С момента зарождения общественной жизни и появления культурного аспекта человечество, в общем, и последователи различных культур, в частности, стремятся благоустроить условия своей жизни. Общества стремятся улучшить состояние здоровья своих наций, развивая медицину и здравоохранение, изучают и совершенствуют свои сельскохозяйственные и производственные возможности для более эффективного их использования, и т.д. Самыми важными аспектами выступают военный и экономический потенциал для обеспечения защиты общества и увеличения возможностей обеспечить себя ресурсными источники извне, которые гарантировали бы удовлетворение основных потребностей людей. Вследствие этого постоянного стремления, направленного на увеличение более качественного и количественного удовлетворения основных потребностей и обеспечение ресурсными источниками, появился особый способ усовершенствования, заключающийся в развитии наук, который получил название «научное исследование» или «научно-технический прогресс». Данный подход был очень успешным и прогрессировал век за веком из поколения в поколение, дойдя до состояния ежесекундного изменения пределов научных достижений, что даже сами специалисты оказались неспособными идти в ногу с ним. Стоило только научно-техническому прогрессу выйти на новый уровень неизведанного, как его достижения тут же использовались для облегчения жизни и получения комфорта, естественно и возрастала потребность в этом. На сегодняшний день научные исследования сопровождают все сферы нашей каждодневной жизнедеятельности. Колоссальная машина научно-технического развития охватила почти все уголки земного шара, начиная от желания изведать самый микроскопический вид материи и завершая попытками преодолеть границы вселенной в сопряжении с исследованиями всех проявлений жизни, её возможностей и потребностей. Поэтому можно сказать, что развитие наук и технологий стало наиболее важной и самой серьёзной особенностью нашего времени на фоне стремительных и грандиозных изменений.
В силу важности развития наук и технологий практически вся научная литература обязательно упоминала об этой важности, значимости, серьезности и пользы этих исследований для жизни человечества. Мир погрузился в неистовую гонку за приобретение наиболее точного и продуктивного знания для достижения благополучия, комфорта, силы и влияния, а также превосходства одного человека над другим. Научно-технический прогресс способствуют человеку в преодолении большого спектра проблем, с которыми он сталкивается постоянно, начиная от эпидемий и заканчивая пониманием природных явлений и их прогнозирования посредством исследовательской методологии. Стоит отметить, что одной из главных целей научно-технического развития является работа над способами решения проблем человеческой жизни в такой форме, которые не приемлют эксперименты для выявления правильности из ошибочности. Это то, что приводит к развитию объективного критического мышления у индивидуума, и поднимает его из уровня реакционного поведения на более качественный и количественный уровень, а также увеличивает вероятность успеха, к которому он стремится.
Развитые народы обратили пристальное внимание на научные исследования и технической прогресс и приняли это в качестве стратегического фактора для обеспечения своей мощи и присутствия на международной арене среди других народов. Существует бесчисленное множество тому примеров, как мусульмане проявляли большую озабоченность научно-техническим прогрессом. Более того, это было столпом их доктрины. Однако после отстранения Ислама от власти, Умма погрузилась в отсталость во многих отраслях науки, углубился разрыв между мусульманами и их противниками во всех научно-технических сферах. Например, Национальный научный фонд в США определил цели для выделения средств на научные исследования в трех направлениях:
1. Поддержка научного прогресса;
2. Здоровье, процветание и благополучие нации;
3. Обеспечение национальной безопасности (обороны).
На 2010 финансовый год годовой бюджет Америки выделил около 6,9 млрд. долларов на проведение научных исследований. Данная сумма является источником около 20% научных исследований в Соединенных Штатах. Вдобавок к этому еще существуют расходы неправительственных учреждений.
Такая озабоченность США и большей части империалистических держав научно-техническим развитием позволила этим странам во главе с США и Европой взять в свои руки руководство миром во всех отраслях науки, математики, инженерии и так далее.
Говоря о нашей реальности как исламской Уммы, то мусульмане в этом отстали до такой степени, что стали просто потребителями западной продукции. Они перестали обладать какой-либо тяжелой промышленностью, необходимой для развития высоких технологий. И как следствие, исламская Умма оказалась в ужасно глубоком упадке, где находится и на сегодняшний день. Однако причиной данного упадка исламской Уммы является отнюдь не её отсталость в сфере образования (научных знаний), напротив, в отсутствии государства Халифат, которое заботилось бы о делах мусульман, в том числе и стимулировало бы научно-технический прогресс.
Именно поэтому, наличие серьезного уровня научных достижений имеет непосредственную связь с вопросом правления, а не только с вопросами развития. Поэтому кульминацией размышлений будет очевидный вопрос: «Каковы действия исламской Уммы в отношении развития фундаментальных наук?». При рассмотрении реальности Уммы, в общем, и реальности научного исследования, в частности, можно заметить, что разрыв между нашим положением и положением «развитого» мира увеличивается, несмотря на все структуры, которые делают вид, что идут в ногу с динамикой глобального научно-технического прогресса. По-прежнему вызывают сомнения заявления о том, что Умма переживает этап научного развития. Произошли ли значимые вехи в жизни исламской Уммы или нет?
Все достижения на уровне научного развития, на самом деле, не что иное, как формальное подражание самым примитивным проявлениям жизненного прогресса, достигнутого развитым миром. Все эти достижения, на самом деле, не были усилиями подлинного развития, а всего лишь плодом западной культурной и просветительской агрессии на наши страны. Если под словом «развитие» иметь в виду «использование собственных подлинных усилий в достижении преобразований», или, как минимум, «использование западных научных открытий для усовершенствования их посредством собственных усилий и существующих ресурсов исламской Уммы, не пренебрегая подражанием», то мы по-прежнему находимся далеко от развития. Видимые в наших странах достижения не что иное, как следование за западной культурой и тому, что позволил Запад приобрести лишь для того, чтобы сбывать свою продукцию на наших рынках.
Для ясного понимания нашего уровня в вопросе научного развития следует обратить внимание на то, что в такой стране, как Судан, уровень неграмотности доходит до 80%, в то время как в России не превышает 2%, а в Америке — 1,5% общей численности населения. Стоит отметить, что неграмотность больше присутствует среди женщин, нежели среди мужчин, что негативно влияет на воспитание подрастающего поколения. Международный отчет «Арабское образование» за 2009 год раскрыл мрачную картину состояния образования в арабских странах в целом на основании совокупности показателей, которые выявили рекордную неграмотность, в которую погружен арабский мир. Согласно отчету, по-прежнему, треть взрослого населения не умеют читать и писать. По сей день численность необразованных и неграмотных людей составляет 60 миллионов. Две трети из них — женщины, и почти 9 миллионов детей в школьном возрасте проводят свое детство вне школ и других учебных заведений.
В докладе «Арабское образование», изданном организацией имени Мухаммеда ибн Рашид аль-Мактум в Дубай в сотрудничестве с программой развития ООН, было отмечено, что «такие страны, как Марокко, находятся на самом последнем месте в шкале умения читать и писать среди арабских стран, уровень неграмотности примерно 41 % от общей численности населения. Между тем уровень числящихся в среднеобразовательных учреждениях (школа) в стране не превышает 56% барьера», говорится в докладе «Арабское образование» за 2009 год.
Так обстоит положение с развитием в таких двух бедных странах, как Судан и Марокко. Каково же положение с развитием в богатых странах?! Доходы нефти Персидского залива не произвели существенного развития, кроме, как только в том объеме инфраструктуры, который необходим для потребления западных товаров, чтобы держать в равновесии торговый баланс. Такая реальность лишь поспособствовала росту экономик развитых стран мира, предлагая им активные потребительские рынки. Сегодня, ни для кого не секрет, какие большие суммы денег, полученные от продажи нефти Персидского залива, утекают в Европу и Америку, чтобы инвестироваться в них. Там можно получить гарантированные дивиденды, и там идеальная безопасность. Таким образом, в наших странах, как в бедных, так и в богатых, отсутствуют признаки, характерные подлинному развитию, за исключением относительных различий по форме. Все это свидетельствует об отсутствии реального влияния на научно-технический прогресс в наших странах. Одним из наиболее ярких признаков подлинного развития является уровень научных публикаций. В наших странах низкий уровень чтения в целом. Как правило, чтение сталкивается с жесткой конкуренцией с телерадиовещанием и другими средствами легкого и быстрого получения информации, как, например, торговые газеты и журналы. Арабский язык не занимает реальную нишу среди основных языков, поддерживаемых в публикации, т.к. 95% научных публикаций переведены с английского, немецкого и русского языков. Существуют более 4000 языков, в т.ч. и арабский язык, однако доля издания на нем составляет всего (5%).
Если обратить внимание на отчеты арабских организаций развития человека с 2002 года, можно заметить, что проблема задержки развития в этом регионе сводится согласно этим отчетам к следующим факторам:
- Неудачи правительств и отсутствие надлежащего (праведного) управления;
- Потребность дополнительных условий в области науки, технологий и инноваций;
- Углубление в культуру познания;
- Технологический разрыв.
Подводя итоги последнего пункта, нет сомнений в том, что технологический разрыв между мусульманами и другими народами очень большой, и постоянно увеличивается. Здесь напрашивается вопрос: «Как государство Халифат в момент своего установления справится с этой реальностью? Ведь оно окажется на самом последнем месте по технологическому развитию, а политика индустриализации, безусловно, привязана к технологиям, что служит основой материальной мощи, в которой будет нуждаться государство. Здесь следует пояснить ряд вопросов:
1. Сегодня Запад делает все, чтобы технологии для мусульман были недоступными. И по всей вероятности, она еще больше будет препятствовать этому в момент установления Халифата. Она будет лезть из кожи вон, чтобы вывести из строя любой технический прогресс, и перекрыть государству Халифат все доступы к современным технологиям.
2. Технологический разрыв не является результатом дефицита ресурсов и недостаточности экспертов. Напротив, разрыв является результатом отсутствия культуры развития наук и технологий в существующих режимах, которые правят согласно придуманными людьми законами. Вряд ли в мире можно найти научно-исследовательский институт, в работе которого не принимали бы участие мусульмане, которые являются ключевым элементом достижений Запада в сфере научно-технического прогресса. Большинство из этих ученых являются теми, кто покинул свою страну по причине угнетения и унижения, которые практикуют нынешние неисламские правящие режимы.
3. Исходя из этого, решение этой проблемы является решением всех проблем, возникающих по причине отсутствия исламского правления, а значит, разрешение этих проблем зависит от наличия опекающего государства, которое заботилось бы обо всех делах мусульман. Поэтому, если появится государство, которое сможет опекать ученых и обеспечить достойную жизнь для них, вы увидите, как много ученых, особенно проживающих на Западе, начнут возвращаться в эту страну, чтобы внести свой вклад в технический прогресс. Например, когда Канада смогла обеспечить достойную жизнь для ученых и заинтересовать их, в частности после Второй мировой войны, она стала в течение короткого периода одной из семи индустриально-развитых стран, несмотря на свой юный возраст и малочисленность её населения.
4. Это в дополнение к множеству возможностей для бартера и обмена между тем, что может предоставить государство Халифат, например, энергоресурсы, и получить взамен передовые технологии от многих государств, которые не находятся в настоящее время под глубоким влиянием Запада, например, Северная Корея и Индия. Это похоже на то, что имело место с пленными неверующими при битве у Бадра: «Свобода взамен на обучение».
5. В завершение, несмотря на сложность ситуации с технологическим разрывом, все же, по воле Аллаха, Исламское государство сократит разрыв и догонит другие народы в течение короткого периода времени, благодаря его правосудию и заботливой культуре, как забота матери о своих детях. Халифат — это единственная и желанная надежда на то, как сократить технологический разрыв технологии и поднять мусульман на должный уровень среди народов.