С момента появления Ислама продолжается ожесточенная борьба между истиной и ложью, между идеями Ислама и идеями неверия, между мусульманами и неверующими; для того, чтобы Аллах сдерживал одних людей посредством других, утвердил истину и уничтожил ложь, даже если это ненавистно неверующим. Сказал Аллах:
وَلَوِ اتَّبَعَ الْحَقُّ أَهْوَاءَهُمْ لَفَسَدَتِ السَّمَاوَاتُ وَالْأَرْضُ وَمَن فِيهِنَّ ۚ بَلْ أَتَيْنَاهُم بِذِكْرِهِمْ فَهُمْ عَن ذِكْرِهِم مُّعْرِضُونَ ﴿٧١﴾
«А если бы истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них» (23:71).
Эта борьба была идеологической, в ней опровергались идеи неверия времен невежества, когда и был приход Пророка Мухаммада ﷺ в Мекку. На пути несения Ислама, как нового призыва, к которому не привыкли люди из Курайш, в особенности высокомерные из числа предводителей, он ﷺ терпел разного рода мучения. Однако Аллах хотел только проявить свою религию над другими. И в Медине установилось государство, которое оберегало мусульман и сохраняло их целостность. Оно указывало правильный путь людям посредством джихада. Оно устраняло от Уммы печаль и в Умме преобладало благо и свет, что сделало ее лидером в мире, более чем на тринадцать веков…
Затем, Умма сделала упущение в понимании Ислама и попала под заговор сил неверия и идеологического и миссионерского нашествия. Исламская Умма отреклась от своей обязанности в несении своего идейного руководства и пренебрегла призывом к Исламу. И опустилось ее знамя, и разрушилось государство, и ее постигла печаль...
Носителю призыва, который посвятил себя возвращению величия Ислама, необходимо идти по своему пути, бросая вызов всем трудностям, возвышая свою заботу, которая не умаляется, каким бы долгим не был путь.
Мы здесь рассмотрим то, каким должен быть носитель истинного призыва и каким усердием и решимостью он должен обладать в своей деятельности. И изучим причины падения усердия, а затем метод его повышения… Усердие является мотивом действия и душа не должна быть без Аллаха и довольствоваться чем-то другим кроме Него. Она не должна растрачивать свою долю, предназначенную для Аллаха и должна приближаться к Нему, не отдаваясь кратковременным вещам.
Омар аль-Фарукъ, да будет доволен им Аллах, говорит: «Не делай незначительной свою заботу, ибо я не видел ничего, что сделало бы человека нерадивым, кроме его незначимой заботы».
Иногда мы ограничиваем часть забот, но если пробудить, то они пробуждаются. Когда видишь в себе слабость — проси Благодетеля, видишь в себе лень — прибегай к Дарующему успех. Ты не приобретешь блага, не повинуясь Ему. И тебя минует благо, только если ты в грехе.
Души носителей призыва и их сердца должны быть горящим огнем, наполненные искренностью и направленные к избранной цели в этой жизни. История переполнена вестями о людях с высоким уровнем заботы в поисках истины, как это сделал Сальман аль-Фариси и Абу Зарр аль-Гаффарий, да будет доволен ими Аллах. В несении призыва и джихаде на пути Аллаха есть такие вести о людях, что читая их, уровень заботы поднимается.
Вот она забота ибн Аббаса (р.а.) когда он сказал: «Когда умер Посланник Аллаха ﷺ я сказал одному из ансаров: «Пойдем, спросим сподвижников Посланника Аллаха ﷺ ибо их много сегодня». Он сказал: «Удивительно, о, ибн Аббас! Люди нуждаются в тебе, несмотря на тех сподвижников, которые есть среди людей». Он оставил этот разговор, и я пошел спрашивать сподвижников Посланника Аллаха ﷺ о хадисе. Если до меня доходил хадис от какого-либо человека, то я приходил к его дверям, когда он спал в обеденное время. Я подкладывал свой плащ под его дверь, и ветер задувал на меня пыль. Он выходил и говорил: «О, сын дяди Пророка ﷺ, что привело тебя? Почему ты не послал за мной кого-либо я бы сам пришел?» Я отвечал: «У меня больше прав приходить к тебе».
И Саъд ибн ар-Рабиъ (р.а.), когда находился в предсмертной агонии — что он говорил?! После битвы при Ухуде Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Кто посмотрит для меня, что делает Саъд ибн ар-Рабиъ?» Некий человек из ансаров сказал: «Я, о, Посланник Аллаха». Он вышел и начал осматривать сраженных, пока не нашел Саъда раненным при последнем издыхании. Он спросил: «О, Саъд! Посланник Аллаха ﷺ приказал мне посмотреть живой ты или мертвый?» Он ответил: «Я в числе мертвых. Передай Посланнику Аллаха ﷺ мое приветствие и скажи ему: «Саъд говорит тебе! Пусть Аллах воздаст тебе благом лучшим, чем мог бы быть вознагражден Пророк от своей Уммы». И передай своему народу мое приветствие и скажи им: «Саъд говорит вам! У вас не будет оправдания перед Аллахом, если вашего Пророка коснется что-либо плохое, в то время как вы живы». Затем он умер и пал шахидом на пути Аллаха.
Муаз ибн Джабаль (р.а.) говорил, находясь при смерти: «О, Аллах, Ты знаешь, что я не хотел оставаться в этой жизни и пребывать в ней долго из-за текущих рек в ней, из-за садов. Но я хотел жить из-за того, чтобы терпеть долгую ночь и испытывать жажду в полуденный зной и соперничать с учеными в поминании Аллаха».
Такими были благочестивые предшественники. Но спала забота Уммы с момента разрушения исламского государства, и иссякли ее силы. Сказал Аллах:
وَأَطِيعُوا اللَّـهَ وَرَسُولَهُ وَلَا تَنَازَعُوا فَتَفْشَلُوا وَتَذْهَبَ رِيحُكُمْ ۖ وَاصْبِرُوا ۚ إِنَّ اللَّـهَ مَعَ الصَّابِرِينَ ﴿٤٦﴾
«И не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил» (8:46).
Толкователи сказали, что сила — это государство. Вне всякого сомнения, что с падением Халифата, исламская Умма стала разобщенной и потеряла свою силу. Она разделилась на множества маленьких государств и утратила решимость. Враг установил свое влияние во многих ее странах, стал расхищать ее богатства, сеять вражду между ее сынами.
Забота ее упала, когда многие попытки и движения, стремящиеся к реформе или преобразованию приводились в движение силами неверия, их агентами и СМИ. За исключением тех, кто двигался посредством ясной и чистой идеи и методом из рода этой идеи, при этом не проявляя лести или слабости.
Забота ее упала, когда Умма утратила доверие к правителю или любому движению, после выявления их фальшивости. Она перестала обращать на что-либо внимание и на нее перестали влиять идеи, бедствия и события. Она стала проявлять молчание на многие предательства со стороны правителей и мусульман и тех, кто следовал по их пути.
Забота ее упала, когда в нее проникла слабость и ее сыны стали хвататься за эту жизнь. А когда в душу вселяется любовь к мирской жизни, то она отклоняется от высоких дел и занимается пустяками. Она отклонилась от последующей жизни. Передает имам Абу Давуд и другие от Саубана, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «На вас набросятся другие народы, как обжора набрасывается на свою еду». Кто-то спросил: «Нас будет мало в тот день?» Он ответил: «Нет, вас будет много, но вы будете подобны морской пене. Аллах уберет страх с сердец вашего врага и поместит в ваших сердцах вахн». Его спросили: «О, Посланник Аллаха, что такое вахн?» Он ответил: «Любовь к этой жизни и ненависть к смерти».
Ее забота упала, когда в нее проникли капиталистические мысли, особенно в программу обучения, что испортило сынов этой Уммы. Они опустили ее в болото и грязь, за исключением тех, кого помиловал Господь. Да, непрерывные и продолжительные удары и репрессии в отношении мусульман повлияли на ее заботу. Однако это только в отношении тех, кто не понимает сущность испытания и законы Аллаха в отношении Его творений.
Несмотря на все это Умма сегодня стала больше и лучше понимать происходящее вокруг нее. В ее рядах есть те, которые днем и ночью работают над тем, чтобы Умма вернула доверие к себе и своей религии. Она способна быть лучшей и самой величественной Уммой, если вернется к законодательству своего Господа. В нынешних революциях она стала искать путь к свободе, собирая свои силы для свержения тиранов. Носители призыва в эти решающие дни должны взять за руки Умму и помочь ей пока не возвысится знамя Ислама над всеми другими знаменами с решимостью и великой заботой. И лучшее, что может увеличить заботу это:
Чистота доктрины в душах носителей призыва, чтобы они могли передавать ее людям такой, какая она есть у них; ясной, чистой и простой, чтобы она проникла в их души, дабы исламская Умма вновь стала новым творением, и слово Аллаха стало превыше всего.
Хорошее упование на Аллаха.
وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُ ۚ وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّـهِ فَهُوَ حَسْبُهُ ۚ إِنَّ اللَّـهَ بَالِغُ أَمْرِهِ ۚ قَدْ جَعَلَ اللَّـهُ لِكُلِّ شَيْءٍ قَدْرًا ﴿٣﴾
«Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело» (65:3).
Если в душах укрепится упование, то они не будут знать поражений, и не будут соглашаться с ними. Напротив, оно будет побуждать их во всем, что постигает их в имуществе, душах и родных, побуждать прикладывать вдвое больше усилий и пренебрегать всем, что кажется трудным. Упование делает душу необычной и способной вершить великие дела.
Торопиться в совершении благих дел. Аллах дал опередившим самую высокую степень.
وَالسَّابِقُونَ السَّابِقُونَ ﴿١٠﴾ أُولَـٰئِكَ الْمُقَرَّبُونَ ﴿١١﴾
«А опередившие остальных в совершении благодеяний опередят остальных в Раю. Они будут приближенными» (56:10,11).
И Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, из-за превосходства одних обитателей Рая над другими одни станут смотреть на живущих в покоях над ними подобно тому, как вы смотрите на сверкающую вдалеке планету, которая находится на востоке или на западе». (Люди) спросили: «О, посланник Аллаха, будут ли (эти покои) жилищами пророков, которых не сможет достичь никто, кроме них?» Пророк ﷺ ответил: «Да, но клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, (они предназначены и для) людей, которые уверовали в Аллаха и поверили посланникам!». Наряду с этим необходимо бороться с собой и заниматься истиной. Тот, кто не занимает себя истиной, то душа его займет ложью.
Часто читать истории о сподвижниках и благочестивых предшественниках. Какими они были мужчинами, разрушившими трон неверия. Они своей кровью и жертвами завоевывали земли Ислама. Какое они проявляли терпение в противостоянии врагу, и каким образом сметали головы неверных. А также обращение к Аллаху с мольбой и прошением у Него помощи и стойкости. Только от Него может исходить помощь и только к Нему нужно обращаться с мольбами.
Постоянное осмысление носителем призыва опасности его роли и важности среди сынов этой Уммы, ибо он несет мировой проект истинного преобразования. На него возложена ответственность, и он должен быть достойным ее. Он должен продвигать ее, а не быть грузом для нее. Его будут постигать удары, но они временны и не означают наступление его конца. Напротив, вскоре он поднимется и вступит в идеологическую и политическую борьбу с решимостью смельчака и устремится к установлению государства, которое уничтожит ложь и утвердит истину.
Кристаллизация понимания судьбоносной проблемы: либо жить ради нее и с ней или погибнуть на пути этого. А это требует усердий и искренности, ибо победа приходит с терпением, а настоящее преобразование дается только усердствующим и искренним людям, которые верят своему Господу, религии, Умме и судьбоносной проблеме.
Носитель призыва — человек с большой заботой, посвятивший себя призыву, религии и сделал своей целью наивысшую цель, которой является достижение довольства Всевышнего Аллаха. Эта великая цель не покидает его, пока он озабочен каким-либо делом. Это для того, чтобы у него всегда были забота и решимость, которые сделают все невзгоды жизни для этого человека незначительными. Более того, носитель призыва находит их приятными и преодолевает жизненную пучину, становясь выше и выше на жизненном пьедестале, и стремясь к самосовершенствованию. Он изучает факты без устали, не обращая внимания на малочисленность единомышленников и трудность пути, и предан своей идее, не добавляя в нее какие-либо примеси своих интересов, желаний или страха за свою жизнь или удел. Сказал Аллах:
وَمَنْ أَرَادَ الْآخِرَةَ وَسَعَىٰ لَهَا سَعْيَهَا وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَأُولَـٰئِكَ كَانَ سَعْيُهُم مَّشْكُورًا ﴿١٩﴾
«А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены» (17:19).
Мы просим Аллаха сделать большими наши усердия и помочь нам в повиновении Ему, несении призыва и достичь того чего, желают наши души и к чему устремлены наши сердца — жизнь в тени праведного Халифата и правления законов Аллаха. Поистине Он — Слышащий, Внемлющий. И хвала Аллаху Господу миров.
Аях Омар — Палестина