Единственным человеком, чьё завещание, данное им после его смерти, исполнилось, был Сабит ибн Кайс.
Сабит ибн Кайс аль-Ансари был одним из главных вождей племени аль-Хазрадж (аль-Хазрадж – арабское племя йеменского происхождения, которое, переселившись в Медину, обосновалось там. Вместе с племенем аль-Аус оно составило основную группировку ансаров), а также знатным человеком во всём Ясрибе.
Наряду с этим он был проницательным, умным, находчивым и очень красноречивым человеком. Сабит мог одержать победу в любом споре, а когда обращался к людям с речью, то полностью овладевал вниманием слушателей.
Одним из первых в Ясрибе он принял исламскую веру, так как, услышав аяты Священного Корана, которые декламировал своим мелодичным и проникновенным голосом мекканский проповедник-юноша по имени Мусаб ибн Умайр, Сабит был пленён их сладкозвучием. Его сердце было покорено сияющей истиной Книги Аллаха, которая очаровала Сабита своими праведными наставлениями и законоположениями.
Аллах раскрыл его сердце для принятия истинной веры, уготовил для него высокое предназначение и прославил его, поставив под знамя Пророка Ислама.
Когда Посланник Аллаха ﷺ прибыл в Медину, переселившись из Мекки, Сабит ибн Кайс устроил ему горячий приём, встретив его во главе целой кавалькады лучших и знатнейших рыцарей своего народа. Как дорогих гостей Сабит поприветствовал Пророка ﷺ и сопровождавшего его Абу Бакра. Он обратился к Посланнику Аллаха ﷺ с проникновенной речью, в начале которой восславил Аллаха, горячо возблагодарил Его, благословил и поприветствовал Его Пророка ﷺ.
Свою речь Сабит закончил следующими словами:
– Мы даём тебе, о Посланник Аллаха, торжественное обещание защищать тебя от всего того, от чего мы защищаем самих себя, своих детей и женщин. Что нам будет за всё это?
– Рай, – ответил Пророк ﷺ.
Едва слово “Рай” достигло ушей присутствующих, как их лица осветились радостью, и они в восторге воскликнули:
– Мы довольны, о Посланник Аллаха... Мы довольны, о Посланник Аллаха...
С того самого дня Посланник Аллаха ﷺ сделал Сабита ибн Кайса своим оратором подобно тому, как Хассан ибн Сабит стал его поэтом.
Когда к Пророку ﷺ в Медину прибывали делегации различных арабских племён, в которые входили лучшие ораторы и поэты для проведения состязаний в красноречии и поэтическом даре, то на соревнования ораторов Посланник Аллаха всегда посылал Сабита ибн Кайса, а на соревнования поэтов – Хассана ибн Сабита.
* * *
Сабит ибн Кайс был глубоко верующим человеком, богобоязненным и истинным праведником, трепещущим перед своим Владыкой и всячески остерегающимся всего того, что могло бы вызвать гнев Всевышнего и Всемогущего Аллаха.
Как-то раз Посланник Аллаха увидел Сабита в состоянии глубокой печали и отчаяния, трепещущим от страха и ужаса. Он спросил его:
– Что с тобой, о Абу Мухаммад?
– Боюсь, что пропала моя душа, о Посланник Аллаха, – ответил Сабит.
– Это почему же? – задал вопрос Пророк ﷺ.
Сабит ответил:
– Всевышний и Всемогущий Аллах запретил нам обольщаться восхвалениями за то, чего мы не сделали, а я нахожу, что мне нравятся восхваления... Он запретил нам высокомерие и кичливость, а я нахожу, что мне любезно тщеславие.
Всячески успокаивая его, Посланник Аллаха ﷺ сказал:
– О Сабит! Разве тебе не нравится вести жизнь, достойную восхваления, или пасть геройской смертью на поле боя и стать обитателем Рая?
Лицо Сабита засияло, когда он услышал эту радостную весть, и он воскликнул:
– Да, конечно, о Посланник Аллаха! Разумеется, я хочу этого, о Посланник Аллаха!
Пророк ﷺ сказал:
– Тогда это суждено тебе!
* * *
Когда Всевышний Аллах ниспослал следующее высказывание:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَرْفَعُوا أَصْوَاتَكُمْ فَوْقَ صَوْتِ النَّبِيِّ وَلَا تَجْهَرُوا لَهُ بِالْقَوْلِ كَجَهْرِ بَعْضِكُمْ لِبَعْضٍ أَنْ تَحْبَطَ أَعْمَالُكُمْ وَأَنْتُمْ لَا تَشْعُرُونَ ٢
«О те, которые уверовали! Не поднимайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого» (49:2).
Сабит ибн Кайс сразу же начал избегать все собрания Посланника Аллаха ﷺ, несмотря на свою огромную любовь к нему и большую привязанность. Большую часть времени он оставался дома, покидая его только для совершения общего намаза.
Узнав, что Сабит ибн Кайс избегает собрания, Пророк ﷺ спросил:
– Кто проведает Сабита и расскажет мне, что с ним?
Один из ансаров сказал:
– Я сделаю это, о Посланник Аллаха.
Отправившись к Сабиту, гонец Пророка ﷺ обнаружил его дома в состоянии глубокой печали с низко опущенной головой. Он спросил его:
– Что с тобой, о Абу Мухаммад?
– Беда, – ответил Сабит.
– А в чём дело? – спросил гонец.
Сабит сказал:
– Ты же знаешь, что у меня очень громкий голос, который часто звучит сильнее, чем голос Посланника Аллаха. И вот, был ниспослан аят Корана, о котором ты знаешь. Это означает, что все мои дела тщетны, и я буду обитателем Ада...
Вернувшись к Посланнику Аллаха ﷺ, гонец рассказал ему всё, что увидел и услышал. Пророк ﷺ повелел:
– Иди к Сабиту и скажи ему: «Ты не будешь обитателем Ада, так как тебе суждено пребывать в Раю».
Это явилось прекраснейшей новостью для Сабита, который всю свою жизнь пребывал в надежде обрести возвещённое ему благо.
* * *
Сабит ибн Кайс участвовал во всех боевых походах Посланника Аллаха ﷺ, за исключением битвы при Бадре. Во всех боях он всегда находился в самой гуще схватки, ища геройской смерти на поле боя, о которой возвестил ему Пророк ﷺ. Однако это ему никак не удавалось, хотя он и бывал не раз на волосок от гибели...
Это продолжалось вплоть до начала войн с вероотступниками в эпоху правления правдивейшего Абу Бакра, когда мусульмане поднялись на борьбу с лжепророком Мусайлимой.
В то время Сабит ибн Кайс командовал войсками ансаров, а Салим Маулая Абу Хузайфа – войсками мухаджиров. Халид ибн аль-Валид был главнокомандующим всех вооружённых сил, включавших в свой состав ансаров, мухаджиров, а также бедуинские части...
В ходе ожесточённых боёв с Мусайлимой и его приспешниками победа начала склоняться к лжепророку. Вероотступникам удалось даже прорваться к шатру главнокомандующего Халида ибн аль-Валида, где они собирались убить его жену Умм Тамиму. Обрезав все верёвки, которые крепили шатёр, вероотступники в клочья разорвали всё полотнище.
Когда Сабит ибн Кайс увидел слабость и потрясение, постигшие в этот день мусульман, его сердце преисполнилось скорбью и печалью. В его душу проникли тревога и беспокойство, когда он услышал пререкания мусульман между собой и их взаимные упрёки...
Осёдлые арабы обвиняли бедуинов в трусости, а бедуины, в свою очередь, утверждали, что осёдлые арабы не умеют сражаться и не знают, что такое война.
Натёршись бальзамом для покойников и завернувшись в саван, Сабит провозгласил перед всеми:
«О мусульмане! Не так мы сражались во времена Посланника Аллаха! Прискорбно видеть мне, как вы приучили ваших врагов бесстрашно нападать на вас... Прискорбно также видеть мне, как вы привыкли терпеть поражение от них...».
Возведя свой взор к небу, Сабит воззвал:
«О Аллах, поистине, непричастен я к тому, с чем пришли эти язычники! (Мусайлима и его приспешники). Поистине, непричастен я и к тому, что творят эти (пререкающиеся мусульмане)».
Затем, подобно разъярённому льву, он бросился на врага плечом к плечу со своими лучшими соратниками: аль-Барой ибн Маликом аль-Ансари, братом вождя правоверных Умара ибн аль-Хаттаба Зайдом ибн аль-Хаттабом, Салимом Мауляей Абу Хузайфой и многими другими из первых мусульман.
Сабит проявлял в бою чудеса героизма, вселив боевой дух и решимость в сердца мусульман, а в души язычников – ужас и смятение.
Он появлялся то на одном, то на другом краю поля боя, то с одним, то с другим оружием в руках, и продолжал ожесточённо сражаться, пока израненный, но счастливый не рухнул бездыханным на поле боя. Исполнилось предначертанное Аллахом предсказание Его любимца Посланника Аллаха ﷺ, и Сабит обрёл желанную мученическую смерть воина в битве за истинную веру. Через его Джихад, в частности, Аллах даровал блестящую победу мусульманам...
* * *
В бою Сабит носил на себе очень ценную кольчугу. Проходивший мимо мусульманский воин снял её с тела Сабита и взял себе.
На следующую ночь после своей гибели Сабит явился во сне одному из мусульман и сказал ему:
«Я – Сабит ибн Кайс. Узнал ли ты меня?».
«Да», – ответил человек.
Сабит сказал: «Я хочу дать тебе распоряжение. Берегись же упустить из него что-нибудь, когда будешь его рассказывать... После того, как меня вчера убили, мимо моего тела проходил один мусульманский солдат, который выглядит так-то и так-то... Он снял с меня кольчугу и унёс в свою палатку, которая находится на окраине лагеря в таком-то месте. Там он положил её под свой котёл, а сверху водрузил верблюжье седло. Отправляйся к Халиду ибн аль-Валиду и скажи ему: «Пошли своих людей к человеку, который взял кольчугу Сабита, пока она лежит в указанном месте...».
А теперь другое моё распоряжение, из которого ты также не должен ничего упустить...
Скажи Халиду: «Когда ты придёшь к халифу Посланника Аллаха в Медину, то скажи ему, что у Сабита ибн Кайса остался такой-то долг, а двое таких-то из его рабов свободны. Пусть он заплатит мой долг и освободит указанных двоих слуг из рабства»».
Когда человек проснулся, то пришёл к Халиду ибн аль-Валиду и сообщил ему всё, что видел во сне.
Когда Халид послал за кольчугой Сабита, то её обнаружили именно в указанном месте и вернули в целости и сохранности.
Вернувшись в Медину, Халид рассказал Абу Бакру об этой истории с Сабитом ибн Кайсом и передал его завещание, которое правдивейший исполнил.
Таким образом, Сабит стал единственным человеком, чьё завещание, оставленное им после своей смерти, было исполнено.
Да будет Аллах доволен Сабитом ибн Кайсом и да вознаградит его, поместив на высочайшую степень Рая.