В современную эпоху в жизни мусульман появились некоторые западные термины и номенклатура, которые облачились в «исламский наряд», дабы предстать в приемлемом для мусульманских масс облике, и получить, тем самым, распространение и отклик в жизни мусульман, в их общественных и частных взаимоотношениях. Более того, этот «исламский наряд» был украшен некоторыми фетвами ряда муфтиев нынешнего времени, чтобы повысить степень доверия населения к ним, и толкнуть людей к принятию и применению их со спокойной душой.
Так номенклатурой сегодняшнего времени стали такие выражения, как исламский банк, исламские биржи, исламские акционерные компании, исламская демократия и другие.
Самыми опасным из них стало так называемое выражение «исламские банки». Что представляют собой эти банки, и какова подлинная цель их учреждения? Правда ли то, что они базируются на исламских законах, как они об этом заявляют?
Перед тем, как начать разбор подлинности этих банков и вынести исламское постановление относительно метода их учреждения и проводимых ими операций, необходимо прочертить прямую линию, т.е. пролить свет на шариатские операции, связанные с имуществом, в целом. Как известно, Ислам пояснил шариатские законы, связанные с имущественными операциями, равным образом, являются ли они финансовыми учреждениями, или отдельными сделками между субъектами одного общества. Такими операциями, охватывающими имущественные вопросы и бизнес дела, являются: обмен, заем, купля-продажа со всеми своими разновидностями, наем и аренда, компаньонские дела, дарение, безвозмездные презенты, залог, хранение и другие.
Эти шариатские операции, связанные с имущественными делами досконально пояснены. Шариатские законы затронули все частные и общие их вопросы и отметили все извилистые пути, уклоняющие от прямого пути в них. Этим самым эти законы упорядочивают поведение мусульманина, в частности его имущественные дела, в соответствии с рамками шариата. Так он зарабатывает дозволенное имущество и уклоняется от капиталистических операций, включающих в себя недействительные операции, ростовщичество и другие порочные сделки.
В основе согласно шариату богобоязненный мусульманин это тот, который желает довольства своего Господа, Свят Он и Велик, и придерживается дозволенного при поиске жизненного удела, а также проявляет внимательность в своих имущественных операциях. Он должен строить свои взаимоотношения на правильных шариатских основах, а не привносить западные термины, разработанные не на основе богобоязненности, и пытаться их согласовать с Исламом. Такой подход является неправильным в своих основах и ответвлениях, а все, что имеет порочную и мерзкую основу не может дать ничего, кроме порочности и мерзости.
Если рассмотреть реальность исламского банка, то можно заметить, что название его не исходит, ни из мусульманской культуры, ни из исламского образа жизни, ни из шариатских основ, связанных с вопросами имущества и поступков.
Слово «банк» в западной терминологии по своему значению и реальности, обозначает ростовщическое учреждение. Не существует никакого сходства между двумя реальностями и понятиями, а именно между словом «банк» и словом «исламский». Любая попытка смешивания между ними является мистификацией с целью приукрашивания наружности этого понятия в глазах народа и преодоления преграды между мусульманами и тем понятием, которое категорически запрещается однозначными аятами. Всевышний Аллах говорит:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставьте оставшуюся часть ростовщичества, если вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (2:278,279). Понятия ростовщичества и банки являются составными западных формаций и вытекают из идеи экономических свобод, а именно свободы приобретения, приумножения, использования и распоряжения собственностью без всяких ограничений. Запад не считает зазорным приумножение своего имущества путем ростовщичества, как и не видит ничего предосудительного в учреждении организаций, занимающихся ростовщичеством. Поскольку все это предусматривается экономической свободой. Что касается Ислама, то в нем нет никаких свобод с таким неверным пониманием.Обличение этого слова в «исламский наряд» не делает его исламским, поскольку изначально сама суть является порочной. Не говоря уже о тех операциях, которые производятся банками, равно связаны ли они с ростовщичеством или другими порочными операциями.
В действительности, так называемые, исламские банки противоречат Исламу в ряде постановлений, которые можно классифицировать следующими аспектами:
1. Метод образования;
2. Внутренние операции;
3. Внешние операции;
4. Фетвы современных ученых относительно запретности этих банков и проводимых с ними операций.
Первый аспект: Метод образования.
Метод образования исламских банков строится на методе образования акционерной капиталистической компании. Как известно, эти компании противоречат шариатскому методу образования компаний в Исламе. Капиталистическая акционерная компания представляет собой соучастие имущественных сбережений без всякого элемента физического лица. Акционеры в этой компании неупорядоченные и неизвестны для других акционеров. Что касается управления этой компании, то они фактически заложники учредительного комитета. Акционеры не имеют никакого голоса в принятии решений, за исключением того размера капитала, который существует под именем акционера.
Что касается капитала этой компании и действий, которые она собирается выполнять, то они неизвестны и без всяких ограничений. Они зависят от количества новых акционеров и решений учредительного комитета. Иногда она принимает сбережения акционеров или вкладчиков, порой берет кредиты с процентных банков, порой берет займы у бирж, порой берет займы у других компаний под процент. Таким образом, капитал имущества акционерной кампании является неупорядоченным и безызвестным, чтобы можно было устранить неизвестность или сомнение.
Это с точки зрения метода образования этих компаний, которые называют «банками». Что же касается рода их деятельности, то он ведется в двух направлениях: одни дела банк ведет со своими клиентами, а вторые — с внешними организациями и финансовыми учреждениями, как банки, биржи и другие компании.
Второй аспект: Внутренние операции.
Банк производит множество внутренних операций. Самыми яркими из них выступают: купля-продажа, кредитование, участие в компаньонской деятельности, вложения с целью задействования имущества, поручительство и страхование со всеми разновидностями.
Что касается купли-продажи посредством банка или с его участием, то эти операции являются недействительными. И не имеет значения, назвали ли их договором обязательной купли-продажи, мурабаха или чем-то иным, и были ли изданы фетвы, придающие шариатский оттенок, относительно этих операций или нет.
Этим договорам купли-продажи, осуществляемым посредством исламского банка, не достает столпов и условий правильной купли-продажи. Имеется в виду следующее: предложение со стороны продавца или покупателя и принятие со стороны продавца или покупателя. Также необходимо, чтобы предмет сделки (договор) был разрешенным по шариату и отвечал всем шариатским условиям.
В купле-продаже, осуществляемой посредством банка, не имеет место предложение и правильное согласие, поскольку данный договор исходит от юридического лица, а не от реального физического лица или его представителя. Также этот договор зависит от изготовления товара, это может быть обещанием на покупку. И, несмотря на то, что банк заключает этот договор, регистрирует его и свидетелей и другие письменные процедуры, все же, этот договор не является действительным согласно шариату. Поскольку товар изначально не находится во владении банка, а значит, предложение и согласие было произведено на отсутствующую или неизвестную вещь, что служит нарушением условий шариатского договора.
Процесс покупки посредством банка выглядит следующим образом, покупатель говорит банку о своей нужде в определенном товаре. Затем подписывает договор о покупке и определяет сумму стоимости товара. Затем проводит все законные процедуры купли-продажи. А товар еще не находится в собственности банка. Лишь по завершению всех процедур договора банк покупает товар на основании просьбы покупателя. Это делает предложение и согласие в своей основе недействительными по шариату. Поскольку договор купли-продажи между покупателем и банком был осуществлен на некое описание товара, а отнюдь не на реальном товаре, находящемся в собственности банка.
Что касается процедур купли-продажи и вытекающих из этого последствий, то и они являются недействительными по шариату. Поскольку проданная вещь закладывается в залог банку, лишая собственника товара (покупателя) возможности производить любые операции, связанные с этим товаром, пока не будет выплачены все надлежащие платежи. Это является нарушением в процессе приобретения продаваемого товара в собственность. Это служит дополнительным условием в самой купле-продаже, лишая сути использования и распоряжения собственностью, что является недействительным по шариату.
Также существует еще одно условие, которое ставит банк в процессе покупки, что аналогично является недействительным по шариату. Поскольку это делает один договор двойным и более в одно время. А именно, увеличение суммы в случае неспособности производить платеж в определенный срок или конфискация товара со стороны банка в соответствии с договором о залоге. Все это находится в противоречии с установленными шариатом требованиями относительно операций купли-продажи, в целом и в частности.
Договор купли-продажи нельзя изменять после его заключения. Если он был заключен со сроком на год, следует выждать год, если на месяц — месяц. Говорить о том, что этот товар был продан за двадцать денежных единиц в рассрочку со сроком на год, в случае увеличение срока, то за каждый месяц необходимо доплачивать десять денежных единиц, то это недействительно. Так нельзя поступать из-за того, что это будет увеличением договоров в одном договоре. Как и присутствует в этом неизвестность в сроке договора и стоимости товара. Всевышний Аллах говорит относительно того, кто оказался неспособным производить платежи:
«Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали!» (02:280). Как видно, нельзя увеличивать сумму стоимости и следует предоставить отсрочку.
Что касается мурабаха (продажи в рассрочку), то правильный договор мурабаха (продажи в рассрочку) представляет собой соглашение между лицом, желающим купить, и лицом, продающим товар, где первый доводит до второго характерные черты данного товара, который он желает купить. Соглашение заключается между желающим купить и торговцем на покупку определенного товара после того, как торговец получит все права собственности на этот товар, т.е. товар будет находиться в его непосредственном распоряжении, за определенную прибыль по обоюдному согласию.
Шариатские требования данного договора отсутствуют в так называемых исламских банках. Этими требованиями являются:
1 — Наличие лиц, желающего купить (покупателя, обязующего купить) и готового продать (продавца, обязующего продать);
2 — Описание (характеристика) товара со стороны покупателя, обязующегося купить;
3 — Обещание со стороны покупателя, обязующегося купить, на то, что продавец получит определенную долю прибыли в имуществе. При этом данное обещание не является обязательным договором, а всего лишь обещанием.
4 — Продавец должен приобрести товар в свое полное владение (собственность) до заключения, будь какого, договора между ним и покупателем, обязующем купить.
5 — Заключается договор между лицом, обязующимся купить, и лицом, обязующимся продать, после получения последним всех прав собственности на товар и наличие товара в его владении. Данный договор должен соблюсти все шариатские условия договора, а именно, устранить неизвестность в стоимости, а также неопределенность в сроках платежа с учетом вероятности продления срока, предусматриваемого этим договором.
6 — Одним из условий данного договора служит то, что покупатель должен приобрести товар в полное владение после заключения договора купли-продажи и мог распоряжаться им, как владелец в своем владении. Нельзя закладывать этот товар в залог. Как и нельзя ставить какие-то условия на товар, кроме договора купли-продажи.
7 — Разрешается повышать стоимость в случае увеличения срока на оговорённое время. Поскольку это будет уже новым соглашением, противоречащим первому соглашению. Поэтому нельзя, говорить, что этот товар стоит десять динаров на срок до шести месяцев, а если увеличится срок, то за каждый месяц набавляется один динар. Это противоречит договору купли-продажи из-за присутствия двух договоров в одном договоре, что считается недействительным согласно мнению большинства исламских правоведов (факихов).
В книге «аль-Мааир аш-Шаръия» (шариатские нормы), изданной Комитетом бухгалтерии и ревизии исламских финансовых организаций, приводится: «стоимость товара и прибыль в обязательной купле-продаже «аль-Мурабаха» (продажи в рассрочку) должны быть определенными и известными для обеих сторон при подписании договора купли-продажи. Определение стоимости и прибыли не должны колеблется по неизвестным изменениям, как и не должны быть подвержены переопределению в будущем».
Также приводится: «… Банк должен выкупить товар — объект договора, реальной покупкой, предусматривающей все шариатские условия. Как, например, переход товара во владение банка. Организации запрещается продавать товар в рассрочку до того, как она приобрела его в свою собственность. Нельзя подписывать договор «аль-Мурабаха» (продажи в рассрочку) с агентом до того, как будет подписан договор с первым продавцом на покупку товара, который выступает предметом «аль-Мурабаха» (продажи в рассрочку), и перехода этого товара в реальную собственность, предоставляющую право распоряжаться им».
Имам аш-Шафии в своей книге «аль-Умм» в III томе на 33 странице пишет: «Если человек заметил товар и сказал «купи этот товар и продай его мне в рассрочку, за такую или иную прибыль», и если этот человек купит этот товар, то его покупка является правомочной (дозволенной). Тот же, кто сказал, продай его мне в рассрочку, имеет выбор. Либо заключить с ним договор купли-продажи, либо отказаться. И так далее. Если же он скажет «купи мне некую вещь, и я куплю у тебя её в рассрочку за определенную прибыль, то, во всех случаях, первая покупка будет правомочной (дозволенной). Тот же, кто предложил себя, имеет выбор. Равным образом, является ли (купленная) вещь той, что описал он ему или нет. Если он сказал ему «купи её, и я куплю её у тебя за деньги или в долг», то первая купля-продажа будет правомерной (дозволенной), где каждый имеет выбор относительно последующего договора купли-продажи.
При этом каждая из сторон имеет право высказать свое мнение относительно определения. Если же они заключат договор купли-продажи и обяжут себя до первой покупки, т.е. до приобретения товара в полную собственность, то это является неправомерным (расторгнутым) по двум аспектам: во-первых, они заключили договор купли-продажи относительно товара до того, как покупатель приобрёл его в законную собственность, а во-вторых, здесь присутствует неясность: «если ты купишь его за такую цену, я куплю его в рассрочку», т.е. ненадёжность того, что он может купить и не купить, а это риск в отношении продавца».
Также в фетве шейха Ибн База, да смилуется над ним Аллах, говорится: «… если банковский агент захочет купить какой-то товар за такую или иную цену, и опишет данные этого товара и пообещает купить её в рассрочку со сроком на год с прибылью, например, в сто реял, и если банк купит этот товар у его владельца без всякого принуждения агента к исполнению своего вышеупомянутого обещания, то данная форма является дозволенной купли-продажи». Данного мнения также придерживается Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, где он посчитал условие принуждение к покупке недействительным.
Также одним из шариатских условий служит владение товара в своей собственности. Как и необходимость для устранения неизвестности в определении и оценке товара в весе, количестве, стоимости и сроке. В Кувейтской правово-нормативной энциклопедии (9/132) приводится: «Школы Малика, аш-Шафии и аль-Ханбаля считают, что владение какой-либо вещью определяется в соответствии с её специфической принадлежностью. Если это сыпучая, взвешиваемая, количественная или посевная вещь, то необходимо брать во владение в весе, количестве и т.д.».
Это некоторые операции, производимые в области купли-продажи. Что касается некоторых прямых или посреднических операций кредитования посредством банка, то они входят в категорию ростовщичества. Также одними из ростовщических операций являются так называемые комиссионные платежи за услуги предоставления займа со стороны банка или кредитной организацией. Данное название «комиссионные платежи» не имеют никакого шариатского основания. Даже если речь идет о тысячи динаров с определенной процентной ставкой, например, на 2% или 3% в зависимости от кредитного закона, установленного банком.
Существует другая операция, которую проводят исламские банки, а именно, страхование долговых рисков. Это также является нововведённым термином в исламском праве (фикхе). Поскольку долг может принять на себя лишь третья сторона. Что же касается страхования рисков, то данная операция является недействительной и запрещенной операцией по шариату. В ней присутствует неизвестность и ростовщичество в отношении первоначальной суммы.
Что касается совместных проектов, а точнее компаньонских дел, проводимых исламским банком вместе со своими компаньонами из числа гражданских лиц или с другими компаньонами, то и они является недействительными и запрещенными по шариату. Поскольку банк в большинстве компаньонских дел ставит условие, чтобы капитал был постепенно уменьшающимся. Другими словами, банк расплачивается ценностями или акциями компании в течение определенного времени. Данная компания является неполноценной компанией, что в понимании шариатской компании является недопустимым.
Поскольку договор на ведение компаньонской деятельности заключается изначально на определенном капитале. И если капитал возрос, то добавляется к первичному капиталу компании, и считается прибылью при расторжении компании. Что касается того случая, если один из компаньонов желает расплатиться частью своего капитала в этой компании, то это противоречит первичному договору компании, и нуждается в новом договоре на новый капитал. Также банковская концепция прибыли и потери находится в противоречии с шариатским пониманием прибыли и потери компании. Поскольку компания, в случае отсутствия прибыли, в конечном счете, никакие компенсации не возлагает на владельца капитала, поскольку он получил сполна за свой капитал из поступлений компании. В такой ситуации потерю терпит лицо, вложившее свой труд, не получив результата своих усилий.
Известно, что исламский банк проводит совместные работы с многочисленными инвестиционными компаниями за определенную прибыль, то есть, за определенный процент в прибыли. Это противоречит правильной шариатской совместной деятельности в прибыли и потере. Также банк является акционером ряда акционерных компаний внутри и за пределами того государства, в котором он зарегистрирован. К тому же банк проводит денежные операции с биржами в обмене валют без непосредственной передачи денег, как и заключает договора купли-продажи на отсутствующие, номинальные или нереальные товары.
Также банк проводит большое количество операций в области страхования, будь то страхование жизни, недвижимости или другие виды запретного страхования. В действительности, операции исламского банка разнообразные и многочисленные. Перечислить все эти формы не позволяет формат статьи. Ограничимся приведенными примерами внутренних операций банка.
Третий аспект: Внешние операции.
Что касается внешних операций банка, т.е. с другими организациями, как банки, компании и биржи, то наблюдатель вряд ли найдет различие между этими и остальными операциями банка, которые являются ростовщическими. Эти «исламские» банки вкладывают свои деньги в центральные банки, проводят многочисленные инвестиционные операции через эти банки. Был издан целый ряд фетв относительно процентных денег, поступивших от инвестиционных банков, а именно, что их следует расходовать на благотворительные цели, как, подача милостыни, без всякого непосредственного использования их со стороны банка и его клиентов. Более того «исламский» банк проводит всевозможные купли-продажи с финансовыми рынками, а точнее, биржами, не предпринимая никаких мер предосторожности. То есть покупает то, что в наличии, за то, что отсутствует. Покупает и продает виртуальный (несуществующий) товар, как мы упоминали ранее. Вкладывает деньги в биржи с целью инвестиции, не удостоверяясь в том, куда они будут инвестированы. Возможно, эти деньги будут инвестированы в покупку алкогольных напитков, свиных продуктов или вооружения для враждующих с мусульманами государствами, как израиль, и во множество других запретных по шариату операций. Как и берет определенные дивиденды из этих денег через тот же путь ростовщичества.
Поэтому, можно смело сказать, что эти банки представляют собой акционерные компании, преследующую цель получить прибыль, а вовсе не спасти людей от бед ростовщичества и запретных по шариату операций. Что касается фетв, изданных для прикрытия этих прибыльных организаций и их операций, то они противоречат здравому пониманию шариатских постановлений относительно компаний и метода их образования, а также относительно операций, проводимых компаниями. Это прослеживается:
в понимании реальности договоров купли-продажи и их условий;
в страховании и их разновидностях;
в понимании реальности операций, проводимых биржей и инвестиционными компаниями со всеми различными их названиями;
в понимании темы кредитования, гарантирования кредитов со стороны других ростовщических организаций под предлогом необходимости или нужды;
и множество других названий (номенклатуры), которые не имеют никакой шариатской силы.
Теперь что касается фикхий номенклатуры, которую обрядили в «исламский наряд», несмотря на то, что Ислам не имеет никакого отношения к ним. Например, «Мурабаха» (продажа в рассрочку), компания с ограниченной ответственностью, гарантирование кредита и другие наименования и термины — все они, в целом и детально, противоречат Исламу. Они не имеют никакого присутствия в исламском фикхе в том виде и понимании, которое предоставляют исламские банки. На самом деле эта номенклатура для обличения запретных дел в исламское одеяние, что вызвать симпатию среди набожных и богобоязненных людей, которые остерегаются попасть в грех.
Четвертый аспект: Фетвы современных ученых относительно запретности этих банков и проводимых с ними операций.
Мы упомянем несколько фетв в качестве образца:
Исламское правоведческое сообщество в пакистанском городе Карачи в своем заключении уведомляет: «Исламские банки в их нынешнем виде противоречат шариату, и являются запретными. Эти банки не отличаются от остальных неисламских банков. Взаимодействовать с ними запрещается по шариату».
Шейх Абдарахман аль-Маъадани: «…изначально образование банков, которые далеки от ростовщичества и процентного кредитования, дело хорошее. Однако, в реальности, существующие исламские банки не выполнили то, что обещали мусульманам. Более того, они вовлеклись в порочные и запретные операции. В основном операции исламских банков сегодня вращаются вокруг, так называемого «мурабаха», продажи в рассрочку. На самом деле они куда опаснее, чем явные процентные банки. Поскольку человек соглашается на взаимодействие с процентными банками, прекрасно понимания, что этим самым, он проявляет ослушание Аллаху и Его Посланнику. Что же касается клиентов, так называемых, исламских банков, то они считают, что посредством взаимодействия с этими банками они приближаются к Аллаху. Хотя, на самом деле, они занимаются ростовщичеством или порочными запретными продажами, думая, что делают благое».
Шейх аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) говорит: «…нет никакой разницы между банками и теми банками, которые возвышают исламские лозунги. Нет разницы между исламским банком и банком Британии или Америки. Поскольку система одна. Однако, к большому сожалению, банк, называющий себя исламским, может нести больше опасности, нежели другие банки. Равным образом, находятся ли они в Братании или Америке. Потому что эти банки прикрываются Исламом. Они поступают так, как поступили иудеи, о чем нас предостерегают как Коран, так и Сунна».
В сборнике фетв аль-Альбаний приводится, что он говорит: «очевидно, что нельзя мусульманину взаимодействовать с банком, который занимается ростовщичеством», затем он упомянул доказательства запрета ростовщичества. Далее в ответ на вопрос: «разрешается ли вкладывать деньги в исламский банк, не беря процентные дивиденды?», шейх сказал: «Астагфируллах (Боже сохрани)! Я не хочу благословлять лихву (проценты), ибо это подпадает под слова Посланника Аллаха ﷺ: «В моей общине появятся такие люди, которые будут пить вино, называя его другим названием». Это указание на мошенничество в отношении законов Аллаха через называние запретных дел другими наименованиями».
Шейх Ибн Усаймин в книге «Сборник фетв и разнообразных статей» (составитель Мухаммад бен Саид аш-Шувайр) в главе «Купли-Продажи» на вопрос: «Какое постановление относительно взятия взаймы у Национального Банка или приобретения автомобиля в рассрочку услугами этого банка, зная то, что банк не является владельцем этого автомобиля? Банк выплачивает его стоимость и выкупает его у компании, затем делит уплату по небольшим (упрощенным) частям своим клиентам. При этом необходимо отметить, что я крайне нуждаюсь в рассрочке. Подпадаю ли я под законы ростовщичества?», приводится ответ шейха Усаймина, да смилуется над ним Аллах: «Да, это запрещено (харам). Данная рассрочка является запрещенной. Это выглядит так, например, человек приходит к коммерсанту, к банку или что-то другое, и говорит ему: «Я нуждаюсь в автомобиле с таким-то данными».
Тот отвечает: «Пойди и выбери себе автомобиль, какой хочешь». Затем первый говорит: «Хочу автомобиль того-то». Далее коммерсант или банк идет на выставку и говорит владельцу автомобиля: «Продай мне этот автомобиль», и покупает её за пятьдесят тысяч денежных единиц. Затем продает его первому лицу, пожелавшему приобрести в рассрочку за шестьдесят тысяч денежных единиц. Это запрещено и недопустимо. Это чистой воды ухищрение в вопросе ростовщичества. Поскольку банк, который купил и затем продал ему, фактически дал ему в займы ценность этого автомобиля с надбавкой, а это запрещено. Заключенный договор в данном случае служит формальностью. Если бы не это желание приобрести автомобиль, банк не купил бы его. Поэтому следует предостерегаться этого, даже если некоторые люди дают фетвы о дозволенности, не углубившись в исследование данного вопроса. Если бы они внимательно исследовали этот вопрос, то заметили бы явное ухищрение, которое хуже, чем ухищрение иудеев, которым, когда Всевышний Аллах запретил жир, они расплавили и превратили его в сало, затем продали его и съели вырученные деньги. И Пророк, мир ему, обратился с мольбой к Всевышнему Аллаху, чтобы Он поразил их».
В этой же книге приводится ответ Ибн Усаймин на следующий вопрос: «Одна из компаний, занимается покупкой мебели и строительных материалов тому, кто желает. Клиенты идут в компанию и называют мебель или строительные материалы, которые хотят. Затем вносят первоначальный взнос — как покупка автомобиля в рассрочку, а оставшуюся отложенную сумму выплачивают ежемесячными платежами с 10% прибылью для компании. Компания предоставляет своему клиенту талон на получение, чтобы он пошел на склад мебели и сам взял свою мебель. Отложенную сумму предоставляет компании, которая предоставила услугу рассрочки. Каково решение?»
Ответ: «Компания не имеет право продавать, ни мебель, ни движимое, ни недвижимое имущество, лишь после покупки и приобретения его в свою собственность, а также перевоза этой собственности в другое место. Лишь после этого она может продать его. Что касается внесения задатка компании до всего этого, то это нельзя. Компания не может продавать, будь что, пока не приобретет его в свою собственность и не перевезет из места продавца в другое место. Аллах — Дарующий помощь».
Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, в сборнике «Фатава» на вопрос №6: «Каковы правила, которые защищали бы, на ваш взгляд, права каждой из обеих сторон купли-продажи, а также права, систему и безопасность общества?» В ответном послании в редакцию газеты «аль-Джазира» он написал: «Покупка с известным сроком дозволяется из-за общности слов Всевышнего Аллаха:
«О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его» (02:282). Надбавка в стоимости взамен на продление срока допустима. Есть сообщения от Пророка ﷺ, которое свидетельствует о дозволенности этого. Посланник Аллаха ﷺ приказал Абудллаху ибн Амру (р.а.) снарядить армию. Он покупал одного верблюда за два верблюда с оговоренным сроком. Необходимо знать то, что требуется шариатом в подобной операции, чтобы стороны купли-продажи не заключили запретные договора. Поскольку некоторые из них продают то, чем не владеют. Затем, после этого покупают товар и предоставляют его покупателю. Некоторые из них покупают и продают его, несмотря на то, что купленный и проданный товар находится в старом месте продавца.
Другими словами, продают до того, как взяли его в фактическое владение. Оба случая недозволенные согласно тому, что подтверждается от Пророка ﷺ. Сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Аль-Хаким бен Хаззам! Не продавай то, чего нет у тебя» (Передали Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа). Также он ﷺ сказал: «Кто покупает еду, пусть не продает её, пока не получит её сполна» (Хадис согласованный). Сообщается, что Ибн Умар (р.а.) сказал: «Мы покупали продукты питания оптом. Тут Посланник Аллаха ﷺ отправил того, кто запрещал нам продавать их, пока не перенесем их на своих кочевых животных» (Передал Муслим). Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ «Запрещал продавать товар там, где он был продан, пока купцы полностью не овладеют им, загрузив на свои кочевые животные» (Передал Абу Давуд).
Из этих и других хадисов с этим значением становится ясно желающему истину, что мусульманину нельзя продавать товар, который не находится в его собственности, а затем идти и покупать его. Напротив, необходимо отсрочить продажу его до полной покупки и приобретения его в свою собственность. Также становится ясно, что нельзя продавать товары, не переместив их во владение покупателя из-за противоречивости этого с Сунной Посланника Аллаха ﷺ в силу наличия ухищрений с финансовыми операциям и несоблюдения пречистого шариата».
В действительности условия, поставленные двумя известнейшими в странах Персидского залива шейхами — Ибн Баз и Ибн Усаймин, не соблюдаются в сегодняшних исламских банках. На основании их фетв, можно смело сказать, что проводимые этими банками операции купли-продажи являются недействительными и запрещенными.
В заключение этой темы следует отметить, что наличие организаций и учреждений для управления имущественными делами мусульман должны соблюдать шариатскую сторону в силу того, что они являются в первую очередь, сберегающим эти имущества, органом. Они также представляют собой уполномоченное лицо для инвестиции этого имущества в дозволенные шариатом проекты, которые вернулись бы пользой для владельца имуществом и общества в целом.
Так несколько лиц могут учредить организацию, которая будет исполнять роль представителя для вложения имущества людей и использование его в разрешенных шариатом отраслях (например, образование компаний в соответствии с законами шариата). Это может быть путем консультации или сбережения денег, как вложения в обслуживающие организации, или другими путями шариатской инвестиции, не взаимодействуя с процентными банками, не сотрудничая с капиталистическими компаниями и не прибегая к запрещенным видам купли-продажи и кредитования. Эти организации получают жалованье в определенном размере от владельца имущества по обоюдному согласию взамен на консультацию и помощь в инвестиции имущества в законные шариатом дела. Данная организация не имеет никакого отношения к вопросу прибыли или убытка, если только часть её персонала не вступит в дело, как физический компаньон или кем-то иначе, согласно требованиям шариатской компании.
Самым важным в теме служит то, чтобы метод образования этих учреждений был шариатским методом, вдалеке от методов капиталистических компаний. Также необходимо, чтобы они придерживались шариатского метода в проектах финансовой инвестиции. Как и не вступали в партнерство с запрещенными организациями, как банки, биржи и т.д.
В действительности, подобные вещи могут естественно существовать в сени совершенной шариатской системы, т.е. в сени государства, которое будет править Исламом и подчинять все имущественные операции и организации шариатским законам. Шариатская система не позволит применять хитрость в отношении граждан, красть их имущество и впадать в грех, зная того или не зная. Она не даст вводить мусульман в заблуждение и обманывать их тем, что придерживаются шариатских норм, в то время как они нарушают законы Ислама.
Эта истина должна побуждать мусульман к работе над установлением государства, которое будет регламентировать их жизнь и дела в соответствии с тем, что приводит к довольству Аллаха и Его Посланника. Мы просим Всевышнего Аллаха оказать почет исламской Умме появлением исламского правления в сени исламского государства, которое будет возвышать знамя Ислама и управлять делами мусульман согласно исламской религии. Хвала Аллаху — Господу миров!
Хамд Табиб — Иерусалим
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَذَرُوا مَا بَقِيَ مِنَ الرِّبَا إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ ٢٧٨ فَإِنْ لَمْ تَفْعَلُوا فَأْذَنُوا بِحَرْبٍ مِنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ وَإِنْ تُبْتُمْ فَلَكُمْ رُءُوسُ أَمْوَالِكُمْ لا تَظْلِمُونَ وَلا تُظْلَمُونَ ٢٧٩
وَإِنْ كَانَ ذُو عُسْرَةٍ فَنَظِرَةٌ إِلَى مَيْسَرَةٍ وَأَنْ تَصَدَّقُوا خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا تَدَايَنْتُمْ بِدَيْنٍ إِلَى أَجَلٍ مُسَمًّى فَاكْتُبُوهُ