Достоинство ансаров в благородном Коране
Достаточным достоинством является то, что Всевышний Аллах говорит о них в благородном Коране, описывая их таким описанием, о котором мечтает каждый мусульманин. Он говорит о них, описывая их преуспевшими, первыми. Он требует от нас следовать им. Он доволен ими и они довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. И как прекрасны их деяния. Всевышний Аллах говорит:
وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ
«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это великое преуспеяние» (9:100).
Так же Всевышний сказал о них:
لَّقَد تَّابَ اللَّهُ عَلَى النَّبِيِّ وَالْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنصَارِ الَّذِينَ اتَّبَعُوهُ فِي سَاعَةِ الْعُسْرَةِ مِن بَعْدِ مَا كَادَ يَزِيغُ قُلُوبُ فَرِيقٍ مِّنْهُمْ ثُمَّ تَابَ عَلَيْهِمْ إِنَّهُ بِهِمْ رَءُوفٌ رَّحِيمٌ
«Аллах принял покаяния Пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час, после того, как сердца некоторых из них чуть было не уклонились в сторону. Он принял их покаяния, ибо Он Сострадательный, Милосердный» (9:117).
Приказывая верующим, Всевышний сказал: «Будьте как ансары!» Счастье тем, кто из таких!
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُونُوا أَنصَارَ اللَّهِ كَمَا قَالَ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ لِلْحَوَارِيِّينَ مَنْ أَنصَارِي إِلَى اللَّهِ قَالَ الْحَوَارِيُّونَ نَحْنُ أَنصَارُ اللَّهِ فَآمَنَت طَّائِفَةٌ مِّن بَنِي إِسْرَائِيلَ وَكَفَرَت طَّائِفَةٌ فَأَيَّدْنَا الَّذِينَ آمَنُوا عَلَى عَدُوِّهِمْ فَأَصْبَحُوا ظَاهِرِينَ
«О те, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха. Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал апостолам: «Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?» Апостолы ответили: «Мы помощники Аллаха». Часть сынов Исраила (Израиля) уверовала, а другая часть не уверовала. Мы поддержали тех, которые уверовали, в борьбе с их врагами, и они вышли победителями» (61:14).
Достоинство ансаров в Сунне, и в благородной истории Пророка ﷺ
Приводится в истории о второй Акъаба: «Ансары сказали: «Если мы сдержим наше слово что нам за это будет, о, Посланник Аллаха?». Он ﷺ сказал: «Рай». Они ответили: «Протягивай руку». Он протянул руку и они дали ему байат (договор)». И противоположное этому ожидает тех, от которых требуется великая помощь, в то время, как Ислам страдает из-за них, а они продолжают подчиняться правителям тиранам.
Передают Бухарий и Муслим, от Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Признак веры – любовь к ансарам, а ненависть к ним – признак лицемерия». Передает Тирмизи со слов аль-Бара, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Только верующий любит ансаров, и только лицемер ненавидит их, и (поэтому) Аллах полюбит того, кто любит их, а того, кто их ненавидит, Аллах возненавидит». Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк ﷺ, увидевший женщин и детей (из числа ансаров), которые возвращались со свадьбы, встал во весь рост и трижды сказал: «О Аллах, вы — из числа самых любимых для меня людей!»».
Так же от Бухарий сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз, одна женщина, из числа ансаров, пришла к Посланнику Аллаха ﷺ вместе со своим сыном, и Посланник Аллаха ﷺ поговорил с ней, а потом дважды сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, для меня вы — самые любимые люди!»». Передает Муслим, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, ансары мои приближенные и соратники, и поистине, людей будет много и мало, принимайте от добродетелей, и прощайте их злодея». Передает Муслим от ибн Аббаса, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Человек, верующий в Аллаха и в Судный день, не будет ненавидеть ансаров».
Сообщается от Бухарий, что Амру ибн Мурра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал от Абу Хамзы, что он говорил: «(Однажды) ансары сказали: “О Посланник Аллаха, у каждого пророка были последователи, а мы последовали за тобой, так обратись же к Аллаху с мольбой, чтобы Он причислил к нам и наших последователей!” — и Пророк ﷺ обратился к Аллаху с мольбой об этом». В этой же проникнутой чувствами хутбе, после деления добычи Хунайна, Посланник Аллаха ﷺ обратился к ансарам со словами: «Разве вы не довольны тем, что люди возвращаются, забирая с собой верблюдов и баранов, а вы возвращаетесь с Посланником Аллаха ﷺ. Ибо клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, если бы не хиджра, я непременно был бы одним из ансаров, и если бы люди направились к какому либо ущелью, а ансары к другому, я бы последовал за ансарами. О Аллах, помилуй ансаров, их детей и детей их детей».
Какая еще заслуга может быть больше этой? Когда признаком веры является любовь к этим людям, а ненависть к ним – лицемерием. И какое положение может быть лучше, чем быть самым любимым человеком Посланника Аллаха ﷺ. Какой почет может быть еще больше, чем прощение и милость их детям и детям их детей, их женам и их потомству? И еще больше, когда их последователи и друзья причисляются к ним. Какая слава и честь, когда трон Милостивого содрогнулся при смерти человека по имени Саъд ибн Муаз. То, чем он отличился от других сподвижников – это нусра (помощь). Передает Аль-Бухари со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк ﷺ сказал: «Престол Аллаха закачался из-за смерти Саъда ибн Муаза».
Все это достоинство только для ансаров, и никто больше, за исключением мухаджиров, не имеет такой чести и достоинства. Так где же ансары сегодняшнего дня, ведь двери помощи (нусра) открыты на распашку, чтоб они могли вернуть историю первых ансаров, первых героев?! И если эти двери были закрыты на протяжении многих веков, то сейчас они открыты снова. Благо и поздравление тому, кого Аллах изберет для их открытия. Ибо после этого открытия, они закроются навсегда, а Аллах знает лучше.
Абу Такъий аш-Шамий