Благородный Пророк ﷺ последним взглядом окидывает первую армию мусульман, которая под его личным командованием выступит на Джихад во имя Аллаха и утверждения Его Слова на земле.
В этой обстановке к рядам воинов приблизился мальчик в возрасте не более тринадцати лет. По его лицу было видно, что он умён и сообразителен.В его руке был меч, длиной, равной его росту или даже чуть длиннее. Приблизившись к Посланнику Аллаха ﷺ, он воскликнул:
— Да буду я твоим выкупом, о, Посланник Аллаха! Позволь мне быть с тобой и сражаться с врагами Аллаха под твоим знаменем.
Благородный Посланник ﷺ радостно и восхищённо глядя на него, мягко и как отец похлопав его по плечу, с самыми добрыми побуждениями отправил его обратно по причине малолетства…
Волоча свой меч по земле, мальчик возвращался домой, сильно расстроенный тем, что его лишили чести сопровождать Посланника Аллаха ﷺ в его первом военном походе. Вслед за мальчиком шла его мать ан-Наввар бинт Малик, опечаленная и расстроенная не меньше своего сына. Ей так хотелось усладить свой взор видом своего мальчика, идущим вместе с мужчинами муджахидами под знаменем Посланника Аллаха ﷺ. Она очень надеялась также, что её сын займёт рядом с Посланником Аллаха ﷺ место, которое было предназначено для его отца, если бы он был жив.
Однако когда мальчику из ансаров не удалась попытка стать приближённым Посланника Аллаха ﷺ, по причине его малых лет, его сообразительность подсказала ему другую сферу приближения к Пророку ﷺ, в которой возраст не имеет никакого значения. Это была область науки и знания Корана… Когда мальчик рассказал о своей идее матери, она пришла в восторг и начала активно помогать ему в этом. Ан-Наввар рассказала своим соплеменникам о страстном желании своего сына и поведала им о его идее. Тогда они привели мальчика к Посланнику Аллаха ﷺ и сказали:
— О, Пророк Аллаха, это наш сын Зайд ибн Сабит, который знает наизусть семнадцать сур из Книги Аллаха. Он читает их точно таким образом, каким они были ниспосланы в твоё сердце. Кроме того, это очень сообразительный мальчик, который хорошо пишет и читает. Он очень хочет тем самым приблизиться к тебе и неотступно следовать за тобой. Поэтому послушай его, если хочешь…
Благородный Посланник ﷺ послушал кое-что из того, что помнил наизусть юный Зайд ибн Сабит. Оказалось, что у мальчика есть ораторские задатки, и его речь отличалась ясностью произношения… Слова Корана сияли в его устах, подобно звёздам на чёрном бархате неба. Кроме того, его чтение было чрезвычайно выразительным и трогательным. Он делал уместные паузы, что свидетельствовало о сознательном чтении и хорошем понимании текста…
Благородному Посланнику ﷺ мальчик очень понравился, так как его впечатления превзошли ожидания. Пророк ﷺ обрадовался ещё больше, когда узнал, что мальчик хорошо умеет писать. Обратившись к нему, Пророк ﷺ сказал:
— О, Зайд, изучи-ка ты иудейскую грамоту. Я не доверяю евреям, ведь они могут исказить то, что я говорю. Зайд, да будет доволен им Аллах, ответил:
— Слушаюсь и повинуюсь, о, Посланник Аллаха ﷺ.
Он тут же уселся за изучение иврита, который освоил очень быстро. После этого все послания, которые Пророк ﷺ направлял иудеям, Зайд записывал на иврите, а их послания читал ему на арабском языке.
Затем по повелению Посланника Аллаха ﷺ Зайд изучил ассирийский язык так же быстро, как и иврит. Таким образом, юный Зайд ибн Сабит стал личным переводчиком Посланника Аллаха ﷺ.
Убедившись в честности, правдивости, точности и правильном понимании всего Зайдом, Пророк ﷺ доверил ему небесное Послание, ниспосылаемое на Землю. Он сделал его писцом Откровения Аллаха…
Как только в сердце Пророка ﷺ ниспосылались аяты Корана, он тут же посылал за Зайдом и говорил ему: «Записывай, о, Зайд». И Зайд записывал всё под его диктовку.
Таким образом, Зайд ибн Сабит слушал и записывал аяты Корана от Посланника Аллаха ﷺ постепенно слово за словом, в результате чего его знания также увеличивались…
Воспринимая из уст Пророка ﷺ божественные аяты в связи с определённым поводом или конкретными обстоятельствами, душа Зайда обогащалась светом истинного пути, а его разум познавал тайны божественного Шариата…
В результате этого он стал счастливым юношей, специализирующимся на Коране, и главным источником доведения Божественных знаний до Уммы Мухаммада ﷺ после ухода из этой жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Зайд был главным из тех, кто в эпоху правдивейшего Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, собирал полный текст Корана. Он руководил работой по унификации свитков Корана во времена Усмана, да будет доволен им Аллах.
Разве может человеческая душа стремиться к чему-либо более возвышенному, чем это почётное положение?! Разве может желать человек большей славы, чем эта?!
Именно благодаря воздействию Корана Зайд ибн Сабит увидел освещённые им правильные пути решения сложных вопросов, которые ставили в тупик самых умных и проницательных людей. Так, например, в день ас-Сакифы мусульмане разошлись во мнениях по поводу преемника Посланника Аллаха ﷺ.
Мухаджиры сказали: «Халифатство принадлежит нам, поскольку мы заслуживаем этого больше».
Некоторые из ансаров заявили: «Нет, халифатство принадлежит нам, поскольку мы более достойны этого».
Другие же ансары говорили: «Нет, халифатство должно принадлежать и нам и вам вместе. Ведь Посланник Аллаха ﷺ, когда использовал кого-нибудь из вас для определённой работы, всегда давал ему в напарники одного из нас».
И тут чуть было не вспыхнула большая смута в то время, когда тело Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, завёрнутое в саван, ещё не было погребено.
В данный момент все ощущали необходимость услышать твёрдое, решительное и мудрое слово, освещённое истинным наставлением Священного Корана, чтобы в зародыше подавить смуту и показать правильный путь растерявшимся.
Это мудрое слово было сказано Зайдом ибн Сабитом аль-Ансари. Обратившись к людям, он сказал: «О, ансары! Посланник Аллаха ﷺ был из мухаджиров, так пусть же и его Халиф, подобно ему ﷺ, тоже будет из мухаджиров. А поскольку мы были ансарами у Посланника Аллаха, то нам следует быть ансарами и у его Халифа, а также добрыми помощниками ему в его праведных делах». Затем он протянул руку в сторону правдивейшего Абу Бакра и сказал: «Вот ваш Халиф. Присягните ему на верность!»
Благодаря своему знанию и глубокому пониманию Корана в силу своего многолетнего общения с Посланником Аллаха ﷺ Зайд ибн Сабит стал наставником и маяком света для всех мусульман. В сложных проблемах с ним консультировались Халифы, а простой народ советовался с ним по всевозможным вопросам. Особенно часто к помощи Зайда прибегали в вопросах наследства, поскольку в то время никто лучше него не мог разобраться во всех этих тонкостях и лучше поделить имущество.
Обращаясь к мусульманам с проповедью в день аль-Джабийи, Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «О, люди! Если кто-то хочет спросить что-нибудь о Коране, то пусть обращается к Зайду ибн Сабиту… Если кто-то хочет посоветоваться по вопросам права, пусть обращается к Муазу ибн Джабалу… Если кто-то хочет узнать что-нибудь о деньгах и имуществе, то пусть обращается ко мне. Волей Всевышнего и Всемогущего Аллаха я распоряжаюсь всеми денежными средствами и делю их…».
Все, кто искал знаний из сподвижников и последователей, хорошо знали способности Зайда ибн Сабита. Они уважали, чтили и ценили те огромные знания, которые сосредоточились в нем.
Премудрый Абдуллах ибн Аббас, увидев, как Зайд ибн Сабит собирается сесть на своё верховое животное, остановился перед ним, держа стремя и поводья, и подав их в нужный момент.
Зайд ибн Сабит говорил: «Прекрати это, о, двоюродный брат Посланника Аллаха!».
Ибн Аббас отвечал: «Так велено нам обходиться с нашими учёными…».
Тогда Зайд сказал ему: «Покажи мне руку».
Когда ибн Аббас протянул руку, Зайд наклонился, поцеловал её и сказал: «А так нам повелено поступать со всем родом нашего Пророка ﷺ».Когда Зайд ибн Сабит, да будет доволен им Аллах, ушёл к своему Владыке, мусульмане оплакивали его вместе со смертью знаний, которые он унёс с собой в могилу. Абу Хурайра сказал: «Сегодня умер выдающийся учёный мусульман. О, если бы Аллах сделал ибн Аббаса его преемником!».
В своей элегии поэт Посланника Аллаха Хассан ибн Сабит, оплакивая Зайда, сказал: «Кто же в рифме сильнее Хассана и сына его, и кто же может быть сильнее в знаниях Зайда ибн Сабита?».