Ученые — это наследники пророков и защитники религии, которые исправляют то, что искажено, впадающими в крайность, фанатиками. Они опровергают измышления лжецов и толкования невежд. Их значимость — огромная, их роль в Умме — великая. Они гарантируют безопасность исламской Умме, ее доктрине, праведности и благополучия ее правителей. И это потому, что ученые являются самыми знающими людьми в вопросах доктрины и самыми знающими в вопросах фикха и фетв.
Они способнее всех людей призывать к одобряемому и запрещать порицаемое. Они заботятся о распространении правильной доктрины среди людей, обучают их религии и дают фетвы. Они исправляют поступки людей в соответствии с истинным методом. Они должны быть вершиной в вопросах, касающихся приказа одобряемого и запрета порицаемого, особенно с правителями и с теми, в чьих руках находится власть. Они должны глубже всех понимать происходящие события и больше других осознавать что удел, смерть, постигающее их благо или вред —исходят только от Аллаха.
Ученые управляют обществом и пользуются особым уважением среди людей. Если бы они правдиво выступали речами и фетвами на стороне революций и восстаний, названных «арабской весной», то положение сегодня было бы совершенно иным. Воистину, слово ученого влияет на многих. О, если бы ученные сказали о запретности разделения стран мусульман! Если бы они сказали о запретности правления не тем, что низвел Аллах, незаконности тех правителей! Если бы они сказали об обязанности мусульман быть вместе с восставшими мусульманами против правителей-тиранов! Если бы они говорили о необходимости установления Халифата и затрагивали бы другие горячие фетвы, будоражащие исламскую Умму, то мусульмане направлялись бы энергию революций и восстаний к осуществлению ясных, определенных и шариатских целей, которые, как минимум, сводятся к устранению правителей-тиранов и назначению Халифа.
Однако многие ученые проявили нерадивость в осуществлении своей роли в революциях. Языки многих из них стали заплетаться во время слова справедливости. А некоторые из них, к большому сожалению, напротив, даже встали на сторону преступных правителей против повстанцев. Это застало врасплох людей и привело к бездействию многих в стремительной деятельности для преобразования. После такой позорной позиции со стороны ученых Аллах унизил их и лишил их последнего — доверия со стороны Уммы, а особенно самых известных из них.
Здесь поневоле напрашивается вопрос: служит ли гнет правителей оправданием для таких ученых в их бездействии? Ответ: дело обстоит совсем не так. Такое поведение можно отнести к невежде, но к ученому — никак нет! Причина в том, что он понимает важность слова справедливости и смелости. Он понимает вопрос удела, смерти и постигаемого их блага или вреда. Ну, естественно осознает вопрос упования на Аллаха и что победа от Аллаха. Сила знаний должна быть у них сильнейшим стимулом для слова справедливости и нельзя в этом вопросе равнять ученых с другими! Реальность показала обратное, ибо мы видим, что простой люд восстал против правителей и противостоял их гнету открытой грудью, но ученые не оказались там. О, если бы они были в эпицентре!
Исламская Умма сегодня находится в тяжелом этапе. Она нуждается в ученых, управляющих восстаниями и направлющих их посредством Ислама, чтобы их цели и требования были чисто исламскими. Это нужно чтобы Умма добилась правления тем, что низвел Аллах, и отвергла все, что кроме этого. Нужно, чтобы ученые призывали к объединению рядов, армий и решению судьбоносных вопросов, и всего того, что требует Ислам от мусульман.
Так откуда этот отход от пути требования Ислама и его претворения? Мы практически не видели исламскую атмосферу на этих революциях и восстаниях, но ведь это же исламская Умма! Мы видели, как она требует претворения системы неверия и поднимает лозунги неверия и несет знамя неверия на своих руках. Верно, она подверглась коварной идейной, культурной и военной атакам со стороны неверных более века назад. Это естественно, что исламская Умма подверглась подобному.
Но не естественно, чтобы от нее отказались ее ученые в это тяжелое время. Они ответственны за все, что происходит с Уммой. Их отсутствие рядом с Уммой длительное время вызвало упадок по причине того, что они не дали людям осознание в ходе этой злостной атаки на исламскую Умму. Они не работали серьезно для предотвращения ее упадка. Напротив, некоторые из них даже были опорой врага! Так выросли поколения, не знающие многого об Исламе и не берущие его как отправную точку для своих движений. Ученые своим молчанием и любовью к правителям-тиранам облегчили выполнение того, что не было легким никогда на протяжении долгих веков. В свете этого невежества, поверхностного понимания и слабости политического сознания были проданы революции, и они стали ничтожными.
Здесь уместно привести то, что написал Абу Хазим аль-Аърадж, да смилуется над ним Аллах, аз-Зухрийю, да смилуется над ним Аллах, после того как он узнал о его приближенности к правителю. Да еще, к какому правителю! Правителю мусульман, который правил по закону Аллаха и нынешние правители ничем не похожи на него. Он сказал ему: «Да упасет нас и тебя Аллах от смут и помилует тебя от огня. Ты сейчас в таком положении, и тот, кто знает тебя, должен жалеть тебя. Многочисленные милости Аллаха дали тебе здоровье и продлили твою жизнь. Ты познал доводы Аллаха из того, что Он дал тебе знать из Его книги, религии и Сунны Его пророка ﷺ. Он дал тебе из всех благ и все доводы, которые могут быть против тебя. Сказал Аллах:
وَإِذْ تَأَذَّنَ رَبُّكُمْ لَئِن شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ ۖ وَلَئِن كَفَرْتُمْ إِنَّ عَذَابِي لَشَدِيدٌ ﴿٧﴾
«Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (14:7).
Смотри, каким человеком ты будешь, если предстанешь перед Аллахом, и Он спросит тебя о тех благах, которые Он тебе даровал и о тех доводах, которыми ты судил. Не думай, что Аллах будет доволен тобой с теми оправданиями, которые у тебя есть. Не думай, что он примет у тебя с теми упущениями, которые ты сделал. Нет, не так Он спросит ученых, ведь Он говорит в своей книге:
وَإِذْ أَخَذَ اللَّـهُ مِيثَاقَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ لَتُبَيِّنُنَّهُ لِلنَّاسِ وَلَا تَكْتُمُونَهُ فَنَبَذُوهُ وَرَاءَ ظُهُورِهِمْ وَاشْتَرَوْا بِهِ ثَمَنًا قَلِيلًا ۖ فَبِئْسَ مَا يَشْتَرُونَ ﴿١٨٧﴾
«Вы обязательно будете разъяснять его людям, и не будете скрывать его. Но они бросили его за спины» (3:187).
Ты говоришь, что ты искусно и со знаниями ведешь прения и что ты переспорил людей, и что ты вел тяжбу с ними и одолел их за счет знаний. Куда ты денешься от слов Аллаха:
هَا أَنتُمْ هَـٰؤُلَاءِ جَادَلْتُمْ عَنْهُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا فَمَن يُجَادِلُ اللَّـهَ عَنْهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَم مَّن يَكُونُ عَلَيْهِمْ وَكِيلًا ﴿١٠٩﴾
«Вот вы препираетесь за них в этом мире. Но кто станет препираться за них с Аллахом в День воскресения?» (4:109).
Знай, что самый малый проступок, который ты совершил и самый великий грех, которым запасся — это твое приближение к тирану и твое облегчение ему пути заблуждения твоим приближением. И твоим ответом, когда ты ответил на его приглашение. Каково будет тебе, если завтра будут произносить твое имя вместе с преступниками, и ты будешь спрашивать о том, что ты хочешь, закрывая глаза на несправедливость тиранов? Ты приблизился к тому, кто не возвращает права других и не оставил ложь когда приблизил тебя. Ты ответил тому кто, хотел мошенничества, когда звал тебя. Они сделали тебя маяком, вокруг которого вращается их ложь, мостом через который они переходят к своим бедам, лестницей к своим заблуждениям, призывающим к их заблуждениям и тебя, идущим по их пути.
Посредством тебя они вносят сомнения ученым и управляют невеждами. Их лучшие визири и помощники не достигли того, чего ты достиг в исправлении их пороков и привязанности к ним как простолюдинов, так и особенных. Как ничтожно то, что они построили тебе взамен за то, что разрушили! Как мало то, что дали они тебе взамен за то, что забрали. Смотри за собой, ибо никто кроме тебя этого не сделает. Отчитывай себя как ответственного за это человека. Посмотри на то, как ты благодаришь Того, Кто дал тебе все эти малые и большие блага.
Смотри как ты возвеличиваешь дело, Того Кто посредством своей религии среди людей сделал тебя почтенным. И как ты оберегаешь одеяние Того, Кто своим одеянием покрыл тебя. И какова твоя приближенность и отдаленность к Тому, Кто приказал тебе быть близким к Нему. Почему ты не пробуждаешься от своего сна и прощаешь свои проступки, говоря: «Клянусь Аллахом, я не раз занимал ради Аллаха позицию, при которой оживлял Его религию и устранял ради Него ложь». Где твоя благодарность Тому, Кто возложил на тебя свою книгу и знания? Что дает тебе гарантию, что ты не будешь из числа тех, о которых сказал Аллах:
فَخَلَفَ مِن بَعْدِهِمْ خَلْفٌ وَرِثُوا الْكِتَابَ يَأْخُذُونَ عَرَضَ هَـٰذَا الْأَدْنَىٰ وَيَقُولُونَ سَيُغْفَرُ لَنَا وَإِن يَأْتِهِمْ عَرَضٌ مِّثْلُهُ يَأْخُذُوهُ ۚ أَلَمْ يُؤْخَذْ عَلَيْهِم مِّيثَاقُ الْكِتَابِ أَن لَّا يَقُولُوا عَلَى اللَّـهِ إِلَّا الْحَقَّ وَدَرَسُوا مَا فِيهِ ۗ وَالدَّارُ الْآخِرَةُ خَيْرٌ لِّلَّذِينَ يَتَّقُونَ ۗ أَفَلَا تَعْقِلُونَ ﴿١٦٩﴾
«Их преемниками стало поколение, которое унаследовало Писание. Они схватились за блага этой жалкой жизни и сказали: «Мы будем прощены» (7:169).
Ты не в вечной жизни и вот-вот ты покинешь ее. Сколько пребудет здесь человек после ухода ему подобных? Блажен тот, кто со страхом относится к этой жизни. И горе тому, кто умирает, оставляя после себя грехи. Закончилась услада, и остались последствия. Как несчастен тот, кто радовался за счет другого. Берегись и избавься, ибо ты знаешь. Ты имеешь дело с тем, кто не может не знать и не может быть несведущ. Готовься, к тебе приблизилось долгое путешествие и лечи свою религию, ибо ее постигла сильная болезнь. Не думай, что я хотел упрекнуть тебя и поругать. Я только хотел взбодрить твое виденье и вернуть к тебе благоразумие. Я вспомнил слова Аллаха:
وَذَكِّرْ فَإِنَّ الذِّكْرَىٰ تَنفَعُ الْمُؤْمِنِينَ ﴿٥٥﴾
«И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (31:35).
Ты забыл о тех, кто уже закончил жизнь из числа твоих предшественников. Посмотри, были ли они испытаны тем, чем испытан ты? Или входили ли они, во что вошел ты? Ты считаешь, что Он даровал тебе благо, которого они лишились или дал тебя знания, которых они не знали?! Напротив, ты не знаешь, чем ты испытан в своем положении с простолюдинами. Он обременил их тобой, и они стали следовать за тобой и поступать в соответствии с твоими приказами. Если ты дозволишь что-то — они дозволят, если запретишь — они запретят. Этого нет у тебя, но они желают того, что в твоих руках и над тобой и ими преобладает невежество. Разве ты не видишь, в каком ты невежестве и обольщении и в какой люди смуте и бедствии?!
Их смута в том, что они видят проявление знаний в тебе, и они пожелали достичь знаниями того, чего ты достиг. И они впали вместе с тобой в бездонное дно и непостижимое бедствие. Аллах нам, тебе и им помощник. Знай, что влияние бывает двух видов. Влияние, которое Аллах осуществляет руками Его приближенных в отношении других Его приближенных, имена которых не упоминаются часто. Посланник Аллаха ﷺ описывает их нам: «Поистине Аллах любит незаметных, богобоязненных и благочестивых, которые — коль они отсутствуют, то их не хватает, а коль присутствуют, то остаются незаметными. Их сердца освещают прямой путь и выводят из всякой мрачной и темной смуты» (Хильяту аль-Авлия). Они приближенные к Аллаху, о которых Он говорит:
لَّا تَجِدُ قَوْمًا يُؤْمِنُونَ بِاللَّـهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ يُوَادُّونَ مَنْ حَادَّ اللَّـهَ وَرَسُولَهُ وَلَوْ كَانُوا آبَاءَهُمْ أَوْ أَبْنَاءَهُمْ أَوْ إِخْوَانَهُمْ أَوْ عَشِيرَتَهُمْ ۚ أُولَـٰئِكَ كَتَبَ فِي قُلُوبِهِمُ الْإِيمَانَ وَأَيَّدَهُم بِرُوحٍ مِّنْهُ ۖ وَيُدْخِلُهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا ۚ رَضِيَ اللَّـهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ ۚ أُولَـٰئِكَ حِزْبُ اللَّـهِ ۚ أَلَا إِنَّ حِزْبَ اللَّـهِ هُمُ الْمُفْلِحُونَ ﴿٢٢﴾
«Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха — это преуспевшие» (58:22).
И влияние, которое Аллах оказывает руками своих врагов для своих приближенных и презрение, которое Аллах вселяет в их сердца и люди начинают возвеличивать их. И побуждает людей к тому, что находится в их руках из-за желания тех к нему:
اسْتَحْوَذَ عَلَيْهِمُ الشَّيْطَانُ فَأَنسَاهُمْ ذِكْرَ اللَّـهِ ۚ أُولَـٰئِكَ حِزْبُ الشَّيْطَانِ ۚ أَلَا إِنَّ حِزْبَ الشَّيْطَانِ هُمُ الْخَاسِرُونَ ﴿١٩
«Они являются партией сатаны. Воистину, партия сатаны — это потерпевшие убыток» (58:19).
И как я боюсь того, что ты будешь смотреть на того, кто жил неопороченным в своей религии, ограниченным в уделе, вдали от бедствий и смут в рассвете своих сил и страстей до своей старости, слабости и притупления страстей. А затем открылись перед ним мирские услады, обращая его внимание, погружая его в смуты этого бренного мира, и ослепили услады его глаза. Свят Аллах, как очевиден этот обман и проигрышно это дело! Разве когда ты видишь смуту, ты не вспоминаешь повелителя правоверных Омара (р.а.) и его послание Саъду, когда он был обеспокоен за него перед тем, во что ты впал, и когда Аллах дал эти блага Саъду: «Далее, отвернись от благ мира сего, пока не встретишься с предшественниками, которые уже похоронены в своих лохмотьях, их животы слиплись, и между ними и Аллахом нет покрова. Их не обольстила жизнь, и они не обольстились ею. Они желали и искали, но вскоре покинули сей мир».
Если эта жизнь имеет такую значимость для такого как ты, в таком возрасте как ты, с такими знаниями как у тебя и перед жизненным концом, то, как упрекать невежду с незначительным умом. От Аллаха мы пришли и к Нему наше возвращение! На кого полагаться? Кого упрекать? Мы ждем воздаяния от Аллаха за беду, постигшую нас. А что мы видим в тебе?! Мы восхваляем Аллаха, который уберег нас от той болезни, которой испытал тебя. Мир тебе».
Шейх ибн Усаймин сказал: ученые делятся на три категории:
Ученый веры: Это тот, кто распространяет религию Ислам и дает фетвы, обладая знаниями. Он говорит то, на что указывает шариат, без различия, нравится ли это людям или нет.
Ученый государства: Он тот, который смотрит чего хочет государство. Он дает фетвы, угодные государству, даже если придется исказить книгу Аллаха и Сунну Посланника Аллаха ﷺ.
Ученый Уммы: Он тот, который обращает внимание на то, что нравится людям. Если людям нравится что-то, то он дает фетву угодную им. Затем он пытается исказить тексты Корана и Сунны для того, чтобы согласовать их с желаниями людей.
Мы просим Аллаха сделать нас из числа ученых веры и усердствующих ради нее.
Хисамуддин Афана говорит: «Опасайтесь шейхов, которые защищают тиранов и тиранию, преступников и преступление. Некоторые из них издали фетвы, поддерживая убийство людей. Они — ученые государства, как сказал ученый Усаймин».
В «аль-Баяне» №15 корпорации «Совета и реформы» за 05.12.1415г.х., что соответствует 06.05.1995г. под названием: «Ученые — наследники пророков» приводится:
«Исходя из важности и степени ученых в Исламе, их роли и величия задачи, возложенной на них; осознавая опасность путаницы в этом деле, между учеными, стоящими на страже этой религии, которые не боятся упреков порицающего и между теми, которые относят себя к ученным и которые берут за знамения Аллаха ничтожную цену и из-за необходимости различия между этими двумя группами мы говорим: Известно, что знания шариата — наследство пророчества и их носители из числа ученых — наследники пророков. Этим они удостоились чести, которой охарактеризовал их Аллах и Его Посланник ﷺ. Аллах дал им великую степень, предпочитая их над другими. Сказал Аллах:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قِيلَ لَكُمْ تَفَسَّحُوا فِي الْمَجَالِسِ فَافْسَحُوا يَفْسَحِ اللَّـهُ لَكُمْ ۖ وَإِذَا قِيلَ انشُزُوا فَانشُزُوا يَرْفَعِ اللَّـهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَالَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ دَرَجَاتٍ ۚ وَاللَّـهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ ﴿١١﴾
«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (58:11).
Они третьи по своему свидетельству в единобожии после свидетельства Аллаха и Его ангелов. Он говорит:
شَهِدَ اللَّـهُ أَنَّهُ لَا إِلَـٰهَ إِلَّا هُوَ وَالْمَلَائِكَةُ وَأُولُو الْعِلْمِ قَائِمًا بِالْقِسْطِ ۚ لَا إِلَـٰهَ إِلَّا هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ ﴿١٨﴾
«Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого» (3:18).
Он опровергает их равенство с другими и говорит:
أَمَّنْ هُوَ قَانِتٌ آنَاءَ اللَّيْلِ سَاجِدًا وَقَائِمًا يَحْذَرُ الْآخِرَةَ وَيَرْجُو رَحْمَةَ رَبِّهِ ۗ قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ ۗ إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُولُو الْأَلْبَابِ ﴿٩﴾
«Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (39:9).
Они удостоились похвалы Посланника Аллаха ﷺ, ибо он говорит в их описании: «Достоинство ученого перед поклоняющимся, подобно достоинству луны в ночь полнолуния перед прочими небесными светилами. Поистине, ученые — наследники пророков, и пророки не оставляют своим наследством динары и дирхамы; они оставляют знания. Поэтому кто получает знания, тот получил огромную долю» (Передал Абу Давуд, Тирмизи и Дарукутни).
И сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Превосходство учёного перед поклоняющимся подобно моему превосходству перед человеком моей общины самого низкого уровня» (Передал Тирмизи). Эта степень, которую даровал ученным Аллах и Его Посланник ﷺ и это видели предшественники этой Уммы. Аль-Авзаий, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Люди у нас это те, которые обладают знаниями, а все остальные ничего не значат». Суфъян ас-Саури, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Даже если один факих (знаток религии) станет на вершине горы, он будет считаться джематом (группой)».
Все тексты, которые говорят об ученых и их заслуге, значимости и степени и предостерегают от причинения им зла — касаются группы ученых, усердствующих и несущих бремя пророчества и исполняющие обязательство, возложенное на них Аллахом, т.е. говорить и разъяснять истину, при этом, не скрывать его. Ученые в шариатском значении, как сказал имам Шафии: «это усердствующие ученые». Согласно тому, как Аллах возвеличил их, точно также Он опустил степень других ученых, которые берут за знамения Аллаха ничтожную цену. Он рассказывает нам о них в Коране в качестве назидания тем, у кого есть сердце и тем, которые слушают. Он приводит в суре «Преграды» в пример того ученого, которому Аллах даровал свои знамения и обучил его своему великому имени, как говорят муфассиры. Однако тот не отдавал знаний по праву. Напротив, он склонился к земле, последовал за своими страстями и погряз в них. И вместо того, чтобы направить свой народ к благу он повел их по дороге зла. Тем самым он заслужил те качества, о которых говорит Аллах в конце аята:
وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ الَّذِي آتَيْنَاهُ آيَاتِنَا فَانسَلَخَ مِنْهَا فَأَتْبَعَهُ الشَّيْطَانُ فَكَانَ مِنَ الْغَاوِينَ ﴿١٧٥﴾ وَلَوْ شِئْنَا لَرَفَعْنَاهُ بِهَا وَلَـٰكِنَّهُ أَخْلَدَ إِلَى الْأَرْضِ وَاتَّبَعَ هَوَاهُ ۚ فَمَثَلُهُ كَمَثَلِ الْكَلْبِ إِن تَحْمِلْ عَلَيْهِ يَلْهَثْ أَوْ تَتْرُكْهُ يَلْهَث ۚ ذَّٰلِكَ مَثَلُ الْقَوْمِ الَّذِينَ كَذَّبُوا بِآيَاتِنَا ۚ فَاقْصُصِ الْقَصَصَ لَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ ﴿١٧٦﴾
«Прочти им историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их. Сатана последовал за ним, и он стал заблудшим. Если бы Мы пожелали, то возвысили бы его посредством этого. Однако он приник к земле и стал потакать своим желаниям. Он подобен собаке: если ты прогоняешь ее, она высовывает язык, и если ты оставишь ее в покое, она тоже высовывает язык. Такова притча о тех, которые считают ложью Наши знамения. Рассказывай эти истории, быть может, они призадумаются» (7:175–176).
Аль-Куртуби говорит: «Аят является общим и касается всех, кто изучает Коран и не поступает в соответствии с ним, и чтобы никто не обольщался своими знаниями и поступками». Аллах приводит другой пример с учеными-иудеями, которые не поступали согласно своим знаниям, которые они несли. Он сказал о них:
مَثَلُ الَّذِينَ حُمِّلُوا التَّوْرَاةَ ثُمَّ لَمْ يَحْمِلُوهَا كَمَثَلِ الْحِمَارِ يَحْمِلُ أَسْفَارًا ۚ بِئْسَ مَثَلُ الْقَوْمِ الَّذِينَ كَذَّبُوا بِآيَاتِ اللَّـهِ ۚ وَاللَّـهُ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ ﴿٥﴾
«Те, кому было поручено придерживаться Таурата (Торы) и которые не придерживались его, подобны ослу, который везет на себе много книг. Как же скверно сравнение с людьми, которые считают ложью знамения Аллаха! Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (62:5).
Он говорит относительно ученых людей писания, которые использовали свои знания ради мирских целей:
فَوَيْلٌ لِّلَّذِينَ يَكْتُبُونَ الْكِتَابَ بِأَيْدِيهِمْ ثُمَّ يَقُولُونَ هَـٰذَا مِنْ عِندِ اللَّـهِ لِيَشْتَرُوا بِهِ ثَمَنًا قَلِيلًا ۖ فَوَيْلٌ لَّهُم مِّمَّا كَتَبَتْ أَيْدِيهِمْ وَوَيْلٌ لَّهُم مِّمَّا يَكْسِبُونَ ﴿٧٩﴾
«Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: «Это от Аллаха», чтобы купить за это ничтожную цену. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!» (2:79).
Он также сказал о них:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّ كَثِيرًا مِّنَ الْأَحْبَارِ وَالرُّهْبَانِ لَيَأْكُلُونَ أَمْوَالَ النَّاسِ بِالْبَاطِلِ وَيَصُدُّونَ عَن سَبِيلِ اللَّـهِ ۗ وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلَا يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ اللَّـهِ فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ ﴿٣٤﴾
«О те, которые уверовали! Воистину, многие из первосвященников и монахов незаконно пожирают имущество людей и сбивают их с пути Аллаха» (9:34).
Их сбивание заключается в том, что они не поступают в соответствии со своими знаниями, искажают аяты Аллаха и берут за них ничтожную цену. И мы имеем живые примеры этому из недалекого прошлого и настоящего:
Например, Джамаль абд ан-Насир принял социализм и принудил людей к его принятию посредством силы. Вместо того, чтобы «аль-Азхар» и его ученые приняли позицию для защиты Ислама и против этого преступника, шейх аль-азхаровской мечети, в то время, стал распространять социализм и вести пропаганду от имени Ислама через свои ежедневные радиопрограммы, такие как «Социализм и жизнь». По этой причине заблудилось очень много мусульман!
Когда этот же преступник решил убить лучших людей Египта и носителей призыва в 1954г. (Это были Абдуль Кадир Уда и его братья), то он потребовал у «аль-Азхара» дать ему фетву на это. И она пришла в готовом виде, где говорилось: «Они — неверующие и их покаяние не принимается!» Этот преступник Абд ан-Насир привел «своего» муфтия, после того как шейх Мухаммад Хадар Хусайн отказался давать подобную фетву.
Когда он захотел заключить Кэмп-дэвидское соглашение с еврейским образованием, то он взял фетву у шейха «аль-Азхара», дозволяющую ему совершить это порицаемое дело.
Именно эта группа ученых зла стала побуждать носителей лжи ко лжи и предала носителей истины. Именно они стали критиковать религию Аллаха и изменять доктрину единобожия. Они стали распространять заблудшие по своей сути мысли и неверие. Все это за ничтожную цену, за которую они продали свою ближайшую и последующую жизни за ближайшую жизнь других. Нет силы и могущества кроме как у Аллаха! Прав был наш господин Али ибн Абу Талиб да будет доволен им Аллах, когда сказал: «Мою спину ломают двое людей: безнравственный ученый и богомольный невежда».
Абу Хамид аль-Газали говорит, описывая положение ученых своего времени, после того как упомянул позиции ученых-предшественников и их жертву на пути истины и их безразличие на вред исходящий от правителей в их отношении: «А сейчас алчность заставила молчать ученных. И если они даже станут говорить, то их слова не меняют их положение и они не достигнут успеха. Если они были бы правдивы и стремились бы к знаниям, то достигли бы успеха. Подданные портятся из-за испорченности правителей, а правители портятся из-за испорченности ученых. А ученые портятся из-за господства любви к деньгам и званию. Тот, кем овладела любовь к мирской жизни и он не смог отчитать низких, то, как он собирается отчитывать правителей и великих?! В любом случае Аллах помощник». («Воскрешение наук о вере» 7/92).
После такого шариатского разъяснения позиции нерадеющих ученых к оказанию помощи своей религии и Умме необходимо с влиятельной речью обратиться к ним. Нужно оживить в них ревность к Исламу и дух призыва к одобряемому и запрета порицаемого и вернуть их к естественному положению для руководства людьми и возвращения доверия к ним. Особенно когда исламская Умма видит исторические преобразования и переживает важный поворот в своем движении. Умма направляется с большей силой к установлению второго праведного Халифата по методу пророчества. И это, обращая их внимание на важность их роли среди людей и необходимости их использования, поскольку они находятся среди нас. И все это дабы пришла в движение наша Умма от этого длительного застоя.
Мы хотим видеть площади преобразования, площади «Тахрир» и регионы, объединяющие всех людей — переполненными учеными, которые ведут людей к правильному и озаряющему преобразованию. Мы видим, как сотни тысяч призывают к законам исламской политической системы Халифата, другие сотни тысяч к экономической системе Ислама и другие сотни тысяч призывают к социальной системе Ислама, наряду с другими концепциями правления, политики и наместничества. И Умма кипит вместе с идеями и законами Ислама, чтобы после этого быстро перейти от эпохи тирании к эпохе второго праведного Халифата по методу пророчества. И чтобы этот переход был осознанным, соответствующим терминам наместничества, упомянутым в словах Аллаха:
وَعَدَ اللَّـهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُمْ فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَىٰ لَهُمْ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّن بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْنًا ۚ يَعْبُدُونَنِي لَا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئًا ۚ وَمَن كَفَرَ بَعْدَ ذَٰلِكَ فَأُولَـٰئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ ﴿٥٥﴾
«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55).
Несомненно, что следование ученным в той истине, которую они разъясняют и призывают к ней, является обязанностью мусульман. Говорит Всевышний Аллах:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّـهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنكُمْ ۖ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّـهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّـهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ۚ ذَٰلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلًا ﴿٥٩﴾
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (4:59).
Ранее мы говорили, что повиновение Аллаху и Его Посланнику требует повиновения ученым, потому что они наследники пророков. И в «повиновение обладателям власти среди вас» туда тоже входит повиновение ученым, потому что муфассиры сказали, что обладателям власти из вас — это ученые или ученые и правители. Сказал Аллах:
وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ إِلَّا رِجَالًا نُّوحِي إِلَيْهِمْ ۚ فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِن كُنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ ﴿٤٣﴾
«Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (16:43).
Повиновение ученым и следование за ними связано с их следованием за истиной и ее защитой. Благосклонность к ним или вражда к ним определяется их отклонением от истины. Это и есть правильное шариатское мерило, на которые указывают шариатские тексты и согласно которому поступали предшественники этой Уммы. Абсолютное повиновение им пока они на истине, а ложь — это то, что нарушает веру, которая подкреплена любовью к Аллаху и ненавистью ради Него. Шейх Мухаммад ибн абд уль-Ваххаб, да смилуется над ним Аллах, в книге единобожия говорит: «Тот, кто подчинился ученым и правителям в запрете того, что дозволил Аллах или дозволенности того, что запретил Аллах — он взял их господами себе».
Если же ученые выполнили долг перед Аллахом в том, что касается дарованных им знаний, то они заслуживают почета и уважения. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не из нас тот, кто не почитает старшего и не милостив к младшему и не отдает ученному должное» (Передает Ахмад и аль-Хаким). И это выражено в следующих пунктах:
Ученный должен быть примером в своих знаниях и поступках. Всевышний Аллах говорит:
أَتَأْمُرُونَ النَّاسَ بِالْبِرِّ وَتَنسَوْنَ أَنفُسَكُمْ وَأَنتُمْ تَتْلُونَ الْكِتَابَ ۚ أَفَلَا تَعْقِلُونَ ﴿٤٤﴾
«Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?» (2:44).
И говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لِمَ تَقُولُونَ مَا لَا تَفْعَلُونَ ﴿٢﴾ كَبُرَ مَقْتًا عِندَ اللَّـهِ أَن تَقُولُوا مَا لَا تَفْعَلُونَ ﴿٣﴾
«О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете» (61:2–3).
Ученый должен удостовериться в своей фетве и должен соблюдать условия. Если у него требуют дать фетву по какому-либо случаю, то он должен внимательно обдумать и узнать устремления спрашивающего и вытекающие последствия из этой фетвы. Затем он дает фетву после наличия условий фетвы таких, как понимание шариата и реальности.
Ученый должен быть бдительным к тому, чтобы его не использовали, особенно правители, которые выступили против Аллаха войной.
Он должен быть смелым в отношении истины и не бояться упреков порицающего. Он должен говорить ошибающемуся «ты ошибся!», кем бы он не был.
Он должен подальше держаться от сомнительного, особенно от правителей. Посланник Аллаха ﷺ сказал, предостерегая от правителей: «Кто пришел к дверям правителей подвергся смуте. Если раб приблизился к правителю, значит, он отдалился от Аллаха» (Передал Ахмад в Муснаде и сказал, что его иснад достоверный). Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если увидите ученого у дверей правителя, то усомнитесь в его набожности, ибо они не берут из их жизни ничего, не взяв из их религии вдвойне».
Ученый всегда должен быть под шариатским покровом. Это значит, что он должен слиться с Книгой Аллаха и Сунной Его Посланника ﷺ так, чтобы от него не исходило то, что противоречит им (Корану и Сунне) или противоречит единодушию сподвижников, или кыясу с шариатским мотивом.
И наконец, ученные должны работать для возвышения этой религии посредством установления второго праведного Халифата по методу пророчества, который установится в скором будущем, по воле Аллаха.
وَكَأَيِّن مِّن نَّبِيٍّ قَاتَلَ مَعَهُ رِبِّيُّونَ كَثِيرٌ فَمَا وَهَنُوا لِمَا أَصَابَهُمْ فِي سَبِيلِ اللَّـهِ وَمَا ضَعُفُوا وَمَا اسْتَكَانُوا ۗ وَاللَّـهُ يُحِبُّ الصَّابِرِينَ ﴿١٤٦﴾ وَمَا كَانَ قَوْلَهُمْ إِلَّا أَن قَالُوا رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا ذُنُوبَنَا وَإِسْرَافَنَا فِي أَمْرِنَا وَثَبِّتْ أَقْدَامَنَا وَانصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ ﴿١٤٧﴾ فَآتَاهُمُ اللَّـهُ ثَوَابَ الدُّنْيَا وَحُسْنَ ثَوَابِ الْآخِرَةِ ۗ وَاللَّـهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ ﴿١٤٨﴾
«Сколько было пророков, рядом с которыми сражалось много набожных верующих! Они не пали духом от того, что постигло их на пути Аллаха, не проявили слабости и не смирились. Аллах любит терпеливых. Они не произносили ничего, кроме слов: «Господь наш! Прости нам наши грехи и излишества, которые мы допустили в нашем деле, утверди наши стопы и даруй нам победу над людьми неверующими». Аллах даровал им вознаграждение в этом мире и прекрасное вознаграждение в Последней жизни. Аллах любит творящих добро» (3:146–148).
Господь наш! Пролей на нас терпение и умертви нас мусульманами.
И в завершении хвала Аллаху Господу миров.
Пятничная проповедь соответствующая этой теме.
Пятница 02.07.1432г.х., что соответствует 03.06.2011г.
От аль-Баллюты к аль-Буты
(Первая проповедь)
О, люди! Приводится в книге «Достаточный ответ тому, кто спросил об исцеляющем лекарстве», принадлежащей перу имама ибн Кайима аль-Джавзийя: «Некоторые предшественники говорили в своих проповедях: О да, может быть, унижающий себя думает, что он оказывает себе почет. О да, может быть, унижающий себя думает, что он возвеличивает себя. И умаляющий себя думает, что он возвеличивает себя. Губящий себя думает, что он соблюдает свои права. Достаточно обвинить человека в невежестве, если он объединился со своим врагом против себя и своими действиями достигает того, чего не достигает его враг. Аллах помощник». Затем он говорит: «Если раб забыл за себя, пренебрег собою, опорочил и погубил. Сказал Аллах:
وَلَا تَكُونُوا كَالَّذِينَ نَسُوا اللَّـهَ فَأَنسَاهُمْ أَنفُسَهُمْ ۚ أُولَـٰئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ ﴿١٩﴾
«Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами» (59:19).
Когда они забыли своего Господа, Он заставил забыть самих себя. Также Аллах говорит:
الْمُنَافِقُونَ وَالْمُنَافِقَاتُ بَعْضُهُم مِّن بَعْضٍ ۚ يَأْمُرُونَ بِالْمُنكَرِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمَعْرُوفِ وَيَقْبِضُونَ أَيْدِيَهُمْ ۚ نَسُوا اللَّـهَ فَنَسِيَهُمْ ۗ إِنَّ الْمُنَافِقِينَ هُمُ الْفَاسِقُونَ ﴿٦٧﴾
«Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению» (9:67).
И Всевышний наказал того, кто забыл Его двумя наказаниями. Одно из них — это то, что Аллах предал их забвению, а другое — это то, что Он заставил забыть самих себя. И гибель ближе к нему, чем рука ко рту. Кто размыслит над этим, осознает, что многие люди, в действительности, забыли самих себя и погубили. Они утратили свою долю у Аллаха и продали ее за ничтожную цену. Это станет для них очевидным при смерти и в Судный день. В тот день раб узнает, что он был обманут в договоре, который он заключил для себя в этой жизни. Он узнает, что был обманут в торговле, которую он вел для себя. Он продал ближайшее за последующее, в рассрочку то, что наличное. И они сказали — это и есть цветок… не была их торговля прибыльной и не были они на правильном пути… Все люди отправляются утром (по своим делам), и продающий душу свою либо освобождает ее, либо губит…
О, люди! Слова ибн аль-Кайима можно отнести как ко всем, так и отдельным лицам; как к невеждам, так и к ученым; как к правителям, так и подчиненным; как к богатым, так и бедным. Эти слова касаются любой прослойки творений. Мы со своей трибуны направляем слова имама ибн аль-Кайима к ученым нашего времени, в общем, и к ученым Сирии, в частности, в качестве совета, предупреждая их и предостерегая, дабы они не унижали себя. Эти слова соответствующие своему времени. Они малы по объему, но велики по значению. Они неизвестные согласно источнику, но знаменитые по автору.
Они простые по пониманию, но тяжелые по претворению. Не проявляйте высокомерие в отношении них, даже если к вам пришел говорить ученик, укрепившийся вашими знаниями и которому трудно перенести ваше молчание. И усердствующий, которому плохо от вашей нерадивости, и проповедник, ослабший перед вашими знатоками... Однако он хочет дать вам искренний совет от чистого сердца в то время, когда много советчиков, но мало искренних. Если вы примете их, то получите воздаяние и спасете вашу Умму. Аллах с вами и не оставит вас и ваши деяния. Если вы пренебрежете ими, то Аллах спросит вас. Огонь ждет вас, и вы будете теми, кого первыми бросят в огонь.
О, ученые Сирии! Разве до вас не дошла весть о революционерах-повстанцах против тирана Шама — Башара? Разве до вас не дошло то, что окружение тирана убивают тысячами, они разрушили дома и сожгли владения?! Они убили и пытали открыто и тайно! Разве до вас не дошла весть Мухаммада аль-Хатыба, того ребенка, который достиг зрелости и ему отрезали половой орган, обстреляли тело пулями и оставили его истекать кровью до смерти, дабы он стал самым маленьким шахидом в истории?! О, да! Он вместе с господином шахидов и как прекрасно прибежище богобоязненных! Разве вы не слышали и не видели восстания против этого преступника и его системы внутри страны и за ее пределами?
О, ученые Сирии! О, проповедники! О, рыцари джематов в мечетях Шама!!! Разве вы не слышали в каждую пятницу о «пятнице народа», о «пятнице ат-Тахрира» и о многом другом? Что вы говорили в «пятницу злости»? Какова ваша позиция в отношении «пятницы свободных»? И что вы скажете сегодня в «пятницу свободных детей»? Или вы станете отрицать это?! Или же вы сделаете своим уделом молчание? Чем обладает ученый, кроме своего языка? Если он будет держать за зубами — погибнет. А огонь будет его пристанищем. Если он станет шевелить им ради лжи, то погубит людей и себя. Если станет шевелить из-за истины, то будет острее меча против лжи и его носителей. Зачем беречь эту преступную и неверную систему, которая на грани смерти, а вы смотрите, и палец об палец не ударите?!
О, ученые Сирии! Аллах взял с вас строгий завет, что вы будете разъяснять людям знания, и не будете утаивать. Вы наследники пророков, и ученные-предшественники для вас пример. И мечеть аль-Омарий в Деръа для вас живой пример. Этот день — ваш день. Покажите Аллаху то, что Он любит и покажите Башару и его окружению то, что они ненавидят. Вы не нуждаетесь в тех, кто вас научит что говорить. Вы обладаете высокими знаниями и ваши языки более красноречивы.
А если вам трудно это сделать и сказать, то для вас есть вдохновение от ученых, которое заполонило все в тот день, когда они были в таких же обстоятельствах, как и вы и положение было лучше положения вашей Уммы. Вот аль-Изз ибн абд-Уссалям — султан ученых, противостоит правителю Египта в праздничный день, когда тот находился со своим окружением и охраной. А ученые целовали землю между его руками. Он обратился к нему со словами: «О, Айюб! Каков твой довод у Аллаха, если Он спросит тебя: «Разве я тебя сделал правителем Египта продающий спиртное?» Он спросил: «Разве это случится?!» Он ответил: «Да. В таком-то месте есть лавка, в которой продается спиртное». Правитель ответил: «О, мой господин, это со времен моего отца».
Аль-Иззу ибн абд-Уссалям покачал головой и сказал: «Ты из тех, которые говорят: «Мы застали своих отцов на этом!» И правитель приказал закрыть эту лавку и запретил продавать спиртное. Эта весть облетела людей. Аль-Изз вернулся к преподаванию. К нему пришел один из его учеников которого звали аль-Баджи и спросил: «Как дела?» Он ответил: «О, сынок, я увидел его в том величии и захотел унизить его, чтобы его душа не возгордилась и не навредила ему». Он спросил: «Ты не испугался?» Он ответил: «Клянусь Аллахом, я представил величие Аллаха, и правитель передо мной показался кошкой».
(Вторая проповедь)
О, люди! После этого общего послания к ученым в Сирии и других странах. Это и тебе о Мухаммад ибн Саид аль-Буты лично. О, слуга Хафиза и Башара. От аль-Мунзира ибн Саида аль-Баллуты, правителя Андалузии и учителя правителей и знамени истины. Он жил во времена Абдуррахмана ан-Насыра который любил строить и возводить здания. Именно он построил город аз-Захра и приложил свои усилия для прекрасного возведения его дворцов и роскошных заводов, что даже это отвлекло его от пятничных молитв подряд три недели. И аль-Мунзир хотел сделать наставление Халифу, сломать его тщеславие и отчитать его за расход огромных средств на возведение сооружений, а также за его отвлеченность этим от поклонения Аллаху. Когда наступила пятница, пришел Халиф и аль-Мунзир поднялся на минбар и начал проповедь со слов Аллаха:
أَتَبْنُونَ بِكُلِّ رِيعٍ آيَةً تَعْبَثُونَ ﴿١٢٨﴾ وَتَتَّخِذُونَ مَصَانِعَ لَعَلَّكُمْ تَخْلُدُونَ ﴿١٢٩﴾ وَإِذَا بَطَشْتُم بَطَشْتُمْ جَبَّارِينَ ﴿١٣٠﴾ فَاتَّقُوا اللَّـهَ وَأَطِيعُونِ ﴿١٣١﴾ وَاتَّقُوا الَّذِي أَمَدَّكُم بِمَا تَعْلَمُونَ ﴿١٣٢﴾ أَمَدَّكُم بِأَنْعَامٍ وَبَنِينَ ﴿١٣٣﴾ وَجَنَّاتٍ وَعُيُونٍ ﴿١٣٤﴾ إِنِّي أَخَافُ عَلَيْكُمْ عَذَابَ يَوْمٍ عَظِيمٍ ﴿١٣٥﴾
«Неужели вы будете понапрасну возводить на каждом холме по примете (по высокому строению), строить замки (или водохранилища), словно вы будете жить вечно, и хватать людей, подобно деспотичным тиранам? Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне. Бойтесь Того, Кто помог вам тем, что вам известно. Он помог вам домашней скотиной и сыновьями, садами и источниками. Я боюсь того, что вас постигнут мучения в Великий день» (26:128–135).
Он привел подобное по значению, как устрашение смертью, довольствование малым в этой жизни, стремлением к последующей жизни и он отдал сполна этой теме. К этому он добавил множество аятов, хадисов, слов предшественников, мудрецов, поэтов и других. И влияние достигло того, что люди стали плакать. И слезы Халифа оказались обильными. Но он был настроен против аль-Мунзира и пожаловался сыну на то, что ему досталось от его отца. Он сказал: «Клянусь Аллахом, он имел в виду меня в своей речи, и он излишествовал, ругая меня. Я клянусь, что не буду совершать за ним молитву в следующий раз». Да смилуется Аллах над теми учеными, усердствующими в приказе к одобряемому и запрете порицаемого. Да смилуется над ними Аллах. Они не боялись упреков порицающих и силы правителя. Они люди, почувствовавшие тяжесть бремени возложенной на их плечи и стали нести ее и осознали, что Аллах поможет им. Они приложили на пути возвеличивания религии все, чем обладали. И истинно, они давали искренний совет Умме. Умма не лишится подобных им, пока Аллах не унаследует землю и тех, кто на ней.
О, ученые мусульман! Если вы сейчас не приложите усилия, когда Умма достигла пика своего восстания против тиранов-правителей, то когда вы окажете ей помощь?! Знайте, что Умма решит свое дело с правителями и с ее врагами и установит Халифат независимо от того, поможете вы ей или нет. А затем она решит свое дело с вами и у вас не будет времени для сожалений.
Исам Умайра — Иерусалим