Аль-Ваъй уже публиковал первую часть исследования в прошлых номерах (№246-247). Сегодня мы представляем вашему вниманию вторую часть данного исследования, подготовленного американской политической корпорацией «РАНД», относительно построения сетей умеренных исламистов. Исследование провели Черил Бернард, Анжела Рабаса, Ловелл Шварц и Питер Скил.
Потенциальные союзники и партнеры: сторонники секуляризации, либералы и традиционные суфии
Исследование выявляет три важные группы в исламском мире, способные стать благоприятной почвой для построения сетей умеренных исламистов. Это – сторонники секуляризации, либеральные исламисты и «традиционные» умеренные мусульмане, в том числе и суфии. Все вышеперечисленные смогли бы противостоять радикальным исламистам.
Согласно исследованию сторонники секуляризации в исламском мире, в частности в арабских государствах, переживают слабость и изолированность, учитывая тесную связь, сложившуюся между секуляризацией и общественными режимами. Также раскрыто существование трех категорий сторонников секуляризации:
1) Либеральные сторонники секуляризации поддерживают претворение антиклерикальных законов (секуляризации) в исламских странах. Они верят в западные секуляризационные ценности, основанные на так называемой «светской религии».
2) Ататюркские сторонники секуляризации (имеют присхождение от турецкой секуляризации) – запрещают любые религиозные признаки в общественной жизни, например, в учебных и др. заведениях, общественных местах. Эта категория напоминает французскую и тунисскую модели секуляризации. Лучшим примером тому служит их позиция в отношении хиджаба.
3) Авторитарные (властные) сторонники секуляризации, список которых охватывает приверженцев партии «Баас» (в Сирии) и Г. Абдель Насера (в Египте) и новых коммунистов. Несмотря на свою ярко-выраженную секуляризационную настроенность, они придерживаются некоторых религиозных символов исключительно ради формальности, чтобы завоевать симпатии масс, например, как это делал экс-президент Ирака Саддам Хусейн.
Либеральные исламисты, несмотря на свои отличия от сторонников секуляризации в своей политической идеологии, несут политические и идейные соображения, которые в целом соответствуют западным ценностям. Они представляют круги исламских модернистов. Ярким примером тому является малазийский исламский активист Алил Абсар Абдуллах и его либеральная сеть. В исследовании говорится, что либеральные исламисты имеют своеобразную модель исламского либерализма, которая гармонирует с западной либеральной демократией, особенно в отношении демократии, государственного устройства, прав человека и политики. Более того, они имеют продвинутую и конструктивную позицию в отношении вопроса претворения шариата, согласно показаниям исследования, учитывая то, что они рассматривают шариат историческим достижением, а также считают, что некоторые его законы не отвечают сегодняшней действительности. В этой связи в исследовании приводятся труды тунисского политического деятеля Мухаммада Шарфи (в частности книгу «Ислам и свобода – историческая путаница»), который интерпретирует исламское законодательство в период омеядского и аббасидского правления, как союзничество между правительственными и духовными деятелями.
Согласно исследованию традиционные мусульмане и суфии составляют большинство среди жителей исламского мира и выражают консервативный Ислам, заявляя о необходимости следования по стезе предшественников и соблюдения духовной стороны Ислама. В своем понимании Ислама они опираются на четыре мазхаба. Отмечается, что эти мусульмане являются самыми лютыми противниками ваххабитов и джихадовских салафов.
В работе говорится, что суфии пользуются значительным признанием в Боснии, Сирии, Казахстане, Иране, Индонезии. В то время как в Марокко, Турции, Индии, Албании и Малайзии они числятся лишь формально. Согласно исследованию, некоторые суфийские группы придерживаются радикализма и экстремизма.
В исследовании предлагается в качестве образца цивилизованного суфизма опыт Фетхуллаха Гюлена в Турции, который осуждает политику государства из-за введения в обязанность исламского шариата. По его мнению, государство не должно навязывать обществу религию, поскольку религия представляет собой одну из форм индивидуальной идентичности.
Допустима ли интеграция исламистов?
Исследователи указывают на возникновение бурной дискуссии в США и Европе относительно интеграции исламистов в политический процесс и о взаимодействии с ними, как с партнерами. В исследовании приводится два противоположных взгляда на этот вопрос. Первый предусматривает интеграцию и строится на трех аргументах;
1) Исламисты представляют собой возможную альтернативу общественным системам в Исламском мире, особенно в арабских странах.
2) Ряд исламских организаций берут в основу демократические взгляды и строятся на уважении плюрализма и прав меньшинств. Например, как это обстоит с египетской организацией «Ихван-уль-Муслимун».
3) Данные исламисты наиболее благоприятные претенденты, способные противостоять угрозе радикализма, исповедующего насилие и террор. Они имеет больше возможности противостоять этому явлению, чем традиционные духовные лица.
Между тем, второй взгляд выступает против интеграции исламистов и взаимодействия с ними, как с партнерами, по трем причинам.
1) Отсутствие уверенности в том, что слова исламистов относительно своей позиции к демократии выражают тактическую позицию, а не стратегическую. Неизвестно, примут ли они идеологию отделения религии от государства и откажутся ли от идеи исламской государственности или нет?
2) Возможно вначале эти исламисты будут играть активную роль в противостоянии сторонникам джихада, и тем самым утратят доверие народа. А значит, противостояние окажется дорогостоящим и займет много времени.
3) Лучший метод обращения с этими исламистами – укрепление их сетей и утверждение их в качестве рупора других групп, перед тем, как перейти к обсуждению партнерства и союзничества с ними.
В этой связи исследование приводит пять прослоек, которые необходимо поддерживать в исламском мире. Ими являются: 1) академики, мыслители, либералы и сторонники секуляризации; 2) молодежь из числа религиозных деятелей; 3) активисты гражданского общества; 4) группа активистов в области прав женщины; 5) писатели, журналисты и репортеры.
Европейское крыло сети
В работе уделено значительное внимание той роли, которую могут сыграть исламские общества в Европе для оказания помощи сетям умеренных исламистов. Ведь численность мусульман в европейских государствах, согласно исследованию, достигает около 15 миллионов. Также, авторы исследования предостерегают от взаимодействия с рядом руководителей исламских центров в Европе, которые ошибочно могут считаться умеренными. Среди них имам Абдух Лабан – глава исламского центра в Дании, который отрицательно отнесся к карикатурам Пророка в Дании, по словам исследователей.
Между тем, в исследовании указывается на необходимость содействия умеренным, представляющим себя в качестве европейских мусульман. В качестве примера, они упоминают форум студентов Европейского Союза, который организовывает программу студенческого и культурного (просвещенческого) обмена в помощь идее умеренного либерального Ислама. В мероприятиях этой организации принимают участие ряд журналистов, писателей и творческих деятелей. Среди них: Насир Хидр, член фолькетинга (Датского парламента) от либеральной социалистической партии, Рашид Каший, член парламента Франции и туниска Самия Лабида, учредительница нескольких неправительственных ассоциаций по продвижению умеренного исламского направления в Европе. Не говоря уже о шейхе Хади Саббах, имаме мечети «Басва» в Германии, который осуждает использование жестокости и различия с христианами, а также ярый противник фундаментализма – Сухайб Ибн аш-Шейх.
Исследование также рекомендует следующие организации: «Испанский союз исламских ассоциаций», «национальный союз мусульман Франции» и «Британский исламский совет», а также ряд исламских обществ в балканских странах.
Южно-восточное азиатское крыло
В исследовании говорится о необходимости построения сетей в юго-восточной Азии, и для начала рекомендуется укрепить сотрудничество с организацией «Нахдат-уль-умма» (пробуждение уммы), которая имеет около 15 тысяч приверженцев, и с ассоциацией «Мухаммедия», которая руководит сетью образовательных и общественных организаций.
Также существует сеть либеральных мусульман, которая появилась в 2001 году в целях противостояния росту фундаментализма в Индонезии. Руководит ею Алил Абсар Абдуллах, который в 2004 году был обвинен в неверии со стороны консервативных исламистов. Комитет индонезийских исламских ученых издал фетву, осуждающую идеи плюрализма, либерализма и секуляризации за то, что они, по своей форме и содержанию, направлены против Ислама.
Исследование отмечает несколько ассоциаций в юго-восточной Азии, которые можно рассматривать в качестве потенциальных партнеров в сети умеренных исламистов. Как, например, исламские образовательные учреждения, распространенные в юго-восточной Азии, в частности училища и высшие учебные заведения.
Ближневосточное крыло
В исследовании указывается на крайнюю слабость сетей умеренного Ислама в странах Ближнего Востока. Это требует, по их мнению, образования либерального течения в целях «перехвата» экстремистских толкований Ислама «из уст» радикально настроенных исламистов. В исследовании подчеркивается то, что по причине отсутствия либеральных организаций, мечети становятся единственным средством политической вербовки.
Согласно исследованию либеральное течение в Египте нуждается в помощи. Причем сторонники этого течения неоднократно просили помощь у США для построения либеральной сети, чтобы наладить интенсивное общение между либеральными просветителями. Поскольку «египетский» Ислам по своей природе умеренный и находится в полном противоречии с «саудовским».
Между тем, Иордания выступает образцовой страной для построения умеренных сетей в арабском мире. В этой связи авторы исследования приводят слова доктора Мустафы Хамарана, директора центра стратегических исследований в Аммане: «Иорданское общество больше готово, чем само правительство, учитывая мощное народное желание к реформам и демократии».
Также отмечается, что большинство стран Персидского залива расположено к умеренному Исламу, как это обстоит в Кувейте, Бахрейне и ОАЭ. Однако проблема заключается в отсутствии сетей, которые могли бы регулировать взаимоотношения. В то время как сторонники салафизма и суфизма успешно пользуются подобными сетями, согласно словам авторов исследования.
В Кувейте организация «Ихван-уль-Муслимун» доминирует в кувейтском университете и кувейтской казне. Среди них, например, доктор Ахмад Башшар, генеральный секретарь национальной демократической академии в Кувейте, доктор Шимлан аль-Иса, директор института стратегических исследований при Государственном Кувейтском университете, Мухаммад Джасим, заведующий редакцией газеты «аль-Ватан». Что касается Бахрейна, то в нем царит живое гражданское общество, по словам авторов исследования. Исламские течения во всех своих проявлениях: салафы, шииты, организация «Ихван-уль-Муслимун», - все они смогли успешно заполучить большинство парламентских мест на выборах 2002 года. Также немаловажную роль играет экономический блок, борющийся за свободы, уважение человека и свободную экономику.
В ОАЭ, в особенности в Дубае и Абу Даби, настоящего либерального движения нет, за исключением дубайского реформаторского форума и общества по правам человека. В Дубае отсутствуют организации гласности. Так называемыми умеренными просветителями выступают доктор Мухаммад Рукн – заместитель декана факультета шариата и права в университете ОАЭ, и Абдульгаффар Хусайн – директор общества по правам человека в ОАЭ.
В сфере исследовательских программ, авторы этой работы утверждают о существовании ряда проектов, реализацию которых ведут некоторые западные организации для продвижения демократии в ближневосточном регионе. Например, организация «Ибн Рушди» оказывает поддержку свободомыслию. Она была основана в 1998 году и обосновала свою штаб-квартиру в Германии. Своей задачей эта организация ставит оказание посильной помощи независимым арабским мыслителям.
Также существует исследовательский центр по вопросам Ислама и демократии в Вашингтоне, который проводит регулярные семинары и тренинги по демократии и правам человека и устраивает встречи в Иордании, Марокко, Алжире и Египте. Своей основной работой центр считает проведение заседаний между интеллигентами, представляющими разные идейные тенденции, чтобы сблизить взгляды по отношению к ряду проблем. Также, центр занимается воспитанием ближневосточных студентов в духе демократической концепции.
Сторонники секуляризации – забытое звено в борьбе идей
Авторы исследования утверждают, что одной из сильных сторон, способных сыграть действенную (влиятельную) роль в борьбе идей, выступают сторонники секуляризации. Однако существует масса препятствий перед светским движением. Можно отметить наиболее важные из них:
– Связь секуляристов со сторонниками правых движений, без разницы в том, что это происходит на уровне отдельных лиц или групп, особенно в Соединенных Штатах, так как там существует огромное количество исследовательских центров для поддержки подобных движений. Это постоянно встречается с противодействием.
– Концепция секуляризации крайне неясна, в частности среди арабов, особенно если учесть, что некоторые смотрят на нее как на антирелигиозную концепцию.
Однако это не означает невозможность поддержки светского движения. В исследовании упоминаются имена некоторых светских писателей в арабском мире, которым нужно оказать помощь. Например, арабский поэт – Али Ахмад Саид, известный под псевдонимом «Адвинс», египетский просветитель – доктор Наср Хамид Абу Зайд, индийский инженер – Асгар Али, ливанский искусствовед – Марсиль Халифа.
На уровне организаций, авторы исследования рекомендуют некоторые светские организации. Например, «Союз свободных мусульман» - учредитель палестинский адвокат Кемал Навваш. Имеет 12 филиалов в США и по одной в Канаде и Египте. «Организация исламских исследований» была учреждена в Индии под руководством Асгар Али в 1980 году.
Рекомендации содержащиеся в исследовании:
В заключение, авторы данной работы дают ряд рекомендаций, на которые США должны обратить пристальное внимание. Вкратце их можно изложить следующим образом:
США должны начать строить сети умеренных исламистов, как часть широкомасштабной американской стратегии в этом деле. Это можно реализовать посредством образования специального комитета, который бы занимался этой работой.
Наряду с инициативой продвижения демократии на Ближнем Востоке, американское руководство должно заботиться о налаживании связей между сторонниками секуляризации, умеренными деятелями духовенства, мыслителями, журналистами и активистами в сфере прав женщины.
Принять определенные программы в области демократического образования, прессы и правозащитных обществ.
Проводить регулярные интенсивные встречи умеренных исламистов с либералами для обмена мнениями.
Построить международную сеть для объединения либералов и умеренных исламистов по всему миру. Также разработать определенные программы по модернизации их возможностей и средств.