Сегодня ни для кого не секрет, растущее влияние средств массовой информации на людей, во всех областях и сферах жизни. Было высказано правильное мнение, что воздействие средств массовой информации является более мощным, чем любой военный арсенал, которым владеет какая-либо страна в мире.
СМИ обладает ярким воздействием, ориентированием и широким влиянием на модель и образ жизни любого народа или нации. Военные атаки и нападения приводят к убийству людей и разрухе, в то время как СМИ гарантируют изменение правил жизни людей, искажают образ и стиль жизни мирным путем. Военные атаки — это чисто материальные действия, направленные на убийство и разрушение, но как только они заканчиваются, все возвращается к нормальному, первоначальному виду. В то же время средства массовой информации и их работа является систематизированной, которая переворачивает умы. Поэтому неудивительно, что государства, прежде чем начать военные действия против другого государства используют информационную атаку. Правдивой является поговорка, гласящая, что пожар начинается с искры, а война со слов.
Средства массовой информации не являются чем-то новым, СМИ играли важную роль еще в древние времена. Хоть на протяжении веков и изменились методы и средства, но СМИ продолжают оставаться главным инструментом доведения новостей, распространения информации, представления миру фактов в соответствии с преследуемой политикой. СМИ достигают определенных целей и задач, которые обычно бывают, намечены и приведены в соответствие с определенной точкой зрения, которую усматривает владелец СМИ, либо те стороны, кто связаны со СМИ и диктуют им свое видение. Например, во времена невежества, информационную роль исполняли поэты и писатели. Например, если племя хотело начать войну, поэт своим стихотворением поднимал дух воинов, морально готовил их к бою. Если же надо было разрядить обстановку и наладить мир, то прочитывалось совсем другое стихотворение, которое снимало напряжение между конфликтующими сторонами.
Но вот пришло послание Ислама со своими идеями, концепциями, мнениями и суждениями для того, чтобы привести человечество к правильному возрождению, после столетий упадка и долгого невежества. Ислам с первых дней позаботился о роли СМИ. Средства массовой информации, и их роль была ясно выражена в деле призыва Пророка ﷺ в Мекке. Оно было направленно на развитие людей, чтобы вывести их из тьмы к свету на путь могущества и славы, с дозволения Аллаха. С того момента как Пророк ﷺ начал вести призыв к Исламу, роль средств массовой информации, явно выражалась в процессе возрождения и изменения на основе новой религии, которую принес Посланник Аллаха ﷺ. Передал Ахмад от ибн Аббаса, который сказал: «Когда же были ниспосланы следующие слова Всевышнего Аллаха:
«Предостереги своих ближайших родственников!» (26:214). Пророк ﷺ поднялся на гору Сафа и громко закричал: «О, народ!». Люди сказали: «Кто же это кричит? Это же Мухаммад!», — и курайшиты собрались вокруг. Тогда он ﷺ сказал: «О, род такой-то! О, род такой-то! О, род Абдуманаф! О, род Абдулмуттолиб!». Они все собрались, и он спросил их: «Скажите, если бы я сообщил вам, что со склона этой горы выйдет конница врага, поверили бы вы мне?». Они ответили: «Мы не замечали за тобой лжи». Тогда он воскликнул: «Я же, поистине, предупреждаю вас о суровом наказании!..». Этот метод призыва, который использовал Пророк ﷺ привлек внимание людей. Люди стали приходить, чтобы послушать его речь, и ту информацию, которую он распространял, которая заключала в себе послание истины.
Следовательно, способ Посланника Аллаха ﷺ, содержание его речи и то, к чему он стремился во время связи с обществом, показывают нам, каким образом должна формироваться политика средств массовой информации в наши дни, для того, чтобы СМИ служили во благо Умме и работали над ее развитием, если она еще не развита и сохраняли живым источник этого развития, если Умма следует своей идеологии в образе жизни.
СМИ, как термин, используемый сегодня в мире в целом и в мусульманских странах в частности, должен иметь свои устои и незыблемые условия, которые не меняются и являются устойчивыми в обозначенном курсе. СМИ выполняют свою миссию, задавая тон информационному посланию, основанному на его точки зрения, идее, мыслях, соответствуя придерживаемой идеологии. Поскольку речь идет о роли средств массовой информации в мусульманских странах и их роли в возрождении Исламской Уммы, то непременно эти принципы должны ограничиваться Священным Кораном, Сунной пророка, исламской доктриной и арабским языком.
Эти четыре столпа уже делают СМИ в мусульманских странах честными, надежными, и работающими для возрождения Уммы. Если СМИ не основаны на столпах Ислама или добавляют туда другие вещи, то их роль уже не пользуется доверием, становится обманчивой, вводящей в заблуждение, строящейся на основе интриг. То есть СМИ изначально должно иметь определенные правильные конкретные критерии с правильными, ясными информационными столпами. В противном же случае оно обречено на провал, очень быстро затухает, и прекращает пользоваться доверием среди населения.
Что касается Корана, который является основным первоисточником законодательства для мусульман, то он считается первым столпом в средствах массовой информации, его политике, формировании особенностей, концепции и установления правил. СМИ должны строить свою политику на основе аятов Священного Корана, дабы формировать точку зрения мусульман на основе Ислама, посредством трансляции праведных идей и концепций, правдивых новостей, законов, мнений, которые способствуют изменению человеческого мышления, и на основе которых происходит правильное возрождение Уммы.
Сотрудники СМИ должны добросовестно и честно выполнять свою работу, чтобы правильно донести и образовать общественное мнение в Умме. Священный Коран является категоричным, в нем имеются сообщения из прошлого, настоящего и будущего. Это книга, о которой Имам Али, да будет доволен им Аллах, сказал так: «Книга Аллаха, в ней сведения о тех, кто был до вас, и известия о тех, кто будет после вас. Это слова правдивые, а не шутка. Кто оставит Коран, думая, что он могучий, Аллах погубит того. Кто будет искать праведный путь в чем-то другом, кроме Корана, того Аллах введет в заблуждение. Коран — это крепкая вервь Аллаха, мудрые напоминания, прямой путь, им не уклоняются страсти, и не запутывается язык, им не насытятся ученые, он устраняет сомнения, его чудеса не прекращаются, и даже когда джинны слышат его, то обязательно говорят:
«И сказали: мы слышали удивительный Коран. Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него и не будем приобщать сотоварищей к нашему Господу» (72:1–2). Кто говорит Кораном, тот говорит истину, кто действует согласно ему, тот будет вознагражден, кто правит им, тот поступает справедливо, и кто призывает к нему, тот будет наставлен на истинный путь». СМИ, которые принимают Коран в виде стержня и столпа, неизбежно наставят своих последователей на истину и свет, ступая твердыми, уверенными шагами, перейдут с ними с одной ступени на другую, с одного уровня на другой, более высокий, пока не достигнут требуемого развития.
Что касается Сунны Пророка, то она не менее важна, чем Священный Коран. Она должна быть одной из важнейших опор из столпов работы средств массовой информации, направленной на достижение желаемого результата в Исламской Умме. По-другому и быть не может, ведь Пророк ﷺ сказал нам: «Вам дан Коран и вместе с ним ему подобное». Следовательно, важность Сунны Пророка ﷺ, в качестве опоры для СМИ, заключается в том, что она разъясняет аяты Корана. Сунна так же принесла дополнительные законы и положения, которые не включают в себя аяты Корана, чтобы внести существенный вклад в определение поведения и подхода послания СМИ, которым оно оповещает слушателей, будь-то отдельных лиц, групп или общины.
Автор книги «СМИ в раннем Исламе» указал, разъясняя роль Сунны в философии СМИ в мусульманских странах, сказав: «Коран вносит свой вклад в философию СМИ, образовывая общественные тенденции и мнения, в качестве конституции мусульман. Сунна же Посланника Аллаха ﷺ стоит на втором месте по важности, и играет дополнительную роль». Вдобавок к этому Сунна Пророка ﷺ относится к посланию праведного возрождения, и в частности к Мухаммаду ﷺ, в котором собраны все элементы праведного человека, призывающего к Исламу и развитию. Таким образом, становится ясно, что Пророк ﷺ для нас пример для подражания, то, как он передавал новости, информацию, и занимался распространением идей, понятий, суждений, мнений и других информационных программ, направленных на возрождение мусульман, тем более, что он имеет способы и средства, которые в состоянии ускорить возрождение.
Что касается исламской доктрины, как одной из основных направлений работы СМИ в мусульманской среде, то важность заключается в том, что она является интеллектуальной базой, на основе которой человек строит свою жизнь. Она представляет собой основное правило в жизни человека, общества и государства. Она отвечает на вопросы блуждающего растерянного человека о Вселенной, человеке и жизни, дает убедительный ответ, удовлетворяющий разум, и, соответствующий его природе. Когда СМИ доводит и распространяет истину, разумные факты, правильные и категоричные мысли, основываясь на исламской доктрине, то это успокаивает человека и придает ему уверенность. На это способен только Ислам, который решением основной проблемы, выводит этого растерянного, заблудшего человека из тьмы пагубных доктрин.
Таким образом, используются все силы, весь потенциал для пояснения того, что Вселенная, человек и жизнь созданы Аллахом, который не имеет сотоварища, и то, что Он сотворил все из нечего, и все это существует в соответствии с определенной системой, и до определенного времени, а затем наступит День воскрешения и Суда. Следовательно, искренние и праведные СМИ не могут говорить о Вселенной, человеке и жизни, пока не сделают исламскую доктрину для себя основой и не примут ее главным столпом.
Что касается арабского языка, то это четвертый и последний из столпов средств массовой информации. Мы на самом деле говорим о том, без чего нельзя понять и объяснить все три вышеупомянутых столпа. Ведь Коран, Сунна, аяты и хадисы, связанные с исламской доктриной, требуют знания арабского языка. Для того, чтобы образовать правильные понятия об Исламе, указать путь изменения, и развитие личности, общества и государства необходим арабский язык.
В связи с этим тот, кто работает в информационной среде, должен сделать арабский язык основным источником, откуда черпаются все идеи, смыслы и слова. Также все слова и термины, их смыслы при разговоре и печати должны черпаться из арабского языка, так как этот язык является языком послания великого Ислама. Всем, кто работают в СМИ, не подобает использовать какие-то слова, смысл которых не соответствует арабскому языку. Вопрос заключается в передаче лексики и значения, соответствующих оригиналу, учитывая то, что арабский язык имеет возможность передачи и описания реальности определенным образом, используя красноречие, метафоры, которые также должны быть согласованы с нормами, установленными при выводе процесса, арабизации.
Такими являются основы правильной информационной политики, которые будут пробуждать и возрождать Умму, чтобы сделать ее достойной, лидирующей среди всех нации и народов. Таким образом, происходит объединение арабского языка с силой Ислама, с его политической, духовной и законодательной, регулирующей жизнь, доктриной. От этого симбиоза исходит информационная энергия, которая становится влиятельной во всех областях: интеллектуальной, политической, экономической, социальной и просветительской, что в конечном итоге приводит к возрождению Уммы.
Исламская умма стремится к возрождению на правильной основе, исходящей из идеологии. Сегодня она переживает один из периодов восстания против правителей тьмы, тирании и коррупции. Сегодня она живет во время, когда нет правдивой политики СМИ, будь то официальной или не официальной. Нет СМИ, которые бы основывались на вышеупомянутых принципах, которые сделают из нее целостное, мировое, правдивое, охватывающее весь мир СМИ. Такая информационная работа сегодня ограничена маленькой группой молодежи Уммы, которые взяли на себя обязательство делать все, что в их силах, дабы проникнуть в оборону средств массовой информации, объявивших войну против возрождения исламского народа. Этой войной управляют страны, враждебно настроенные против Ислама, против его проекта возрождения и культуры, они работают против Ислама через свои официальные и не официальные информационные источники.
Эта война реализовывается в мусульманских странах через официальные СМИ, созданные режимами арабских и мусульманских стран. Также неофициальные на первый взгляд средства массовой информации, работают в соответствии с законами и стандартами СМИ, разработанными этими же режимами, которые управляют и дают лицензии для работы и проводят цензуру СМИ в этих странах.
Разговор о СМИ, существующий во всех мусульманских странах сегодня, и все используемые ими средства и методы для работы делают их четвертой властью в руках правителя и его режима. И эта негласная власть работает в угоду президента и его окружения, его режима и их хозяев. Как правило, эти СМИ обманчивы, вводят в заблуждение, и не заинтересованы в делах Уммы, они не говорят о том, что важно для Уммы, о новостях, ведущих к возрождению Уммы. Наоборот они скрывают эти новости и дела, а если же и вещают, то, как правило, выставляют в неприглядном свете, искажая существующую реальность. Политика средств массовой информации призвана служить всему тому, что будет отдалять Исламскую умму от работы по возрождению на основе исламской доктрины.
Поэтому, наличие правдивых средств массовой информации, применяющих все существующие информационные средства и методы, создающих новые информационные пространства, используя большой потенциал Уммы, направленных на решение проблем всей Уммы, и работающих для ее возрождения, будут сохранять и продолжать ее развитие. Существование таких СМИ не может рассматриваться в стороне от политического образования Уммы, невозможно увидеть такое СМИ без Исламского государства, которое будет признавать информационную политику, установит ей правила и контроль согласно Священному Корану, Сунне, исламской доктрине и арабскому языку.
Тогда СМИ будут способствовать и внесут значительный вклад в достижение целей Исламского государства, приоритетным направлением которого является продолжительность интеллектуального и культурного прогресса, основанного на принципе Ислама, среди граждан Исламского государства (мусульман и не мусульман). Пока государство занимается проблемами народа и обеспечивает интересы людей, претворяя над ними Ислам, СМИ помогают ему, способствуют укреплению атмосферы за пределами Исламского государства, осуществляя обязанность призыва к Исламу, распространяя его народам мира с доказательствами и примерами.
Абу Айхам Аль-Наджар — Палестина
وَأَنْذِرْ عَشِيرَتَكَ الأقْرَبِينَ
فَقَالُوا إِنَّا سَمِعْنَا قُرْآنًا عَجَبًا (١) يَهْدِي إِلَى الرُّشْدِ فَآمَنَّا بِهِ وَلَنْ نُشْرِكَ بِرَبِّنَا أَحَدًا