Всевышний Аллах сказал:
«Женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости» (4:3).
Этот аят был ниспослан Пророку ﷺ в восьмом году по хиджре. Причиной ниспослания его стало ограничение количества жен четырьмя. До этого, в этом не было никаких ограничений. Всевышний Аллах своей милостью и благородством по отношению к человеку разрешил ему многоженство и ограничил его четырьмя женами. Мужчина имеет право совмещать в своем попечительстве одновременно четырех жен. При этом Аллах требует справедливого отношения к ним, а иначе, в случае угрозы несправедливости, приказывает довольствоваться одной. Тем не менее, справедливость не является условием разрешенности многоженства, напротив, это требование в отношении мужчины, который берет в жены нескольких женщин. Другими словами, многоженство – это одно шариатское решение, а справедливость среди них – другое шариатское решение. Из этого становится ясно, что Всевышний Аллах позволил многоженство без всяких ограничений, условий и мотивации.
Справедливость, требуемая в отношении жен, не означает абсолютную справедливость. Она означает справедливость в супружестве между женами в рамках естественных возможностей человека. Потому что Аллах не возлагает на человека то, что ему не под силу. Всевышний Аллах говорит:
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты – наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми» (2:286).
Возложенная на мужа справедливость – это равноправное отношение к своим женам в том, что ему под силу в вопросе ночлега, питания, одежды, жилья и т.п. Что же касается симпатии, т.е. любви и желания, то в этих вопросах не требуется быть справедливым. Поскольку это из категории невозможного и исключения согласно тексту Корана. Всевышний Аллах говорит:
«Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании. Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящей. Но если вы исправите положение и будете богобоязненны, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (4:129).
Потому что человек не сможет быть справедливым в своей любви. Это подтверждается хадисом, переданным от Аиши, что она слышала, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Аллах! Это моя доля в том, что под силу мне. И не осуждай меня за то, что не под силу мне» (имеет в виду его сердце) (вывел аль-Хаким и Ибн Хиббан).
Многоженство не является ни обязательным, ни рекомендуемым делом, а всего лишь позволением, которое узаконил Ислам для мужчин при наличии желания. Исходя из этого, выявляется то, что общество, в котором разрешается многоженство, не страдает случаями, когда мужчина имеет несколько любовниц, а общество, в котором запрещается многоженство, распространены подобные случаи. Более того, многоженство решает ряд проблем, возникающих в исламском социуме и требующих решения посредством многоженства. К таким проблемам можно отнести следующие аспекты:
1 – Ислам является наивысшим человеческим посланием, которое мусульмане обязаны взять в основу своего развития и донести его до людей, что нуждается в присутствии мощного государства, обладающего всеми компонентами могучей сверхдержавы. Это в свою очередь нуждается в количестве населения и многочисленности тех индивидуумов, которые работают ради этого. Единственный путь увеличения – это ранний брак, с одной стороны, и многоженство, с другой. Современные государства осознали ценность многочисленности населения и начали работать над увеличением численности своего населения путем стимулирования к браку и поощрения многодетных семей.
Немецкий путешественник Пол Шмидт, понял большую рождаемость мусульман и назвал эту черту одним из основных элементов их силы. В своей книге «Ислам – сила завтрашнего дня» он сказал: «Составные силы Исламского Востока сосредоточены в трех факторах».
– В силе Ислама, как религии, вероучении, образцовости и братства между различными полами, расами и цивилизациями.
– В изобилии его природных ископаемых, разбросанных от Атлантического океана недалеко от границ Маракеш с Запада до Тихого океана на границах Индонезии с Востока. Эти многочисленные ископаемые представляют собой мощнейшую экономическую единицу и самодостаточность, которая дает возможность мусульманам в случае их объединения и сотрудничества абсолютно не нуждаться в Европе и других государствах.
– Плодотворная рождаемость мусульман, которая позволяет им беспрецедентно увеличивать свое население.
Затем сказал: «Если объединить эти три фактора, то исламская угроза станет угрозой, предвещающей гибель Европы и мировое лидерство в регионе, которое выступает центром всего мира».
2 – Государство, обладающее посланием, в большинстве случаев подвергается тяжестям войны, вдобавок к эпидемиям, землетрясениям, ураганам и другим природным стихиям, как и другие государства. В результате этого гибнут множество людей, и увеличивается процент девушек и вдов, которые нуждаются в попечительстве. Единственный способ обеспечение им надежного попечения – это выдачи их замуж. Для того чтобы возместить потери людей, следует увеличивать процент рождаемости, в чем многоженство может сыграть активную и позитивную роль.
3 – У некоторых народов процент девушек значительно превышает процент мужчин по причине воинов, как упоминалось выше, или от судьбы. Данная разница нуждается в применении закона многоженства, чтобы удержать девушек от дурных поступков и распутства, что может привести к разложению моральных устоев общества, а также спасти их от мучительных страданий, лишения и незамужнего одиночества.
Рассказывает доктор Мухаммад Юсуф Муса: «Я и несколько моих египетских друзей приняли участие в международной конференции в Мюнхене в 1948 году по обсуждению проблемы превышения численности женщин, проживающих в Германии, по сравнению с численностью мужчин, живущими там. Мы сказали им то, что многоженство является единственным решением этой проблемы. Сначала наше мнение было воспринято с удивлением и недовольством, затем, в конечном счете, его внесли в перечень рекомендаций, которые были утверждены конференцией».
По возвращению на родину в 1949 году меня еще больше обрадовало то, что некоторые египетские газеты опубликовали о том, что жители западной столицы Германии Бона, требуют узаконивания многоженства на конституционном уровне.
4 – Способности мужчины к оплодотворению более широкие, чем способности женщины. С самого совершеннолетия, до самой старости он способен продолжать человеческий род. В то время, как женщину обделяют от этого периоды менструального цикла, беременность, роды, послеродовое очищение и кормление грудью. Более того способность родить у женщины заканчивается в возрасте между пятидесяти или сорока пяти лет, а порой и в сорок. В то время, как мужчина способен оплодотворить даже после шестидесяти и семидесяти лет. Если женщина неспособна исполнить супружеское предназначение, что остается мужчине в этом положении? Несомненно, лучше если он возьмет себе вторую жену, защитит себя и сохранит целомудренность. Всевышний Аллах говорит:
«Прелюбодейку и прелюбодея – каждого из них высеките сто раз. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих» (24:2).
5 – Может случиться так, что жена бесплодная или неизлечима, но муж сильно любит её, и в то же время хочет иметь детей. Здесь ему остается либо согласиться с этой нелегкой реальностью и лишить себя детей, либо развестись с любимой женой и жениться на другой, чтобы родить детей. Очевидно, ему следует обратиться за решением к Исламу, жениться на другой женщине, чтобы она родила ему детей от него, а также продолжить супружество с первой женой, которую он сильно любит.
6 – Существуют необычные темпераменты у некоторых мужчин, которые не могут удовлетвориться одной женщиной, в особенности в жарких регионах. И перед ними стоят только два варианта, либо истощить свою жену и навредить её здоровью, либо прибегнуть к распутству и прелюбодеянию. Поэтому мужчинам с подобным темпераментом необходимо обеспечить возможность для удовлетворения своего сильного телесного голода узаконенным Аллахом путем – многоженство.
Это несколько частных и массовых причин, которые усмотрел Ислам. Всевышний Аллах предписал законы не для особого поколения людей, и не на определенное время, напротив, для всех людей и до конца света, на все времена и местности.
Принятие и применение этого законодательства в исламском мире сыграло весьма важную роль в сохранении его в чистом виде и удержании от непристойных поступков и разврата, которые распространились и обрели массовый характер в тех обществах, которые не веруют и не признают многоженство. В таких обществах можно заметить следующие явления:
1. Распространение греховности и бесчестия, что численность ведущих произвольную половую жизнь превышает численности замужних женщин в этих обществах.
2. Увеличение рождаемости внебрачных детей. Процент рождаемости таких детей намного превысил процент законнорожденных детей. В США ежегодно рождаются свыше двухсот тысяч незаконнорожденных детей. Это показывает степень разложения морального уровня в Америке.
3. Эти незаконные отношения стали причиной появления злокачественных заболеваний, душевных расстройств и нервных срывов.
4. Проникновение факторов ослабевания и упадочности в психику человека.
5. Разрушение связи между мужем и женой и расстройство супружеской жизни, а также разложение семейных узел и утрата их ценности.
6. Отсутствие уверенности в потомстве. Даже муж не может быть уверен в том, что являются ли дети, которых он воспитывает, его детьми.
Эти и другие порочные явления, стали естественным следствием противоречия первозданной природе человека и отклонения от установленных Аллахом норм. Все это очевидно доказывает то, что мнение Ислама является наиблагоприятнейшим мнением, а его законодательство – наиболее отвечающим природе, во все времена и повсюду.
История многоженства:
В действительности это система практиковалась во многих народах до прихода Ислама. Этими народами были:
Древние евреи, арабы доисламской эпохи и славяне, к которым относятся такие страны, как Россия, Литва, Эстония, Польша, Чехословакия и Югославия и т.д. Также у некоторых германских и саксонских народов, к которым относятся такие страны, как Австрия, Швейцария, Бельгия, Голландия, Дания, Швеция, Норвегия и Англия.
Поэтому неверным является утверждение того, что Ислам первым принес эту систему. На самом деле система полигамии практикуется по сегодняшний день среди некоторых народов, которые не исповедуют Ислам, как, например, Африка, Индия, Китай, Япония.
Также неверно утверждать то, что эта система ограничена теми нациями, которые исповедуют Ислам, как утверждает Запад, и что она не имеет никакого отношения с христианской религией, которая в своей основе запрещает полигамию. Поскольку не существует никакого ясного текста в Евангелии, указывающего на подобный запрет. Моногамия (система единобрачия) была распространена исключительно среди греческих и римских народов.
Существует и другой факт, это то, что полигамия (система многоженства) ярко проявляется лишь среди культурно развитых народов, и отсутствует среди отсталых и примитивных народов. Как об этом заявили социологи под руководством Стюрмарка, Хопхоса, Хиллера и Генрбридж.
Многие социологи и культурологи считают то, что масштабы системы многоженства выступят далеко за границы исламских стран и будет расти численность народов, которые будут принимать её с каждым прогрессом цивилизации и культуры. Следовательно, неправильно думают те, кто связывает систему многоженства с отсталостью культуры. Напротив, все полностью наоборот, где появляется эта система, там наблюдается развитие, культура и прогресс.
В довершении хочу сказать, что я не занимаю позицию оправдания Ислама. Мне хотелось лишь показать в своей статье то, что шариатские законы являются истинными в силу того, что исходят от Всезнающего Аллаха и только. А также то, что Ислам пригоден к применению во все времена и во всех регионах, и что единственный путь к правильному развитию лежит через полное претворение Ислама во всех сферах жизнедеятельности человека. Я прошу Всевышнего Аллаха одарить нас справедливым лидером (имамом), который будет претворять над нами Ислам.
«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55).
Ваша сестра Умм Такъий