Вместе со Священным Кораном

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌۖ أُجِيبُ دَعۡوَةَ ٱلدَّاعِ إِذَا دَعَانِۖ فَلۡيَسۡتَجِيبُواْ لِي وَلۡيُؤۡمِنُواْ بِي لَعَلَّهُمۡ يَرۡشُدُونَ ١٨٦

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, быть может, они последуют верным путём» (02:186).

В книге «Облегчение в основах тафсира», автором которой является Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, амир Хизб ут-Тахрир (да хранит его Аллах), относительно толкования этого аята говорится следующее:

Приводит Ибн Абу Хатим, что один бедуин спросил Посланника Аллаха (с.а.с.): «Близок ли наш Господь, чтобы обращаться к Нему шёпотом, или же далёк, и надо звать Его?». Посланник Аллаха (с.а.с.) промолчал, и Аллах низвёл этот аят: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок».1

В этом аяте Всевышний Аллах говорит нам о том, что Он близок и отвечает на зов молящегося, когда он взывает к нему. Аллах слышит зов своего раба, и от Него ничего не скрыто. Всевышний отвечает ему и не оставляет его разочарованным. Аллах близок к своему рабу: Он слышит и видит, согласно Его словам Мусе и Харуну (мир им):

قَالَ لَا تَخَافَآۖ إِنَّنِي مَعَكُمَآ أَسۡمَعُ وَأَرَىٰ ٤٦

«Он сказал: «Не бойтесь, ибо Я с вами. Я слышу и вижу»» (20:46).

Или как сказал Посланник Аллаха (с.а.с.): «Сказал Всевышний Аллах: «Я — вместе со своим рабом, пока он поминает Меня и его губы шевелятся из-за Меня».2
Затем Всевышний Аллах требует от своих рабов, чтобы они ответили Ему, уверовали в Него, подчинились Ему, соблюдали Его законы и не грешили. Их ответом Аллаху является приближение к Нему. Может быть, они возьмутся за причины, которые сделают их зов таковым, что на него будет отвечено: «Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, быть может, они последуют верным путём».

Польза взывания к Аллаху — дуа

Здесь необходимо упомянуть некоторые факты, связанные с дуа, чтобы это дело было ясным для раба, когда он взывает к своему Господу:

1. Дуа является поклонением, и более того, оно является вершиной поклонения, согласно словам Всевышнего Аллаха:

وَقَالَ رَبُّكُمُ ٱدۡعُونِيٓ أَسۡتَجِبۡ لَكُمۡۚ إِنَّ ٱلَّذِينَ يَسۡتَكۡبِرُونَ عَنۡ عِبَادَتِي سَيَدۡخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ ٦٠

«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными» (40:60).

Всемогущий Аллах назвал дуа поклонением после того, как сказал: «Взывайте ко Мне». И это подобно словам Пророка (с.а.с.): «Дуа — это основа поклонения».3
Дуа является поклонением, и Всевышний Аллах любит раба, который проявляет усердие в нём. «Поистине, Аллах любит усердствующих в мольбе (дуа)».4 Тот, кто не взывает к Аллаху, оставил много благого. И если раб не взывает к Аллаху по причине высокомерия, то этот человек становится из числа тех, о ком Всевышний Аллах сказал: «Войдут в Геенну униженными», т.е. презренными, оскорблёнными, потерпевшими урон.

2. Поистине, Всевышний Аллах велел нам, чтобы мы взывали к Нему, в то время как мы отвечаем Ему, соблюдая Его законы и подражая Посланнику Аллаха (с.а.с.): «Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, быть может, они последуют верным путём». А также, как сказал Посланник Аллаха (с.а.с.): «Есть тот, кто взывает к Аллаху в то время, как еду и питьё своё он зарабатывает запретным путём. И как будет отвечено мольбе такого?».5

3. Дуа — это поклонение, но это не означает, что мы должны оставлять преследование причин. Ведь это ясно в книге Аллаха и Сунне Его Посланника (с.а.с.). Аллах говорит: «Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, быть может, они последуют верным путём», то есть: быть может, они возьмутся за причины и преуспеют в том, в чём их мольба будет принята.

Посланник Аллаха (с.а.с.), подготовил войско Бадра, расположил всех по своим местам и подготовился к сражению. Затем Посланник Аллаха (с.а.с.) стал долго взывать к Аллаху о победе, что даже Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал ему: «Части этого хватило бы тебе, о Посланник Аллаха!».6

Затем, когда Аллах дозволил Посланнику Аллаха (с.а.с.) переселиться из Мекки в Медину, он (с.а.с.) предпринял всё, что может предпринять человек из того, что ведёт к спасению. И в то же время он (с.а.с.) взывал к Аллаху против Курайша, чтобы Он отвратил их от него (с.а.с.), спас от их козней и помог добраться до Медины благополучно.

И вместо того, чтобы отправиться на север, где расположена Медина, он (с.а.с.) направляется на юг и скрывается вместе с Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, в пещере Савр. Затем он (с.а.с.) ожидал вестей от Абдуррахмана ибн Абу Бакра относительно того, что планирует и замышляет Курайш. Затем, для того, чтобы сбить и запутать Курайш, он (с.а.с.) оправляет в Мекку сына Абу Бакра с овцами, чтобы стереть следы. Он (с.а.с.) оставался в пещере три дня, пока не ослабли поиски Курайша, и только потом продолжил путь в Медину. Посланник Аллаха (с.а.с.) был уверен в том, что он доберётся благополучно до Медины. И он (с.а.с.) ответил Абу Бакру, когда тот испугался, что их может настичь Курайш, когда Абу Бакр увидел их возле пещеры. Он сказал Посланнику Аллаха (с.а.с.): «Если бы один из них посмотрел на место своих стоп, то увидел бы нас». А Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил ему: «Что ты думаешь о двоих, когда третьим из них является Аллах?».7

إِلَّا تَنصُرُوهُ فَقَدۡ نَصَرَهُ ٱللَّهُ إِذۡ أَخۡرَجَهُ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ ثَانِيَ ٱثۡنَيۡنِ إِذۡ هُمَا فِي ٱلۡغَارِ إِذۡ يَقُولُ لِصَٰحِبِهِۦ لَا تَحۡزَنۡ إِنَّ ٱللَّهَ مَعَنَاۖ

«Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): «Не печалься, ибо Аллах — с нами» (09:40).

Затем Посланник Аллаха (с.а.с.) говорит Сураке, который почти догнал Посланника Аллаха (с.а.с.) и Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, желая поймать их за награду, которую определил Курайш. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ему: «Возвращайся, и тебе будет браслет Хосроя».8

Посланник Аллаха (с.а.с.), берётся за все причины, и мы должны подражать ему в этом. И в это же время он (с.а.с.) взывает к Аллаху, чтобы Он спас его от неверных Курайша и обернул их козни против их самих. Он (с.а.с.) выходит из своего дома ночью и, видя, что неверные окружили его дом, бросает им в глаза землю.9

Он (с.а.с.) был спокоен за то, что Аллах ответит ему и отведёт их от него; на них был наведён сон, и Посланник Аллаха (с.а.с.) вышел из своего дома и ушёл.
Таким образом, дуа не означает оставление причин, а наоборот — причины неразрывно связаны с ним.

И кто хочет, чтобы вновь установился Халифат, не должен ограничиваться лишь взыванием (дуа) к Аллаху для того, чтобы это осуществилось, а наоборот — он должен трудиться с теми, кто работает для установления Халифата, и просить Аллаха о помощи и скорейшем осуществлении этого дела. Он должен искренне усердствовать в мольбе, берясь за все причины.

И так во всех делах: человек должен искренне совершать их ради Аллаха, быть правдивым с Посланником Аллаха (с.а.с.), взывать к Аллаху и усердствовать в этом. Воистину, Аллах — Слышащий и Отвечающий.

4. Всевышний Аллах отвечает на дуа взывающего и отвечает нуждающемуся, если он обращается к Нему:

وَقَالَ رَبُّكُمُ ٱدۡعُونِيٓ أَسۡتَجِبۡ لَكُمۡۚ

«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам…» (40:60),

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌۖ أُجِيبُ دَعۡوَةَ ٱلدَّاعِ إِذَا دَعَانِۖ

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (02:186),

أَمَّن يُجِيبُ ٱلۡمُضۡطَرَّ إِذَا دَعَاهُ وَيَكۡشِفُ ٱلسُّوٓءَ

«Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло…» (27:62).

Необходимо отметить тот факт, что ответ на мольбу имеет шариатскую действительность, которую разъяснил Посланник Аллаха (с.а.с.), сказав: «Какой бы мусульманин ни взывал к Аллаху с мольбой, в которой нет греха и прерываний родственных связей, Аллах даст ему одно из трёх: ответит на его зов, или же оставит награду на Судный день, или же отстранит от него подобное зло». Тогда люди сказали: «Мы будем больше взывать». Он (с.а.с.) ответил: «Аллах всё равно больше в ответе».10

«Аллах будет отвечать мусульманину до тех пор, пока он не будет взывать о грехе или прерывании родственных отношений и пока не будет торопиться». Его (с.а.с.) спросили: «О Посланник Аллаха, а что значит торопиться?». Он (с.а.с.) сказал: «Когда кто-то говорит: «Я взывал, взывал, а Аллах не отвечает мне». Затем он печалится и оставляет мольбу (дуа)».11

Это означает: не обязательно, чтобы ответ на дуа, мольбу был в этой жизни. Может быть, Аллах сохранит его для следующей жизни, и там человек получит великое вознаграждение, или же Аллах отстранит от него подобное зло.

Мы взываем к Аллаху, и если мы будем правдивыми, искренними и будем повиноваться Ему, тогда мы можем быть уверенными в ответе согласно тому значению, которое пояснил Посланник Аллаха (с.а.с.).

5. Ответ на зов (дуа) не означает изменение предопределения в Высшем Писании или изменение знаний Аллаха. То есть, это не означает, что Аллах не знал, что раб будет взывать к Нему и что Он ответит ему, и, следовательно, это не записано в Высшем Писании. А поэтому вопрос так не ставится: как Аллах ответит на зов Своего раба, когда Его предопределение завершилось в Высшем Писании?! Так не говорится, потому что зов и ответ на него не являются новым явлением, о котором не было у Аллаха знаний.

Предопределение — это знание Аллаха, т.е. то, что записано в Высшем Писании, и всё, что произойдёт, записано там. И Аллах знает, что тот человек будет взывать к Нему. И если Он предопределил ему ответить, то записал, что тот человек будет взывать о том-то и что это осуществится так-то и так-то. Зов не является новым явлением, о котором у Аллаха не было знаний, или же это не было записано в Высшем Писании. Точно так же ответ на зов — всё записано в Высшем Писании. Аллах знает скрытое и знает, что делает и говорит Его раб. Всё было записано до сотворения. Зов, которым взывает раб к Аллаху, записан у Аллаха, и Он знает о нём. Точно так же и ответ записан у Аллаха в вечности ещё до сотворения.

Зов и ответ на него не находятся за пределами знаний Аллаха. Они записаны в Высшем Писании так, как они произойдут. Аллах знает сокрытое, от Него не утаится пылинка на небесах и на земле:

لَا يَعۡزُبُ عَنۡهُ مِثۡقَالُ ذَرَّةٖ فِي ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَلَا فِي ٱلۡأَرۡضِ وَلَآ أَصۡغَرُ مِن ذَٰلِكَ وَلَآ أَكۡبَرُ إِلَّا فِي كِتَٰبٖ مُّبِينٖ

«…Ни на небесах, ни на земле не ускользнёт от Него даже то, что весом с мельчайшую частицу, или меньше неё, или больше неё. Всё это есть в ясном Писании» (34:03).

6. Всевышний Аллах упомянул аяты поста, однако Он разделил их, и между ними находится мольба (дуа). И это разделение означает, что есть какая-то вещь, которую Аллах хочет выявить. Мудростью упоминания мольбы между аятами поста является то, что мольба в месяц Рамадан имеет огромное значение; и она близка к тому, что Аллах ответит на неё. Ведь месяц поста — это месяц чистого поклонения Аллаху. Постящийся близок к своему Господу, и его мольбы принимаемы Аллахом, как это приводится в благородном хадисе: «Мольба троих не отвергается Аллахом: справедливого Имама, постящегося, пока не совершит разговения, и мольба угнетённого, которую Аллах поднимет выше туч в Судный день, и ей откроются двери небес. И Всевышний Аллах скажет: «Клянусь Своим величием и могуществом, Я помогу тебе, даже если через какое-то время».12

И приведение мольбы (дуа) между аятами поста указывает на побуждение делать дуа в месяц поста и разъясняет его значимость. Радуйтесь принятию мольбы, и, поистине, Аллах — Слышащий, Принимающий.

1 Ад-Дураль-Мансур: 2/469, тафсир ат-Табари: 2/158.
2 Ибн Маджа: 3782, Ахмад: 2/540.
3 Ат-Тирмизи: 3293, Ахмад: 4/271
4 Приводит ат-Табарани с цепочкой, передатчики в которой являются надёжными, но в ней есть анъана от Аиши и хадис является марфуъ. Фатх-уль-Барий: 95/11.
5 Ат-Тирмизи: 2915, Ахмад: 2/328, Муслим: 1015, ад-Дарими: 2/300.
6 Сирату Ибн Хишама: 2/626.
7 Бухари: 3380, 4295, Муслим: 4389, ат-Тирмизи: 3021, Ахмад: 1/4.
8 Ар-Равдуль анф в тафсире Сиры Ибн Хишама ас-Сухайлий: 2/233.
9 Сира Ибн Хишама: стр 483.
10 Ахмад: 3/18, аль-Адабуль Муфрад аль-Бухари: 713.
11 Муслим: 4918, ат-Тирмизи: 3303.
12 ат-Тирмизи: 3522, он сказал — хороший хадис, Ахмад 2/305.