Дэвид Херст: маршал ас-Сиси — «артист»?

Известный журналист британского издания «Гардиан», специалист по Ближнему Востоку Дэвид Херст посвятил большую статью личности маршала Абдель Фаттаха ас-Сиси, оказавшему большое влияние на существующее политическое положение в Египте. Интересно, что в статье автор попытался провести параллель между биографиями ас-Сиси и российского президента Владимира Путина.

Повышение ас-Сиси в ранг маршала по меньшей мере спорно. Хорошо известно, что ас-Сиси был офицером в ВС Египта, также он принимал участие в различных военных учениях, проводимых Министерством Обороны США, что, в принципе, не отличает его от сотни подобных ему офицеров.

Для маршала ас-Сиси, который возглавлял военную разведку, основной задачей было противостояние революциям. При этом же он совсем не колебался в том, чтобы самому «провернуть» свою собственную революцию. Данный факт лишь еще раз подтверждает хорошее владение актёрским мастерством. И действительно, сейчас он известен тем, что «говорит одно, а делает другое».

Неожиданное превращение ас-Сиси из простого офицера армии в спасителя египетского народа напоминает о другом политическом деятеле, который на протяжении несколько десятков лет занимался противостоянием распространению идей демократии у себя в стране. Это Владимир Путин. Как и Абдель Фаттах, Путин не был известен широким массам, пока не был назначен премьер-министром уже немощным на тот момент президентом Борисом Ельциным. Известность он приобрёл тем, что дал сильный отпор тому насилию, которое начало «разъедать» государство, направив всю мощь советского военного наследия на расправу с «исламистскими сепаратистами» на Северном Кавказе. Как и ас-Сиси, Путин заявил, что вернёт стабильность стране после долгих лет борьбы различных группировок и сил за власть и влияние. Подобно ас-Сиси, Путин использовал национальные чувства и страх перед зарубежными агрессорами для того, чтобы скрыть систему произвола и самоуправства, целью которой было только обогащение.

Прогнозы, публикуемые от имени ВС Египта относительно угроз, которые следует ожидать от «исламистов» — на самом деле желаемое, выдаваемое за действительность. Но скоро и это станет действительностью благодаря провокационному курсу, который выбрала для себя египетская военщина, дозволив солдатам стрелять боевыми патронами в безоружных демонстрантов, объявив «Братьев-мусульман» террористической организацией и производя аресты тысячей их последователей. Все это, безусловно, препятствует развитию любого нормального и конструктивного диалога.

Мир уже не тот, что был в 90-е, когда правительство могло позволить себе жестоко расправляться с «исламистами». Соседствующие с Египтом страны нестабильны: Ливия на западе, Судан на юге, Сектор Газа на северо-востоке. Сторонники исламского джихада так же теперь не испытывают больших трудностей в переходе границ государств. Чёрный континент же обильно снабжён оружием. Да и Египет уже теперь не такой, каким он был до Январской революции 2011 года.

Аль-Ваъй: Как отмечает Херст, ас-Сиси — это в первую очередь человек, который стремится к власти. Его не заботит никто и ничто другое. И поэтому он и не планирует каких-либо изменений на каком-либо из уровней. После переворота против правления Мурси ас-Сиси так и не провёл ни одной реформы, ни в правительстве, ни в социальной сфере. Все что он сделал, это обратился за помощью к окружению свергнутого президента Хосни Мубарака из числа министров, людей бизнеса и СМИ. Подобные контакты налаживались совершенно открыто и даже вызывающе. На этом фоне особо зловещим и удручающим остаётся положение бедных слоёв населения, которых безжалостно «размалывает» колесо нависшего над страной экономического кризиса. Полиция и силы безопасности вернулись на свою прежнюю стезю насилия и притеснений своих противников, дабы усугубить конфликт «Братьев» и сторонников армии, перенеся его на рельсы кровопролитной борьбы, в которую будут вмешены как армия, так и структуры безопасности.