Человеку, который попал в тяжёлое положение, а затем взмолился Аллаху, необходимо чтобы его сердце не беспокоилось при задержке или отсутствии ответа на мольбу. Ведь Тот, Кому он взмолился — Мудрый, Знающий. Если Он не ответил, Он вправе свершить то, что пожелает в Его владении. И если Он отсрочил ответ на мольбу, то на основании Своей Мудрости. Кто отрицает подобное, то теряет качество раба, и он достоин подобного вытеснения.
Человек должен знать, что выбор Всевышнего Аллаха — это лучшее для него. Это лучше, чем благо, которое он видит для себя. Быть может человек просит то, что может стеснить его, как приводится в хадисе: «Человек просил Всемогущего Аллаха, одарить его джихадом, на что другой ему воскликнул: «Поистине, если ты пойдёшь на джихад, попадёшь в плен, а если попадёшь в плен, примешь христианство».
Если раб подчинился Его власти, рассудительности и мудрости, и был убеждённым, что всё сущее в Его владении, то его сердце будет здоровым, несмотря на то, решится ли его проблема или нет. В хадисе говорится: «Нет мусульманина, который бы попросил Аллаха, и Он не ответил ему. Либо Он ускорит, либо отсрочит, либо припасёт и сохранит для него в Следующей жизни».
Когда он увидит в День Великого Суда, что то, на что ему было отвечено при жизни — исчезло, а то, на что не было отвечено — осталось как награда, он скажет: «О, если бы никогда не было отвечено на мои мольбы!»
Внемли этим вещям и очисти своё сердце, от всякого рода сомнений и поспешности.
Состояние сердца — в поклонении.
Наиболее суровое наказание бывает за то, когда наказывающийся человек не ощущает и не страшится наказания. И хуже этого бывает то, когда проявляется радость от того, за что положено наказание. Например, радость деньгам, заработанным запретным путём или погружение в греховные поступки. Тот же, у кого подобное положение, не спасётся поклонением.
Я рассмотрел положение многих учёных аскетов и увидел, что они не ощущают наказаний. И самое великое из этих наказаний, их стремление к величию. Некоторые из них гневались, когда им предъявляли их ошибки: проповедник, претворялся в своих наставлениях, аскет скрывал своё лицемерие.
Первое их наказание, за то, что они отвернулись от истины, последовав за страстью. Их наказание скрыто в отсутствии ощущения сладости во время поклонения.
Но, кроме верующих мужчин и верующих женщин, которыми Аллах хранит землю!.. Их внутренний мир таков, какими они себя показывают снаружи, даже более прекрасней. Их тайное и сокровенное подобно их явному и публичному, более того — оно слаще. Они стоят выше земных богатств. Когда они становятся известными, то находят это неприятным для себя, а когда замечают в них благородство и великодушие, они отрицают его.
Люди находятся в неведении о них, они же в своей стихии, любит их вся земля, и радуются небосводы.
Мы просим Всемогущего Аллаха помощи в следовании за ними, и пусть Аллах сделает нас из числа их последователей.