Если говорить простым языком, Хизб ут-Тахрир – это призыв к идее. К идее, которая является мировоззренческой политической и шариатской идеей, которая твёрдо сидит в глубине Исламской Уммы, составляющей почти четверть населения Земли. И эта идейная и демографическая истина достаточна – по мнению политологов и историков – для того, что устремить свой взор на будущее этого призыва, как бы ни старались империалистические силы воспрепятствовать воплощению и кристаллизации этого призыва в государстве. Это та истина, которая раскрывает свет на последствия атак капиталистического Запада на умы и сердца мусульман, независимо от того, как долго они проводятся и сколько сил и ресурсов было использовано для этого. Ведь не зря в народе говорят: «Никакое многочисленное войско не сможет одержать победу над идеей, время которой пришло».
Когда эта истина соединяется с реальностью интернациональной глобальной партии, которая осознала важность формирования личности, способной понести бремя этого призыва, а также с обещанием Всевышнего Аллаха помощи и наместничества (Халифата) терпеливым рабам Его и с благой вестью Посланника Аллаха ﷺ о возвращении Халифата после деспотического правления, то мы оказываемся перед славным и светлым будущим.
В этой статье мы постараемся пролить свет на некоторые аспекты, которыми Хизб ут-Тахрир отличился в своей политической деятельности и в несении международного призыва с целью свершения кардинальных перемен на всём земном шаре.
Партийное строение
Беспристрастный политический наблюдатель замечает тот факт, что Хизб ут-Тахрир смог благодаря Исламу вырастить верующее поколение, которое со всей уверенностью борется за претворение Корана в качестве практической конституции Исламского Государства и с большим желанием и силой стремится охватить в свои объятия свою Исламскую Умму: простых мусульман, а также – учёных и авторитетных, в том числе – и обладателей силы. И сегодня Хизб проходит заключительный этап своего успеха в этой нелёгкой задаче, несмотря на преграды, с которыми ему приходится сталкиваться, а именно – с глобальной враждой и информационной блокадой. Причина такого его успеха кроется в осознании им важности следующих четырёх аспектов воспитания этого поколения:
Мировоззренческий аспект (акъыда)
Хизб ут-Тахрир постарался сформировать идейное строение на основе доктрины (акъыды), которая наполняет разум убеждением и доверием, а сердце – спокойствием и уверенностью. Это стало прочной основой для формирования сильной влиятельной личности, которая не подвергается колебаниям и сомнениям, не соглашается с поражением и унижением. Потому что такая личность всегда понимает, что за всеми этими событиями кроется некая божественная мудрость, а также обещание Рая, какими бы тяжёлыми ни были испытания.
Политический аспект
Хизб ут-Тахрир осознал, что политика – это управлением интересами людей. В основу своего образования Хизб взял тот смысл политики, который приводится в священном аяте:
وَلۡتَكُن مِّنكُمۡ أُمَّةٞ يَدۡعُونَ إِلَى ٱلۡخَيۡرِ وَيَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ ١٠٤
«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).
Таким образом, донесение добра до мусульман стало основой призыва и устойчивой политической деятельности. На этой основе Хизб вырастил поколение, которое думает о других и заботится об их делах. Данный исламский нрав неразрывно связывает мусульманина с политикой и не позволяет ему самоустраниться в хижину отшельника (келью), сколько бы ни обольщали его приятные ощущения от искренних восхвалений Аллаха, безукоризненность выстраивания намаза, чистота поста и так далее. Напротив, ребята Хизба смогли совместить политику, которая приносит людям добро, с восхвалением Аллаха, постом, исполнения молитв и другими ритуалами поклонения, которые доставляют благо душе, жаждущей Рая.
Исламский правовой аспект
Правоведы и муджтахиды Хизба руководствовались исключительно исламскими текстами при выведении решения для каждого действия, связанного с данной политической миссией в донесении призыва. Они приложили все свои усилия к тому, чтобы принятые шариатские законы (решения) были выведены правильным методом выведения, отвечающим шариатским правовым нормам. Это позволило Хизбу избежать поверхностного мышления в составлении своего интеллектуального просвещения и при формировании склада ума своих активистов, а также помогло ему соблюсти ясность шариатского критерия в своих действиях и словах. В результате этого Хизб смог занять стойкую позицию и придерживаться устойчивого пути развития.
Аспект административного управления
Хизб ут-Тахрир обратил внимание на важность здравого управления и эффективных способов, применяемых при ведении своей деятельности. Наблюдатели с различных стран неоднократно отмечали высокий уровень его деятельности и мероприятий с точки зрения административного управления. Они были непосредственными свидетелями высокой организованности масштабных общественных мероприятий. Как и отметили они внимательность Хизба ко всем деталям, которые предотвратили его провал и позволили ему естественным путём достичь успеха. Это были визуальные аспекты административного управления Хизба, которые на виду у всех. Несомненно, другие моменты контроля его повседневной деятельности, которые не видны людям, также включают в себя высокий уровень управления. Как иначе, ведь Хизб ут-Тахрир практически является единственной всемирной партией, которая управляет своими делами посредством хорошо налаженных прямых каналов, находящихся в распоряжении его амира (лидера) – учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты.
Следовательно, мы стоим перед мировоззренческой (акъыда), политической, правовой и действенной партией, сумевшей построить поколение, которое является отличным по всем своим критериям. Именно это поколение стало культурным капиталом человеческого потенциала, представляющим собой самую важную ценность для созидания будущего Исламской Уммы.
Конечно, мировоззренческий аспект (акъыда), по милости Аллаха, присутствует в Исламской Умме, какими бы многочисленными и разнообразными ни были её группы и партии, а также сколько бы ни существовало неясных вопросов у некоторых из них. Известно, что политическая сторона является обязательным качеством и частью Хизб ут-Тахрир, а следовательно – нет необходимости в детальном освещении этого. В этой статье мы постараемся больше осветить правовую и практическую стороны Хизба в деле несения призыва:
1. Правомочность призыва:
Хизб ут-Тахрир ответил на нужду в новых иджтихадах.
Никому из предшествующих учёных не приходила на ум мысль о положении отсутствия Халифата. Они не озадачивали себя выведением шариатских решений на обстоятельства, которых не было у них. Поэтому классические книги исламского права (фикх) не содержат в себе шариатских законов, поясняющих метод ведения политической деятельности в положении отсутствия практического Ислама, и не содержат метод работы по установлению Халифата, за исключением некоторых объяснений Ибн Хальдуна (да смилуется над ним Аллах) в его книге «Мукаддима» относительно построения государств на основании его исследования истории народов в сопряжении с Шариатом.
После распада Халифата неравнодушные сыны Исламской Уммы бросились к восстановлению его, однако они не нашли в запасе фикха того, что наставляло бы их на ведение правильной деятельности. Им не удалось достичь желаемого из-за отсутствия у лидеров того времени достаточного количества сил и способностей для того, чтобы вывести нужные шариатские законы. А поэтому так и не кристаллизировалось шариатское познание, необходимое для направления Уммы в сторону восстановления Халифата. Улемы, испытывавшие боль и страдания от падения Халифата, не смогли дать чёткую комплексную фикхий (юридически-правовую) программу по восстановлению Халифата.
И поэтому основатель Хизб ут-Тахрир – шейх Такыюддин Набхани, да смилуется над ним Аллах, будучи азхаровским учёным, знавшим Коран наизусть с самого детства и выросшим в научно-шариатской среде, не мог не обратить внимания на потребность в шариатском выведении (иджтихаде) шариатских законов, связанных с новыми явлениями, которые не имели места в жизни предыдущих учёных. Не говоря уже о том, что о них ничего не говорится в признанных правоведческих (фикхий) трудах этих учёных.
Хизб ут-Тахрир смог выработать существенный запас шариатского познания относительно партийной и правоведческой деятельности, а также относительно строительства Исламского Государства и кристаллизации политического представления нового Халифата в современном политическом языке. Данный шариатский запас произвёл беспрецедентный эффект среди шариатского просвещения нынешней Уммы.
Нет сомнений в том, что данное исламское политическое просвещение в контексте такого шариатского подхода будет существовать долго, после сегодняшнего рассвета Халифата. В то время как другие «политические просвещения», которые назвали себя исламскими, но придерживались компромиссного подхода, пытаясь согласовать Ислам с демократией, естественным путём исчезнут после ожидаемого культурного провала демократического мира и краха западной основополагающей идеи. Это освободит одурманенных этим просвещением людей от мании подражания победителю.
Хизб ут-Тахрир образовал это шариатское знание на основании чёткого шариатского метода с ясными характерными чертами, внятно изложенными в его книгах. Он смог привить этот метод своим членам посредством феноменального способа обучения, предусматривающего разумную передачу идей для практического их претворения. Он ограничил свод своих правовых выводов четырьмя шариатскими источниками, а все остальные источники посчитал недействительным и угрозой проникновения в шариат ошибочных законов. Как, например, «Масалих» (выгода и интересы), где в основу берутся умственные сравнения без всякого обращения к шариатским текстам и где человеческий разум определяет конечную выгоду. Всё это больше похоже на выдуманное человеком законотворчество, чем на выведение божественного решения из источников божественного откровения.
Такая особенность в шариатском методе выведения решений, т.е. иджтихад, сделало Хизб автором юридической иджтихадий школы в политической, экономической и социальной сферах. Другими словами, ему удалось выработать отличный юридический вектор, предусматривающий приверженность к шариатским доказательствам и предусматривающий применение их решений на события, которые не были рассмотрены предыдущими мусульманскими правоведами (муджтахидами). И поэтому кто желает говорить или писать о системе правления в Исламе на современном политическом языке, тот не сможет закрыть глаза на просвещение Хизб ут-Тахрир, если хочет, чтобы его речь была правомерной. И неудивительно, что в открытом университете «аль-Къудус» в Палестине изучают тему «Система правления в Исламе» с использованием литературы Хизб ут-Тахрир.
Шариатский метод восстановления Халифата
Благодаря такому отличительному шариатскому подходу Хизб ут-Тахрир смог применить метод Посланника Аллаха ﷺ в построении первого Исламского Государства в Лучезарной Медине к современной реальности Исламской Уммы. Таким образом, у Хизба кристаллизовался правильный шариатский метод установления Исламского Государства, который предусматривает проповедническое партийное сплочение, ведущее политическую деятельность среди людей для того, чтобы образовать общественное мнение и понимание Ислама и его законов, а затем – поиск защиты среди обладателей силы. В итоге это должно привести к правильному уравнению для перемен (изменения), которое сочетает в себе победоносную идею и людей, как очевидное общественное мнение, и силу, способную помочь ему и основательно решить вопрос с переменами.
Хотелось бы отметить, что некоторые выводы Хизб ут-Тахрир относительно установления почти одинаковы с выводами Ибн Хальдуна, которые он привёл в своей книге «Мукаддима». Это свидетельствует о высоком уровне двух учёных. Ибн Хальдун при исследовании модели построения государства на протяжении истории пришёл к выводу, что государство опирается на гаранта безопасности со стороны доминирующей силы, которая покровительствует возникновению этого государства и обеспечивает ему защиту. Ведь государство нуждается в защите и обороне от отступничества мятежников внутри границ и от нападок со стороны агрессора и оккупанта извне. Ибн Хальдун возводит эту военную силу к «племенному духу (асабия), как это понимается из реальности силы в древних народах». Он посчитал, что «посредством племенного духа осуществляется защита, оборона и требования всего того, в чём единогласно общество» (см. стр. 110 в книге «Мукаддима» (Введение к Большой Истории), издание 1993 года, издательство «аль-Кутуб аль-Ильмия», Бейрут, Ливан).
Известно, что военная сила в современное время преобразовалась из племенного духа (асабия), который представляли и возглавляли вожди племён, в регулярную армию, которую представляют и возглавляют военные командующие и генералы, а иногда её представляют военизированные отряды и бригады, вооружающиеся для некоей политической цели и под определённым военным руководством, даже если их способность урегулировать ситуацию зависит от соотношения их военной силы в противовес мощи государства-агрессора. Ибн Хальдун отмечает в своей книге: «Невозможно свершить действительное политическое изменение в смене государств без силы, способной обеспечить защиту, оборону и требовательность новым государственным мужам и политическому режиму». По его мнению, большая часть простых людей не ведает об этом. Он говорит: «Народная масса не понимает этот факт в целом и игнорирует его. Ведь они забыли эпоху возникновения государства с самого начала» (см. стр 122 в книге «Мукаддима» (Введение к Большой Истории), издание 1993 года, издательство «аль-Кутуб аль-Ильмия», Бейрут, Ливан).
Таким образом, Набхани своим выводом из жизнеописания Посланника Аллаха ﷺ об обязательности поиска защиты для установления Халифата сошёлся с выводом Ибн Хальдуна о неизбежности наличия такой силы для установления государства, которая сможет защитить его. Если современный мир считает учёного Ибн Хальдуна основателем социологии, то грядущий мир признает Такыюддина Набхани (да смилуется над ним Аллах) основателем современной шариатской политологии. И подобно тому, как Ибн Хальдун произвёл политико-исторический эффект для тех, кто пришёл после него и по сей день высоко ценит и чтит его труды, также и шейх Набхани удостоится большого признания, когда восторжествует справедливость и исчезнет привычка подражания победившему у одурманенных демократией и западным просвещением людей.
Если некоторым трудно признать эту истину и отметить шариатскую отличительность Хизб ут-Тахрир в настоящее время на фоне гнёта антиисламской информационной машины, то, с дозволения Аллаха, история подтвердит подлинное свидетельство этого выдающегося азхаровского учёного, подобно тому, как подтвердило свидетельство Ибн Хальдуна как мыслителя. Однако, она приобщит к Набхани ещё большие заслуги, удостоив его званием обновителя, который изменил мир своим иджтихадом и исполнил посредством своей партии обещание Аллаха о Халифате, с дозволения Всевышнего Аллаха.
Одним словом, мировоззренческие и правоведческие аспекты, закрепившиеся в просвещении Хизб ут-Тахрир и укоренившиеся в его действиях, свидетельствуют о осознанном, искреннем и стойком призыве.
2. Активность призыва:
Совмещение идеологической принципиальности с реализмом служит дилеммой, как для реалистов (увязших в грязи реальности), так и для идеалистов (плавающих в океане фантазий). И поэтому понимание и поддержание равновесия между реальностью и принципиальностью стало отличительной чертой Хизба.
Хизб ут-Тахрир является реалистической партией с точки зрения того, что ведёт свою деятельность в реальной действительности, живёт в ней и ощутимо взаимодействует с её инструментариями и средствами в целях её изменения к лучшему, а не для того, чтобы сосуществовать с ней. Хизб не берёт в основу своего мышления и принимаемых решений данные этой порочной действительности. Такой реалистичный подход помогает ему не оказаться под влиянием этой реальности в идейном плане. Следовательно, Хизб остаётся идеологической партией с точки зрения вознесения идеи поверх государства и партии так, будто эта идея, а точнее – убеждения, является его душой, с исчезновением которой умирает Хизб. Однако эта идеологическая принципиальность не мешает ему держать руку на пульсе и передвигаться по реальной твёрдой земле.
Благодаря этому Хизбу удалось укорениться в реальной действительности и укрепить свои позиции, а затем набраться на протяжении десятков лет хорошего опыта в глубоком рассуждении, политической деятельности и шариатском иджтихаде, не говоря уже об опыте в ведении борьбы с силами гнёта и диктатуры в реальной действительности.
Придерживаясь пути Посланника Аллаха ﷺ в политической деятельности по изменению реальности, Хизб ут-Тахрир смог усовершенствовать средства и способы административного управления в течение десятилетий, а также набрать большой административный опыт в партийной деятельности, который позволил ему отлично выполнять взятые на себя задачи, вести контроль, быть последовательным и придерживаться дисциплины.
Это позволило ему продвинуть свою деятельность из Байт аль-Макъдис на земли Шама, Египта и остальные арабские страны, а также распространиться в других неарабоязычных мусульманских странах и странах Запада через эмигрантов. Таким образом, Хизб ут-Тахрир стал превосходной моделью межконтинентальной и интернациональной партии, получившей распространение в более чем сорока странах мира. И сегодня он является всемирной партией в полном смысле этого слова, а, возможно, и единственной в таком понимании.
3. Масштабы призыва:
На протяжении всей своей политической жизни Хизб вёл идеологическую и политическую борьбу в различных сферах жизнедеятельности. Он вступал в дискуссии с противоположными мыслителями. Выступал против марионеточных (прозападных) режимов. Подвергался гонениям, арестам и пыткам со стороны карательных органов безопасности. Он обращался с призывами и воззваниями к правителям и старался убедить их. Вёл публичную работу и получил широкую огласовку в информационном пространстве. Хизб с первого дня следил за политическими событиями и происшествиями на местном, региональном и международном уровнях. Вследствие всего этого у Хизба сформировались определённые политические мысли и понятия, а также кристаллизовался особенный политический взгляд и отличительное политическое понимание ряда международных политических проблем, в частности – тех, которые имеют отношение к мусульманам.
Помимо этого, Хизб соединялся с влиятельными и авторитетными деятелями Исламской Уммы и мусульманами – военнослужащими высокого ранга. Одним словом, он познакомился с разными деятелями и людьми, а также с ним познакомились многие мусульмане. Безусловно, в своей партийной библиотеке он располагает обширным запасом политических публикаций, чего недостаёт многим политическим силам.
Все это помогло развитию у Хизба отличительного широкого опыта, что помогло ему с лёгкостью понимать арену политических событий и анализировать их, чтобы принять надлежащую позицию в отношении них и направить Умму на взаимодействие с ними под углом Ислама. Хизб принял ряд судьбоносных решений по различным вопросам, что помогло кристаллизироваться его политическому опыту.
Посредством отличного партийного строительства и накопленного опыта Хизб ут-Тахрир смог сформировать подлинных деятелей призыва и государственных мужей, способных понести партию (а не партия несёт их, как это имеет место в некоторых других партиях) и взвалить на свои плечи после победы, с дозволения Единого Аллаха, бремени государства. Он морально и идейно готов принимать судьбоносные решения государства. Вне всякого сомнения, этот огромный кадровый состав, прошедший практику в такой мощной политической деятельности, служит одним из наиважнейших потенциалов проекта Халифата вдобавок к прозрачной исламской идее.
4. Будущность призыва:
Хизб ведёт активную деятельность вместе с Исламской Уммой с целью строительства свободного будущего, берущего своё начало из обещания Аллаха. Ведь Аллах обещал, что заменит страх перед бешеной гонкой империалистических сил на безопасность сплочённости сил Исламской Уммы, что выведет из положения слабости к благополучию мощи и возрождения Ислама, из состояния упадка – на вершину победоносных свершений. Видя предвестников добра в революции Шама в центре исламской цитадели, создаётся предчувствие близости рассвета Халифата в Шаме как в вероятной точке опоры Халифата. Это означает, что Хизб (как путеводитель Уммы) готовиться изменить политическое соотношение и вывернуть позорную историческую колею, которой следовали марионеточные режимы после того, как отдали себя в распоряжение иностранца и расчленили мусульманские страны по замыслу колонизатора.
На этом пути вверх Хизб работает над устранением преград, барьеров и препятствий путём идейного осмысления, разрушая их своей политической деятельностью и физической силой будущего государства. И тогда модель государства Халифат воплотится в одной из мусульманских стран, которая будет обладать самодостаточной силой и внушительным присутствием общественного мнения и общего понимания относительно необходимости претворения Шариата. Это государство на определённой географической территории будет иметь практическую власть над тем, что внутри страны, и законную власть для мусульман в других мусульманских землях за пределами своих границ.
Государство Халифат, с дозволения Аллаха, будет провозглашено в определённой стране, где будут присутствовать необходимые для Халифата условия и факторы, где объединятся элементы помогающей силы с победоносной идеей, где военная мощь будет способна отразить угрозу вооружённой агрессии, где общественное мнение, поддерживающее Халифат (как результат политической деятельности Хизба в Умме), будет защищено от риска политической, идейной и информационной атаки, а также от угрозы отхода от проекта Халифата.
Нет сомнений в том, что вопрос Халифата принадлежит Аллаху, который утвердит его там, где пожелает. Трудно представить, чтобы заря Халифата засияла вдали от Хизб ут-Тахрир. Как иначе, ведь выражение «Халифат» прочно закрепилось за Хизбом и стало связано с его именем. По милости Аллаха мир ассоциирует Халифат с Хизбом. И даже если Халифат будет установлен в Шаме, то, с дозволения Аллаха, он за короткое время распространится на остальные мусульманские страны, подобно оливковому маслу на хлопчатобумажном полотне. В этом поможет ему единое вероучение (акъыда) и обязательность политической целостности (единства) Уммы. Таким образом, возродится Халифат, который будет исполнять соответствующие политические, военные и информационные цели и мобилизует все активные потенциалы, силы и энергию Исламской Уммы.
С первого дня своего провозглашения Халифат заявит, что не признаёт никакого политического государственного образования на землях мусульман, помимо своих исламских структур. Даже если оно станет претворять Шариат в каком-то автономном образовании после провозглашения Халифата. Ведь в достоверном хадисе Посланника Аллаха ﷺ говорится: «Если двум халифам была дана присяга, то убейте последнего из них». И будет этот Халифат иметь реальную власть для тех, кто внутри этой страны, и законный статус (власть) для тех, кто проживает в находящихся за его границами мусульманских странах, которые станут ареной политического столкновения между врагами и марионетками безбожников с одной стороны, и всей активной силой Исламской Уммы, поддерживающей Халифат, с другой стороны.
И поэтому Халифат заявит на политическом и информационном уровнях, что эти страны отняты у него, или оккупированы, или незаконно отделены, что все дела этих стран являются внутренним вопросом Халифата. Более того, Халифат будет работать над воссоединением этих стран путём политических, информационных и военных действий. Формат статьи не позволяет подробно пояснить эти действия.
И мировоззренческая мощь Халифата, а также сила и опыт его политических мужей позволят ему, с помощью и обещанием Аллаха, противостоять всем вражеским движениям и пресечь влияние западных империалистических сил, которые пытаются воспрепятствовать реализации и развитию проекта Халифата.
Заключение
Этот проект Халифата, который является проектом, созданным во благо человечества, бросает в страх все глобальные системы правления, которые построены на разграблении богатств своих народов. А поэтому угроза возникновения Халифата стоит перед глазами нынешних политиков и лидеров в мире. За последнее десятилетие мы неоднократно слышали со стороны ряда высокопоставленных политиков и мировых лидеров (таких как, Буш и Путин, Рамсфелд, Блэр и другие) заявления, в которых они выражают своё опасение и предупреждают об «опасности» Халифата. Только на днях министр иностранных дел России и министр иностранных дел Сирии вновь заявили о том, что сирийские повстанцы последовательно и уверенно движутся по пути установления Халифата.
Соединение этого реального показателя, а также упомянутой в начале истины, с господним обещанием и присутствием действенной и понимающей ситуацию мировой партии указывает на очевидное будущее для каждого здравомыслящего человека.
Своим несением идейно-политического призыва, основанного на правильной доктрине, Хизб ут-Тахрир развернул осмысленный призыв, способный вывести человечество к спасению от зла капитализма. Безусловно, успешное ведение Хизбом политической деятельности в реальной жизни сопровождалось его политическим опытом, что позволило ему эффективно вести своё дело. Помимо этого, Хизб извлёк уроки из светлой истории Уммы и обратил внимание на будущее, что позволило ему распространиться почти во всех странах мира и сделало его готовым принять руководство ходом исторического изменения во Вселенной. Мы просим Аллаха направить этот ход в сторону установления Второго Халифата по методу пророчества. Мы просим у Аллаха того Халифата, земли которого выведут на свет все свои блага и богатства, где не останется ни одного дом без того, чтобы в него не вошла власть Ислама, восславляя верующего и принижая безбожного. Мы просим Аллаха осветить весь земной шар светом и миром Ислама посредством этого Халифата.
Доктор Махир аль-Джаабари
Член информационного отдела Хизб ут-Тахрир в Палестине