Седьмое условие для заключения байата халифу

(халиф должен быть способным нести бремя Халифата)

Эмират — это власть и господство. Эмират бывает общим и частным. Что касается общей власти (Эмират), то подразумевается общее управление людьми, которые находятся под этой властью, ее приказом и запретом. В Исламе данная власть и господство называется Халифатом. Т.е. Халифат — это общая власть над всеми гражданами государства, для претворения над ними законов шариата и несения исламского призыва человечеству. Таким образом, халиф мусульман, то есть Халифат, а также Муавин тафвид (уполномоченный помощник) и валии в своих губерниях в рамках своих полномочий — их власть является общей. Что же касается частного эмирата, то сюда включаются все виды правления и руководства группами людей, которые объединились ради какого-то определенного дела. Абдуллах ибн Амр передает, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Недозволено троим находиться на каком-либо клочке земли и не выбрать из самих себя амира». Поэтому имара (возгавление группы) в пути, хадже, на джихаде или партии является частным эмиратом. Приводит аль-Байхакъий от Али, который сказал: «Не исправятся люди без амира, праведного или грешника».

Послушание амиру является ваджибом, после подчинения Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.). Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الأمْرِ مِنْكُمْ فَإِنْ تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إِنْ كُنْتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلا ٥٩

«О, те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (04:59).

Передают от Ибн Умара, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Мусульманин обязан слушаться и подчиняться, (исполняя) как приятное для него, так и неприятное, за исключением случая, когда ему будет приказано совершить грех. И если ему будет приказано совершить грех, то нет послушания и нет повиновения!». В другом хадисе сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Слушайте и повинуйтесь, даже если вашим правителем сделают эфиопа, голова которого подобна изюмине» (Аль-Бухари). Также передается от Абдуррахмана ибн ‘Амра Аль-Сильмия, что он слышал как Аль-‘Ирбаад ибн Сария говорит: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, однажды произнес проповедь, от которой глаза наполнились слезами, а сердца сжались. И мы спросили: «О, Посланник Аллаха, это, видимо, наказ прощающегося. Что тогда ты завещаешь нам?». И он сказал: «Я оставляю вас на Чисто-белой (Сунне), ночь в ней словно день, но, несмотря на это, уйдет от нее, после того, как меня уже не будет среди вас, только губящий себя. Те из вас, кто доживет, увидят многие расхождения, поэтому держитесь только того, что вам известно в Сунне моей и в Сунне праведных, ведомых свыше халифов — вцепитесь в нее зубами! Подчиняйтесь даже эфиопскому рабу (темнокожему африканцу — п.п.). Ведь, верующий подобен верблюду — куда направят его нос, туда он обязан пойти».

Послушание и подчинение должно быть Имаму, так как подчинение связано с Имамом. В хадисе Посланника Аллаха (с.а.с.) приказано (в общем виде) подчиняться всем амирам, и даже если нет Имама. Суть приказа подчиняться амиру в том, что амир должен быть уполномочен Имамом. Передается от Сабити ибн Къутба, что Абдуллах сказал: «О, люди! Не оставляйте подчинение и общину. Поистине, это вервь Аллаха, за которую Он приказал держаться. Поистине, то, что вы не любите в общине, лучше для вас чем то, что вы любите в разделении. Всевышний Аллах все в этой жизни создал имеющим конец, и все дойдет до своего конца, затем будет Судный день. А признаки Судного дня, это распространение бедности, порывание родственных отношений, и богатый не будет бояться ничего, кроме бедности, а бедный не найдет того, кто сжалится над ним». Также хадис, в котором сообщается, что ‘Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В свое время) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал нас к себе, а мы дали ему клятву, и среди прочего он (с.а.с.) потребовал от нас поклясться ему, что мы станем слушаться и повиноваться (правителям) в том, что нам нравится и в том, что нам не нравится, когда нам будет трудно и когда будет легко, а также в тех случаях, когда нас станут лишать того, что нам будет положено по праву. (И мы поклялись, что) не будем пытаться лишить власти законного правителя, (а он сказал): «Если только не увидите, (что он впал в) явное неверие, относительно чего будут у вас доказательства от Аллаха» (Аль-Бухари, Муслим).

Эмират имеет свои условия, без которых он не является действительным, и, тексты шариата указывают на твердое требование определенных качеств для того, кто имеет достаточность возглавлять дела мусульман в частном или в общем виде. Этих условий семь, он должен быть:

  • мусульманин;
  • мужчина;
  • совершеннолетний;
  • здравомыслящий;
  • свободный;
  • справедливый;
  • в состоянии возглавлять дела мусульман и их тяготы, т.е. являющийся достаточным для этого.

Нет разногласий касательно первых шести условий. Нет споров и разномнений об этих шести условиях, принимая во внимание то, что существуют еще и предпочтительные условия, позволяющие выбрать хорошего кандидата, в то время, когда есть лучший. Однако в данной теме речь не идет о предпочтительных условиях, а, наоборот, мы хотим поднять вопрос об одном из обязательных условий заключения, а именно о седьмом условии, потому что в первых шести условиях нет разногласий. Следовательно, когда избиратель будет выбирать халифа или члена Маджлис-уль-вилая или других каких-то амиров эти шесть условий в отношении него будут ясными и категоричными. Однако, что касается седьмого условия, то оно, несомненно, является предметом спора и конфликта между людьми, а значит слабой точкой избираемого, так как это условие относительное различное.

Поэтому есть необходимость пролить свет на седьмое условие заключения присяги. Необходимо разработать стандарты, которые возможно будут критерием в этом деле. Эти критерии установят порядок, предотвратят или ограничат возможную конфликтность в этом вопросе, помогут ограничить выдвижение кандидатур и правильно выбрать избирателями своего правителя, амира или их представителя, или членов совета их вилаята, и всех, кто способен быть амиром. Таким образом, это облегчит процесс выбора для избирателя, и сделает так, что он сможет избирать и выполнить свой аманат наилучшим образом. Особенно актуальным это видится тогда, когда при всей тяжести ответственности в этом вопросе, на сегодняшний день мусульмане насколько слабо просвещены в вопросах выборов. Не говоря уже о том, что многие мусульмане находятся под влиянием коррумпированного просвещения о выборах, связанных с западной системой. А также, многие попадают под влияние чувств от откровенных проповедей или богатых и сильных, или имеющих дипломы, или на них влияют какие-то другие неправильные критерии. Многие из тех, кто требует и берется за заботу о делах людей, не являются теми, кто в состоянии или пригоден для этой ответственности.

Это условие по степени важности стоит на одной ступени, с первыми шестью условиями, то есть без него эмират не может быть заключен. Если нарушается одно из этих семи условий, то нарушаются договор эмирата, поэтому это условие естественно играет огромную роль.

Может быть кто-то скажет, что обладатели полномочий отбирать кандидатуры, являются из суда аль-Мазалим, которые ограничивают количество кандидатов шестью, а затем — двумя, которые являются из совета Уммы, которые являются заместителем Уммы, поскольку они представляют ее, и все они знают, что значит быть в состоянии и в достаточности для правления мусульман. На это мы говорим:

Во-первых, это относится к присяге на верность халифу мусульман, однако нет ничего в том, что установятся определенные стандарты, которые помогут Совету Уммы и Махкамат-уль-Мазалим (Суду по рассмотрению несправедливости) в ограничении кандидатов;

Во-вторых, касательно амиров, нужно понимать, что из них есть амиры-назначенцы и есть те, кого выбирают. Следовательно, появляется нужда в наставлении и необходимость в понимании в этом вопросе, и в случае избирания амира необходимость в понимании этого больше, чем в случае назначения, так как назначенный со стороны общего амира, является опытным и знающим. Однако и в том и в другом случае в наставлении нуждается каждый мусульманин, а имам тем более в первую очередь нуждается в наставлении.

В-третьих, если мы захотим оставить это дело на основе доверия и здравой оценки всех вышеперечисленных в первых пунктах, хотя, несомненно, они заслуживают доверия в скрупулезности своего выбора, тогда зачем вообще нужны эти условия?! Ведь они так же не выбирают никого, кроме как мусульманина, мужчину, свободного, способного, разумного и справедливого.

Если говорить о хадисе условий заключения, без которых эмират не заключается, или нарушением одного из этих условии нарушается частный или общий эмират, то видно, что необходимо установить ясность в рамках четкой концепции и установленных стандартов. Отсюда вытекает и важность этих условий и просвещения о выборах. Пусть Аллах будет помощником в этом деле.

Итак, быть способным нести бремя правления делами мусульман… Передается от Ибн Хаджира аль-Акбар от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах: «Я сказал: «О, Посланник Аллаха (с.а.с.)! Назначь меня управляющим». Пророк (с.а.с.) ответил ему, похлопав его по плечу: «О, Абу Зарр! Ты слабый, а это большая ответственность (аманат), которая обернется (для власти имущих) позором и сожалением в день Воскрешения, за исключением тех, кто по праву взял эту ответственность и должным образом исполнил свою обязанность» (Муслим).

Что делает Абу Зарра слабым? Он был слаб физически, что было вызвано болезнью или он страдал инвалидностью? Или он был слаб интеллектуально, что было вызвано слабостью в понимании того, что следует понимать? Или он был слаб в приверженности законам шариата настолько, что упускал некоторые обязанности или он небрежно относился к жертвованию? Так как должны определяться способность и достаточность? Они должны быть разумные или физические? Что касается Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, то он был самым верным и сильным, как его описал Пророк (с.а.с.). Ведь он привел Гъуфара, из-за него две мусульманки приняли Ислам и дали байат, и его слабость не была физической или телесной. Также он, да будет доволен им Аллах, не был расточительным, а наоборот, он был слишком честен и жертвующим, что ослабляет ведение дел Уммы.

В словаре языка факихов говорится, что «достаточность в деле — это способность и мастерство в его исполнении». В словаре у Рагъиба, Басаир и в других словарях приводится: «Слабость, неспособность, в основе означает запаздывание в выполнении какого-либо дела, а в обычном применении это слово приобрело значение — недостаточность для выполнения дела, то есть антоним слова способность.

Слово (اسْتطاع) «способность» это как слово (أَطاقَ) — «мочь, быть в состоянии». Ибн аль-Барр и аль-Джавхарий сказали: «…однако слово «способность» используется особенно для человека, а слово «мочь, быть в состоянии» общее. Например, на арабском языке говорят «верблюд в состоянии нести», но нельзя сказать «верблюд способен». В этом разница между способностью и состоянием».

В словаре Рагъиб говорится: «Слово (الاستطاعَةُ) — «способность, возможность» у ученых означает существительное, несущее определенный смысл, с помощью чего, человек может осуществить желаемое действие. Сюда входят четыре составляющие:

особенная характеристика (качество) исполнителя действия;
ясное понимание сути действия;
материя, средство, влияющее на действие;
орудие, инструмент выполнения действия.

Например, действие выполняется с помощью инструмента для письма. Писатель нуждается в этих четырех составляющих для осуществления письма. Поэтому говорится: «Такой-то не в состоянии написать, если он не имеет хотя бы одной из этих составляющих». Антоним слова «способность» — немощь, неспособность, это когда человек не имеет ни один из этих четырех факторов. И наоборот, когда будут иметься все эти факторы, он будет полностью способен писать, когда же есть часть этих четырех факторов, то он считается способным с одной стороны и не способным с другой, но правильнее будет описать его не способным.

Слово (الاستِطاعَةُ) — является более специфическим и частным, нежели слово (القُدْرَةِ) — состояние. Всевышний Аллах говорит:

وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلا

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (03:97).

Для этого необходимо наличие этих четырех факторов. Также слова Посланника Аллаха (с.а.с): «Способность это значит, что у него должны быть провиант и верховое животное». Это разъяснение того, что необходимо средство, инструмент. В хадисе подчеркнут только этот момент, так как известно, что без этого фактора требование шариата не выполнить. Всевышний Аллах говорит:

لَوِ اسْتَطَعْنَا لَخَرَجْنَا مَعَكُمْ
«Если бы мы могли, то непременно отправились бы с вами» (09:42).

Здесь указание на то, что отсутствует средство, инструмент, а именно деньги и т.п. Также слова Всевышнего:

وَمَنْ لَمْ يَسْتَطِعْ مِنْكُمْ طَوْلا أَنْ يَنْكِحَ الْمُحْصَنَاتِ

«Кто не обладает достатком, чтобы жениться на верующих целомудренных женщинах» (04:25).

Говорится: такой-то не может сделать то-то, так как для него это трудно сделать. Или говорится, о человеке, что он обладает способностью, потенциалом и возможностями, если у него все легко получается. Джабер аль-Магърибий сказал: «Кто видит то, что он слаб, тот делает упущение в выполнении обязательств, и не выполняет долг. Говорится, что слабость, это слабый потенциал и слабое усердие. Но если человек видит слабость его жены, то это праведность в ее религии».

Сила, способность, возможность, мощь, состоятельность и энергия — все эти слова близки по смыслу в арабском языке. Передается от Ибн Арабий: «Слабость — антоним решительности». Сказал Сибавай: «Недееспособность — это слабость… говорится: слабость, неспособность — это когда человек оставляет то, что он любит делать, и это касается дел религии и жизни». Ибн Хаджар сказал в «Фатху-ль-Бари» в своем комментарии к хадису Абу Зарра, да будет доволен им Аллах: «Сказал Ан-Навави: «Это главный пункт в основе избегания власти, особенно для тех, кто имеет слабость. Это касается тех, кто пришел к власти, будучи неспособным и непригодным для нее, он не сможет быть справедливым, и в Судный день будет сожалеть о том, что он упустил и не смог сделать. Однако тот, кто является человеком правления и способен на это, ведет дела справедливо, то его награда велика, о чем свидетельствуют тексты. В делах правления существуют большие опасности, и поэтому от нее отказывались праведные предки, Аллаху известно лучше». Ан-Навави сказал в своем комментарии к «Сахих» Муслим к словам Посланника Аллаха (с.а.с.): «О, Абу Зарр! Ты слабый, а это большая ответственность (аманат), которая обернется (для власти имущих) позором и сожалением в день Воскрешения, за исключением тех, кто по праву взял эту ответственность и должным образом исполнил свою обязанность». В другой версии хадиса говорится: «О, Абу Зарр, поистине, я вижу, что ты слаб, и, поистине, я желаю тебе того же, чего желаю и себе самому, (а поэтому советую тебе): ни в коем случае не (берись) править (даже) двумя (людьми) и ни в коем случае не (берись) управлять имуществом сироты».

Это хадис является категоричным доказательством того, что нужно избегать власти, правления, особенно тем, кто является слабым в выполнении обязательств, связанных с правлением. Что же касается позора и сожаления, то это ожидает тех, кто не является пригодным для власти, или является пригодным, но не был справедливым, поэтому Всевышний Аллах унизит его и разоблачит в День Воскрешения, в результате чего он будет сожалеть о том, что упустил. Но тот, кто пригоден для власти, способен управлять и он был справедлив, то его ожидает великая награда, о чем говорится в достоверных хадисах, например: «…семерых Аллах укроет в своей тени…». Также хадис, в котором говорится: «Воистину, справедливые будут находиться рядом с Всевышним Аллахом на лучезарных тронах…», и другие подобные хадисы. Мусульмане единодушны в этом вопросе. Однако из-за присутствия большой опасности в этом вопросе, Посланник Аллаха (с.а.с.), предостерегает от нее. Он (с.а.с.), также предостерегает и ученых в этом вопросе. Праведные предки отказывались от этой ответственности, и испытывали неприятности и страдания из-за того, что оказывались от этой ответственности.

Возможно те, кто был внимателен к текстам, которые мы приводили от ученых, как то, что сказал Рагъиб о возможности и способности, понимает, что нет сомнения в том, что мы обязаны сделать для себя лучшим примером Посланника Аллаха (с.а.с.), и путь праведных благословенных халифов и тех, кто последовал им, да будет доволен ими Аллах.

Когда Всемогущий Аллах избрал ангела для сынов Израиля, за которым они должны были сражаться на пути Аллаха, Он избрал для них Талута (библ. Саул), да благословит его Аллах, и разъяснил признаки его пригодности для этого руководства, сказав устами Своего пророка:

قَالَ إِنَّ اللَّهَ اصْطَفَاهُ عَلَيْكُمْ وَزَادَهُ بَسْطَةً فِي الْعِلْمِ وَالْجِسْمِ
«Он сказал: «Аллах предпочел его вам и щедро одарил его знаниями и статью (телосложением)» (02:247).

Признаками его пригодности Всевышний Аллах сделал необходимые физические качества и обязательные знания — это два признака на его пригодность для руководства. Это противоречило тому, как думали сыны Израиля. Они считали, что для руководства необходима историческая достойность и достаток в имуществе — это, по их мнению, является основными элементами для руководства и эмирата. Имам Куртуби говорит: «Слова Аллаха «Аллах предпочел его вам…», означают, избрал его для вас, а это является категоричным аргументом. Но, несмотря на это, Он объяснил им мотивацию избрания Талута, это его одаренность знаниями и телосложение, которое необходимо ему на войне и при встрече с врагом. Таким образом, это охватывает качества имама и условия имамата, и это связано со знаниями, религией и силой, а не со знатностью. Нет места и предпочтения знатности перед знанием и психикой, они предпочтительнее, потому что Всевышний Аллах сказал им, что Он выбрал Талута для них из-за его знания и силы, хотя они являлись знатными... Этот аят, является основой в этой теме... ну и естественно слово «телосложение» здесь имеет несколько значений, например значение добра и мужества, и не имеется в виду, что это большое тело. Как правильно сказал один поэт:

Ты видишь тощего и им пренебрегаешь,
Но под одеждою его скрыт грозный лев…

И в заключение, о критериях возможности, способности и достаточности для правления, необходимы следующие факторы:

Во-первых, зрелость исламской личности, отличающейся сознательной аклией, у которой созрел идеологический взгляд, и высоконравственная исламская нафсия.

Фактором, указывающим на созревание и полноту этой личности, является знание, необходимое для ведения дел, проявления заботы о делах людей, руководства и лидерства. Если иджтихад является предпочтительным условием, то признаки способности и компетенции для эмирата — является обязательным условием, т.к. является необходимым для ведения дел правления, ведь если правитель будет невеждой, как он будет делать то, о чем не ведает.

Привыкнуть нести ответственность и постоянно контролировать и опекать людей — все это требует того, чтобы он был постоянно среди народа, понимал их проблемы и их требования, чувствовал их боль. Также необходимо, чтобы правитель был в политическом центре, был в курсе происходящих дел и видел пути их качественного решения. Для наглядного примера, посмотрите на Саада ибн Муаза, да будет доволен им Аллах, на то, как он находился среди людей, и каковы были его знания об Исламе, когда призывал к нему.

Он должен быть терпеливым, вежливым, благоразумным, должен соответствовать своему положению. Когда Сабит ибн Аркам и мусульмане вместе с ним, в день битвы Муъта, оставили участников Бадра с их преимуществом, и выбрали амиром Халида, они сделали лучший выбор, который был подтверждён откровением.

Необходимо благоразумие при принятии решений, чтобы не сожалеть о содеянном. Ошибки бывают как минимум при спешке, поэтому важно тщательно рассматривать последствия. Нужно быть решительным, когда уже есть намерение что-то сделать, и необходимо быть мужественным и смелым, так как сомнения в вопросах, в которых нужно твердое решение, имеет смертельный исход.

Необходимо также быстро заканчивать дело. Посланник Аллаха (с.а.с.), не любил, когда у него оставалось что-то из денег для благотворительности на ночь, он (с.а.с.), не успокаивался, пока не раздавал их тем, кто их заслуживает.

Также нужно советоваться во всех вещах, так как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Правоверный не понесет никакого ущерба, испросив совета у знающего человека, а пренебрежение чужим мнением не принесет ему ни малейшей пользы». Достоинство совета и спрашивания совета очевидно для любого здравомыслящего человека.

Уважение ответственности является шариатской обязанностью, а не почетом. Эта обязанность служит Умме и покровительствует ей. Передается от амира правоверных Умара ибн аль-Хаттаба, что он спросил одного из своих губернаторов, сказав: «Что ты будешь делать, если один из твоих подчиненных сворует и придет к тебе?». Валий сказал: «Я отсеку ему руку». Умар сказал: «Если кто-нибудь из твоих подчиненных придет ко мне, жалуясь на бедность, то я отсеку твою руку, ибо, поистине, Аллах послал нас попечителями над людьми, а не палачами».

Во-вторых, необходимо ставить интерес шариата над всеми другими интересами. Претворение шариата, несение призыва к его претворению и сохранению его является обязанностью правоверного. Как это сделал Абу Бакр ас-Сыддыкъ, да будет доволен им Аллах, когда решил воевать с вероотступниками. Следовательно, интерес всегда там, где его определяет шариат, чего бы это ни стоило, но ни в коем случае интерес не там, где определяет его разум.

В-третьих, необходимо естественное здоровье организма, то есть не должно быть слабости, немощности, которые не дают выполнять обязанности.

Возможно, есть и такие, которые говорят: это одно из предпочтительных условий, но мы говорим, что все эти качества должны присутствовать у правителя, чтобы он был способен и достаточен для эмирата, в противном случае он не сможет быть правителем. Эти качества чувствуются в природе, в характере кандидата на эмират, то есть эти качества у него существуют естественным образом, а не из-за того, что он обязан быть таким, или пытается таким выглядеть.

Всевышний Аллах превыше всего, и Он сведущ.

Я прошу Аллаха наделить нас амиром мусульман, таким, каким Он будет доволен.

Омар Хаммад (Абу Муъмин)