Аббад ибн Бишр (да будет доволен им Аллах)

«Трое из ансаров, никто не сможет превзойти их в добродетели: Саад Ибн Муаз, Усайда Ибн аль-Худайра и Аббад Ибн Бишр» Аиша — мать правоверных

Светлое и сияющее имя Аббада ибн Бишра навсегда вошло в историю призыва Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

В поклонении Аллаху он всегда был истинным праведником, посвящавшим ночь для чтения Корана.

Среди бойцов своего отряда он отличался мужеством и отвагой во всех сражениях во имя возвышения Слова Аллаха.

Если рассматривать его в ряду наместников или руководителей, то Аббад ибн Бишр был сильной личностью и надёжным хранителем средств мусульман.

Аиша сказала о нём и ещё о двух его соплеменниках:

— Никто не мог превзойти в добродетели троих из ансаров, которые принадлежали к роду Абдель Ашхала: Саада ибн Муаза, Усайда ибн аль-Худайра и Аббада ибн Бишра.

Когда на горизонте Йасриба забрезжили первые лучи истинного наставления пророка Аллаха — Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Аббад ибн Бишр аль-Ашхали был в расцвете молодости и юности. Его лицо светилось целомудрием и чистотой, а в поведении сквозила солидность и рассудительность, присущие зрелым людям, хотя в то время Аббаду едва исполнилось двадцать пять лет.

Когда Аббад встретился с молодым мекканским проповедником Мусабом ибн Умайром, то почувствовал к нему большую тягу, и вскоре два сердца связали прочные узы дружелюбия и симпатии, взращённые на основе общей веры. Их души обрели единение в их общих благородных и возвышенных моральных качествах, достоинствах и добродетелях.

Внимая Мусабу, нараспев читающему Коран своим нежным серебристым голосом с мелодичной и пленительной интонацией, Аббад воспылал сильнейшей любовью к Слову Аллаха, широко распахнув для него своё сердце. Это стало для него главной заботой и важнейшим делом. Днём и ночью, в пути и на стоянке он непрерывно повторял священные аяты до тех пор, пока сподвижники Пророка не назвали его имамом и другом Корана.


Как-то ночью Посланник Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, совершал намаз в доме Аиши, примыкавшем к мечети. Заслышав голос Аббада ибн Бишра, читавшего Коран так мягко и нежно, как Пророк слышал это своим сердцем от Джибриля, он спросил:

— О Аиша! Это голос Аббада ибн Бишра?

— Да, о, Посланник Аллаха, — ответила Аиша.

— О Аллах, прости ему его прегрешения, — сказал Пророк.

Аббад ибн Бишр участвовал во всех боевых походах Посланника Аллаха, и в каждом из них он проявлял себя достойным образом, присущим носителю идей Корана.

Однажды Посланник Аллаха находился в пути, возвращаясь с битвы «Зат ар-Рикаа» (Поход, предпринятый Посланником против племён Наджда: Бану Мухариб и Бану Салаба, 4-й год по хиджре). В одной из долин он остановился со своим отрядом на ночёвку.

В этом походе один из мусульман пленил у язычников их женщину в отсутствие её мужа. Вернувшись и не найдя своей жены, муж поклялся именем ал-Лат и аль-Уззы во что бы то ни стало догнать Мухаммада и его спутников и не возвращаться, пока не прольётся кровь виновного.
Едва мусульмане распрягли своих верховых животных в долине, как Посланник Аллаха спросил:

— А кто будет охранять нас этой ночью?

К нему подошли Аббад ибн Бишр, Аммар ибн Йасир и сказали:

— Мы, о, Посланник Аллаха!

Пророк побратал этих людей, когда мухаджиры прибыли в Медину.

Подойдя к выходу из долины, Аббад ибн Бишр спросил своего брата, Аммара ибн Йасира:

— Ты предпочитаешь спать первую или вторую половину ночи?

Аммар ответил:

— Я предпочитаю спать первую половину ночи.

Затем он устроился неподалёку на ночлег.

Стояла тихая и спокойная ночь. Звёзды, деревья и камни воздавали хвалу своему Господу и восславляли Его. Душа Аббада ибн Бишра настроилась на поклонение Аллаху, а его сердце страстно тянулось к Корану.

Необыкновенно приятным для него было читать Коран во время намаза, что прибавляло наслаждения и делало его удвоенным.

Обратившись к Кибле, Аббад приступил к совершению намаза и начал читать аяты из суры «Пещера» своим волшебным, притягательным голосом.
И вот, когда Аббад купался в этом Божественном сияющем свете, целиком погрузившись в его сверкающий блеск, к долине приблизился человек. Издали, заметив стоящего у входа в долину Аббада, человек понял, что в долине находится Пророк со своим отрядом, а этот человек охраняет их. Тогда пришелец, достав из колчана стрелу, вложил её в лук, а затем выпустил в Аббада.

Аббад вырвал из своего тела стрелу, не переставая читать Коран и совершать намаз.

Ночной пришелец выпустил в него другую стрелу, которая также попала в цель. Однако Аббад выдернул её из тела, как и первую. Человек поразил его третьей стрелой, но Аббад выдернул её, как и две предыдущие. После этого он дополз до отдыхающего неподалеку товарища и разбудил его со словами: «Вставай, я ранен и ослаб».

Когда пришелец увидел их обоих, то тут же поспешил отступить.

Посмотрев на Аббада, Аммар увидел кровь, обильно текущую из его трёх ран. Тогда он спросил его:

— Хвала Всевышнему Аллаху, почему же ты не разбудил меня, когда в тебя попала первая стрела?

Аббад ответил:

— В это момент я как раз читал суру из Корана, и мне не хотелось прерывать её, прежде чем она закончится. И клянусь Аллахом, если бы я не боялся оставить без прикрытия проход, который Посланник Аллаха поручил охранять мне, то моя собственная гибель была бы мне угоднее, чем прервать чтение суры.

Когда в эпоху Абу Бакра начались войны с вероотступниками, правдивейший снарядил большую армию, чтобы покончить со смутой, чинимой лжепророком Мусайлимой, подчинить поддерживавших его вероотступников и вернуть их в лоно Ислама. В авангарде этой армии находился Аббад ибн Бишр.

Во время сражений, не принесших мусульманам заметного успеха, Аббад заметил, что ансары полагались на мухаджиров, а мухаджиры полагались на ансаров. Такое положение наполнило его душу скорбью и гневом. Всякий раз, слыша взаимные упрёки и пререкания, он чувствовал себя сидящим на углях. Аббад прекрасно осознавал, что мусульмане добьются успеха в этих сражениях только в том случае, если каждая из сторон будет стремиться взять на себя всю полноту ответственности... Пусть же знают это истинно стойкие муджахиды.

В ночь перед решающим сражением около Акраба Аббад ибн Бишр увидел сон, что как будто небо раскрылось перед ним, а когда он вступил на Небеса, они приняли его, и небесные врата закрылись за ним...

Проснувшись утром, Аббад рассказал об увиденном во сне Абу Саиду аль-Худри. При этом он добавил: «Клянусь Аллахом, о, Абу Саид, это означает мою смерть на поле боя».

Когда рассвело и сражение возобновилось, Аббад ибн Бишр поднялся на возвышенное место и провозгласил: «О ансары, отличитесь же среди других людей! И не вкладывайте ваши мечи в ножны! Не посрамите же Ислам!».

Он продолжал выкрикивать это, пока вокруг него не собралось около четырёхсот ансаров во главе с Сабитом ибн Кайсом и аль-Бара ибн Маликом. Здесь же был и меч Посланника Аллаха — Абу Дуджана.

Аббад ибн Бишр и те, кто были с ним, бросились в гущу вражеских рядов, сея смерть своими мечами и грудью встречая опасность. Бой продолжался до тех пор, пока не были сломлены силы лжепророка Мусайлимы и его приспешников, бежавших в «сад смерти».

И там, у стен «сада смерти», Аббад ибн Бишр бездыханным рухнул на землю, обливаясь кровью...

На его теле было бесчисленное число ран от мечей, копий и стрел врага, так что Аббада опознали только по имевшимся особым приметам.