, переходит к стадии серьезного испытания во власти с позиции реализации правления, даже если и формально. Это ставит проект, который поднимает лозунг «Ислам - есть решение», на проверку перед массами, которые с нетерпением желают системы, основанной на справедливости и истине, исходящей из законов исламского шариата.
Но самый большой вызов, стоящий перед этими движениями, заключается в их вступлении в этот эксперимент в рамках демократического национального гражданского проекта под международным прикрытием вместо проекта халифата, единства Уммы, власти шариата и отделения от империалистического влияния в культурной, политической и экономической сферах. Это означает, что успех эксперимента или его неудача приведут в итоге к тому, что будет заложено основание системы, которую они отвергали, боролись с ней и считали ее противной подлинному исламскому проекту.
Эти движения согласились активно вступить в порочную реальность, где господствуют местные и международные антиисламские силы, которые противятся Исламу как альтернативе капиталистической системе. Эти движения распространили среди народных масс мысль о том, что их проект полагается на частичные реформы на пути к полномасштабному реформированию в рамках гибкой постепенной программы, которая избегает столкновения с обществом или влиятельными силами в нем, а также облегчает нагрузку шариатских текстов, интерпретируя их при необходимости с позиции сближения реальности с этими текстами, применяясь к обстоятельствам в рамках того, что называется «пониманием реальности».
Это направление, известное как «центристское, реформистское, реалистичное, поэтапное, постепенное, умеренное» практически приняло идею «бородатого правительства». Ту, которую основал бывший марокканский министр вакфов доктор Абдуль Карим аль-Maдгари, который считает создание формального исламского правительства необходимым этапом для достижения полного исламского решения. Он утверждает, что «полномочия «бородатого правительства» не будут переходить за рамки управления финансами и экономикой в ее нынешнем строении и условиях, в ее капиталистических либеральных установках, инструкциях Всемирного банка и Международного валютного фонда, и устройства процентной экономики. И это правительство будет иметь от Ислама лишь бороду в силу необходимости этого и того, к чему обязывают внутренние и внешние условия».
Цель «бородатого правительства» заключается в предоставлении своего проекта через исламские лозунги, через приверженность их сторонников к внешней правильности, как отпускание бороды, чтобы демонстрировать глубину своей направленности к соблюдению положений шариата, ограничиваясь формальностью на переходном этапе, подготавливающим общество к приходу к полноценному исламскому обществу. Поэтому нет необходимости в «радикализме» касательно применения шариатских наказаний, запрета ростовщичества или запрета туристам делать то, что они обычно делают в развлекательных заведениях и на пляжах.
И это не говоря уже о законах и позициях, которые Ислам требует касательно освобождения Палестины и его жителей, касательно отмены недействительных соглашений, заключенных с узурпатором в лице Израиля или изгнания западного влияния из мусульманских стран. Согласно оценке этих людей выполнение части этих дел, не говоря уже обо всех делах, вызовет активизацию, как внутренних, так и внешних враждебных сил, выступающих против полного исламского решения, где невозможно будет предсказать последствия.
На первый взгляд проект "Бородатое правительство" кажется заманчивым, особенно учитывая затрудненность усилий в его осуществлении со стороны авторов проекта по полному коренному изменению. Тем не менее, существуют основные препятствия, которые стоят перед этим проектом, не говоря уже о его продвижении. Эти препятствия можно выразить следующим образом:
1 – Этот проект, в принципе, противоречит утвердившимся в умах и сердцах мусульман постулатам метода Посланника (мир ему и благословение), который отвергает все предложения, строящиеся на компромиссах в религии, в целом или в какой-то ее части, взамен власти, авторитета, богатства, даже в самые суровые времена невзгод и слабости верующей группы. Согласие с торгами в ключевых вопросах, как отмена шариатского правления, принятие Кэмп-Дэвидского соглашения, ростовщическая практика и дозволение постыдного туризма, приведет в таком случае к разрозненности людей и их недоумению касательно причин обвинения прежних режимов, как и сделает Ислам, к которому призывали людей авторы таких проектов до прихода к власти, совершенно иным, что будет подрывать доверие к ним.
2 – Восприятие сторонниками идеи «бородатого правительства» реальных фактов как исходной основы плотно перекрывает возможности для правильного решения проблем, от которых страдают наши общества и страны. Поскольку наши общества и страны экономически, культурно, политически, социально и в сфере безопасности крепко связаны друг с другом. Таким образом, решение проблем, с которыми сталкиваются, например Ливия, Тунис и Йемен, через узкую национальную призму естественно приведет к неспособности решения многих проблем, и, следовательно, приведет к необходимости положиться на зарубежную помощь и опыт под эгидой колонизаторских держав. А эта помощь ставит страну и ее население в зависимость от доноров.
3 – Безуспешность модели «бородатого правительства» фактически подтвердилась на примере Ирана и Судана. Иран превратился в националистическое отдельно групповое государство с кучей проблем, демонстрируя собой отталкивающий пример, и последовательно движется к внутреннему взрыву, который почти полностью изменит существующий баланс мулл. Что касается Судана, то он разделился на две части, где тяжелое положение усугубилось еще больше. Причины всех этих трагедий были возложены на исламский проект Судана, относительно которого сегодня существует множество вопросов.
4 – Модель «бородатого правительства» ведет к потере ислама как системы правления и подрывает доверие к ней, когда само лишь наличие бородатого или религиозного правителя, или правителя, связанного с исламской организацией, требует от общественного мнения обязательности считать это правительство исламским. И таким образом на исламский проект загружается бремя ошибок людей и несостоятельность установленных людьми систем, которые претворяются, несмотря на то, что они не имеют никакого отношения к Исламу.
5 – Думать, что «бородатое правительство» является преддверием для последующей полной реализации Ислама – это не более, чем иллюзия, которую понимает каждый, кто имеет хотя бы малейшее знание о сущности обществ, о том, как происходят в них перемены и как они приходят к развитию. Таким образом, провал этих правительств даст повод каждому, кто предвзят и пытается порочить Ислам, считать, что слова «Ислам – есть решение» являются просто лозунгом, и что для обоснования этого не нужно далеко идти под тем предлогом, что это фактически уже было опробовано и завершилось безуспешностью, когда была продемонстрирована неспособность в решении проблем, существующих в сложном взаимосвязанном мире.
6 – Логика отмены шариатского правления под предлогом последующего прихода к этому правлению, несомненно, противоречит самому шариату, который предостерегает от малейшего отклонения, не говоря уже о полной отмене его правления. Всевышний Аллах сказал:
وَأَنِ احْكُم بَيْنَهُم بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَهُمْ وَاحْذَرْهُمْ أَن يَفْتِنُوكَ عَن بَعْضِ مَا أَنزَلَ اللَّهُ إِلَيْكَ ۖ فَإِن تَوَلَّوْا فَاعْلَمْ أَنَّمَا يُرِيدُ اللَّهُ أَن يُصِيبَهُم بِبَعْضِ ذُنُوبِهِمْ ۗ وَإِنَّ كَثِيرًا مِّنَ النَّاسِ لَفَاسِقُونَ
«Осуществляй правление между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами» (5:49)
Ислам обязал Умму выступать против правителя, который отклоняется от части Ислама, не говоря уже о его полном упразднении.
7 - Принятие «бородатого правительства» как модели приведет практически к тому, что Умма далеко отойдет от требуемого примера. Допущение формального Ислама, который будет свободен от кипения Уммы, будет некой отдушиной для ее желаний, будет лишать ее рвения и внушать ей, что основное, что может дать Ислам, означает ухищрение относительно чувств Уммы с дальнейшим существованием тех же людских систем в исламском облике, не говоря уже о возможности повторного отхода позже к чисто светскому образу под предлогом безуспешности исламского проекта.
8 – Обычно временные политические проекты становятся постоянными. Давление реальности и переход от одного эксперимента к другому рождает новые убеждения у тех, кто занимается этим, в особенности, что они хотят решить проблемы, которые не могут быть решены правильным образом с существующими законами и системами. Привязанность к временным проектам и гибридным решениям порождает прагматические критерии, которые рассматривают стремление к осуществлению данной модели как одну из форм ненужного воображения.
Например, эксперимент Эрдогана в Турции стал сам по себе примером и образцом подражания для последователей этого направления, хотя сам он стал призывать свою ровню в Египте, Ливии и Тунисе принять светскость и рассматривать ее как требуемый образец, хотя первоначально она продвигалась лишь как преддверие для создания «одетого в хиджаб правительства» на пути возрождения праведного халифата. То же самое можно говорить об эксперименте палестинских организаций, которые в качестве переходного этапа на пути полного освобождения согласились на получение государства взамен на отказ от части Палестины, когда неожиданно этот этап перевоплощается в окончательное решение и объявляется борьба всем, кто выступает против него.
9 – Продвижение этого проекта означает косвенное подтверждение теории Запада о том, что его мировоззрение победило на практике, и что любые другие системы, в том числе Ислам, не могут существовать в современную эпоху без получения средств к жизни от западной системы. Разве это правда?! Является ли это то, к чему стремятся инициаторы реформистского умеренного направления?
10 – И последнее, но не менее важное состоит в том, что постепенный реформистский метод, возможно, согласно пониманию его сторонников, соответствует дореволюционному этапу. Поскольку тогда, согласно господствующей логике, можно было рассматривать этот метод как предшествующий шаг в условиях невозможности перемен, будь то по причине железного кулака спецслужб или бездеятельности общества и его покорности авторитарным режимам. Но после того, как народы восстали против реальности и деспотичных правителей, начали свободно выбирать своих представителей и власть, заплатив за это высокую цену, после этого данный метод становится отсталым от реальности, не говоря уже о том, что он сковывает волю народов бессмысленными ограничениями, подавляет их стремления и устанавливает перед их желаниями преграды в виде критериев и понятий, которые уже перестали быть уместными.
Таким образом, ответственность требует от них того, чтобы они были верны тому, ради чего были выбраны народами. Установление шариатского правления, освобождение Палестины, удаление фиктивных границ и отмена зависимого положения от Запада в экономической, политической и культурной сферах, а также в плане безопасности, - является одним из основных обязательств смысла лозунга «Ислам – есть решение», который побудил людей поддержать его инициаторов и отдать им свое предпочтение. Поэтому отсутствие обязательств по этим вопросам превращает этот лозунг не более чем в средство для достижения власти.
Хасан аль-Хасан